Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция Российской Федерации, ст. 14
Когда говорят: «Я верю в бога», то такое заявление не совсем корректно. Чтобы верить в бога, надо, прежде, верить в его существование. Чтобы верить в его существование, надо доказать его существование. А чтобы доказать его существование, надо понять, откуда он взялся, какие главные этапы в своём развитии он проходил, и с этой точки зрения смотреть на то, чем он стал теперь.
Любое общественное явление мы можем научно понять лишь тогда, когда рассматриваем его в процессе возникновения, изменения, развития, когда мы знаем, какие именно причины вызвали его к жизни.
Исторические корни бога уходят в глубокую древность, в первобытные века. Особенность человека на первобытной стадии его развития состояла в том, что он, выделившись из природы, всё ещё был тесно связан с нею и не научился противопоставлять себя природе в качестве её господина. Люди были слиты со всем, что их окружало. Они считали, что цветы, деревья, звери, птицы, ветры, воды и облака имеют все те свойства, какими обладают они сами. Такое представление о природе было для древних людей вполне естественным.
Но как бы ни был слит с природой первобытный человек, в ней существовали силы, более могучие, чем его собственные. Гром, молния, землетрясения, буря и наводнения, холод и зной, засуха и лесной пожар – все грозные стихийные силы природы, окружавшие первобытного человека, были для него загадочно-таинственными. Не имея возможности подчинить эти силы своей власти, он наделял их сверхъестественными качествами – превращал в богов и духов, чертей и ангелови т.д. Наивно полагая, что эти вымышленные существа, если их не умиротворить, могут причинить ему горе и страдания, он при помощи заклинаний, просьб (молитв), жертвоприношений, пытался умилостивить эти силы. Это обстоятельство было отмечено давно, и уже в древности был выдвинут тезис: «Страх рождает богов».
Таким образом, вера в бога возникла в первобытном обществе как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Зевс, Анубис, Марс, Ра, Аполлон, Афродита, Исида, Венера, Посейдон и другие боги древнего мира есть лишь олицетворение людьми сил природы. Это показывает мифология всех древних народов. Боги ведут тот же образ жизни, что и люди: они также сражаются и ссорятся друг с другом, проявляют хитрость и коварство, занимаются чревоугодием, любят и ненавидят и даже соблазняют человеческих жён. В то же время отношения между богами и людьми принимают характер сделки: я тебе, боже, приношу жертву, а ты содействуй моему успеху. Характер и ценность жертвоприношений находятся в прямой зависимости от образа жизни людей, от характера их деятельности. Если боги оказываются «неумолимыми», а приносимые жертвы напрасными, то с богами в первобытном обществе нередко обращались весьма непочтительно: их стаскивали с пьедесталов и подвергали публичной порке.
С момента распада первобытного общества и возникновения эксплуатации и аппарата насилия (государства) к силам природы прибавляются ещё и общественные силы, т.е. созданные самими же людьми экономические отношения, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально также необъяснимы для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Эти силы держат человека в своей власти. Они контролирует каждый его шаг, они обрушивают на него несчастья и страдания куда тяжкие, чем те, которые ему причиняют силы природы. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил.
Таким образом, с возникновение эксплуатации и государства изменяется и представление людей о божествах. Когда появляются могучие властители государств, то и богов люди начинают представлять себе всемогущими, стоящими высоко над людьми.
На другой, дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою очередь, является лишь абстрактным отражением человека. Это особенно ярко показывает христианство, которое изображает самого бога и святых угодников в виде человека. В этой удобной для использования и ко всему приспособляющейся форме вера в бога может продолжать своё существование как непосредственная, т.е. эмоциональная форма отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным, до тех пор, пока люди фактически находятся под властью этих сил.
Вполне понятно, что если стихийно возникшие боги, как поклонение силам природы у первобытных людей, возникают без участия обмана, то в их дальнейшем развитии поповской обман очень скоро становится неизбежным. Для осуществления своего господства эксплуататоры нуждались в аппарате насилия, нуждались в государстве. Однако для того, чтобы их власть была прочной, необходимо было угнетение с помощью силы дополнить духовным угнетением. Они были заинтересованы в том, чтобы эксплуатируемые были воспитаны в духе смирения, а их собственная власть была освящена богом. С этой целью была создана специальная организация – церковь, которая насаждает и пропагандирует слепую веру в бога. Являясь надстроечным учреждением эксплуататорского общества, церковь стремится укрепить его базис, – частнособственнические экономические отношения, и, таким образом, увековечить эксплуататорский строй. Церковь проповедует безоговорочное подчинение эксплуататорам, покорность судьбе, не противление злу и насилию и тем самым парализует революционную энергию масс, обрекает их на пассивность, на смиренное ожидание, что всё свершится по воле божьей.
Всякая вера в бога бессильна. Она не в состоянии ни предотвратить природные катаклизмы, ни уберечь отдельного предпринимателя от убытков, от безнадёжных долгов и банкротства, ни избавить отдельного рабочего от безработицы и нищеты. Служители церкви прекрасно это понимают. Поэтому они учат того, кто всю жизнь работает и нуждается, смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А того, кто живёт чужим трудом, они учат благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешёвое оправдание для их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие.
Вера в бога есть опиум народа. Несбыточными россказнями о царстве небесном, о счастливой загробной жизни она отвлекает трудящихся от революционной борьбы против эксплуататоров, за справедливый, подлинно человечный общественный строй. В то же время вера в бога – это род духовной сивухи, в которой эксплуататоры топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.
Но было бы нелепостью думать, что в обществе, основанном на эксплуатации, можно чисто-просветительским путём вывести эксплуатируемых из-под дурмана веры в бога. С верой в бога, которая господствует над людьми десятки тысяч лет, нельзя покончить, просто объявив её состряпанной мошенниками средством для обмана. Было бы педантской ограниченностью забывать о том, что духовный гнёт веры в бога над человечеством есть лишь продукт отражения в головах людей экономических отношений внутри эксплуататорского общества. Никакими лекциями и никаким книжками о мошенничестве церкви нельзя вывести эксплуатируемых из-под их эмоционального отношения к вере в бога, если их не просветит их собственная борьба против эксплуататоров. Единство этой действительной революционной борьбы эксплуатируемых за создание рая на земле гораздо важнее, чем единство их мнений о рае на небе.
При таком положении дел с верой в бога перед рабочим движением возникает вопрос: как вывести из-под влияния церкви эксплуатируемые народные массы? Бичевать веру в бога вопросами. Почему вход в церковь бесплатный, а в учреждения просвещения – платный, например, в музеи и планетарии? Почему в СССР, где церковь и близко к школе не подпускалась, образовательный и интеллектуальный уровень советских учащихся был в разы выше, чем у учащихся буржуазной РФ, где поповское засилье в обществе? Почему государство принимает особый закон за оскорбление чувства верующих, но не принимает закон за оскорбление чувства неверующих? Почему в СССР, где пропаганда религии была запрещена, общество в моральном отношении было в разы чище, чем в РФ, где пропаганда религии зашкаливает? Почему капиталистическое государство не препятствует проникновению церкви во все светские организации, хотя, согласно Конституции РФ, религиозные организации отделены от государства и равны перед законом? Какую роль играет церковь в капиталистическом обществе, что капиталистическое государство так трепетно относится к ней?
За рабочий класс!
Рафик Кулиев
8 июня 2024 г.