Подробности реформирования образования в Киргизии

Систему образования Киргизии продолжает лихорадить от хаотичных и противоречивых реформ. Среди них введение 12-летнего обучения в школах, ликвидация гимназий и лицеев, внедрение учебников из… Сингапура. На этом фоне проблемы продолжают нарастать, а качество и доступность образования и не думают повышаться.

  Начало учебного года в Киргизии (как, впрочем, и в большинстве постсоветских стран) сопровождается традиционным стрессом у детей и их родителей. Дело здесь не только в постоянно растущих тратах на канцелярские принадлежности, одежду, отсутствующие в школьных библиотеках учебники и т.д. Много лет система образования находится в состоянии непрекращающихся преобразований. Создавая видимость активности и заботы чиновников о подрастающем поколении, они, как правило, не приводят к каким-то улучшениям. Чаще всего наблюдаются обратные тенденции.

От такой судьбы не застрахованы и нынешние реформы. Недавно правительство республики утвердило план действий по внедрению 12-летнего образования. Он рассчитан на 2024—2028 годы, до 31 октября группа экспертов должна разработать государственные образовательные стандарты для школ и дошкольных учреждений, а также базисный учебный план.

Первоначально сообщалось, что «растягивание» времени обучения произойдёт за счёт программы подготовки к школе «Наристе» («Малыш») длительностью 480 часов. Дети шестилетнего возраста смогут проходить её в старших группах детских садов либо в «нулевых» классах школ. Однако потом выяснилось, что планы чиновников от образования куда грандиознее. Они хотят перестроить всю систему, доставшуюся в наследство от советского прошлого. Например, в начальную школу теперь будут входить классы по шестой включительно.

Ссылаясь на зарубежный опыт, работники министерства образования и науки уверяют, что такой срок нужен детям для получения «базовых функциональных и социальных навыков», когда нагрузка на них минимальная, а вести себя они могут более свободно. Инициаторы допускают появление отдельных зданий для начальных школ, что с учётом имеющихся у страны возможностей, конечно, трудновыполнимо.

Двенадцати-тринадцатилетние подростки в начальных классах — не единственная затея чиновников. Существующее количество предметов они считают излишним, предлагая, например, объединить биологию, физику и химию в одну дисциплину — «науку». Таковы, заявляют авторы реформы, основы кембриджской системы образования, которая якобы основана не на теории, а на приобретении жизненных навыков. «Что толку, если дети учат голую теорию, а в реальной жизни не понимают, почему яйца жарятся на сковородке? Зачем им эти косинусы и тангенсы, если в жизни их не применяют?» — изрекла в одном из интервью замминистра образования и науки Лира Самыкбаева.

Ещё одним крайне сомнительным нововведением может стать внедрение 10-балльной системы оценивания знаний. Об этом сообщили в Киргизской академии образования — своего рода «мозговом центре» реформы. Хотя впоследствии информация была опровергнута профильным министерством, опасность подобных экспериментов вряд ли миновала.

Перекройка системы происходит в ситуации, когда не решены основополагающие проблемы, а глубина изменений может только усугубить их. Например, в стране ощущается острая нехватка учителей. Если в прошлом году власти говорили о 841 незанятой вакансии, то теперь эта цифра выросла до 1,3 тысячи. Хуже всего ситуация в столице, где не хватает почти пять сотен педагогов. По словам чиновников, дефицит в основном затрагивает русскоязычные школы и такие предметы, как математика, физика, русский и английский языки, информатика.

В условиях кризиса педагогического образования, низких зарплат и минимальных льгот избежать катастрофы во многом помогают сохранившиеся учителя «старой», советской «закалки». Всего в школах Киргизии работают около 10 тысяч педагогов старше 60 лет — почти 15 процентов от общей численности. Но их становится всё меньше, и не только в силу естественных причин. Согласно инициативе министерства образования и науки, максимальная нагрузка учителей-пенсионеров составит девять учебных часов в неделю.

Итог может оказаться печальным, но в условиях республики привычным: изгнав пожилых работников, власти не привлекут молодых. Особенно учитывая отношение к учителям, демонстрируемое чиновниками. На недавней конференции был поднят вопрос питания педагогического состава. Реакция министра образования и науки Догдуркуль Кендирбаевой оказалась жёсткой. «Во всём мире есть системы ланч-боксов (контейнеров для еды. — Авт.). Вы можете взять с собой на работу два кусочка хлеба и два яблока. Взять термос. В Японии так делают, например», — предложила она. При этом министр признала, что у многих учителей большие нагрузки, а питаться они вынуждены на улице и за свои деньги.

Под предлогом защиты равного доступа к образованию в стране ликвидируются гимназии и лицеи. Они станут общеобразовательными школами с отменой дополнительных дисциплин, кружков, доплат для учителей и т.п. Единственными выгодополучателями такой инициативы являются частные образовательные учреждения, «заманивающие» педагогов более высокими доходами. За последние пять лет число таких школ в Киргизии выросло со 142 до 204, а стоимость обучения начинается от 20 тысяч сомов (21 тыс. руб.) в месяц. В их отношении претензии, касающиеся равного образования, властями почему-то не высказываются. Более того, частники получают налоговые льготы и другие привилегии.

Будь забота чиновников искренней, они бы, к примеру, решили проблему обеспеченности государственных школ учебниками. Между тем положение здесь становится хуже и хуже. Как признали в правительстве, школы оснащены учебниками только на 68,5 процента. Отсутствующие книги родители покупают сами. Кроме того, анонсировано повышение арендной платы учебников. В настоящее время она составляет 25 сомов (27 руб.) в год за одну книгу, но в минобразования называют «справедливой» сумму 50 сомов (53 руб.).

У властей другие приоритеты. Например, министерством образования и науки запущена «гендерная и антидискриминационная» экспертиза учебников. Как утверждается, в последних очевидна «сегрегация гендерных ролей», поскольку-де девочки и женщины на иллюстрациях заняты домашним трудом, а мужчины ходят на работу и имеют свободное время для хобби вроде футбола.

Вызывают много вопросов и предложения чиновников по обеспечению школ учебниками. Упомянутая выше Кендирбаева сообщила о внедрении 46 сингапурских учебников по математике и другим естественным наукам. «Это передовые по эффективности учебники, — уверяет она. — Они используются в девяноста странах мира. Во всём мире есть одна формула, одно понятие, одно решение, в нашей стране для детей не должно быть другого образования и понятия».

Добавим, что опыты над системой образования не ограничиваются школами. Так, перед новым учебным годом правительство отменило мораторий на повышение оплаты в государственных вузах и организациях среднего профессионального образования. После этого обучение сразу подорожало в два-три раза — с 30—40 тысяч до 80—100 тысяч сомов в год. Вдобавок шести государственным вузам предоставлена финансовая автономия. Теперь они могут повышать стоимость платных услуг по своему усмотрению. «Экономика изменилась, выросли зарплаты и пенсии. Цены за обучение в вузах составляли 300—500 долларов. В то же время в частных школах детей обучают за 5—15 тысяч долларов в год. Стоимость высшего образования не должна быть слишком низкой», — пояснила министр.

Как и в других буржуазных странах, закреплённое Конституцией Киргизии право на образование ставится во всё большую зависимость от платёжеспособности, а учебные заведения превращаются в коммерческие учреждения. В этом смысле подобострастное стремление «чтобы было, как за границей» можно считать достигнутым. Пусть и во вред подавляющему большинству населения.