Алексей Брагин: Что это ныне значит — учиться коммунизму?

Прежде всего хочу выразить благодарность «Правде» за публикацию такого интересного и актуального материала, который начал в газете обсуждение насущной проблемы «Что это ныне значит — учиться коммунизму?». Признаюсь, меня вопрос этот давно волнует, и в системе партийной политической учёбы, где много лет активно работаю, мы уже не раз обращались к нему. Думаю, акция ваша многих читателей привлечёт и равнодушными не оставит.

  Очень полезное занятие — перечитывать классические труды Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Всякий раз нахожу здесь нужные рекомендации для современной практической работы. И вот теперь «Правда» побудила меня снова обратиться к одному из выдающихся выступлений Владимира Ильича.

Хочу поделиться своими мыслями после очередного прочтения работы Ленина «Задачи союзов молодёжи» (речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза молодёжи 2 октября 1920 года). Сейчас уже не могу сказать, сколько раз я перечитывал это произведение, но запомнил, что впервые познакомился с ним в четырнадцатилетнем возрасте, когда вступал в ВЛКСМ.

В повседневной общественной работе мне постоянно приходится сочетать теорию с практикой. А с сентября 2020 года я активно участвую в реализации просветительского проекта «Начальный курс марксизма-ленинизма», который мы начали в Москве.

До недавнего времени руководителем этого проекта был председатель ЦС РУСО, доктор технических наук, профессор И.И. Никитчук. В этом проекте также приняли участие известные российские учёные социалистической ориентации — доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН И.М. Братищев, доктор исторических наук, профессор В.Я. Гросул, доктор экономических наук, профессор Н.В. Сычёв, доктор экономических наук, профессор, А.А. Ковалёв, доктор философских наук, профессор В.В. Трушков, кандидат технических наук А.И. Евсеев, кандидат исторических наук М.Б. Чистый, кандидат физико-математических наук Г.Н. Змиевской, кандидат исторических наук, профессор В.А. Попович.

Партийным куратором нашего проекта является депутат Госдумы, секретарь Московского горкома КПРФ Д.А. Парфёнов.

По программе проекта подготовлено 15 учебных фильмов (большое участие руководителя телеканала «РассветТВ» Т.А. Бычковской) и издано учебное пособие. Мы провели на нескольких потоках циклы лекций (в каждом цикле — четыре лекции и экзамен). За это время успешно сдали экзамен 197 выпускников. В рамках этого же просветительского проекта мы создали клуб любителей кино, где совместно смотрим и обсуждаем советские киноленты. А также, что считаю весьма важным, организовали 19 экскурсий по музеям Москвы и Подмосковья, связанным с революционной и советской тематикой.

В ноябре 2023 года развёрнутый сюжет о нашем проекте подготовил телеканал «Красная Линия». После чего оценку нашей работе дал Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов: «Я рад, что сегодня молодёжь проявляет неподдельный интерес к таким занятиям. Это говорит о её сознательности и желании познать и преобразовать этот мир на основе принципов справедливости, равенства, мира и прогресса. Я всячески поддерживаю молодёжь в её стремлении глубже познать учение марксизма-ленинизма».

А теперь, опираясь на современную нашу практическую деятельность, перейдём к анализу упомянутой выше ленинской работы, которая ныне стала основой актуальнейшей страницы в «Правде». Выступая в далёком 1920 году, вождь поставил перед коммунистической молодёжью цель огромной важности. В.И. Ленин: «…эти задачи молодёжи вообще и союзов коммунистической молодёжи и всяких других организаций в частности можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться»; «..и вся молодёжь, вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму».

Далее вождь подробно разъясняет, каким образом необходимо учиться коммунизму, а также предостерегает от возможных ошибок.

Так, Ленин категорически осуждает зубрёжку и начётничество, то есть обучение «по верхушкам», без осмысления прочитанного. В.И. Ленин: «Ещё более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только коммунистические лозунги. Если бы мы вовремя эту опасность не поняли и если бы мы всю нашу работу не направили на то, чтобы эту опасность устранить, тогда наличие полумиллиона или миллиона людей, молодых юношей и девушек, которые после такого обучения коммунизму будут называть себя коммунистами, принесло бы только великий ущерб для дела коммунизма». «Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм»; «…так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует»; «…коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания».

В связи с этим приведу пример из нашей практики. На занятиях студент привёл определение пролетариата из брошюры Энгельса «Принципы коммунизма». Энгельс: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала…»

Пришлось объяснить студенту, что «Принципы коммунизма» — это одна из ранних работ Энгельса и что данное определение пролетариата «устарело» ещё при жизни самого автора. Позже Маркс в своей книге «Капитал» доказал, что пролетарии продают не свой труд, а свою рабочую силу. И я теперь всякий раз на лекциях привожу этот пример, чтобы показать, что учение Маркса — это не застывшие догмы, а постоянно развивающаяся наука.

Ленин предостерегает преподавателей и обучающихся об опасности отрыва теории от практики. В.И. Ленин: «Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества».

Данный ленинский тезис я всякий раз развиваю на своих лекциях, когда даю определение ревизионизму и догматизму. Пока существует марксизм, не прекращаются этот спор и взаимные обвинения в догматизме и ревизионизме. Даже сам Ленин не избежал обвинений в ревизионизме со стороны современников, когда сделал вывод о том, что пролетарская революция произойдёт в наиболее слабом месте цепи мирового империалистического фронта.

Может произойти и так, предположил Ленин, что страна, прорвавшая фронт капитала, окажется менее развитой в капиталистическом отношении, чем другие — более развитые страны. В этой связи напомню, что Энгельс и Маркс ранее пришли к выводу, что социалистическая революция может победить лишь при одновременном ударе во всех или в большинстве цивилизованных стран. Но потом сама жизнь, практика доказали правоту Ленина.

Разумеется, на лекциях я обязательно привожу ленинскую аргументацию, чтобы студенты смогли самостоятельно обосновать «теорию слабого звена». И всегда завершаю этот рассказ лаконичной фразой Маркса: «Практика — критерий истины». Вот уж, действительно, лучше не скажешь!

Ленин призывает увязать обучение коммунизму с классовой борьбой. В.И. Ленин: «Я постараюсь ответить и на вопрос, как этому нужно учиться: только связывая каждый шаг деятельности в школе, каждый шаг воспитания, образования и учения неразрывно с борьбой всех трудящихся против эксплуататоров».

В этой связи мы настоятельно рекомендуем студентам для глубокого постижения нашего учения не пренебрегать участием в политической жизни. Наоборот, всячески развивать его! На примере наших курсов отмечу, что наилучшие знания на экзамене демонстрируют как раз те студенты, которые активно участвуют в партийной, комсомольской или профсоюзной работе.

Ленин призывает соединить обучение коммунизму с трудом рабочих и крестьян. В.И. Ленин: «И нужно, чтобы Коммунистический союз молодёжи своё образование, своё учение и свое воспитание соединил с трудом рабочих и крестьян, чтобы он не запирался в свои школы и не ограничивался лишь чтением коммунистических книг и брошюр. Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами»; «..все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодёжь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».

В этой связи на примере наших курсов отмечу, что работающие студенты, а в особенности те из них, кто работает на капиталиста и ежедневно подвергается капиталистической эксплуатации, лучше остальных осваивают марксистско-ленинскую науку. И наоборот, в среде тех интеллигентов, кому впрямую ни разу не пришлось работать на капиталиста, кто, образно говоря, «на своей шкуре» не испытал капиталистическую эксплуатацию, больше всего сторонников буржуазной теории конвергенции — слияния капитализма и социализма. И таких интеллигентов сложнее всего переубедить, потому что у них отсутствует соответствующий жизненный опыт. Проще говоря, они ещё не сталкивались с произволом капитала, а поэтому по-настоящему не прониклись ненавистью к нему.

Ленин призывает опереться на позитивный прошлый опыт, накопленный человечеством в предшествующие столетия. В.И. Ленин: «Учение, воспитание и образование молодёжи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым обществом. Мы можем строить коммунизм только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества»; «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

А сегодня для нас, конечно, особо ценен советский опыт — во всём его многообразии.

Так, когда мы готовили цикл наших лекций и учебные фильмы, использовали большое количество советской учебной литературы. Я не согласен с аргументацией (которую нередко приходиться слышать), что якобы советские учебники по истории, обществоведению, марксистской философии, политэкономии и научному коммунизму «устарели». Мы очень многое позаимствовали у наших советских предшественников! Но, разумеется, на лекциях стараемся приводить конкретные примеры не только из прошлой, а прежде всего из современной жизни.

На нашем сайте мы собрали и систематизировали солидную библиотеку научной и учебной литературы. Рекомендуем нашим студентам собранную нами фильмотеку советских научных и учебных документальных фильмов. Нами составлена богатейшая фильмография художественных фильмов о Марксе, Ленине, Сталине, о революции, Гражданской войне, о Великой Отечественной войне, о социалистическом строительстве в СССР и о покорении Космоса.

Ленин особо подчеркнул универсальность учения Маркса, его применимость ко всем странам и ко всем народам. В.И. Ленин: «Вы читали и слышали о том, как коммунистическая теория, коммунистическая наука, главным образом созданная Марксом, как это учение марксизма перестало быть произведением одного, хотя и гениального социалиста XIX века, как это учение стало учением миллионов и десятков миллионов пролетариев во всём мире, применяющих это учение в своей борьбе против капитализма».

Уже на самой первой лекции мы рассказываем студентам, что не случайно при Сталине было предложено наше учение называть марксизм-ленинизм. Не только потому, чтобы отметить сравнимый с Марксом теоретический и практический вклад Ленина в развитие нашего учения, но также для того, чтобы подчеркнуть преемственность ленинизма с марксизмом. Ведь до сих пор приходится отбивать попытки вбить клин между Марксом и Лениным, когда слышим заявления, что якобы ленинизм — это чисто российское учение, поэтому он существует в отрыве от марксизма, который, по мнению этих «знатоков», якобы применим для европейских стран. Мало того, этими «знатоками» делаются выводы, что якобы корнями ленинизм уходит в народничество, несмотря на то что, как известно, Плеханов с Лениным и разгромили это идейное течение.

Ленин призывает к критическому усвоению новых знаний. В.И. Ленин: «Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ними критически…»; «Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьёзнейшей, труднейшей большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно».

На наших лекциях мы даём классические знания. В обучении придерживаемся принципа «От простого — к сложному». Главными научными авторитетами считаем Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, потому что во многом их учение было подтверждено практикой. Мы не только знакомим студентов с выводами классиков, но и обязательно приводим их аргументацию. И по возможности стараемся иллюстрировать эти выводы примерами из современной жизни.

Во время одной из лекций студент, ссылаясь на мнение известного современного учёного, заявил, что диктатура пролетариата совсем не обязательна для построения социализма. В ответ я привёл вывод В.И. Ленина: «Развитие вперёд, то есть к коммунизму, идёт через диктатуру пролетариата и иначе идти не может, ибо сломить сопротивление эксплуататоров-капиталистов больше некому и иным путем нельзя».

Да ведь и сама жизнь подтверждает ленинскую правоту! В Европе социал-демократы не раз одерживали победу на выборах в парламент и даже формировали свои правительства. В Англии лейбористы возглавляли правительства неоднократно. Подобные примеры были в Чили, Молдавии, Венесуэле. Но без диктатуры пролетариата нигде не удалось поколебать господство буржуазии.

Вождь чётко формулирует приоритетные задачи пролетариата на разных этапах. До Октябрьской революции главная задача пролетариата, по Ленину, сводилась к свержению буржуазии. В.И. Ленин: «Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, умения сплотить свои силы».

После Великого Октября задачи пролетариата (опять-таки по Ленину) усложнились. Прежде всего — это «поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов». И вторая важнейшая задача — «построить коммунистическое общество». В.И. Ленин: «Перед вами задача строительства, и вы её можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы».

На III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи Ленин через определения коммунистической нравственности и классовой борьбы делает главный вывод. Этой ленинской цитатой я и хочу завершить свою статью. В.И. Ленин: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чём состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чём состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму».

Воистину так!