Владимир Федоткин: Славянофилы, нравственность и патриотизм

Без нравственности и патриотизма у России нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

Это четвёртая статья из серии «Славянофилы и западники: борьба продолжается».

1. НУЖНА ЛИ РОССИИ НРАВСТВЕННОСТЬ?

«Велика земля русская, да сама себя не ведает. Много у нас людей, да мало человеков».
А.И. Кошелев, «В чём мы всего более нуждаемся? Больше всего мы нуждаемся в правде».

Мне приходилось неоднократно говорить и призывать депутатов Госдумы РФ принять конкретные меры по вопросам сохранения духовности и нравственности. Вместе с другими депутатами фракции КПРФ мы не раз вносили законопроекты о защите нравственности. Но раз за разом они не получали поддержку правительства РФ (мнение правительства обязательно при рассмотрении законопроектов) и отклонялись правящим большинством депутатов от «Единой России». Мы дорабатывали документы, снова вносили и снова их отклоняли, но уже под другим предлогом. Приходилось устно убеждать депутатов, находя всё новые и новые аргументы.

Так, 14 декабря 2012 года на пленарном заседании в очередной раз говорил о том, что даже, не заглядывая в статистику, можно утверждать, что нравственное напряжение в стране растёт. Насаждается духовное рабство, которое значительно опаснее средневекового. У того раба цепи были на ногах. У нынешнего раба – в голове. Ожесточение, озлобленность, распущенность, неврозы, рост преступлений, по которым мы уже давно обогнали многие страны, разводы стали повседневными явлениями. Убытки от потери нравственности трудно подсчитать, но думаю, что они значительно больше экономических потерь России и исчисляются триллионами рублей. Их просто не умеют считать. Скупив душу, Запад и, прежде всего США, за бесценок скупает Россию.

Перед нами хорошо спланированная система подавления духовности, нравственности, распространения жестокости, цинизма и других пороков. Она уже захватила не только телевидение, радиовещание, газеты, книги, рекламу, интернет, но и проникла в школы, театры, медицинские учреждения и даже в детские сады.

Что ждёт Россию уже в скором времени, если не выкарабкаемся из этой нравственной помойки? Можно купить станки за рубежом, но культуру и нравственность не купишь». После выступления один из депутатов подошёл ко мне и с сожалением сказал: «Голос вопиющего в пустыне!».

Нравственность – это очень грозное оружие. Его основная особенность, что оно действует на сознание и поведение людей внешне незаметно. Накапливаясь, безнравственность разрушает человека и народы невидимо и изнутри. Известно, что в безнравственном обществе не действуют никакие законы. Достаточно резко высказался по этому поводу великий китайский философ Конфуций: «Народ, лишённый нравственности, превращается в стадо животных».

Если посмотреть историю, то можно увидеть, что этот вопрос волновал ? многих великих людей. Известный древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель отмечал: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Подтверждение этих слов можно найти множество и сегодня. Причём, во всех сферах. Но особенно это относится к власти. Можно утверждать – безнравственна власть опаснее внешнего врага. Она и народу, и государству помеха.

О проблемах духовности и нравственности не раз с тревогой писали и славянофилы. Так И.С. Аксаков в статье «О нравственном состоянии нашего общества и что требуется для его оздоровления», подчёркивал, призывал, что лицам, стоящим на высотах власти, не мешало бы иногда снизойти с этих высот до всей несметной массы подвластных, постараться понять … не одни практические нужды страны – экономические, бытовые, социальные, а «нечто иное – именно НРАВСТВЕННОЕ состояние общества, которое не может НЕ БЫТЬ ПРИНИМАЕМО В СООБРАЖЕНИЕ И РАСЧЁТ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТЬЮ». (2,с.128). (выделено мною – В.Ф.).

И как бы в подтверждение этой необходимости, даже обязанности, он показывает причину: «Никто не назовёт нравственного состояния нашего общества здоровым, да откуда же здоровью и быть?». (2,с.129). «…колобродство мысли и шаткость нравственных понятий, смута умственная и душевная одолели немалую часть общества». (2,с.129).

Всё это очень серьёзно для России и сегодня. Всё это требует широкого, для начала, хотя бы открытого и честного разговора. Здесь нужно вспомнить и откровенные слова группы российских славянофилов в Послании к сербам: «О духовном совершенствовании мы не думали; нравственность народную развращали… и никогда не помышляли о том, что только духовная сила может быть надёжным источником для сил духовных» (11,с.249).
Как могли славянофилы старались как можно шире привлечь внимание к этой проблему. Так А.И. Кошелев в статье «У нас всё неправильно, противоестественно, раздвоено» с тревогой отмечал: «… отвергать гибельное действие нынешнего положения дел на умы, дух и жизнь народа невозможно; ибо на наших глазах совершаются во внутренней и внешней жизни такие разительные события и проявляется такой упадок и такое разложение нравственных народных сил…» (7,с. 496). Насколько эти строки актуальны сегодня!

23 апреля 2014 года, по поручению фракции КПРФ в Государственной думе, мне в очередной раз на пленарном заседании пришлось поднимать этот вопрос. Вот лишь некоторые выдержки. «Что больше всего волнует людей? Осенью прошлого года в газете «Советская Россия» были опубликованы результаты опроса населения: «Какие проблемы вас волнуют больше всего?». На первом месте оказалась проблема ЖКХ. И это не удивительно. А вот на втором месте проблема, которая звучит так: «Падение нравственности. Засилье в средствах массовой информации зла и жестокости». Интересно, что 10 лет назад в опросах эта проблема стояла на 7-10 местах. Снижение морали, нравственности охватило всё общество начиная с верхних эшелонов власти и идёт до низов. Это видят и чувствуют многие. Ущерб огромен. Его даже трудно подсчитать.

Сегодня о необходимости защиты нравственности народа говорят многие и много. Разговоров много на всех уровнях, но проблем становится не меньше, а больше. Возникает уже привычная для России опасность – заговорить, заболтать.

О необходимости укрепления духовности, нравственности уже 15 лет говорится во всех Посланиях президента Федеральному собранию РФ. Но ничего в лучшую сторону не меняется! Так 12 декабря 2013 года президент в своём очередном Послании, подчеркнул, что 2014 год, объявленный годом культуры, «призван стать годом патриотизма, нравственности и морали». Но правительство РФ предложило, Госдума приняла, а президент подписал закон об очередном бюджете, в котором снова сокращается финансирование этих задач! Выходит – на словах одно, а на деле – другое.
Я не привожу слова других руководителей страны на эту же тему. Ваши слова – депутаты. Их множество. Но что-то дело с места не движется».
Далее были предложен целый ряд конкретных мер и законопроектов. Но, как всегда, при голосовании депутатами правящей партии они были отвергнуты.

Известно, что нравственность может как ускорить, так и замедлить характер практической деятельности, развитие государства. Но что конкретно может ускорить и что – замедлить? К чему мы должны стремиться и чего избегать, в том числе от Запада? Чего нам сегодня недостаёт во нравственности?

Уже давно и широко известны слова о важности и необходимости научно-технического прогресса. Но давно пора вводить понятие духовно-нравственный прогресс (на деле пока регресс). Пора официально вводить понятие – духовно-нравственная безопасность России. И здесь давно бы была нужна единая федеральная целевая программа, но разработанная не чиновниками, а специалистами разных сфер жизни: психологами, учителями, представителями политических партий и религиозных конфессий, врачами. Нужно не латание дыр, не лоскутное одеяло, а долгосрочная система.

Здесь снова уместно вспомнить слова И.С. Аксакова: «Не одни частные, дробные, хотя бы и вполне основательные мероприятия ДВИГАЮТ СТРАНУ к преуспеянию, НО ЕЩЁ СИЛЬНЕЕ, может быть, двигает её провозглашение и исповедование начал, указание ИДЕАЛОВ, – одним словом, всё то, что ВЫЗЫВАЕТ в обществе жизнь и деятельность духа. (2,с.128-129).

Известно, что человека воспитывают семья, школа, общественная среда и конкретные обстоятельства. Но они сегодня не в пользу нравственности и объединения людей. Изменение эпох, произошедшее в России в 1991 году, привело к существенному изменению понятия нравственности и отношений людей друг к другу.

1. Среди основных причин, прежде всего, нужно назвать коренным образом изменение отношений собственности, которые привели к раздроблению народа, изменению условий жизни и работы. Исчезли свыше 70 тысяч предприятий, многие из которых славились не только в СССР, но и за рубежом. Исчезли трудовые коллективы. Россия разделена на уделы: частные предприятия, частные поликлиники и больницы, частное владение землёй и другими природными ресурсами. Уже на своём опыте наше поколение убедилось в классовом понятии нравственности. У буржуазии свои взгляды на нравственность, у простого народа – свои. Для буржуазии нравственно всё, что приносит прибыль. Для простого народа, нравственность – это прежде всего справедливость. Но в государстве главенствует понятие того класса, который у власти, сегодня – буржуазии, олигархов. Ими наполняются средства массовой информации, школьные программы, сам дух воспитания народа от мала до велика. Это понятие всё сильнее подчиняет себе внутренний мир и, так называемого нынешней властью, среднего класса – этой обязательной прослойки между крупной буржуазией и народом. У многих из них в сознание вошёл принцип: пусть маленькая прибыль, но моя. И для них стало нравственным эксплуатация чужого труда, недоплата за труд, уход от налогов, искусственное завышение цен, угроза увольнения работников в случае непослушания и т.п. Всё как в России ХIХ века.

2. Начало 21 века началось с ниспровержения всего старого, не только в экономике. Ещё в ХIХ веке один из лидеров славянофилов в России И.В Киреевский в статье «Девятнадцатый век» отмечал, что смена идеалов и кумиров происходила при изменении «духа времени». (6,с.312). «Правила нравственности сведены были к расчётам непросвещённой корысти. Одним словом, всё здание прежнего образа мысли разрушилось в своём основании; вся совокупность нравственного быта распадалась на составные части, на азбучные материальные начала бытия». (6,с.313). Исчезла уверенность в завтрашнем дне. Изменились отношения между людьми. Сегодня нравственно то, что позволяет возвыситься над другими. Примером стали люди, добившиеся «успеха» в материальном состоянии, независимо от того, какими средствами это добыто.

В очередной раз мне пришлось вспомнить о неоднократных разногласиях КПРФ с депутатами других фракций о допустимости или нет государственного участия (или как говорили некоторые – вмешательства) в деятельность СМИ. Это было во время доклада, сделанного в Государственной Думе РФ 12 января 2013 года, при проведении депутатских слушаний по теме: «О защите духовно- нравственных традиций русского и других народов России и их законодательное обеспечение». Поскольку противников такого участия в Госдуме было большинство, мне ещё раз пришлось подробно говорить о роли государства в этом вопросе. Я – славянофил. Но всё, что есть разумное в других странах и народах, считаю вполне полезным брать «на вооружение», конечно, применительно к нашим условиям и целям. Я думаю, эти примеры интересны и сегодня. «В то время, пока мы спорим можно или нельзя вторгаться в сферу средств массовой информации, можно или нельзя законодательно регулировать их деятельность, Запад и другие страны давно это делают. И более того, расширяют сферу своего воздействия на все средства массовой информации и не только на эту сферу. Соответствующие законы и иные правовые акты есть и действуют в США, Испании, Италии, Норвегии, Франции, Швеции, Германии, Китае, Японии и многих других странах, в том числе – бывшего СССР.

Так, во Франции более 20 лет работает Высший Совет по аудиовизуальным средствам. Он обладает большими полномочиями, в том числе – правом вводить ограничения на теле- и радиовещание. Например, приватизированная первая программа французского телевидения была оштрафована на 30 миллионов франков. В Японии, Китае, Норвегии и других странах введены серьёзные ограничения на производство и распространение аудио- и видео продукции непристойного содержания. В Италии создана специальная служба контроля за СМИ. В США созданы два Федеральных органа, установливающие ограничения на передачи со сценами насилия и секса.

У нас любят копировать опыт других стран. Так давайте возьмём на вооружение этот опыт».

Но вернёмся к славянофилам. Известный исследователь славянофилов Н.И. Цимбаев уже в предисловии к книге «Славянофильство: из теории русской общественно-политической мысли ХIХ века», на наш взгляд, справедливо писал, что важнейшая и до сих пор недооценённая заслуга славянофилов в том, что они сформулировали задачу воспитания общества и старались последовательно решать её в современных им общественных условиях. (12, с. 3). Так Кошелев А.И. в статье «В чём мы всего более нуждаемся? Больше всего мы нуждаемся в правде», которая впервые отпечатана в 1871 году, писал: «Всего грустнее то, что в одном деле, где правда особенно необходима…, т.е. в деле воспитания, мы особенно мало о ней заботимся… Мы, говоря вообще, заботимся только о том, чтобы из детей наших или нам вверенных выходили люди благоприличные, к службе пригодные и могущие сделать «карьеру». (8,с. 467).

Интересно и очень полезно для нынешнего времени высказывание одного из основателей славянофильства А.С. Хомякова в работе «Об общественном воспитании в России». Он писал: «Воспитание, в обширном смысле слова, есть, по моему мнению, то действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа. (Выделено мною – В.Ф.). «Школьное образование должно быть соображено с воспитанием… и только при таком соображении может оно сделаться полезным вполне». ( 10, с.162).

Конечно, вопрос воспитания сложный. Его нельзя сводить к 2-3 отдельным мерам. Нужна система. Эти мысли проходили у Ю.Ф. Самарина, например в его статье: «Чему мы должны учиться?». «…мы не должны воображать себе, что великое дело оживления НАРОДНОГО ДУХА совершится одними законодательными и административными мерами. Мы смотрели до сих пор со стороны угла на судьбу России… и искали себе оправдания». (9,с.397-398). И здесь уместно будет вспомнить слова Ю.Ф. Самарина из статьи «Чему мы должны научиться», которыми мы начинали введение к этой книге: «Нет, мы не посторонние и безнравственные зрители, созванные для того, чтобы хлопать в ладоши). Другое говорит нам совесть, другое требует время. Где бы мы ни стояли, высоко ли, низко ли, мы должны теперь почувствовать, что польза и честь России есть наше общее дело и личное дело каждого, что наступила пора безропотно обратить на служение отечеству не только руки, ноги и карманы, но и совесть, мысль и сердце». (9,с.398).

Завершая статью, хочется снова обратиться к моему выступлению в Госдуме 23 апреля 2014 года. Через два месяца, мы – группа депутатов от КПРФ, подготовили и направили президенту РФ В.В. Путину Обращение. Оно так и называлось: «Без духовности и нравственности у России нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего». В нём мы напомнили его слова о духовности и нравственности и сделали ряд принципиальных, на наш взгляд, предложений. В том числе:

-одно из заседаний Госсовета России специально посвятить обсуждению вопроса о состоянии нравственности в России и мерах по её укреплению;
-поддержать законопроекты по данному вопросу, профинансировать их в полном объёме и установить жёсткий контроль за их исполнением;
-поддержать идею создания Общественного Совета по защите духовности и нравственности в электронных средствах массовой информации РФ, наделив его необходимыми полномочиями. Ещё раз отмечу, мы предлагали создать такой Совет не из чиновников, а из психологов, педагогов, врачей, представителей ведущих религиозных концессий, творческой интеллигенции.

Через некоторое время мы получили ответ из администрации президента. Но, кроме общих слов, в нём ничего не было.

Конечно, мы старались использовать и другие каналы – телевидение, Интернет, газеты. Так, мною были опубликованы статьи: «Нужна ли России нравственности?», «Объявлена охота на русскую душу», «Где же вы, русские?», «Превратим праздник русского языка в праздник русского народа!» и другие.

Значит, борьба продолжается.

2. ПАТРИОТИЗМ ВСЕГДА ИЛИ ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ?

«Люблю Отчизну я, но странною любовью»

Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

Несколько лет назад, после одной из акций протеста в Москве на Болотной площади, журналист спросил у группы молодых людей: «А как ваши родители относятся к тому, что вы участвуете в таких акциях протеста?». Ответ был единодушный: «Мы с родителями на разных сторонах баррикады»! Одна семья, одна страна и противоположное отношение.

И ещё пример – один из моих старых знакомых рассказал о таком случае. Как-то его сын похвастался, что хозяин их фирмы к празднику выдал всем премию по 500 долларов. Отец знал, что эта фирма занимается перепродажей лекарств и спросил: Как можно называть премией, если за лекарства люди, порой, отдают последние деньги?». Сын ответил: «Ничего ты в жизни не понимаешь!». Между ними состоялся довольно резкий разговор, после которого они разошлись, каждый оставшись при своём мнении.

В нынешней России явный дефицит патриотизма. Сегодня, когда её практически ото всюду гонят, это вопрос приобретает особое значение. Глупо обижаться на весь мир. Никчёмная Россия никому не нужна, даже опасна. Надо делать выводы и так перестроить внутреннее хозяйство, жизнь простого народа, чтобы другие завидовали нам, а не мы им, как это есть сегодня. И делать это нужно немедленно. Время безвозвратно уходит. Идея патриотизма должна выйти на первый план. Но здесь, как и в ХIХ веке, возникает много вопросов.

Один из лидеров славянофилов, И.С. Аксаков в статье: «В чём недостаточность русского патриотизма?». (3,с.114), писал: «В самом деле, у нас многие привыкли думать, ощущая в себе искренние движения патриотического чувства – при чтении ли оскорбительных иностранных депеш, при вмешательстве ли чужеземных держав в дела нашего государства или при каком-либо другом обстоятельстве, слишком грубо и видимо затрагивающим нашу государственную честь – что этого доказательства их русскости вполне довольно и ничего более затем уже не потребуется. (Выделено мною – В.Ф).

Часто патриотизм превращается в попытку угадать желание начальства и угодить ему в этом. Продолжая эту тему Самарин Ю.Ф. в статье: «Чему мы должны научиться?» отмечает: «С трудом и напряжением, подбирая слово к слову при сочинении адресов, мы заботились не о том, как бы лучше выразить общую мысль, а как бы не сказать слишком много или мало, как бы верно попасть в тон и угадать, каких именно чувств и мыслей, какого градуса патриотической теплоты желает ПРАВИТЕЛЬСТВО… И эти адресы выдаются за голос России, и по ним будет о нас судить потомство!». (9,с.390-391).

Патриотизм – сложное явление. Он выступает в качестве одного из обязательных факторов существования и развития общества, его безопасности. Существуют различные, порой прямо противоположные подходы к определению патриотизма. Мы же исходим из того, что патриотизм – это не только любовь к своей Родине, гордость за неё. Чтобы человек любил свою Родину, надо, чтобы и Родина с любовью и заботой относилась к нему. Не только к народу вообще, но и к каждому конкретному человеку.

В основе патриотизма – не просто слова, а конкретные дела. НАМ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО, ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ РОДИНУ. И наоборот, патриотизм каждого должен доказываться не словом, а делом. Как говорил известный русский мыслитель, писатель и литературный критик В.Г. Белинский: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к Родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве». (Из письма Н.А. Бакунину, СПб. 28 ноября 1842 г.). «Думы о Родине, народе, патриотизме».

Сегодня очень многие говорят о Родине. Но когда спросишь: «А что вы понимаете под словом Родина?» — одни общие слова. И здесь очень уместно вспомнить слова Н. Г. Чернышевского, русского писателя и критика: «Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего, народ». Здесь, на наш взгляд, указано ключевое слово патриотизма – НАРОД. Мы считаем, что патриотизм – это, прежде всего, любовь к своему народу и забота о его материальном и духовном благосостоянии. Это не только привязанность к своим родным местам, любовь к ближним людям.

Патриотизм формируется всеми условиями жизни. В России в 2005 году была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период 2005-2010 годов». Но была провалена и о ней быстро забыли. Затем были государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 годы, на 2016-2020 годы, на 2021-2025 годы». Были указы президента РФ. Но и о них сегодня молчат. Недавно министерство просвещения России опубликовало новый федеральный проект «Патриотическое воспитание». В нём поставлена задача – вовлечь к 2025 году в систему патриотического воспитания 24% граждан России. Откуда взялась эта цифра? Остальные, что не должны быть патриотами?

Сегодня о патриотизме говорят очень многие. Говорит президент, министры, олигархи, говорит крупная и средняя буржуазия, говорят чиновники. Меньше всего говорит народ. Но в понятие патриотизма все вкладывают свои классовые интересы. Между ними лежитчёткая и непреодолимая граница, связанная с интересами и целями каждого класса. Буржуазия, используя и насаждая своё понимание патриотизма, старается использовать его лозунги для того, чтобы достичь своих целей. Ленин справедливо в декабре 1914 года писал в работе «О национальной гордости великороссов», что главный смысл патриотизма понимается в зависимости от целей и интересов противоборствующих классов. И это нельзя прикрыть лицемерными, якобы патриотическим фразами. (т.26, с.108-109). Сегодня, когда российские СМИ с утра до вечера пичкают народ буржуазным патриотизмом, очень уместно будет вспомнить и слова И.В. Сталина «О советском патриотизме», (О преклонении перед иностранцами), сказанные 14 мая 1947 года на встрече с писателями. (Из записок К. Симонова). Сталин говорил о неоправданном преклонении части интеллигенции перед заграничной культурой. «Все чувствуют себя ещё несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников… Надо бороться с таким самоуничтожением у многих наших интеллигентов». Сегодня это особенно важно, чтобы не путать истинно народный патриотизм с буржуазным патриотизмом, для проталкивания которого и насаждаются мифы о честном капитале, о государственном патриотизме и т.п.

Говорят, патриотизм особенно проявляется в трудные периоды жизни страны. Но, что такое «трудный период»? Сегодня, в условиях специальной военной операции на Украине, которая длится уже третий год и военные действия охватили часть территории самой России, о патриотизме заговорили на всех уровнях власти с утра до вечера. Но не поздно ли спохватились?

На наш взгляд очень точный ответ на этот вопрос даёт И.С. Аксаков в статье «В чём недостаточность русского патриотизма?». Он пишет: «На упрёки в недостатке народного самосознания в нашем обществе нам не раз приходилось слышать возражения такого рода: «А вот посмотрите-ка, какие мы Русские, какие мы патриоты в минуты опасности: сунься-ка на нас чужеземцы войной, мы все как один человек, станем грудью за Русскую землю» и пр., и пр. Это действительно так, в этом нет и сомнения; и этим свойством нашим мы можем по праву гордиться, НО этот похвальный патриотизм НЕ МЕШАЕТ НАМ ВЫДАВАТЬ ту же Русскую землю тем же иностранцам – как скоро идут на нас не войной, а мирным набегом, (выделено мною – В. Ф.) и как скоро, не видя бранного вражьего стана и не слыша воинственных кликов, мы считаем возможным отложить в сторону патриотическое напряжение. Итак, одного внешнего, повторяем, государственного патриотизма, ещё недостаточно». (3, с. 114).

Учитывая принципиальную важность этого вопроса, не раз и не два И.С. Аксаков повторяет: «…что же сказать о наших Русских, которые, являясь «патриотами» во дни народных тревог и испытаний, умеют НАОБОРОТ, во всё остальное время, будучи Русскими по природе, делаться совершенными иностранцами – знать не знают, да и знать не хотят ни Русского народа, ни существенных основ, стремлений и требований Русской народности?». (3, с.115). «Пора же понять, наконец, что способность патриотических жертв во время войны нисколько не освобождает нас от обязанностей нравственных во время мира» (3, с.118).

Сегодня, в условиях широкого проникновения в Россию, иностранных порядков и диктата, иностранных понятий и влияния, эти слова должны быть в сознании каждого человека с детства. Ведь, что происходит в России? С 1991 года в России закрыто свыше 70 тысяч заводов, 30 тысяч колхозов. 34 тысячи населённых пунктов исчезло с карты России. Миллионы безработных. Народные деньги просто «выгоняют» из страны. Где же патриотизм, защищающий Родину в мирное время?

«На один процент самых обеспеченных семей РФ приходится 48% национального богатства домохозяйств. То есть представитель «элиты накопил» в 764 раза больше представителя небогатых (по данным World Inegualiti Database)! По этой разнице Россия на 141-м месте среди 173 стран. («71% Россиян не надеются на снижение неравенства в России», газета «Советская Россия», 27 июня 2024 г.). Будут ли эти 71% населения патриотами России!

А с другой стороны — почти 18 миллионов человек закредитованы! По данным ЦБ они имеют долг перед банками почти на 30 трлн рублей!!! То есть находятся в полной зависимости от банков. И ещё 384 млрд рублей – долг населения микрофинансовым организациям, которые кредитуют бедных под 300% годовых !!! О каком патриотизме с ними можно говорить?

Глава федеральной службы судебных приставов на очередной встрече с президентом В.В. Путиным в августе 2023 года, привёл такие данные: «Почти 13 миллионов россиян не смогли расплатиться с долгами и находятся на принудительном взыскании». По его словам, 93% «должников» в экономике – это граждане, как правило, трудоспособного возраста (30-45 лет), но не имеющие ни работы, ни официального источника дохода, ни жилья, кроме единственного. На принудительном взыскании с должников в ФССП находится почти 2 трл рублей! Где они их возьмут? «С этих людей практически взять нечего» – сделал вывод глава федерального ведомства. Численность «армии должников», по оценкам ФССП, равна почти пятой части трудоспособного населения России! (Минэкономразвития РФ оценивает трудоспособное население в 75,8 млн человек). (Статья «С этих людей взять нечего», газета «Советская Россия», 31 августа 2023 г.).

Здесь очень важно, на наш взгляд, вспомнить слова В.Г. Белинского: «Патриотизм не может выражаться во лжи и в оправдании всего, что делает твоя Родина». Думаю, многие согласятся с этими словами.

«Таким образом, – отмечает И.С. Аксаков, – при всей внешней цельности и единстве России мы расколоты сами в себе внутренне, страдаем какой-то нравственной двойственностью, и общественный духовный наш организм не может похвалиться ни цельностью, ни крепостью». (3, с.115). Народ, от которого оторвались верхние слои общества. (4,с.134). Нет союза с народом и целостности всего народного организма. (4, с.135). Уже одних этих слов, по нашему мнению, должно быть достаточно, чтобы разбудить сознание и истинный патриотизм народа. Но…

Одновременно, (как это совпадает с нашим временем), некоторые публицисты середины ХIХ века обратили внимание на иностранные высказывания о России. «…. Они справедливо негодуют на… клевету и ложь, расточаемые Европейской публицистикой насчёт России и указывают… на попытку иностранцев раздвоить Россию, в смысле нравственном, на две половины и противопоставить одну другой» (3, с.115)… — Помощников в этом деле они найдут в России немало, и труды их падут на почву не неблагодарную. (3, с.116). А ведь и сегодня находят! Всего среди 135 миллиардеров России 49 имели иностранный паспорт. (10 олигархов после начала СВО сбежали за границу). У половины из них за рубежом жили дети семьи, почти 70% имели там недвижимость!». («Степени своего господства», газета «Советская Россия», 16 апреля 2024 г.). В их руках большинство (если не все) средства массовой информации и электронные, и печатные. Им олигархи диктуют, какую проводить информационную политику, какие передачи показывать, что печатать, а что – нет. На скольких людей в России они, ещё до СВО, влияли! Отсюда пропаганда жестокости, безысходности, зла.

Ещё и ещё раз приходится повторять слова И.С. Аксакова, о которых мы писали выше и которые он повторял неоднократно: «Пора же понять, наконец, что способность патриотических жертв во время войны нисколько не освобождает нас от обязанностей нравственных во время мира» (3, с.118).

Но не только экономическая безысходность разрушает думы о Родине и народе. В сентябре 2011 года мне пришлось поднять вопрос о коммерческом захвате природных музеев – заповедников России. Более того, мною было подготовлено протокольное поручение (обращение к правительству РФ). В нём говорилось: «За последние годы резко возросло число случаев захвата земель памятников истории и культуры: музеи-заповедники А.С. Пушкина — Михайловское, Л.Н. Толстого – «Ясная поляна», С.А. Есенина – с. Константиново, «Бородинское поле» и других. Строят коттеджи, торговые центры, офисные здания. Предлагаю запросить в Правительстве РФ подробную информацию о всех подобных случаях на территории Российской Федерации и мерах, принимаемых по предотвращению уничтожения исторического и культурного наследия России». На этот раз депутаты Госдумы поддержали данное обращение. Но ответ от правительства, как всегда, содержал одни общие рассуждения.

В 1930-е годы Сталин выдвинул лозунг: «Кадры решают всё!». А какие сегодня кадры, если их всё меньше и они всё старше. Соответствуют ли требованиям сильной России? Пока ответ отрицательный. О каком патриотизме и прорыве России в мировые лидеры говорят нынешние власти? Не скатиться бы ещё ниже. А такая реальность усиливается.

Вопрос молодёжи, её подготовки и патриотического воспитания уже давно стал едва ли не основным. Война на Украине сильно обострила проблему судьбы российской молодёжи. Запад не даром вкладывал деньги в сознание украинцев. Он понимал, что это в будущем многократно окупится. И окупается. Какой ущерб уже нанесла России эта война?

Да, молодёжь разная. Поэтому и патриотическая работа должна вестись по-разному.

1.Прежде всего возможностей всё меньше – молодёжи становится всё меньше. Выбор всё меньше. Россия ежегодно сокращается на более полумиллиона человек. А рождаемость – ниже, чем, например, во Франции. Согласно данным Росстата, в 2022 году число родившихся в России детей сократилось на 96 тысяч и стала минимальным с 2001 года. Гибель молодых мужчин в СВО неизбежно приведёт ещё большему ухудшению. Здесь ряд серьёзных проблем, от которых уже поздно отмахиваться.

2.Властями патриотизм преподносится как ДОЛГ перед Отечеством. Но что такое Отечество? У буржуазии своё понимание, у трудового народа – своё.
В связи с этим, И.А. Аксаков отмечал: «…из России за границу вновь и вновь отправляют воспитывать детей в Швейцарии, Дрездене, Фрибурге и прочих немецких рассадниках Русского юношества!». (3.с.118). Сегодня картина повторяется. Сколько детей из обеспеченных (любыми путями) семей учится и воспитывается за границей! Тем самым готовится будущая интеллигенция России? Они приедут и, пользуясь возможностями своих родителей, будут пристроены на руководящие места во власти? К чему это приведёт – понятно всем. Усилению дальнейшего влияния Запада на все стороны нашей страны.

3.Пока руководство страны с трибун разглагольствует о патриотизме, о будущем мировом лидерстве России, немалая часть талантливой, подготовленной молодёжи, стараются уехать или уезжают работать за границу, где лучше условия для научной деятельности, выше оплата, есть условия реализовать свои возможности. По данным Всемирного банка из России за 30 лет за границу уехало около 5 млн специалистов!!! На кого и против кого они там будут работать? У многих из них ещё осталась тяга к Родине, но кому они здесь нужны? Сказать, что у всех, уехавших из России нет чувства патриотизма, наверное, нельзя. А отток этой умственной элиты продолжает расти. Более половины из них – это молодые люди в возрасте до 30 лет. На кого планируют опираться российские власти?

Чтобы не терять умы, им нужно создавать условия для реализации здесь, на Родине, а не выталкивать в другие страны.

4. Немало молодёжи и внутри страны, едва вступив во взрослую жизнь, обеспечиваются родителями дорогой машиной, квартирой, деньгами на дорогую модную одежду, платное образование, на поездки за границу. И всё это делается родителями, как они считают, из чувства любви к своим детям. Но эти дети привыкают к такой лёгкой жизни. Их не волнует, каким путём (честным или не честным) добыты родителями эти деньги. У них не формируется чувство необходимости борьбы за своё благополучие. Не интересует в каком состоянии страна. Они привыкают к тому, что родители им помогут. Появилась даже поговорка: «Хорошие родители должны довести своих детей до пенсии». Из таких детей патриоты не вырастут.

5. Но, основная часть молодёжи – из простых, не богатых семей. Нередко они вынуждены вместо учёбы идти и зарабатывать деньги. Одних развозчиков еды и продуктов в стране сотни тысяч. На самокатах, велосипедах они с утра до вечера развозят, а жизнь проходит мимо. Кем и какими они станут завтра?

6.Серьёзно меняется народ по национальному составу, а с ним и отношение к России и патриотизму. Страну заполнили мигранты, у которых своя историческая родина. И, думается, что они будут в большей степени верны ей. А это создаёт немалую угрозу будущему. По расчётам специалистов Центра социологии института социально-политических исследований РАН, к 2050 году половину населения России будут составлять мигранты. Половину населения! Сколько тогда их будет в российской власти, в армии и других силовых структурах? Наши духовные ценности, наш исторический патриотизм будут просто вытеснены! К тому же часто по каналам телевидения показывают фильмы как русские воюют с выходцами из наших бывших южных республик. Смакуют это. Зачем? Это что, укрепляем Россию, поднимает дух патриотизма? Наоборот. В советское время много делалось для укрепления дружбы народов и на этой основе – укреплялся общий дух патриотизма. Многие в этом случае вспоминают годы Великой Отечественной войны. А разве после войны мало подобных примеров?

Очень мало сегодня говорят о том, что мигранты хорошо организованы и объединены. Они быстро могут собраться тысячами и даже десятками тысяч. На фоне разобщённости коренных народов – это серьёзная опасность для России.

Серьёзно меняется этнический состав детей и молодёжи. В некоторых классах и школах их уже становится больше, чем детей русских и других коренных народов России. В семьях они воспитываются по понятиям, обычаям и традициям стран и народов, откуда приехали. Через несколько лет их станет большинство, о каком тогда патриотизме к России можно будет говорить?

Сегодня можно услышать слова, мол, со временем мигранты обрусеют. Но правильно говорили славянофилы: «Чтоб иметь возможность и право обрусить кого-либо, повторим ещё раз, нужно нам вновь обрусеть самим, – а обрусели ли мы? Оглянемся вокруг и задумаемся». (3, с.128).

ЛИТЕРАТУРА

1.Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. //В.И. Ленин. ПСС,5-е изд. Издательство политической литературы. М. 1969 г. Т. 26, с.106-110.
2.Аксаков И.С. О нравственном состоянии нашего общества и что требуется для его оздоровления// А.И. Аксаков, Наше знамя – русская народность. С128-133.
3.И.С. Аксаков «В чём недостаточность русского патриотизма?». (С. 114 — ?).
4.Аксаков И.С. Русский прогресс и русская действительность. Народ, государство, общество// Наше знамя — русская народность. А.И. Аксаков — М., 2008. Изд. институт русской цивилизации. С.133 — 137.
5. Киреевский, И.В. Записка об отношении русского народа к царской власти. // И.В. Киреевский, ПСС в 3-х томах. Т.3. Институт научной информации по общественным наукам РАН. С-Пб.: ООО «Издательствл «Росток», 2010. С.57 – 81.
6.Киреевский И.В. Девятнадцатый век / А.С. Хомяков, И.В. Киреевский; М., изд. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) , 2010, — С. 311 – 332.
7.Кошелев А.И. У нас всё неправильно, противоестественно, раздвоено // А.И. Кошелев. Самодержавие и Земская дума. М.: Институт русской цивилизации, 2011. (848с.) С.495-582.
8.Кошелев А.И. В чём мы нуждаемся больше всего? Больше всего мы нуждаемся в правде // А.И. Кошелев. Самодержавие и Земская дума. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С.465 – 495.
9.Самарин Ю.Ф. Чему мы должны научиться? // Ю.Ф. Самарин. Избранные труды. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С.376 – 397.
10.Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России. // Хомяков А.С., Киреевский И.В. М., изд. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012, — С.162 – 179.
11.Хомяков А.С. К сербам. Послание из Москвы. // Хомяков А.С., Киреевский И.В. М., изд. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012, — С.245 – 272.
12. Н. И. Цимбаев Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX века/Н. И. Цимбаев; Гос. публ. ист. б-ка России.— 2-е изд., испр. и доп.— М., 2013.— 447 с.

В.Н. ФЕДОТКИН, док. экон. наук, профессор, председатель рязанского отделения ВСД «Русский Лад»