К огромному огорчению, следует признать, что в наш век всеобщего материального потребительства, замечательный самобытный русский поэт Иван Саввич Никитин действительно «незнаемый певец». Пресыщенному обывателю с его мещанской психологией, коих много развелось в позднесоветское время, да и сейчас ими «хоть пруд пруди» ни к чему поэзия, в которой «ни одной беззаботной, веселой песни».
Он жил в гуще народной и не мог спокойно смотреть на все страдания, боли и беды трудового народа в крепостнической России, пытался своими стихами привлечь внимание социального авангарда общества к бедственному положению её «сеятеля и хранителя» (Н.А. Некрасов).
Но и в наше время «образованщине», гордо именующей себя «элитой», наплевать на миллионы соотечественников, живущих за чертой бедности. Именно, «образованщина» весьма активна и своим участием в выборах поддерживает обанкротившую власть рыночников. Разве могут им быть по сердцу вот эти слова из «Песни бобыля», которая в своё время нравилась В.И. Ленину:
Богачу-дураку
И с казной не спится;
Бобыль гол как сокол,
Поёт-веселится.
Нынешние «асфальтовые» и «диванные» агрономы вопят: «Ну это пьяница, бездельник», но Никитин знал, что бобыль продукт той системы хозяйствования, которая царила в России в пореформенное время. Как правило, это были малоземельные люди, зачастую безлошадные, при всём старании могущие собрать со своей делянки урожай, обеспечивающий скудную жизнь семьи в лучшем случае до весны, а там новая кабала у деревенского мироеда.
Или вот это стихотворение «Тяжкий крест несём мы братья…», которое процитирую полностью:
Тяжкий крест несем мы, братья,
Мысль убита, рот зажат,
В глубине души проклятья,
Слезы на сердце кипят.
Русь под гнетом, Русь болеет;
Гражданин в тоске немой;
Явно плакать он не смеет,
Сын об матери больной!
Нет в тебе добра и мира,
Царство скорби и цепей,
Царство взяток и мундира,
Царство палок и плетей.
Написано где-то в начале второй половины позапрошлого века, а как оно отражает сегодняшнюю действительность, может быть надо исключить последнюю строку, против телесных наказаний выступают заокеанские хозяева власть предержащих, а их ослушаться они не смеют. Даже эти два примера говорят, что левой оппозиции надо обратить серьёзное внимание на поэтическое творчество Никитина и использовать его в своей агитацинно-пропагандистской работе. В 1917 году около 80-85 процентов населения страны потеряли отнюдь не говорухинскую Россию (вспомните фильм «Россия, которую мы потеряли»), а описанную Никитиным, но в 1991 году под сладкие голоса либеральной прозападной шпаны возвратили её и молча влачат своё существование.
Иван Саввич Никитин родился в Воронеже 21 сентября (3 октября) 1824 года в мещанской семье, имевшей корни в духовном сословии. С восьми лет учился в Воронежском духовном училище, а с 1841 года — в Воронежской духовной семинарии, о чём он написал в «Дневнике семинариста». Из-за пьянства и буйного характера отца, что стало причиной разорения, Никитину пришлось оставить учёбу, чтобы помогать отцу в торговом деле. В 1844 году он стал содержателем постоялого двора для извозчиков.
Но несмотря на загруженность работой Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей, вошёл в кружок местной интеллигенции. В феврале 1859 года открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города. Он прожил короткую трудную жизнь, и не случайно с горечью он вспоминал:
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, —
Горько она, моя бедная, шла
И, как степной огонек, замерла.
Скончался И. С. Никитин от чахотки 16 (28) октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Нам же он оставил прекрасные стихи о Родине и её природе, о жизни и смерти, о любви, о поэзии, о дружбе. Стихи искренние, идущие от всего сердца, зачастую болью отдаются в душе читателя как обнажённый нерв.
Никитин остро чувствовал чужое горе. Вот как он выражал свои чувства, обращаясь в стихотворении к «П. И. Савостьянову (Не спится мне. Окно отворено…)»
И больно мне и страшно за людей,
В ночной тиши мне чудятся их стоны,
И вижу я, как в пламени страстей
И мучатся и плачут миллионы…
Он написал много стихотворений о тяжелом труде и безрадостной жизни крестьян, страданиях бедных горожан, о судьбе сирот, вдов и одиноких стариков, выражал протест против несправедливого устройства жизни. В стихотворении «Полночь, темно в горенке…» Никитин описал картину типичную для жителей Центрального Черноземья, многих горестный жизненный путь:
Вот бедняк откашлялся,
Глухо говорит:
«Смолоду, касатик мой,
Силку потерял,
У купца на мельнице
Всё кули таскал.
Жил-то, знаешь, в бедности,
Кони — плохота,
А в избушке курево,
Грязь и теснота.
И сынишка ползает,
И теленок тут…
Вот так и жили наши пращуры, но было ещё хуже. Ну как жить с малым дитём, когда «знаешь, у нас горенка// Зимой-то что ледник…»- жалуется женщина в стихотворении «Уличная встреча». В другом стихотворении «Помню я: бывало, няня…» он продолжает живописать тяжёлую картину сельского труженика
Пот на пашнях за сохами,
Пот в лесу за топором,
Пот на гумнах за цепами,
На дворе и за двором …
Но Никитин глубоко уверен, что так не может долго продолжаться. В стихотворении «Медленно движется время…» он призывает: «Веруй, надейся и жди…», потому что
Рыхлая почва готова,
Сейте, покуда весна:
Доброго дела и слова
Не пропадут семена.
Да обязательно настанет время, когда «Падёт презренное тиранство,// И цепи с пахарей спадут…» Он гневно обращается к «изнеженному барству», которое будет «ненавистной тенью,// Пятном в истории родной…», предупреждает его: «И просвещенное потомство// Тебя проклятьем поразит». А пока «Мужик — теперь твоя опора,// Твой вол — и больше ничего…», но
Забитый, он на месть не скор;
Но знай: на своего владельца
Давно уж точит он топор…
Это были пророческие слова. Из истории мы знаем, как пылали барские усадьбы и до и после отмены крепостного права, (об этом Никитин писал в стихотворении «Мщение») и в революцию 1905-1907 г.г., и 1917 году. Но всё это произойдёт много лет спустя. А пока
День прожитый пред тобою
Страшным призраком стоит.
Видишь зла и грязи море,
Племя жалкое невежд,
Униженье, голод, горе,
Клочья нищенских одежд.
Никитина мучительно волнует вопросы: «Почему в таком ужасном положении оказался русский народ?» Он спрашивает: «Почему послушно носит наше племя// Оковы тяжкие рабов?» Вообще-то это вопрос и к нам, жителям XXI века. Разве не «Мы добровольно терпим зло», навязанное нам прозападной кучкой лжедемократов и ведь, действительно, «Постыдно гибнет наше время!..» — Россия всё больше отстаёт в технологическом развитии от локомотивов развития мировой экономики, беднеет духовно и нравственно, да и население, преимущественно русское, её вымирает. И также как в средине XIX века
И мы молчим. И гибнет время…
Нас не пугает стыд цепей —
И цепи носит наше племя
И молится за палачей…
Вновь, как будто о нашем нынешним бытие написано. Молча взираем как англосаксы топчут души наших современников, несём цепи западного умственного ига, разрушающего наше национальное самосознание, нашу самобытность, наш язык; терпим разбазаривание нашего национального достояния в угоду иноземным хищникам и примерно треть избирателей дружно голосует за наших угнетателей, а остальные примерно две трети, игнорируя выборы, косвенно поддерживают своих угнетателей.
Чем больше знакомишься с поэзией Никитина, тем больше понимаешь, что писал он будто о нашем времени. Помните у К. Маркса: «Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды». Может быть, к нашему случаю и не совсем подходит данная цитата, но не стоит ли перед нами задача, означенная Никитиным в своё время в стихотворении «Опять знакомые виденья…»
О, если б мы сказать могли:
«Вам, дети, счастье и свобода,
Широкий путь, разумный труд…»
Сегодня и нас будущее детей и внуков тревожит. Отправившись на рыночные рельсы наши поколения лишили их и широкого пути, и разумного труда, а значит и счастья, оставив лишь свободу гнуть спину на нового хозяина, да и то если удастся устроиться на работу, свободу погрузиться во все низменные инстинкты, противные самому существу человека.
Да, а прав был Никитин, заявляя: «О, как велик и беден человек!» Он верил в торжество жизни человека, понимал, что она повторяется в детях, внуках, правнуках и так далее, а потому следующим поколениям необходимо оставлять после себя «разумное, вечное, доброе», о чём и говорит в стихотворении «Дума»
Всё умереть когда-нибудь должно;
Но жизнь одних, как чудное зерно,
Останется в самом процессе тленья
Залогом сил другого поколенья
Но он считал, что у человека на Земле высокое предназначение и в своём послании «Н. Д. (Не отравляй минут успокоенья…)» даёт нам завет
Не отравляй минут успокоенья
Болезненным предчувствием утрат:
Таинственно небес определенье,
Но их закон ненарушимо свят.
И если бы от самой колыбели
Страдание досталося тебе —
Как человек, своей высокой цели
Не забывай в мучительной борьбе.
Многие стихотворения Никитина пронизаны болью за судьбу простого русского человека. Он страдал, обнажая горькую правду российской жизни, за судьбу Родины, имеющую славную историю, трудолюбивый народ и чарующую в любое время года природу. Своё прекрасное стихотворение «Русь», которое сразу принесло молодому поэту известность и популярность, (о нём подробно написано мною в статье «Русь и русская поэзия») он закончил словами:
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать во честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
Во все времена русичи дружно вставали на защиту своего Отечества, не случайно они прослыли самым непокорным народом. В стихотворении «На взятие Карса» Никитин пишет
Таков удел твой, Русь святая, —
Величье кровью покупать;
На грудах пепла, вырастая,
Не в первый раз тебе стоять.
И сегодня простые российские парни воюют на острие борьбы с Западным алчным и коварным миром за жизнь Русского мира. И в след за А.С. Пушкиным (помните «Клеветникам России») он в стихотворении «Война за веру» грозно предупреждает желающих насытится русской кровью и поработить русских
Иль духа русского досель вы не узнали?
Иль неизвестно вам, как Севера сыны,
За оскорбление родной своей страны,
По слову царскому мильонами вставали?
Вам хочется борьбы! Но страшен будет спор
За древние права, за честь Руси державной;
Мы вашей кровию скрепим наш договор —
Свободу христиан и веры православной
А в стихотворении «Донцам» он, повествуя о ратных подвигах донского казачества, напоминает всему миру о боевом его духе
И знает мир, как вами встречен
Войны отечественной год:
Весь Дон восстал, на голос чести
И день и ночь казак летел
И крови в битвах грозной мести
Последней капли не жалел.
Чуть ранее в этом же стихотворении Никитин восхищён донскими казаками, пошедшими «встречь солнца», перешедшим Камень и сделавшим Московское Царство евразийским (в географическом смысле) государством.
И помнит Русь тот день великий,
Когда бесстрашный богатырь
К подножью Грозного владыки
Поверг обширную Сибирь…
Не открою большого секрета написав, что Родина — это не только люди, но и природа, среда их обитания. До чего же прекрасна и изумительна природа в окрестностях Воронежа. И не случайно, что многие произведения Никитина посвящены описанию природы, а критики называли его мастером русского поэтического пейзажа. Картины природы всегда действуют облагораживающе на человека. Поэт в стихотворении «Над светлым озером пурпуровой зари…» признаётся
Я вновь теперь живу! и как отраден мне
И сон полей в тиши безлюдной,
И этих ярких звезд, горящих в вышине,
Язык торжественный и чудный!
С какой любовью, добротой поэт описывает картины родной природы, только человек с большим сердцем и светлой душой может так воспринимать мир. Природа была для него единственным успокоителем от скорби, бед и свинцовой мерзости обыденной жизни.
Нельзя умолчать об одном стихотворении Никитина, которое несомненно является одной из жемчужин русской поэзии о природе. Перефразируя первые строки послания юного К. Маркса «К Женни» можно сказать, что стихотворение «Ярко звезд мерцанье…» «каждым словом чудо, слог его ласкает взгляд…» В нём столько восторга, лирики и романтики, столько простора, что кажется «вдруг стало видимо далеко во все концы света» (Н. Гоголь). Да разве не может порадовать душу такая картина, о которой он пишет в этом стихотворении
Ярко звёзд мерцанье
В синеве небес;
Месяца сиянье
Падает на лес.
В зеркало залива
Сонный лес глядит;
В чаще молчаливой
Темнота лежит.
Слышен меж кустами
Смех и разговор;
Жарко косарями
Разведён костёр.
По траве высокой,
С цепью на ногах,
Бродит одиноко
Белый конь впотьмах.
Вот уж песнь заводит
Песенник лихой,
Из кружка выходит
Парень молодой.
Шапку вверх кидает,
Ловит — не глядит,
Пляшет-приседает,
Соловьём свистит.
Песне отвечает
Коростель в лугах,
Песня замирает
Далеко в полях…
Золотые нивы,
Гладь да блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор,
Звёзды над полями,
Глушь да камыши…
Так и льются сами
Звуки из души!
Воистину: «Продлись, продлись, очарованье…» (Ф.И. Тютчев), иного трудно что-то произнести.
Да, вспоминая свои ночёвки в степи трудно с ним не согласиться. Лежишь лицом вверх на копне соломы усталый после работы на копнителе комбайна, а над тобой чёрное, как антрацит, безлунное небо и на нём столько мелких ярких светящихся точек словно какая-то неведомая хозяйка по всему небу зёрна пшеницы рассеяла. И в самом деле
О, как божественно прекрасна
Картина ночи средь степи
Когда торжественно и ясно
Горят небесные огни…
пишет он в стихотворении «Степная дорога» и с ним трудно не согласиться тому, кто хоть раз побывал ночью в степи. Но ночь сменяется утром и вся природа просыпается с восходом солнца. Поэт великолепно показал переход от ночи к дню в стихотворении «Утро». В его стихах предложения так крепко логически связаны, что трудно вычленить какую-то часть и полностью выразить смысл всего произведения. Поэтому некоторые стихи привожу полностью:
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поет;
По плечу молодцу всё тяжелое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
До чего же хорошо в эту пору идти степной дрогой или тропой. Блестят на солнце все в капельках росы полевые цветы. В бескрайней вышине жаворонок заливается, в лесополосах, что-то воробьи делят, на чёрных парах грачи важно шествуют, а в зерновых перепёлки скликают своих птенцов. Дышится легко, воздух чист и слегка влажноватый, и лёгкий ветерок тебя обнимает. Да, степь прекрасна всегда и в любое время суток года, да и в любую погоду. Даже в дождливые осенние дни, а уж летом, да в солнечный день сердце замирает от восторга и также как Никитину хочется воскликнуть
О степь! люблю твою равнину,
И чистый воздух, и простор,
Твою безлюдную пустыню,
Твоих ковров живой узор,
Твои высокие курганы,
И золотистый твой песок,
И перелетный ветерок,
И серебристые туманы…
Да и где ещё можно увидать такое чудо. Вспоминаю далёкие детские годы, когда сталинские лесополосы были ещё низкими, взбежишь на степной курган и куда ни упадёт взгляд до самого окоёма золотистое море пшеницы, ржи, ячменя, овса, а среди него как острова в море белеет поле гречихи, склоняют свои головы подсолнухи, качаются рыжие султаны кукурузы, зеленеют участки сахарной свеклы и чернеют пары, а далеко на западе белеют меловые кручи правого берега Дона. А воздух сухой и напоён запахами полыни, чабреца, донника, полынка. Дух захватывает и сердце просится в дорогу и в памяти всплывают строки стихотворения Никитина «Купец на пчельнике»
И как хорошо это поле! Вот гречка
Меж рожью высокой и спелым овсом
Белеется ярко, что млечная речка;
Вот стелется просо зеленым ковром,
Склонялся к почве густыми кистями;
С ним рядом желтеет овес золотой,
Красиво качая своими кудрями;
А воздух струится прозрачной волной,
И солнце так ярко, приветно сияет!
Поэзия Никитина жизнеутверждающая. Она учит любить свой Родину, её людей, её историю, её природу. Но в то же время она учит нас ненавидеть всё то, что мешает развитию русского народа в восходящей истории человечества. И когда человек прежде думает о Родине, а потом о себе, у него
И зреет мысль так вольно, широко,
И сладко песнь в честь родины поется,
И кровь кипит, и сердце гордо бьется,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
Здорово, что Никитин так мог заявить о себе. И нам надо стремиться к тому, чтобы быть преданными своему народу, чтобы потомки могли о нас сказать: «России верные сыны» и сами берегли своё русскомыслие, которое мы должны им привить.