Мне проще ответить на вопрос: чем они похожи на нас, бывших подростков, родившихся в Советском Союзе, и чем отличаются? Да, они всё такие же буйные, вспыльчивые, непокорные. Считают себя взрослыми. Они так же спорят со взрослыми, настаивают на своём, хотят понять своё место в этом мире и страдают от своей «непривлекательности», «неполноценности», неуверенности в себе, в своих силах.
Чем они отличаются от нас, советских подростков, всё-таки? Одно из важнейших отличий, которое бросается в глаза — гаджеты. У них слишком много гаджетов, в их жизни. Я смотрю на своих подростков сыновей. Я – педагог в третьем поколении, у нас в семье принято читать книги, мой отец, их дед – создал целую библиотеку у себя дома, всё в доме заставлено книгами. Я сама с детства люблю читать и сейчас читаю при всяком удобном случае. Читала им, своим детям, книжки можно сказать с колыбели и свято верила в педагогическую истину, что личный пример – лучший помощник в деле воспитания. Но… Почему-то с книгами, с чтением так не работает. Мне очень обидно это, но мои дети – нечитающие. Они с уважением кивают, соглашаются – когда я рассказывают о пользе и значении книг, о великих писателях, но … Едва дослушав меня, они спокойно берут телефон, садятся за компьютер – и всё, их жизнь там. Немного утешает то, что у многих родителей сейчас с этим проблемы.
Социальные сети, сайты, игры, приложения, Интернет – все они там живут. Интернет, соцсети, видеоигры – это яркий, впечатляющий и затягивающий в себя виртуальный мир, и книги, или даже – не слишком броские, старые советские фильмы – не выдерживают конкуренции с ним. Подросткам всё это кажется скучным и бледным, так же как и наша обыденная окружающая реальность. Скорость, яркость, спецэффекты, ощущение своей «крутости» и полноценности, иллюзия «всемогущества» — всё это даёт подростку виртуальный мир. Не наш, не реальный.
Реальный мир – далеко не всегда предоставляет юному человеку столько возможностей быстро самоутвердиться – как это делает виртуальный мир. Ключевое слово – быстро! Чтобы ученику со средними способностями получать пятерки по алгебре или геометрии, нужно много напрягаться, заниматься, вникать, и тогда, спустя много дней, а то и месяцев – будет результат. И то – не факт. Или чтобы накачать мышцы, тоже уйдет немало времени. А пройти какую-то игру и убить «босса» — можно за один день, а то и за час. И сразу чувствуешь себя крутым и успешным! И не нужно месяцами сидеть над учебниками или ходить в спортзал.
А что же вы не развиваете их? Спросят меня. Посылайте в кружки-секции! Да, секции… Не хочется занудствовать на тему о том, что «в наше время много было бесплатных секций и кружков». Хотя вообще-то да, было много возможностей для всестороннего развития ребенка, и бесплатного, к тому же. Сейчас тоже много разных кружков и секций. Но дело даже не в том, что они платные. Дело в том, что детям просто некогда туда ходить. И это второе важное отличие современных подростков от подростков-школьников советского времени. Я не помню, чтобы учеба сильно отвлекала меня от кружков. Успевала я и в музыкальную школу, и, потом – в изостудию, еще гуляла с подругами, и успевала читать и конечно – учить уроки. А сейчас? Сегодняшние подростки, 14-15-16 лет – страшно загружены. Я бы даже сказала – что и не только подростки – младшие школьники тоже (о, эти пресловутые уроки, которые приходилось делать с ними чуть не ночью, когда уставший родитель только добирается домой с работы – а утром опять на работу!).
Дети очень загружены школой. Среди психологов даже бытует мнение, что современная школа – это «токсичная среда» для ребенка. Представьте себе парня, 14-15 лет, который отсидев 6-7 уроков в школе, приходит часа в 14 домой. Пообедает. И падает без сил на диван, где либо спит, либо тупо «втыкает» в телефон. Потому что сил ни на что уже больше нет… (Да, именно так и делает сейчас мой 15-летний сын). А надо ведь еще делать уроки по всем этим 7-ми предметам! И уроки у старшеклассников все сложные: алгебра, химия, физика, геометрия и т.д… А еще мама-папа в ухо дудят: чего лежишь, иди вещи убери, в магазин сходи, пропылесось… Час-два паренек собирается с силами (если конечно повезет и в семье благополучная среда, где нет жесткого авторитарного стиля воспитания, с кучей требований). И потом приходится делать домашние дела и садиться, снова учить эти опостылевшие 6-7 уроков. При добросовестном отношении это займет не менее 2-3 часов. И вот уже фактически ночь за окном – 19-20 часов вечера. Когда идти на какие секции? И главное – где взять силы на это?
Не говоря уже о подростках, которые готовятся к ОГЭ, ЕГЭ (9,10,11 класс). Эти страдальцы помимо школы ещё посещают репетиторов, и различные курсы по подготовке к «страшным экзаменам» (учителя в школе умеют нагонять на ребят страха (в их понимании — ответственности) по поводу данных судьбоносных моментов). Естественно у детей не остается в этом возрасте времени на то, чтобы жить свою ещё детскую, во многом, жизнь. В 14-15 лет перед ними уже встаёт выбор: становиться очень ответственными, очень серьёзными, озабоченными своими важными будущими жизненными целями этакими маленькими суровыми старичками. Которые думают о профессии, о грядущих заработках, соотносят свои успехи в школьной жизни с тем – кем они станут, в какой вуз поступят, и сколько в итоге будут зарабатывать. Да, это очень похвально, наверное, быть такими. И просто непостижимо для меня, как умудряются многие подростки ещё и заниматься спортом и/или посещают другие секции. Но увы не все подростки выдерживают – жить такую ответственную, загруженную, напряженную жизнь. Когда от каждой твоей оценки, от того, как ты «выкладываешься», стараешься каждый день – по сути зависит твоё будущее, твоя профессия и карьера. И тебя все взрослые этим тюкают и тюкают. Как психолог я вижу очень много детей, которые замучены такой жизнью, они живут в постоянной тревоге, напряжении, неудивительно, что среди ребят такого возраста часто случаются нервные срывы, сердечные болезни, другая психосоматика и даже суицидальное поведение.
Есть и противоположная тенденция – когда подростки попросту «забивают» на всю эту учебу, всю эту фигню, которую им навязывают школа, родители и весь социум. Они просто идут и гуляют, тусят со сверстниками, живут в соцсетях, в виртуальных мирах и т.д. К нам в психологический центр часто обращаются родители подростков, их крик о помощи: «Помогите, сделайте что-нибудь с ребенком, у него нет мотивации учиться!». Хочется сказать: а у вас есть мотивация делать что-то ужасно неприятное, тяжелое, почти непосильное, часто — неинтересное и неактуальное (то есть именно то, что предлагает школьникам сегодняшняя система образования)?
Много говорят про выгорание взрослых – когда они трудятся на тяжелой, неинтересной, малооплачиваемой работе. А про выгорание ребенка никто не задумывался? Ребенку тоже тяжело, он тоже может выгорать от всего того, что навалили на него сегодня! И когда дети не выдерживают и просто идут гулять с друзьями, а домашнее задание потом списывают из ГДЗ – я это конечно не одобряю. Но это вполне здоровая защитная реакция психики на непереносимые жизненные условия. И это нормально, когда вполне умный и развитой подросток, посмотрев как выкладываются в учебе их отличники-сверстники, как они впадают в депрессию, как ходят по психиатрам и пьют антидепрессанты, — подросток махает рукой на высшее образование и еле как сдав ОГЭ, идёт и учится на сантехника или водителя или ещё какую-то рабочую специальность. Не потому что он глупый, а потому что в такие условия он поставлен.
И кроме того, многие такие неглупые подростки ещё понимают, что несмотря на всю зубрёжку и антидепрессанты, на бесплатное высшее образование вряд ли они смогут претендовать – поскольку в хороших вузах надо платить хорошие деньги. Соответственно – если всё равно деньги платить – чего напрягаться-то. А если денег нет – соответственно – то же самое. Чего напрягаться…
Что касается интеллекта и общего развития современных подростков. Моё личное мнение, что в силу ли перечисленных фактором или чего-то ещё – многие современные подростки и юноши очень умные. Несмотря даже на то, что эта публика преимущественно стала нечитающей, как я уже сказала. Возможно, суровые жизненные условия сделали их такими. Как знать. Они много думают, анализируют, им приходится много думать о своём будущем, о том, какими они будут в этом непростом мире, чего они хотят, смогут ли они самореализоваться? Ребенку, который пишет стихи – приходится размышлять о том, стать ли ему поэтом или лучше экономистом. Ребенку, который любит рисовать, приходится много думать о том, стать ли учителем рисования или лучше взять кредит заниматься бизнесом? Ребенку, который хорошо играет на баяне … тоже есть о чем подумать. В современном мире для молодого человека открыты многие пути, но далеко не все. Может поэтому они такие умные, такие злые и … грустные.
Давайте мы, взрослые, будем беречь их, наших ранимых подростков, будем помнить о том, какую трудную жизнь им приходится жить. И хотя бы дома создавать для них благоприятную, теплую, поддерживающую среду. Помогать им собраться с силами творить эту жизнь, чтобы им хватило сил и смелости создавать такой окружающий мир, в котором хоть капельку легче и светлее будет житься им, или хотя бы их детям.