Александр Дьяченко о ремейках советских фильмов

На днях стало известно, что весьма авторитетные ныне в кино люди решили снять ремейк культового советского фильма «Москва слезам не верит». Это тот редчайший случай, когда от создателей фильма-оригинала последовала жёсткая отповедь кинотрутням, которые зарабатывают на великом советском кинематографе, одновременно фактически вытирая о него ноги. И подобная практика стала не просто массовой, она подчас даже поддерживается и финансируется государством. Не пора ли положить конец столь беспардонному обращению с культурным достоянием России, чем и являются лучшие советские фильмы?

  Исполнившая одну из центральных ролей (Антонины) в фильме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова народная артистка РФ Раиса Рязанова заявила в СМИ: «Это против зрителей преступление. Как они этого не понимают, даже не режиссёр, а те, кто это разрешает?»

Негативное отношение к ремейкам преобладает среди людей, причастных к кино. Так, режиссёр и кинокритик Давид Шнейдеров заявил, что в России ещё никому не удалось снять хороший ремейк советской классики. Более того, переосмысливать успешные картины на свой лад мало кому удавалось и на Западе. Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», известный кинорежиссёр Карен Шахназаров полагает, что множество ремейков известных советских фильмов, снятое в последнее время, является тревожным симптомом, свидетельствующим о кризисе новых идей в кинематографе.

А кинокритик Виктор Мараховский назвал ремейки «штукой глубоко безнравственной». Дело в том, что попытки копирования киношедевра обычно сопровождаются переиначиванием смыслов и акцентов, извращением характеров героев и тех коллизий, в которые они попадают. Нередко происходящее на экране можно назвать «десталинизацией» или «декоммунизацией» советских кинохитов. То есть на выходе в виде ремейка зрителю показывают не просто плохо снятый бездарный фильм, а злую издевательскую пародию на великий советский оригинал.

За примерами далеко ходить не надо. Вот выдержки из пресс-релиза ремейка всеми любимого советского фильма «Джентльмены удачи»:

«Молодой аниматор детского центра Лёша Трёшкин (Сергей Безруков) — инфантильный и жизнерадостный «хипстер» — оказывается двойником опаснейшего вора и убийцы Смайлика. Смайлик похищает из музея Санкт-Петербурга национальный символ Казахстана — Доспех Золотого Воина. Молодая красивая лейтенант полиции Ирина Славина (Марина Петренко) ловит Трёшкина и «современными» полицейскими методами заставляет его помочь следствию. Выбора нет — иначе Трёшкин сядет в тюрьму как настоящий преступник. Так Трёшкин оказывается в Египте, где сидят в тюрьме двое подельников Смайлика — молодой воришка-оптимист Муха (Антон Богданов) и матёрый мрачный Шатун (Гоша Куценко)».

Мнение о недопустимости создания ремейков популярных советских фильмов и вреда от подобной деятельности высказывалось не единожды, критиками подобной практики приводились весьма убедительные аргументы. В том числе давно уже известно негативное отношение большинства зрителей к таким фильмам, то есть граждан России, с которыми никто не желает считаться.

Скажем, ещё в 2012 году социологи агентства Romir Movie Research, проводящие исследования в сфере кино, устроили опрос по поводу отношения граждан к отечественным ремейкам. Выяснилось, что лишь 28% опрошенных «испытывают интерес к отечественным ремейкам», 44% опрошенных (большинство высказавших мнение респондентов) заявили, что интереса не испытывают и смотреть ремейк не пойдут

Аналогичные результаты об отношении россиян к ремейкам получил в 2018 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе исследования по теме кино, приуроченного к 40-му Московскому международному кинофестивалю. 58% россиян, смотревших те или иные вариации на тему советской киноклассики, в большинстве случаев остались недовольны.

«Значительная часть респондентов принципиально не хочет видеть ремейки на любимые и знакомые с детства комедии. Это связано с тем, что советскими оригиналами была задана настолько высокая планка режиссуры и актёрской игры, что оправдать зрительские ожидания сейчас крайне сложно», — заявил редактор журнала The Hollywood Report Алексей Егоров, комментируя результаты опроса.

Ремейки как явление вызвано отнюдь не кризисом новых идей, считает управляющий партнёр Romir Movie Research Олег Иванов. «Просто ремейки очень удобны, потому что зритель про них уже многое знает. Срабатывает эффект любопытства: интересно пойти и увидеть уже известную картину в новом исполнении. Заранее гарантировано большое число зрителей. Но, к сожалению, многие российские ремейки не оправдывают ожиданий — зрители уходят не удовлетворёнными качеством современной интерпретации и отношением к первоисточнику», — отметил Иванов.

Несмотря на в целом отрицательное отношение к ремейкам и аудитории, и киноэкспертов, эта практика продолжает процветать. Ремейков уже снято столько, что, наверное, проще составить список шедевров советского кино, на которые ремейков пока ещё не сделали. Стимул для авторов подобных киноподелок очевиден: хотя большинство зрителей смотреть не пойдут, но даже если посмотрит какой-то процент всей аудитории (ну хотя бы 5%), то прибыль от такого гешефта покрывает все издержки, в том числе моральные. Ведь, по данным минкульта, российская киноаудитория составляет 90 млн зрителей в год.

По этой причине в целом не понравившиеся зрителю ремейки принесли своим создателям немалые барыши. Весьма сомнительного свойства фильм «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) собрал 55,6 млн долларов (традиционно зрительские сборы эксперты кинорынка считают в долларах). Столь же сомнительное кино «Розыгрыш» (ремейк 2008 года) собрал 1,4 млн долларов, «Служебный роман. Наше время» (2011) — 14,6 млн долларов, «Джентльмены, удачи!» (2012) — 9,8 млн долларов. По большинству остальных ремейков финансовая отчётность широко не публикуется.

Таким образом, соображения финансовой и политической выгоды для правящей буржуазной и политической верхушки оказываются гораздо важнее всех доводов против создания и тиражирования плохих пародий на отменные советские фильмы. А ведь советское кино в лучших своих проявлениях — это поистине наше культурное достояние, советские киношедевры являются, без преувеличения, памятниками кинематографического искусства. А к памятникам культуры у государства должно быть особое отношение: их нужно оберегать и охранять. Вместо этого мы наблюдаем прямо противоположное: государство в лице минкультуры выступает в качестве заказчика десятков ремейков советских кинофильмов! И вся эта вакханалия происходит за деньги налогоплательщиков!

В своём цинизме кинодельцы пошли ещё дальше: в скором будущем нам как зрителям предъявят уже не просто ремейки, а новые фильмы, в которых роли будут играть… скончавшиеся уже звёзды советского кино! Об этом не так давно рассказала дочь В.М. Шукшина заслуженная артистка Российской Федерации Мария Шукшина («Правда», №39, 2024 г.). Нынешние коммерсанты от кино собираются использовать цифровые образы великих советских актёров. «На меня тоже выходили: предлагали деньги за разрешение использования цифровой копии моего отца Василия Макаровича Шукшина. Я отказалась», — рассказала Мария Васильевна.

И советские фильмы, и великие деятели советского кинематографа сегодня остро нуждаются в государственной защите. И если никаких действий в этом направлении не предпринять, то вред от сложившейся ущербной практики будет с годами лишь нарастать.

Руки прочь от советских киношедевров!