К апрелю 1945 в Бухенвальде и его ста тридцати восьми филиалах побывали четверть миллиона заключенных. История одного из узников, советского боксера Андрея Борзенко, поражает воображение.
Об этой истории никто бы не узнал, если бы не советский боксер и писатель Георгий Свиридов. Андрея Борзенко, будущего героя своей книги «Ринг за колючей проволокой» он встретил на одном из послевоенных чемпионатов, где против него выступал поволжский немец. С первых секунд боя Борзенко начал ожесточенно избивать соперника, и девять раз отправил его в нокдаун. На вопрос Свиридова, почему он так вел бой, Борзенко рассказал ему историю, что в концлагере он постоянно дрался с немцами, чтобы отстоять честь советских бойцов.
Уроженец Ташкента Андрей Борзенко ушел на фронт мастером спорта по боксу и чемпионом Узбекистана в тяжелом весе. В сентябре 1941 во время сражения у берегов Днепра Борзенко попал в плен. После двух попыток побега его отправили в Бухенвальд. Администрация концлагеря проводила бои между военнопленными и уголовниками-немцами. Эти бои называли «международным первенством скелетов».
Бокс был частью идеологии нацистов. Адольф Гитлер называл его «главным спортом арийцев», который воспитывает храбрость и боевой дух. Все члены СС проводили еженедельные тренировки, сдавали нормативы и участвовали в спаррингах.
Боксерские поединки между офицерами и узниками проходили во всех концлагерях. В Виттенберге, например, против эсесовцев выходил на ринг цыган Иоганн Тролльман, бывший чемпион Германии 1933 года, которого лишили титула и отправили в концлагерь. В польском Аушвице-3 в таких боксерских боях участвовали француз Виктор Перес, чемпион мира по боксу в наилегчайшей категории, и Тадеуш Петшиковский, довоенный чемпион Польши в сверхлегком весе. Его люто ненавидели за победы над арийцами и перевели в лагерную больницу, где специально заразили тифом. Спортсмен выжил лишь чудом.
Андрей Борзенко, попав в Бухенвальд, не афишировал прошлые спортивные заслуги. Его заметили случайно: один из капо, надзиратель из числа заключенных, замахнулся на него дубинкой. Спортсмен одним ударом отправил охранника в нокаут. После этого Борзенко заставили выходить на ринг. Его первым соперником стал бывший чемпион Гамбурга по боксу, грабитель и убийца, который был на 20 килограммов тяжелее. Но Борзенко одолел его уже во втором раунде.
За несколько лет Андрей провел восемьдесят боев без единого поражения. Но самым знаковым для Борзенко стал бой с чемпионом СС в тяжелом весе среди солдат и офицеров. Вилли, так звали немецкого боксера, специально пригласили из лагеря Маутхаузен, чтобы сломить спортсмена из СССР. За поединком наблюдал весь концлагерь. Разъяренный чемпион бросился на заключенного, забыв о защите. Борзенко, воспользовавшись ситуацией, нанес офицеру СС сокрушительный апперкот, который отправил того в глубокий нокаут. После боя карательной акции не последовало — администрация концлагеря оставила Борзенко в живых. Более того, его победу признали.
В апреле 1945 Бухенвальд освободили американские войска. Борзенко вернулся в Узбекистан, продолжил заниматься боксом, окончил мединститут, стал хирургом, и провел больше пятидесяти операций по пересадке сердца. После разрушения СССР Андрей Борзенко был вынужден уехать из Ташкента в Россию. В 1992 году он ушел из жизни в нищете на съемной квартире в Ленинградской области. Ему было 72 года.