Лев Сорников: Логика истории в учении Карла Маркса

ЛОГИКА ИСТОРИИ В УЧЕНИИ К.МАРКСА

И В РЕАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА.

ВЗГЛЯДЫ, ОТ КОТОРЫХ МАРКС И ЭНГЕЛЬС НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЛИСЬ.

На сайте «Город солнца» выложен обширный труд А.Ковалева  об основах марксизма. Очередной в этой серии и тоже безадресный. Чуть раньше опубликовано — Постановление ЦК об организации политической учебы коммунистов в 2024-2025 гг, контроль за исполнением  которого возложен сразу на весь Президиум ЦК КПРФ. То есть ни на кого персонально.

Всё это — печальное проявление формализма в партийной работе, который повторяется из года в год. Не верю, что товарищи в ЦК не понимают элементарных вещей. В частности той простой истины, что люди, у которых нет сильной личной мотивировки к учёбе, учиться не будут.

Без изменения Устава КПРФ настоящей учёбы не будет, а интерес к марксизму беспартийных, вообще находящийся вне контроля Партии, — это просто вид полезной агитационной работы.

В Уставе КПРФ следует записать:

 п.1. — полноправным членом Партии может быть только тот вступивший в неё, кто затем сдал экзамен на знание и (важно!) понимание основ марксизма-ленинизма, знание и понимание первоисточников по утверждённому перечню.

До тех пор он, будучи принят в ряды КПРФ, неся все уставные обязанности коммуниста, обладает только совещательным голосом в партии.

Пп2. Партучёба носит самостоятельный характер и основывается на самостоятельном изучении основных работ Ленина, Маркса и Энгельса, документов Съездов и Пленумов  КПРФ, а также истории Партии.

Пп3. Каждый коммунист обязан иметь живую связь с одним-двумя или больше квалифицированными рабочими, инженерами и т.д. крупных промышленных предприятий и регулярно отчитываться в первичке о ходе этого общения, как и о ходе агитационной работы с избирателями.

Пп4. Изучающим теорию м-л и историю Партии должна оказываться методическая и методологическая помощь со стороны секретарей ГК(РК).

Основные незыблемые положения марксизма-ленинизма

  1. Мир, Вселенная – это изменчивая материя, то есть объективная реальность, данная нам в ощущении.
  2. Материя первична – сознание вторично. Но поскольку материальный мир ннкем не создан и существует вечно, то следует признать возможность, что и сознание также существует вечно в разных точках бесконечной Вселенной.
  3. Материя познаваема, но процесс познания не имеет конца
  4. Человеческое общество – это порождение природы, вид живой, развивающейся  материи..                                                
  5. Человек есть сумма вех общественных отношений.

В качестве носителя разума люди самой логикой развития, логикой истории проходят путь восхождения от полу-животного состояния к вершинам разума, на которых все члены общества владеют всей суммой знаний и умений, которые накопило человечество.

ПРЕДЫСТОРИЯ КАК «ЦАРСТВО ЕСТЕСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ»

  • Около трёх млн. лет развитие человека и общества происходит по законам природы, людям неизвестным и неподвластным. В этот период их общественное бытие определяет их сознание. Эта эпоха названа Марксом «царством естественной необходимости».
  • В этом «царстве» развитие общества происходит через процесс само-отчуждения людей от своей свободы, универсальности и результатов своего труда, вызванное требованиями общественного прогресса, происходящего в ходе разделения труда на умственный (управленческий) и физический (управляемый).
  • Прогресс в развитии общества выражается через закономерное возникновение и смену Способов производства (СП) как законмерных ступеней в развитии общества.
  • СП – это диалектика производительных сил  (управляемый труд) и производственных отношений (управляющий труд). ПО – это форма господства ПС над создавшими их людьми. Иначе говоря, ПО это формы частной собственности.
  • ПО составляют общественное бытие людей, определяющее их сознание, как на восходящем отрезке СП  (положительное отношение масс к своему бытию), так и в период самоотрицания (отрицательное отношение масс к своему бытию).
  • В предыстории, как называет Маркс эту эпоху, общество прошло через три фазы развития, в каждой из которых три способа производства, из которых первый – это сила природы, второй — начало превращения силы природы в общественную силу и заключительный, закрепляющий переход от силы природы к общественному устройству.. –.
  • ФАЗА первая, технологическая, состоит из Архаического, Первично коллективного и Родового СП.  Производственные отношения, соответственно, — стереотипное поведение – ритуальное поведение – кровно-родственные связи.
  • ФАЗА вторая, организационная, состоитиз Перобытно-общинного, Азиатского и рабовладельческого СП.Производственные отношения: Индивидуальная (семейная) собственность – прямое насилие (ВЛАСТЬ!) – Закон как регламентация насилия.
  • ФАЗА третья, экономическая, стоитиз Феодального, Переходного (Абсолютистского – С.Платонв) и капиталистического СП.Производственные отношения: ПРАВО (вассалитет) обмен (Т-Д отношения) – капитал.
  • Общество в своём развитии не отбрасывает на каждой новой ступени прежние ПО, а сохраняет  их в снятом виде, в виде жизненных или экономических укладов, внутри господствующего, основного производственного отношения (ОПО).

Поэтому частная собственность является суммой всех ПО, имеющихся в снятом виде, в виде укладов в господствущем на данной ступени ПО.

Сущность человека, т.о., усложняется на каждой ступени развития общества, но сами люди становятся всё более односторонними.

  1. Капитал — это самовозрастающая стоимость и самоподдерживающееся произв. Отношение (ПО). Поэтому никаких новых форм эксплуатации после капитализма возникнуть не может.
  2. Ещё в сентябре  1917 года Ленин предупредил искателей «третьего пути», что «нельзя идти вперёд, боясь идти к социализму» .

То, что капитализм зашёл в тупик, признают сегодня многие из ведущих политиков мира, В.В.Путин в т.ч..Но идти к социализму они, естественно, не хотят. И поэтому они, правящая элита поворачиваю ход истории в обратном направлении – к новым формам крепостного права (сословного общества), с возможной перспективой двинуться и дальше — к нео-рабовладению.

  1.  До тех пор, пока рабочий класс в странах Запада голосует за правых и чурается коммунистов, перспектива «развития» вспять является там реальной. Более того, она уже осуществляется. Рабочий класс проводит там буржуазную политику, т.е участвует в эксплуатации  менее развитых стран. Это участие лишает рабочий класс качества революционной силы.

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВОБОДНЫМ НАРОД, УГНЕТАЮЩИЙ ДРУГИЕ НАРОДЫ! 

  1. Так как без участия рабочего класса переход к социализму невозможен, а третьего пути не может быть, то, пятясь вспять, общество стран Запада будет, гнить и разлагаться, но не умрёт. И, будучи вооруженным до зубов, может привести мир к полной катастрофе.

Поэтому самой правильной стратегией для нас сегодня представляется не конфронтация с Западом на взаимоуничтожение, а стратегия стран группы БРИКС, определяемая как «Один пояс – один путь».

Литература (перечень неполный).

Маркс К. Антикоммунизм «Всеобщей Аугсбургской газеты».

Экономические и философские рукописи 1844 г.

Тезисы о Фейербахе.

Предисловие к Критике политической экономии.….

Критика Готской программы

Маркс К., Энгельс Ф. «Немецкая идеология»

«Коммунистический манифест. и Предисловия к нему различных лет.

ЭНГЕЛЬС Ф.

Происхождение семьи частной собственности и государства.

Анти-Дюринг и Диалектика природы.

Людвиг Фейербах и  конец немецкой классической философии

В.И.Ленин. Три источника и три составных части марксизма.

Исторически е судьбы марксизма.

Империализм как высшая стадия капитализма.

Карл Маркс. Философские тетради.

Материализм и эмпириокритицизм

Грозящая катастрофа и как с ней бороться.