Павел Корчагин: Как победить коррупцию?

Чтобы ответить на это вопрос, прежде, надо ответить на другой вопрос: что является причиной коррупции, при каких условиях она возникает? А чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить экономическое устройство двух общественно-экономических формаций: социализма и капитализма.

Итак, при социализме земля находилась в общественной собственности. Что это означает? Это означает, что земля предоставлялась всем членам общества бесплатно и в вечное пользование. В то же время землю нельзя было продавать, сдавать в аренду, дарить и т.д., – одним словом, с землёй нельзя было совершать коммерческие сделки. При таких обстоятельствах ни одному здравомыслящему человеку и в голову не могло прийти сунуть чиновнику взятку, чтобы взять в аренду землю. Такого человека даже не судили бы, а просто отправили бы в психушку.

Вместе с тем при социализме можно было дать взятку, например, профессору, чтобы сдать экзамен. Но что такое экзамен или, точнее говоря, в чём он выражается? В частных отношениях между профессором и студентом, вследствие чего и возникает взятка. В то же время человека, который сунулся бы к ректору с взяткой, чтобы взять в аренду аудиторию, например, для магазина одежды, сочли бы за сумасшедшего. Ибо при социализме нахождение образовательных учреждений в частной собственности было исключено. Точно так обстояли дела и с исполнением служебных обязанностей. Например, назначение на должность зависит не только от профессиональных способностей назначаемого, но и от того, кто принимает решение о назначение на должность. Здесь возникает возможность для чисто субъективного (частного) решения вопроса, а следовательно, и возможность взятки.

Выше сказанное, с предельной ясностью показывает, что в условиях капитализма, т.е. при безраздельном господстве частной собственности, появляется новый вид взятки, который при социализме исключён. Но тем самым доказывается, что основой коррупции являются частнособственнические отношения, частная собственность вообще.

Но даже при капитализме есть случаи, когда коррупция исключается. Например – жильё. При капитализме есть два вида жилья: социальное и частное. Что такое социальное жильё? Жильё, которое предоставляется государством для проживания, но без права продажи, дарения, превращения в залог и т.д., короче говоря, без права совершения коммерческих сделок. Отсюда следует, что взятка чиновнику, скажем, с целью использовать жильё для залога под какой-нибудь банковский кредит, исключается. Между тем капитализм допускает приватизацию жилья, то есть оформление его в частную собственность. Теперь жилец, став частным собственником жилья, может совершать с ним коммерческие сделки, например, оформить ипотеку под залог приватизированного жилья. Тем самым, однако, он становится потенциальным клиентом чёрных риелторов, которые с необходимостью коррупционно связаны с нотариусами, правоохранительными органами, судами и т.д. Короче говоря, превращение социального жилья в частную собственность расширяет круг коррупции. При социализме приватизация государственного жилья не допускается, что ставит преграду расширению круга коррупции в жилищных делах. При социализме ни одному человеку и голову не могло прийти сунуться в жилищную организацию с требованием переоформить на него квартиру соседа на основании расписки (да ещё заверенной нотариусом), что тот продал ему квартиру, квартиру, которую он получил от Советской власти лишь в бессрочное пользование, ибо все советские люди знали, что за такую филькину грамоту Советская власть сажает.

Приведённые примеры, взятые вместе, со всей убедительностью доказывают, что причиной коррупции является нахождение вещи в частной собственности. Следовательно, чтобы победить коррупцию, необходимо сделать её бессмысленной, т.е. добиваться того, чтобы как можно меньше вещей находилось в частной собственности. Чем меньше вещей находится в частной собственности, тем меньше коррумпировано общество. Яркий пример этого – СССР, где исключалась взятка, например, с целью приватизация завода. Наоборот, чем больше вещей находится в частной собственности, тем больше коррумпировано общество. Яркий пример этого – капиталистическая Российская Федерация. В капиталистической Российской Федерации можно за взятку судье получить возможность захватить чужой завод на «законных» основаниях, – так называемое, рейдерство, – между тем как в СССР это и во сне не могло присниться, советские люди и слова такого – рейдер – не знали.

Борьба с коррупцией, по существу, отвечает интересам буржуазии. И если буржуазия не ведёт с ней борьбу до конца, то только потому, что эта борьба с необходимостью ведёт к уничтожению частной и установлению общественной собственности.

Шумиха вокруг коррупции – это хитроумный приём, которым апологеты капитализма, с одной стороны, маскируют действительную причину коррупции, а именно: возможность нахождения вещи в частной собственности на законном основании; а с другой – отвлекают трудовой народ от борьбы против капитализма на пустопорожнюю болтовню о борьбе с коррупцией.

Во-вторых, трескучей демагогией о всеобщей коррумпированности общества внедряется в общественное сознание воровская психология, всеобщая продажность с тем, чтобы внушать обществу невозможность избавиться от коррупции, и, таким образом, загонять его в безысходность, подчинять его существующим воровским порядкам.

Впрочем, ещё старик Маркс сказал: «Способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто третье, вещное, на нечто такое, что, в свою очередь, может быть обменено на всё без разбора, – т.е. развитие меновых стоимостей (и денежных отношений) – тождественна всеобщей продажности, коррупции. Всеобщая проституция выступает как необходимая фаза развития общественного характера личных задатков, потенций, способностей, деятельностей. Выражаясь более вежливо: всеобщего отношения полезности и годности.» (К. Маркс, «Экономические рукописи 1857-1850 годов», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 106).