В чём состоит и откуда пошло уникальное своеобразие России и русских? Почему Ф.И. Тютчев утверждал, что «умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать – в Россию можно только верить!»?
Если верить старинным ведам, то русские получили свыше от Космоса особый дар – русский космизм в виде уникального способа мышления – русскомыслия, как сплава разума и духа. Это позволяет им ощущать свою уникальную связь с Космосом, видеть мир целостно в космическом масштабе и в постоянном движении, как единство многообразного, живущее по принципу «в единстве – сила», и в нужное время заряжаться русским одухотворённым смыслом, как космической энергией.
Поэтому русские развивались в пространстве и времени как единство многообразного, что было непривычно для других племён, живущих по принципу «разделяй и властвуй», разделявших единый Космос на материальный и духовный миры, а свои земли на метрополии и колонии, а народы – на господ и рабов. Исследователи отмечают, что в отличие от Британской, Германской, Австро-Венгерской империй Российская империя не была империей господствующего русского народа – она изначально развивалась как империя русского пространства, т.е. как держава – страна, ответственная за достойное содержание огромного евразийского пространства, обустраиваемого братскими народами совместно для общего блага.
Поэтому летописец Нестор начал свою «Повесть временных лет» словами: «Откуда пошла есть Русская земля!», а не русский народ. Русская земля не была, как империя, политическим образованием, она изначально была духовно-культурным объединением многообразных племён и народов. Это было триединство Великой, Малой и Белой Руси, объединённых православной верой.
Вторая половина XII века явилась переломным этапом в истории древнерусского государства. Княжение Владимира Мономаха (1113-1125) и пребывание его сына Мстислава (1125-1132) в качестве князя Киевского завершали существование единого древнерусского государства. Далее начался длительный процесс его распада. Наступила эпоха феодальных центров, внесшая существенные изменения в политическую, социальную и демографическую ситуацию в Восточной Европе.
В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в 1898 году, указано, что «Древние племена русских славян, сойдя с исторической сцены, дали материал для новых этнографических образований. Славянское население древней Волыни и Галиции явилось ядром малорусского племени. Древние кривичи стали предками белорусов. А встреча новгородских славян, кривичей, вятичей с древними финскими племенами центральной России положила начало великорусскому племени». Таким образом, Русская земля стала триединством великорусов, малорусов и белорусов. Эти три существительных являлись именами собственными трёх вышеназванных народов, а объединяло их воедино прилагательное «русский», выражающее их принадлежность к Русской земле, культуре и языку.
Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) в «Энциклопедическом словаре русской истории»,составленном на основе его лекций, прочитанных в 80-х годах XIX века, утверждал следующее. «В исторических документах термины Малая Русь (Поднепровье) и Великая Русь (Верхне-Волжье) впервые встречаются в 1347 году в послании императора Иоанна Кантакузена к русскому митрополиту Феогносту». Император пишет Феогносту, что «кроме епархий Великой Руси, подвластных митрополиту, ему также должны принадлежать и епархии Малой Руси, отторгнутые от митрополии, такие как Владимирская на Волыни, Луцкая, Туровская, Холмская, Галицкая и Перемышльская». О Киевской епархии здесь речи не идёт, потому что она не была отторгнута от митрополии. В книге «Русская история» Ключевский поясняет, что «положение Русской земли в то время можно определить двумя чертами: политическое порабощение извне и политическая раздробленность внутри… Вся западная Русь, т. е. Белоруссия, вместе с частью Великороссии, областью Смоленской, и Русь Малая с соседними краями нынешних великорусских губерний – Курской, Орловской, даже с частями Тульской и Калужской, входили в состав Литовско- Польского княжества».
Великая Русь в то время была раздроблена на удельные княжества, а великорусская народность оставалась лишь фактом этнографическим, без политического значения. Но, начиная с 1462 года, усилиями Великого князя Ивана III, а затем его сына Василия III, вокруг Москвы стало создаваться великорусское государство. Таким образом, православная идея псковского монаха Филофея – «Москва – третий Рим, а четвёртому не быть» начала воплощаться в жизнь. В итоге, к 1613 году Великороссия объединилась под московской властью. В состав Великороссии вошли: Московское и Ярославское княжества, Великий Новгород, Пермская земля, Ростовское, Тверское, Вятское княжества, Псковская вечевая республика, Смоленское и Рязанское княжества, Черниговская и Северская земля.
Далее Ключевский отмечает, что «мысль о государственном единстве Русской земли из исторического воспоминания теперь превращалась в политическое притязание, которое Москва и спешила заявить во все стороны, как своё неотъемлемое право». Москва говорила: «Вся Русская земля, а не только её великорусская половина является вотчиной московского государя. Вся Русская земля из старины от наших прародителей – наша отчина».
При Иване Грозном Московское царство успешно прирастало землями на Востоке и Юге. А после Смутного времени при царе Алексее Михайловиче в 1654 году, благодаря гетману Богдану Хмельницкому, Малороссия присоединилась к Великороссии, т.е. к Московскому государству. В этом же году русские взяли Смоленск, Витебск, Могилёв, Вильно. Но вмешались шведы, напавшие на Псков и Польшу. Русским пришлось оставить Вильно, Гродно и Могилёв. В итоге, Малороссия разделилась на правобережную Украину, которая с гетманом Тетерей ушла к Польше и подверглась насильственному окатоличиванию, и левобережную Украину, которая с гетманом Брюховецким примкнула к Москве. В результате, титул московского царя стал звучать так: «Государь Великая, Малая и Белая Руси».
Терминологические понятия Россия, Российская земля в письменных источниках получили широкое распространение со второй половины XV века, а особенно XVI века. После взятия Иваном Грозным Казани в 1552 году в состав Русского государства вошли поволжские народы, а в 1556 году башкиры. Русское государство выходило за Урал, т.е. за границы Восточно-Европейской равнины и становилось евроазиатским. Объединяющим его народы фактором при разной вере, прежде всего, были единое поклонение Космосу и коллективистский тип традиционного общества. Европейская Россия теперь занимала лишь 25 процентов площади страны, но концентрировала 66 процентов населения.
При Петре I Московское царство стало Российской империей. Но в Российской империи, в отличие от западных, никогда не было деления на метрополию и колонии. Россия никогда не рассматривала себя как государство русских, владычествующих над нерусскими. По переписи 1897 года население России составляло 128,2 миллиона человек, из них 93,4 – в Европейской части, 9,5 – в Царстве Польском, 2,6 – в Великом княжестве Финляндском, 9,3 – в Кавказском крае, 5,8 – в Сибири, 7,6 – в Среднеазиатских областях. Да, империя росла и усиливалась за счёт новых земель и народов, но воспринимала их как равноправных участников российского оркестра. Исключение составляли евреи, для расселения которых императрица Екатерина II ввела «черту оседлости». Но при этом ограничивали в правах не евреев как народ, а только лиц, открыто исповедующих иудаизм, как религию, возвеличивающую один народ над другими.
Как отмечает Владимир Мединский в своей серии книг «Мифы о России»: «В Российской империи понятие национальность не учитывалось, оно считалось чем-то дополнительным, в паспорте не проставлялось. Базовое различие проводилось по вероисповеданию – если ты православный, то какая разница армянин ты или еврей». Мединский пишет, что маркиз де Кюстин, назвавший первым Россию «тюрьмой народов», в своих воспоминаниях о России описал прелюбопытнейший эпизод. На придворном балу, когда маркиз рассматривал гостей, к нему подошел император НиколайI: «Вы думаете, что всё это русские? Конечно, Ваше Величество… А вот и нет. Это – татарин. Это – немец. Это – поляк. Это – грузин, а вот там стоят еврей и молдаванин. – Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?! – А вот все вместе они русские!».
Действительно, в Российской Империи прилагательное «русский» определяло не национальность, а принадлежность человека к Русской земле и русской православной вере. Русскими считались: великороссы, малороссы и белорусы, а также все православные независимо от национальности. Это подтверждают итоги переписи 1897 года, приведённые в словаре Брокгауза и Ефрона в разделе «Племенной состав населения». В нём указаны 17 наций и народностей и их доля в общем составе населения России в процентах.
1. Русские – 72,5
2. Финны – 6,6
3. Поляки – 6,3
4. Литовцы – 3,9
5. Евреи – 3,4
6. Татары – 1,9
7. Башкиры – 1,5
8. Немцы – 1,3
9. Молдоване – 1,2
10. Шведы – 0,4
11. Киргизы – 0,2
12. Калмыки – 0,1
13. Греки – 0,06
14. Болгары – 0,05
15. Армяне – 0,05
16. Цыгане – 0,04
17. Прочие нар. – 0,49
Обратите внимание, что среди племён нет православных малороссов, белорусов, грузин и осетин, т. к. все они считались русскими. Поэтому царь Николай II и Ленин в графе «национальность» в 1913 году написали «великоросс», а Сталин правомерно заявлял, что он русский грузинского происхождения. Но при этом государствообразующим народом по факту считались великороссы, ставшие главным ядром русской державы, благодаря своей территории, мировоззрению и языку. В статье «О национальной гордости великороссов» В.И. Ленин писал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину… Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация создала революционный класс и показала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм».
В декабре 1930 года И.В. Сталин процитировал этот ленинский посыл обществу в своём письме к поэту Демьяну Бедному, унизившему русский народ в одном из своих произведений, и призвал всех гордиться русскостью.
Следует особо отметить, что великороссы составляли всего 44 процента населения, но именно родной язык великороссов всегда был государственным языком Русской и Российской державы, официальным языком делопроизводства, культуры, администрации и науки. Неслучайно В.И. Даль назвал свой словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». Некоторые исследователи считают, что прилагательное «великорусский» не привязано к конкретной национальности – великороссам. Они говорят, что это сокращенный вариант слов «великий русский» язык. Однако В.И. Даль опровергает такой подход. В «Напутном слове» к своему Словарю, читанном в Обществе любителей российской словесности в Москве 21 октября 1862 года, он чётко обосновал почему назвал его словарём живого великорусского языка. Даль написал: «Вместо русского сказано великорусского языка: это будет точнее и правильнее; этим обозначена ширина объёма: малорусское и белорусское наречия исключены…. Объём этот ещё яснее отмечается словом «живого», которое и указывает на желание захватить всё то, что среди нынешнего великорусского народа можно услышать или прочитать». Таким образом, словарь В.И. Даля – это словарь живого языка великороссов, а языки белорусов и малороссов Даль считал особыми наречиями русского языка.
В целом по России по данным переписи 1897 года великорусский язык назвали родным 47%, украинский – 19%, белорусский – 5%, остальные языки – менее 5%.
В советское время в результате чрезмерной борьбы с великодержавным шовинизмом произошло резкое сужение понятия «русский» – от «пространства» до «народа». Это зафиксировано в словаре русского языка С.И. Ожегова, изданного в 1949 году. Словарь Ожегова определяет, что «великоросс» – это устаревшее понятие слова «великорус», а понятие «великорус» – это то же, что и русский. А белорусов и украинцев словарь определяет не как русских, а как восточно-славянские народы, составляющие основное население Белоруссии и Украины. В итоге, в отличие от Российской империи, белорусов и малороссов, а также православных в советское время лишили русскости, оторвали от Русской земли, подорвали триединство русского народа, а великороссов фактически превратили в «Иванов, не помнящих родства».
Это значительно ослабило духовную мощь русского народа, превратив его по факту из единства многообразного в единство однообразного. А, как показал русский философ Н.А. Бердяев в своём труде «Смысл истории», единство однообразного менее жизнеспособно и склонно к деградации. Современность подтверждает такие выводы. Согласно данным, приведённым в монографии «Русские», изданной Институтом этнологии и антропологии РАН в 2003 году под редакцией В.А. Александрова: «За годы советской власти произошли большие изменения в численности и расселении русского народа. Нивелирующее давление на великороссов и русских привело к стиранию особенностей и различий всех русских подразделений, на какой бы основе они не были созданы – социальной, религиозной, территориальной, экономической и этнической (так формировалось единство однообразного). Основания для заключения о депопуляции, а в ряде мест о денационализации русских дают данные по естественному движению народа, особенно проявившееся к 1989 году.
Рост численности народа с 70-х годов шёл замедленными темпами. К 1990 году везде естественный прирост был выше, чем в РСФСР, в которой он оказался в 1.4 раза ниже, чем среднереспубликанский и ниже грани расширенного воспроизводства населения.
К 1990 году в РСФСР оказалась самая низкая рождаемость – 13,4%. Произошел всплеск смертности, а значит обозначилась тенденция к приближению естественного прироста к нулевой отметке.
А в результате изменилась возрастная структура русского народа. Сократилась доля лиц трудоспособного возраста. Практически каждый пятый русский в РСФСР в 1989 году был пенсионером.
Наиболее ярко эти отрицательные явления проявились в Нечерноземье- главной исторической области формирования и развития русского народа. Этот регион составляет 29 областей. В «сердце русских земель», где испокон веков особо ценился крестьянин-пахарь, на селе осталось менее 20% населения. Началась деградация сельского хозяйства».
После 1991 года положение русских в Нечерноземье ещё более ухудшилось.
Такой дефицит русскости не позволяет Российской Федерации в настоящее время дать достойный и более быстрый отпор англосаксам и другим русофобам в развязанной ими гибридной цивилизационной войне Запада против Русского мира. Державная ответственность государствообразующего народа ослаблена. Пришла пора и власти и обществу осознать, что «русскость – это всемирно значимое явление в истории человечества, призванное помочь ему сохранить не только жизнь на планете Земля и во Вселенной, но и наладить её как гармоничное единство многообразного в соответствии с законами Космоса под девизом «Миру – Мир!». Поэтому борьба русофобов с русскостью – это преступление против человечества.
Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» предложило свою Программу из 19 мер по укреплению суверенитета мышления и восполнению русскости в Российской Федерации в условиях гибридной войны (см. сайт Движения). Прежде всего, для победы нужно вернуть России русский дух и русское мировоззрение – Лад. Нужно поднять державную ответственность народов России за судьбу Отечества путём возврата государствообразующему народу его гордого имени «великороссы», а другим братским народам права быть русскими.
Это обеспечит возврат России к русским цивилизационным основам, укрепит Русский мир, создаст более благоприятные условия для развития БРИКС, приблизит победу над либеральным фашизмом и создание многополярного справедливого мира.
В.С. НИКИТИН, председатель Координационного совета ВСД «Русский Лад»