Михаил Князев с думой о национальной идее

1. ЗАКОН СЕТЕВОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

«Кажется, всякое ослабление или заметное умаление умственной жизни в обществе неизбежно оборачивается усилением материальных аппетитов и корыстию эгоистических инстинктов»

Ф.И.Тютчев «Письмо о цензуре в России»

ноябрь 1857

На Петербургском экономическом форуме в июне 2012 г. Герман Греф разродился безответственным откровением:

«Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания…

Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации.

…мы понимаем, что все средства массовой информации все равно заняты построением, сохранением страт»

Так один из идеологов современного российского общества формулирует цель так называемой элиты – не допустить знания, информацию, широко понимая, культуру «в массы»

Принципиальная идейная установка считающих себя вершителями судеб великой страны. Они не провозглашают себя, но фактически осуществляют в теории и практике идеологию либертарианства. 

Вспоминается монолог нацистского доктора Хасса из к/ф «Мёртвый сезон» (1968):«… Это будет общество людей новой ПОРОДЫ. Потому что, стоит только впрыснуть одну десятитысячную грамма RH самому неповоротливому человеческому существу, как оно мгновенно ощутит огромное интеллектуальное могущество. Вот вам и решение всех проблем. Нет больше ни богатых, ни бедных, — есть только элита. Живущая в Новом Эдеме: мыслители, поэты, учёные… Вы спросите: «А кто же будет работать?» — правильный вопрос, молодчина. Работать будут представители неполноценных рас, прошедшие специальную психохимическую обработку. Но в совершенно иных дозах.
Они отрезаны от какой бы то ни было информации извне. Ведь от чего люди страдают больше всего? От сравнений. Кто-то живёт лучше, кто-то талантливее, кто-то богаче, кто-то могущественнее. А человек, прошедший психохимическую обработку, будет радоваться, непрерывно. Радоваться, что ему тепло, что помидор — красный, что солнце светит, что ровно в два часа, что бы ни случилось, он получит свой питательный бобовый суп, а ночью — женщину. При условии, что он будет прилежно трудиться. Ну, разве это не милосердно?»

Ж.Алферов: «Для всей планеты сейчас наступило черное время – время фашизма в самых разных формах», из интервью газете «АиФ», 2017.

         По исследованиям ученых Линн и Ванханен в книге «IQ и глобальное неравенство» глобальный индекс умственных способностей за 1950 – 2000 г.г. упал с 91,64 до 89,9.

         Этому вторит «Бюро переписи населения США. Международная база данных 2003»

         Как писала «Комсомольская правда» 13.03.2023 «Жители Европы и США неотвратимо тупеют»

         Западные специалисты выдвигают следующие причины этого процесса:

         — ухудшение экологии

         — массовое внедрение интернета

         — большая рождаемость в бедных странах

         Да, эти факторы имеют большое влияние на уровень умственного развития человека.

         Но взглянем на проблему с точки зрения, как сказал Ф.И.Тютчев, «умственной жизни» или «доступа к информации», как бесстыдно заявил Г.Греф.

         Вспомним 50-60-е годы. В ряде европейских стран пришли к власти коммунисты и социалисты. Африка начала освобождаться от колониализма. Конец 60-х известен массовыми студенческими и антикапиталистическими волнениями, нарастанием профсоюзных действий.

         Чем ответили транснациональные корпорации (ТНК), чтоб спасти свою глобальную власть. Они блестяще овладели и умело манипулировали такими молодежными интересами как увлечение рок-музыкой, особенно тяжелым роком, наркотиками, движением хиппи, порнографией, активностью спортивных фанатских сообществ, нетрадиционными сексуальными влечениями, примитивными поп-музыкой и поп–зрелищами.

          Вовремя появились в конце 60- в начале 70-х книги Карлоса Кастанеды о поисках истины по идеям индейца «дона Хуана» с использованием дурманящих растений.

         Как точно сказал большой враг России – З. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и ее стратегические императивы»: «…американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире…несмотря на ее некоторую примитивность», где «господствуют гедонистические мотивы и темы ухода от социальных проблем»

         Одновременно ТНК ограничили доступ низовых «страт» к просвещению, информации, одним словом, ограничили сетевое развитие культуры в обществе. Тысячи наших соотечественников, временно или постоянно живущих на Западе, отмечают огромные финансовые и бюрократические препоны, чтоб получить высшее образование или поступить в магистратуру, вообще получить достойное образование.

СМИ, ТВ, казалось бы, полны информацией. Но это поп-культура, примитивная по сути, не развивающая личность.

         Господствующий класс, страт, слой общества пытается таким образом оградить себя от проникновения «низов» в свои ряды, чтоб оставить и скрытыми секреты господства, и не «разбавлять» свой клан выходцами из «нищебродного» страта. Но законы биологии утверждают, что замкнутые системы вырождаются.

         Любая технология — государственная, экономическая, социальная, культурная в смысле высокого развлечения (театры, кино, музыка, живопись) требует кроме сильного лидера и соответствующих исполнителей, подчиненных высокого уровня интеллекта и моральных ценностей. Высокий уровень подготовки предполагает хорошее образование и разностороннюю общую культуру.

         Привлекая для выполнения любых серьезных процессов как коренных жителей своей сраны, так и мигрантов, не умеющих должной технологической культуры, хозяева монополий в целом ухудшают качество продукции, которая становится менее конкурентной изделиям из стран, где культуре отдают необходимое значение. Тем более, миллионы приезжих из Африки и Ближнего Востока имеют низкий образовательный уровень.

         Что такое культура?

         Культура есть ответственность плюс познание и творчество.

         Полноценное сетевое развитие культуры осуществляется при обязательном взаимодействии ее составляющих и активности обратных связей.

         Жизнедеятельность культуры похожа на работу нейронной сети мозга. Умаление деятельности любых участков мозга – по причине болезней, пьянства, алкоголизма и наркотиков, чрезмерных стрессовых ситуаций, искусственного ограничения человека в поступлении какой-либо информации, насыщения примитивной культурой — ведут к ухудшению мозговой деятельности индивидуума. А при массовом оглуплении граждан — к дебилизации общества.

         Ограничения сетевого развития культуры в ее комплексном понимании и привела к концу 21 столетия к тревожным результатам, отмеченным Линном и Ванханеном.

          Политологи делают вывод о снижении за 50 лет уровня  интеллекта лидеров великих стран. На смену Ленину, Сталину, Рузвельту, Кеннеди, Никсону, Черчиллю, Тэтчер, Де Голлю, Миттерану, Пальме, Брежневу с Косыгиным на Западе и в России пришли руководители мелкого пошиба.

          И такой безответственный путь предлагает Г.Греф.

          Есть ли пример альтернативы самоубийственной западной линии ограничения сетевого развития культуры?

          Да, это пример Советского Союза.

         Величие определяющего достижения советской феномена состоит не только в таких грандиозных достижениях, как ликвидация эксплуатации человека человеком, социальная справедливость и плановая экономика.

         Впервые в истории человечества многонациональная и многоконфессиональная Россия введена во вселенную культуры в ее комплексном понимании. Пространства великой страны – экономическое, социальное, человеческое – были насыщены культурными составляющими.

         Н.К. Крупская с революционной одержимостью добивалась открытия библиотек и домов культуры в самых отдаленных местах огромной страны.

         Рабочие получали различные преимущества, если имели как минимум 7-классов в 30-40 годах и среднее образование после Великой отечественной войны. В 60-70-х годах многие рабочие имели образование на уровне техникума, а нередко и вуза. Мастера, прорабы, начальники участков должны были иметь высшее образование, вечернее или заочное. Руководители более высокого уровня просто обязаны были окончить вуз.

          Для получения любого образования – начального, среднего, среднего специального, высшего не было никаких ограничений – денежных, религиозных, национальных. Да, в 20-30-е годы были трудности с получением высшего образования представителей старой власти, дворянства. Но в массе поступавших это были малочисленные группы населения. Не было проблем поступления в аспирантуры.

         Библиотеки, музеи, выставки были доступными. Их посещение поощрялось государством.  Предприятия и профсоюзы выкупали места в театрах, чтоб трудящиеся могли посещать спектакли.

         Научная деятельность активно развивалась. Да, проблемы с исследованиями в области генетики и кибернетики не поощрялись, для страны необходимы были, в первую очередь, разработки для выполнения планов индустриализации. Известен факт, как ученики В.И.Вернадского звали ученого вернуться на Родину, ибо научная деятельность поощрялась новой властью. И великий ученый вернулся в Россию, где и совершил свои гениальные открытия – о  биосфере и ноосфере.

         Результат – за 10 лет Союз стал великой индустриальной державой, победил фашизм и в короткие годы восстановил свою мощь. При этом  первым освоил ближний космос и стал ведущим в атомной энергетике. В 60-70 годах СССР стал второй сверхдержавой наряду со США.

         В те же годы билеты в лучшие театры Ленинграда было трудно купить. Много ленинградцев постоянно слушали классическую музыку в Филармонии и Капелле.

          Большинство советских семей имели большие личные библиотеки. Шла лихорадочная борьба за подписные издания классиков. Редкая семья не выписывала журналы «Наука и жизнь», «Знание  – сила», «Человек и закон»

          Советский Союз стал самой читающей страной в мире.

         Помню разговор в 1977 году с токарем Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ). Этот токарь обрабатывал огромные валы мощных турбин. И зарплата была у него очень высокой. На мой вопрос, возьмет ли он в помощники к станку своего сына, он ответил, что пусть тот вначале закончит Высшее техническое учебное заведение при ЛМЗ. И обретет «масштаб мышления».

          Вот так мыслили квалифицированные трудящиеся Союза!

         Сетевое развитие культуры можно назвать объективным законом процветания общества. Его соблюдение и поощрение для благополучия державы доказано опытом истории.

Закон сетевого развития культуры включает четыре основных положения, которыми должны руководствоваться государство, экономика и общество:

— во-первых, обеспечение доступности культуры в ее комплексном понимании, образования, просвещения, информационных потоков

— во-вторых, поощрение познания культуры широкими слоями населения через СМИ, интернет, общественные организации, прежде всего, для молодежи и пожилых людей

— в-третьих, создание условий для любых форм творчества

— в-четвертых, обеспечение обратной связи, позволяющей оценивать количество и качество культурных потоков

         По этому пути пошел, в конечном счете, и Китай, ставший ныне второй экономикой мира.

          В 90-е годы в России произошел серьезный сбой в сетевом развитии культуры. Это грозило в отбрасывании страны на многие годы назад. Но спас и державу, и общество великий задел советской культуры в научных, библиотечных, учебных средах да и в большинстве семей.

         В последние годы в России широко пропагандируются разные национальные проекты. В том числе, и образовательные. Заговорили о значимости новых технологий и научных направлений. В стране остро встал вопрос в профессиях производственного назначения – станочниках и инженерах, как базы индустриального развития. Эти специальности требуют высоких знаний.

         Будем надеется, что закон сетевого развития культуры будет в России не только не нарушаться, но и стимулироваться государством и бизнесом.

КОДЕКС МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В «Автобиографии» О.Ф.Берггольц вспоминала, что 24 января 1943 года, когда в продажу поступил ее сборник стихотворений «Ленинградская поэма», книгу «…покупали за хлеб, от 200 до 300грамм…Выше этой цены для меня нет и не будет»

         В блокадном Ленинграде работали 22 районные библиотеки

Данное эссе является продолжением эссе «Закон сетевого развития культуры», опубликованного 1 февраля 2024  г. в журнале «Клаузура»

Спустя несколько дней на канале «Наука» был показан сюжет об открытии Н.В.Кузнецова, члена-корреспондента РАН, совместно с коллегами в России и США «скрытых хаотических аттракторов», которые погружают систему в беспорядок.

Теорию хаоса исследовали много выдающихся ученых, начиная с 19 века. Наконец, в 20 веке американский математик и метеоролог Э.Лоренц в 1963 г. выдвинул идею «эффект бабочки». Имеется в виду, что от взмахов  крыльев может начаться торнадо в Техасе.

Аттракт в переводе с английского означает притягивать. Соответственно аттрактор – притягиватель.

Назовем аттрактор в нашем случае – соблазном.

Лоренц назвал «странным аттрактором» состояние, при котором поведение системы становится хаотичным. Так происходит во всех открытых системах – природных, биологических, человеческом обществе. Неуправляемые процессы ведут к хаосу. Это природные закономерности.

Так вот указанные ученые пришли к выводу, что нужно исследовать скрытые хаотические аттракторы, чтоб предотвращать склонность системы в беспорядку.

Так в послевоенные годы великий советский ученый М.В.Келдыш рассчитал размеры и форму крыла самолета, чтобы не создавалась его негативная вибрация – флаттер, ведущая к поломке его и гибели самолетм.

Культура есть сложнейшая система, потому государство и общество обязаны исследовать и по возможности устранять «соблазны», ведущие к хаосу.

Закон сетевого развития культуры предполагает наличие обязательной   основы своей жизнедеятельности – ответственности и за познание, и за творчество ума и чувств, т.е. разума.

Именно «соблазны» на основе плотских инстинктов – привели к оглуплению Европы и США. Человек на 75 % — животное. «Соблазны»  оставляют индивидуума в состоянии близком к гоминиду, которым легко манипулировать. Это медленное сползание западного общества в хаос. Да, не за годы, но за десятилетия. А хаос неизбежно приблизит вырождение общества, нации или гражданскую войну.

Ответственность в разных сферах деятельности государства, общества и человека является предметом размышлений этого эссе.

Вот уже 40 лет мы находимся на перепутье. Это схоже на хождение в 40 лет евреев по пустыне, когда они покинули Египет. Их вождь Моисей водил своих соплеменников, чтоб в их рядах не осталось ни  одного человека, познавшего рабство.

В нас происходят одновременно два духовных процесса.

Мы на собственных судьбах ощущаем «прелести» западного образа жизни, усугубленного современной русской практикой:

— постоянную классовую борьбу рабочих, инженеров, айтишников, малого бизнеса, чтобы жить достойно. Они остаются пролетариями. Всё определяют ТНК.  Пролетарий – в древнеримском смысле – только производитель потомства, т.е. бесправный.

— безработицу

— отчуждение человека от человека, т.е. культ индивидуализма, расщепление общества

— оглупление через СМИ примитивными развлечениями.

Характерны для морали потребления слова из книги «Унесенные ветром» М.Митчелл «Я обнаружила, что деньги – самое важное на свете»

Параллельно в нас происходит все более глубокое понимание нравственных основ государства и общества, из которого нас культом потребления соблазнили. Ибо в прошлом, но продолжающем жить, обществе главенствовали идеалы человечности, что назывались коммунистическими.

Основой прошлого, советского, общества был закон сетевого развития культуры, прежде всего как ответственности, который был синтезом:

— Родового прошлого с историей в 4,5 тысячи лет, в котором «Три основные черты славян определяют их жизнестойкость: необыкновенное трудолюбие, доходящее иногда до самоистязания, любовь к родине, часто даже не осознанная умом, и талантливость» («Откуда ты, Русь?» Сергей Лесной (С.Я.Парамонов)

— Православного наследия с его началами:

 —  сочувствия, совести, семейных начал, соблюдение постулатов Нагорной проповеди

— Имперского основания

«Если бы Россия в конце концов не стала Империей, она бы не осуществила своего призвания»

Ф.И.Тютчев «Россия и Запад», 1848-49

Россия, как империя, не только защитила народы, живущие в ней, но и спасла от вымирания малые народы

— советской державы сетевого развития культуры

Академик Е.П.Велихов в интервью газете «АиФ» на вопрос, что бы он взял из советской эпохи в нашу жизнь, ответил  —  «Культ знаний».

Одними из основных причин развала СССР является:

— не было найдено стимулирующих, кроме материальных, средств успеха для энергичных личностей. На заре Союза эти средства были – гордость за свой труд, уважение общества, прославление, пример для подражания. Но они выродились

— загнивание верхушки советского общества, погружение её в пошлость потребления и жажду наживы. Яркий пример – личный гараж Л.И.Брежнева. Пошла цепная реакция хапужничества. Лидерам КПСС приглянулся западный образ жизни с видимыми атрибутами демократии и яркими витринами супермаркетов. Директорам заводов захотелось приватизировать свои предприятия. Для этого была демонтирована стержневая структура — КПСС

— Неумение использовать самые лучшие и оригинальные научно-технические открытия и технологии.

Запад помогал разваливать не только как уничтожение мировой державы, не как обладателя несметных природных богатств. Но и для завладения технологиями и препятствования их внедрения в Союзе.

Надо сразу сказать, что возврата в советскую систему при всех ее положительных сторонах невозможно. Изменились и люди, и общество.

Нельзя строить жизнь только на социальной справедливости. Еще долгие годы, а может и столетия, эксплуатация человека человеком будет продолжаться при разумной её степени.

Ряд современных политологов и мыслителей заговорили о конце капитализма. В книге Пола Мейсона «Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему»(2016) говорится, о новом обществе на основе новейших технологий – цифровых, нано и слиянии монополий в сверх монополии.

Но эта другая форма капитализма. Это империализм глобальных монополий. И сверхсиндикаты планируют и уже осуществляют эксплуатацию не только людей, но и целых стран и континентов. Это план Ротшильдов, Клауса Шваба, Баруха, Блэкрока  и других монстров мировых финансов.

Наши так называемые олигархи – пигмеи по сравнению с ними. Но и они  все же тормозят сетевую развитие культуры. Напомню, что олигархия по гречески  – власть немногих.

Нельзя допустить, чтобы соблазны западного образа жизни ввергли бы нас в оглупление и хаос.

Только Россия с её вселенской культурой может противостоять этому.

Нужен новый образ жизни на основе кодекса моральной ответственности.

В 2020 журнал «Клаузура» опубликовал мое эссе «Кодекс ответственности» Какие-то положения потребовали нового осмысления.

Есть готовый пример жизнедеятельности кодекса моральной ответственности.  Он давно существует в городе на Неве, начиная с советских времен.

Кодекс моральной  ответственности Питера прост:

— Относиться к Питеру так, как желательно, чтоб Питер относился ко всем. Будем достойны великого города.

         — Питер – город дружбы народов, как основы городского самосознания на протяжении нескольких поколений. Межнациональные конфликты пресекаются властью и жителями.  Толерантность заменена сотрудничеством словом и делом.

— Питерцы с пониманием и уважением относятся к традициям, обычаям и праздникам всех религиозных конфессий.       

— У нас не мусорят. Поддержание чистоты города начинается с чистоты в каждом доме, а Питер это большой дом для жития.

— Уступать место людям пожилого возраста, инвалидам, женщинам с детьми, женщинам беременным.

         — Ходить вдоль тротуара по правой стороне. Как и двигается весь транспорт в России, ибо у нас правостороннее движение.

         — Если кто-то просит о помощи на улице, в транспорте, тем более, пожилой человек, инвалид, женщина с ребенком – помогите или попросите кого-то помочь – вызвать скорую, полицию, МЧС

         — Много читать, прежде всего, классику. 

         — Совершать пешие прогулки по прекрасным местам Питера и его пригородов. Самим бережно относиться к зданиям, памятникам, скульптурам, природным достопримечательностям, как культурному наследию каждого человека, и не допускать варварских поступков окружающих.

         — Постоянно, хоть раз в год, посещать музеи, прежде всего, классические — Эрмитаж, Русский музей, Петропавловскую крепость.

         — Слушать музыку, прежде всего, классическую и, безусловно, народную.

         — Воспитывать в детях ответственность перед Семьей, Школой, Питером, Россией, Природой. Приучать детей к труду, чтению, посещению музеев, слушанию классической музыки, прогулкам по самым красивым местам Питера и пригородов. Во всем этом главный смысл современной русской семьи, тем более питерской – развивать душу человека.

         Да, в повседневной действительности некоторые составляющие синергии порой не работают. Но я говорю о коренном образе жизни ленинградцев-питерцев, который сложился в послевоенные годы.

          Мы с женой в прошлом, 2023 г., отдыхали в Феодосии. При покупке путешествия по Крыму продавец, пожилой человек, задал вопрос, откуда мы. Мы ответили, что из Питера. Вдруг он встал и поклонился нам, произнеся -«Вы в Питере особенные люди» Нам с женой стало не по себе.

Кодекс моральной ответственности  предполагает проникновение совести, чести, действенного сочувствия, взаимопомощи во все структуры государства и наполнение ими всего организма общества.

Конечно, необходимо изучать и разработки в области понятия ответственности, начиная с античных времен.

Великий философ 20 века Ж-П.Сартр в своей работе «Экзистенциализм — это гуманизм» делает очень важный вывод, что человек «несет за все полную ответственность».

Сегодня предлагаемые положения кажутся наивными.

Но пройдет 2-3 поколения граждан России и они станут жизненной необходимостью.

Кодекс моральной ответственности является защитой и стимулом к совершенствованию закона о сетевом развитии культуры.

Положения кодекса моральной ответственности следующие:

1.Глава государства и высшее руководство страны должны относится к народу России так, как желательно, чтобы народ относился к ним.

2. Приоритетом развития России должны быть научные исследования и новейшие технологии в соответствии с экономическими циклами Н.Д.Кондратьева. Необходимо не только готовится к очередному циклу, но и предвидеть следующий.

Следует возродить научно-технические кружки в школах и домах культуры для вовлечения молодежи в технологические интересы и обучение.

Требуется вернуть на первые каналы ТВ и СМИ передачи, посвященные науке и технологиям по примеру «Очевидное –невероятное» и «Это вы можете».

Россия обязана стать определяющей державой в научно-технологическом движении мира.

         3. Государственные образование, включая первое высшее, и здравоохранение должны быть бесплатными.

4. Предприятия — государственные, частные, смешанные должны проникнуться ответственностью:

— за свою продукцию

— за своих сотрудников как членов семьи по имени производственный коллектив

— за свою деятельность для поднятия уровня жизни страны на уровень среднеевропейский

 В нашей стране с гениальным многонациональным народом и неслыханными запасами полезных ископаемых могут быть богатые, но не должно быть бедных. Естественно понимается трудоспособное население. Уклоняющиеся от труда должны преследоваться по закону.

Благотворительность должна исчезнуть из понятий общества. Сама деятельность государства, психология бизнеса должны существовать на задаче ликвидации бедности, поддержки культуры, здравоохранения.

5. Требуется создать и лично контролировать Президентом общероссийский государственно-частный Фонд Спасения Детей для лечения детей, больных сложными, смертельно-опасными болезнями. Этот Фонд должен объединить все имеющиеся подобные благотворительные фонды. Позор для великой страны, когда родственники больных детей должны выпрашивать  деньги на лечение детей.

6.Необходимо создавать соответствующий моральный климат для современной элиты, топ-менеджеров, как например, это делают в Скандинавии. Необходимо соответствующие курсы нравственного воспитания в учебных заведениях, где учатся будущие руководители высших звеньев ведомств и ведущих фирм, для осознания ими ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД НАРОДОМ по примеру пушкинского Лицея, где был курс нравственности профессора А.П.Куницына.

7.Государству, бизнесу, обществу, СМИ необходимо продвигать роль женщины, тем более женщины – матери, во всех сферах жизни, на высоких государственных постах, в руководстве экономики. За последние 50 лет АйКью женщин опередил мужчин.

Воплощением истинно ответственной личности является Н.И.Касперская, как  радетель за цифровую независимость России и как многодетная мать.

8.  Все религии должны создавать атмосферу осознания верующими ответственности за судьбу свою и ближних, а не только призывать уповать на высшие силы, снимая ответственность с себя.

Россия  — государство светское. Не должно быть государственных  религиозных праздников. Не должно быть  упоминания бога в конституции.

  • Забота о культуре во всех ее проявлениях  есть обязанность властей всех уровней. Нужно возрождать активную работу в клубах и домах культуры бесплатных кружков для взрослых и детей.

Воспитание заботы о природе как о матери, давшей нам жизнь и разум, должно идти с детского сада и младших классов школы. Прежде всего необходимо  приучать людей не мусорить, создавать технологии по утилизации отходов. Леса, парки, сады — это не только красота, но источник здоровой жизни.

10. Необходимо возродить тимуровское движение по опеке больных и одиноких пожилых людей, для помощи приютам бездомных животных  

11. Необходим общероссийский закон, запрещающий любой снос старых зданий и памятников культуры без личного рассмотрения специальной комиссией при губернаторе, куда должна входить культурная элита и активная общественность городов и областей.

12. Нужно восстановить  России потерянный статус самой читающей державы мира. Необходимо поощрять привычку чтения, начиная с детского сада и начальных классов школы. При этом поддерживать тягу к чтению русской и советской классики.

Предлагаемый проект кодекса моральной ответственности требует осмысления и является  предложением для специалистов в гуманитарных исследованиях. Возможно, он заинтересует профессионалов для создания учебных курсов для ряда университетов и вузов для образования и воспитания в парадигме ответственности.

Пещерный хаос овладел Землей,

Мещанский хам не знает противленья.

Плен цифровой бесчувственной ордой

Стремится заглушить родник прозренья.

Левиафан безудержных свобод

Был вскормлен жаждой пиршеств гастрономных.

Глумится властью лавочников сброд,

И великанов спеленали гномы.

Предательские русские года

Без мысли, сострадания и чести

Как вызов разуму предугадать

Грядущее людское многоцветье.

На росстани наш выбор родовой

В нас разбудил имперское начало.

Мы слабых увлечем своей судьбой,

Чтоб в сильных справедливость смыслом стала.

И в душах пробуждаются мосты,

Что от заветов протянулись к ведам,

Нам с Богом, и без Бога мир спасти

Ответственностью первых и последних.

3. О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ

«Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы представить, так как распространяется на все человечество»

Ж-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»

 Ответственность.  Домен Darminaopel.ru

Все великие державы имеют свои национальные идеи. Другое дело, что эти идеи имеют часто противоречивые воплощения.

В США – свобода, при которой улицы забиты бездомными людьми, а расовые противоречия между белыми и чернокожими гражданами не устранены .

В Англии – права человека, демократия и свобода слова. При формальном соблюденни этих лозунгов власть принадлежит мощным экономическим кругам и старой аристократии. И столетиями унижалось и ограблялось население колоний.

Во Франции – свобода, равенство, братство. В середине двухтысячных тысячи французов вышли на улице с протестом против легализации однополых браков, но закон на эту тему был принят.

Свобода слова доведена до абсурда. Газета «Шарли Эбдо» выпустила номер с издевкой в отношении пророка Мухаммеда». Последовало естественное возмущение мусульман. Однако французы вышли поддержать «желтое « издание, вместо того, чтобы наказать издателей.

Индия привержена сохранению древних традиций в мультинациональном и многоконфессиональном обществе. Однако не устранена изжившая себя кастовая система и нарушаются права женщин.

В нынешнем Китае – блестяще соединен марксизм с конфуцианством при сложнейшем  развитии страны с гигантским населением.

В имперской России – вера, царь, отечество, что было исчерпано к началу 20 века.

В СССР – коммунизм, в который народ перестал искренне верить к концу 70-х годов 20 века. Но идея коммунизма извращена и высмеяна апологетами общества потребления. И, как знать, за этой идеей будет будущее, понимая ее осмысление такими выдающимися личностей, как И.А.Ефремов. А коммунизм вообще есть добровольный отказ большинства людей от частной собственности и собственности вообще. Так просто.

Советский социализм формально исчез, прежде всего, вследствие того, что за 74 лет не была найдена альтернатива материальных стимулов труда. А капитализм в идеологии потребительства преуспел.

В современной России тема российской идеи осмысляется давно. Правда, недавно глава Совета Федерации В.И.Матвиенко выступила резко против такой идеи – пусть, мол, будет много идей.

А ведь все начинается с детского сада и школы. Товарищ по школе будет рассказывать, что его папа уверен в необходимости работать только на себя, а не на какую-то Родину. А одноклассница будет мечтать вместе с родителями уехать из «рашки» куда-нибудь в «штаты». И так далее.

Вот в этой разноголосице мнений как может  быть воспитан современный человек, когда в семье родители стремятся просто выжить.

Благодаря двум эссе в журнале «Клаузура» (в 2024 г.) — «Закон сетевого развития культуры» и «Кодекс моральной ответственности» —  я высказал свои размышления о культуре и ответственности, которые неизбежно подводят к пониманию национальной идеи.

И, естественно, основой для здоровой жизнедеятельности культуры является моральная ответственность в многонациональном пространстве России.

Моральная ответственность предполагает воплощение в определенном державном строительстве.

Высшее руководство России не приемлет понятия социализма. Хотя в конституции РФ определена как социальное государство.  Странная психология элиты.

То у нас провозглашается «суверенная демократия», то еще какие-то  совершенно искусственные проекты. Теперь как курица с яйцом Кремль носится с евроазиатской идеей господина Дугина, причем расширяющейся, что попахивает агрессивной идеологией. 

Ряд серьезных экономистов Запада заговорил о конце капитализма. А что на смену?

Мировое закулисье предлагает власть сверхмонополий со слиянием в инклюзивный капитализм и внедрением инклюзивного общества со смешением культур и традиций. Но в современной западной Европе приишельцы с разных континентов не вписались в базовое этнокультурное пространство. Более того, это вызвало активизацию правых сил. И может привести и к появлению нового фюрера.

Вот почему спасительно нужна национальная идея, единственная, которая объединит народ.

Такой идеей должна быть МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Моральная ответственность государства, общества, каждого человека – это понятно.

Именно моральной ответственностью должна быть пронизана, наполнена нынешняя многоукладная экономика.

Бизнес частный, государственный, кооперативный, семейный должен отвечать не только за количество и качество продукции, материальной или в сфере айти и других.

Бизнес должен и обязан предусматривать повышение уровня жизни, качества жизни своих работников и всего народа, как минимум не менее среднеевропейского.

Тогда можно говорить о воистину социальном государстве.

И тогда фактически можно признать, что в России действует СОЦИАЛИЗМ ОТВЕТСТВЕННЫЙ, как державное воплощение морали ответственной.

М.Князев

член Санкт-Петербургского союза краеведов

лауреат Международного литературного тютчевского конкурса «Мыслящий тростник»- 2023

постоянный автор-эссеист журнала «Клаузура»