Я живу в Санкт-Петербурге. Каждый раз, проезжая по гранитным набережным Невы, я вижу стройный ряд роскошных особняков и дворцов, составляющих панораму исторической части города. Вот на Дворцовой набережной Зимний дворец, Дворец принца Ольденбургского, чуть дальше будет Владимирский дворец, потом Мраморный дворец и т.д. – череда роскоши и красоты в сверкании огромных хрустальных люстр, мраморных лестниц и золотых интерьеров.
Но всякий раз, восхищаясь гением, создавшим всю эту красоту, и мудростью правителей, сумевших ее сохранить, я ловлю себя на мысли, что понимаю, почему революция произошла именно в Санкт-Петербурге.
Кому на Руси жить хорошо?
Я живо представляю себе многотысячную толпу голодных рабочих питерских заводов, вышедших под ледяным октябрьским дождем на стачку против жесточайших условий труда. Худые, оборванные, обозленные, со сжатыми кулаками, они стоят в темноте на набережной, обжигаемые ледяным ветром Балтики, смотрят в окна дворцов, и в их впалых от усталости и голода глазах насмешкой отражается блеск огней роскоши Петербурга. Каждый день эти люди работают в ужасных условиях по 14 часов в сутки шесть дней в неделю, а иногда и вовсе без выходных (с 1897 г. – рабдень 11,5 часов в сутки). И даже ночной труд женщин на фабриках и труд детей являются нормой (вплоть до 1885 г.). Работают в буквальном смысле за кусок хлеба. Условия труда – ужасные, на безопасность рабочих владелец фабрик и заводов не тратится – прибыль для капиталиста превыше всего. Увечья на производстве являются обыденным явлением, а потерявший способность трудиться человек и его семья в прямом смысле обречены на голодную смерть.
К началу XX века Россия остается все еще аграрной страной, при этом большинство крестьян не имеют земли, подвергаются жестокой эксплуатации, не умеют читать и писать, и они абсолютно бесправны. Безземельные крестьяне тысячами устремляются в города, пополняя армию нищего пролетариата.
На все это наложилась абсолютно дикая ситуация со снабжением Российской армии в годы Первой мировой войны. Российские капиталисты, стремясь заработать на войне, так подняли цены на хлеб и продукты питания, а другие – на перевозку этого хлеба по железной дороге, что в окопах на фронте начался голод. Это усугублялось управленческой импотенцией царского правительства, которое вместо того, чтобы приструнить обнаглевших капиталистов, осуществляло огромные займы за границей, чтобы закупить у этих же капиталистов хлеб, шинели, патроны и пр. для фронта (об этом у меня был цикл статей, некоторые ссылки ниже).
С высоты XXI века мы забываем, а нередко конкретные силы в современной России специально нивелируют тот факт, что до такой ситуации страну в 1917 году довел царизм и господа буржуа-капиталисты. Современные монархисты, стремящиеся возродить в России царизм, рисуют приторно-сладкие картины того, как хорошо жилось при царе-батюшке, забывая при этом уточнить, кому именно хорошо жилось: тем кто сидел на мягких диванах с бокалом шампанского в этих роскошных дворцах Петербурга, или тем оборванным и голодным рабочим, которые под ледяным октябрьским дождем, сжав кулаки, бастовали на улицах Петербурга, требуя хлеба и улучшения условий труда.
Многотысячные стачки голодных рабочих в Петрограде и по всей России и жестокая эксплуатация капиталистами рабочих – это не образное выражение советских фантастов, это страшная историческая реальность, которую мы не имеем права забывать. Историческое беспамятство возвращает в исходную точку.
Общество без капитализма
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года перевернула не только Россию. Она перевернула весь мир, доказав, что капиталистическая эксплуатация, царизм и колониализм – не являются необходимыми элементами существования человеческого общества, более того, она доказала, что это античеловеческие отношения, которые должны быть сметены эволюцией.
Октябрьская революция 1917 года в России стала таким эволюционным вихрем. Разрушив старый мир, большевики, смогли построить новый мир, основанный на абсолютно новых законах устройства общества. Это было уникальное государство, не имеющее аналогов в истории человечества – Союз Советских Социалистических Республик (с 1922 г.).
Это было первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян. Это было государство, построенное трудовым народом в интересах трудового народа. Интересы народа были закреплены в декретах и законах советской власти, а впоследствии и в Конституции. Человек стал полновластным хозяином своей страны.
В истории человечества не найти аналогичного события, которое насколько сильно повлияло бы на жизнь такого огромного числа людей. В 1917 году в России проживал 91 миллион человек. Революция и Советская власть изменили жизнь каждого.
Социальные блага, которые были у советских граждан вплоть до 1991 года, – это завоевания именно Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года и труды советской власти и народа на протяжении последующих 70 лет. Именно советская власть дала трудовому человеку возможность зарабатывать себе на достойную жизнь посредством своего труда, обеспечила равный доступ для всех к образованию, в том числе, к высшему, к медицине, культуре, искусству, науке. Рабочий получил оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный, оплачиваемый декретный отпуск по уходу за ребенком. У детей появились детские сады, школы, пионерские лагеря, всевозможные развивающие кружки и спортивные секции, а взрослые поправляли свое здоровье в здравницах и санаториях.
Посредством культуры и образования был сформирован особый тип человека, необходимый для построений коммунистического общества, – советский человек, в основе которого лежали высокие принципы человеческой морали. Именно советская власть привнесла в мировоззрение человека понимание того, что человек – это звучит гордо.
Великая Октябрьская социалистическая революция и советская власть дали каждому осознание того, что человек – это звучит гордо, что быть гражданином СССР – это великая гордость, и что только в СССР человек является полноправным хозяином своей страны.
Напомню один отрывок. 1929 год. Владимир Маяковский. Стихи о советском паспорте.
Я
Достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я –
гражданин
Советского Союза.
И еще один отрывок. 1935 год. Стихотворение «Песня о Родине», Лебедев-Кумач.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь и вольно, и широко,
Точно Волга полная, течет.
Молодым – везде у нас дорога,
Старикам – везде у нас почет.
В этих строчках отражается отношение советского человека к своей великой стране и отношение государства к человеку.
А вдруг опять?
1991 год. Вместо эволюции – деградация, в основе которой лежат страсти партийных лидеров, умноженные на стратегические задачи идеологического противника социализма. Россию вновь погрузили в капитализм. Новоявленные российские буржуа, словно стая гиен, разорвали раненого льва, растащив по норам то, что им не принадлежало.
Октябрьская революция 1917 года и последующее успешное построение человеческого общества нового образца без капитализма и царизма, при этом с новым типом взаимоотношений между людьми и государством – это исторический прецедент. Сегодня он словно кость в горле для новоявленных буржуа. Память народа об этом историческом событии их пугает. «А вдруг опять захотят все отнять и поделить?» – просыпается в холодном поту современный буржуин/капиталист/олигарх.
В одну реку дважды не войти. Но это правило работает в обоих направлениях.
Хватит рефлексировать и посыпать голову пеплом!
Оппоненты скажут, что, мол, большевики «плохие», потому что убили царскую семью. Вступать в дискуссию не буду – читайте источники. По последним данным:
– во-первых, Ленин и руководящая верхушка собирались использовать царскую семью для «торга» с западными интервентами, которые злобно вмешивались в Гражданскую войну в России. Царь и семья нужны были Ленину в качестве «разменной монеты»;
– во-вторых, решение об убийстве царской семьи было принято непосредственно руководителями на месте в июле 1918 г., под натиском наступающей на Урал белой Сибирской армии – допустить попадание царской семьи в руки идеологического противника было никак нельзя.
И на этом точка. Пойдем дальше.
Казнь идеологических противников – стандартное поведение в человеческом обществе. Немыслимое число дворцовых переворотов, заканчивавшихся смертью того или иного представителя правящей династии, – обычное явление в истории. Они друг друга и без большевиков хорошо резали, душили, травили, отправляли в заточение и пр. – почитайте историю. Страсти человеческие никто не отменял. Так что нечего тут причитать.
А теперь поучительные факты. Приведу только два.
1. Одним из центральных событий Французской революции стала казнь короля Людовика XVI на гильотине. Она состоялась 21 января 1793 года в 10:22 на площади Революции (бывшей площади Людовика XV, переименованной в 1795 году в площадь Согласия) в Париже.
И ничего. Живут себе после этого французы. Но самое главное. Французы не только не стыдятся своей революции, но и сделали главным национальным праздником День взятия Бастилии. Основанием учреждения праздника послужило историческое событие, произошедшее во время Великой французской революции: в 1789 году восставшие парижане штурмом взяли крепость-тюрьму Бастилию – символ королевского деспотизма. Это событие считается началом Великой французской революции, а также символом свержения абсолютизма.
2. Король Англии Карл I был свергнут в ходе Английской революции и предан суду как тиран, мятежник, убийца и враг английского государства. Публично казнен отрубанием головы в Уайтхолле перед зданием Банкетинг-хауса в 1649 году.
Интернет же выдаст нам список из почти четырех десятков имен руководителей стран, казненных только в XX–XXI веках, а если углубиться в историю, то перечень имен сильно расшириться. Гибель от рук конкурентов – издержки «профессии» первых лиц государства.
Поэтому хватит рефлексировать и посыпать голову пеплом на тему того, что большевики убили царя. Убили. А что, должны были обратно короновать?
Пришло время исправлять ошибки
Чтобы отвадить народ от важной исторической даты 7 ноября, которая на протяжении 70 лет являлась глубинной для многих поколений советских людей, и переключить внимание на другую дату, придумали праздновать 4 ноября – День народного единства, сделав его государственным праздником и убрав при этом 7 Ноября из красных праздников календаря России.
В 2005 году по инициативе группы российских депутатов Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года вдруг перестала считаться значимым событием в истории России и красным днем календаря, и на замену всплыло 4 ноября.
Несомненно, подвиг ополчения Минина и Пожарского, освободивших в 1612 году Москву от польских интервентов, важен и достоин памяти в истории русского народа. И отмечать День народного единства, с учетом тех глубоких смыслов, которые сейчас в него закладываются, обязательно надо. Красивая идея получилась. Но…
Но тот факт, что праздник День народного единства 4 ноября был внедрен с целью замещения в сознании людей праздника Дня Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября, чести нам не делает.
Становится очень тревожно.
Как группа российских депутатов может росчерком пера вычеркнуть из календаря важных дат событие, изменившее ход мировой истории?
Как группа депутатов может решать за весь российский народ такой важный вопрос, как 7 ноября? Ни референдума, ни широкого обсуждения тогда не было: решили все по-тихому.
Все это попахивает Украиной и депутатами ее Верховной Рады, так увлеченно переписывающими историю и искажающими память о целых эпохах.
Может, хватит уже бегать от самих себя, посыпать голову пеплом и подходить к истории с ножницами? Историческое беспамятство к добру не приводит. Украина – тому горький пример.
Может, не будем уподобляться недальновидному примеру соседей и исправим эту ошибку как можно скорее, вернув 7 Ноября как красный день календаря российского народа?
Жанна ШВЫДКАЯ