В.К. Зиланов на рыбную тему

Как это уже было не раз, в прошлые предновогодние праздники, тема стоимости рыбы, икры выходит на первые новостные страницы. На самых разных уровнях рыбные чиновники постоянно докладывают начальству, вплоть до президента, что рыбные закрома страны полны разнообразной рыбой, рыбопродукцией, включая крабов и красной икрой. Всего хватит, не только на сей час, но и на новогодний праздничный стол.

Однако потребитель всего рыбного, крабового, икорного – народ — не разделяет оптимизма рыбных чиновников. Причиной этому постоянно растущие розничные цены на рыбу и рыбную продукцию. Так даже лукавый Росстат вынужден был констатировать что, еще в январе 2020 года килограмм среднестатистической разделанной рыбы обходился в 230 рублей, чуть дороже (что вполне объясняется приложенными к тушке усилиями) было филе — на уровне 350 рублей за кило, то в в январе — мае 2024 года она перевалила за отметку в 600 рублей за кило. Шутка ли почти 2,5 кг куры или 2 кг свинины!

Динамика розничных цен на филе белой рыбы (треска, пикша, окунь,  и т.д.) по данным Росстата с мая 2020 по июль 2024 года. По данным Росстат.

С января 2022 года цены на оба вида продукта взвились ввысь, слегка умерили пыл лишь к январю 2023-го, и дальше их росту уже ничего не могло помешать. По состоянию на июль года текущего, если верить Росстату, стоимость разделанной рыбы зафиксировалась на 310 рублях за 1 килограмм, филе подобралось к 550 рублям. Получается, что филе за 3,5 года подорожало на 53%, просто мороженая неразделанная рыба — на 44%, а всенародная слабосоленая сельдь на все 100%. Так что и новогодняя «сельдь под шубой» обойдется не меньше 1,5-2,0 тыс. на семью с гостями.

По красной икре, которая всегда желанная на новогоднем столе и говорить страшновато. Ее цена достигла исторического рекорда – превысила 8 тыс. рублей за килограмм. И это не придел. Эксперты предсказывают дальнейшее повышение на икру, вплоть до Нового Года.

Накануне даже урожайного лососевого 2023 года красная икра чуть перевалила за 5 тыс. рублей за кг, то сейчас в неурожайный 2024 год во второй половине года она стремительно поднялась ввысь к 10 тыс. отметки. Это еще пока не дотягивает соответствующей розничной стоимости красной икры на капиталистических  рынках США, Норвегии,  и других государств, где она достигает 14-21 тыс. руб. за кг. Правда и средняя зарплата у американцев, норвежцев так же значительно и в разы выше нашей — российской. Так что можно предположить, что цены у нас на красную икру будут  стремиться догнать цены за рубежные — капиталистические, а вот зарплата вряд ли будит следовать этому тренду.

Невольно напрашивается вопрос: «А кто у нас в стране «рыбой рулит» и отвечает  за создавшееся рыбно-икорный ажиотаж?»

Таких «рыбных рулевых» в настоящее время в нашей стране трое. Прежде всего, заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н. Патрушев, курирующий в правительстве рыбную отрасль, затем Министр сельского хозяйства О.В. Лут, определяющая политику в ней, формирование законодательной базы и, наконец, замыкающей троицу руководитель Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестаков, ответственный только за рыболовство, аквакультуру и рыбную науку. Хотя на практике с него-то с Шествкова и наибольший спрос со стороны Председателя Правительства России М.В. Мишустина и Президента России В.В. Путина, да и общественности, за все, что происходит с рыбой. И главное — за количественное потребление ее населением страны, качество рыбопродукции и ее стоимости на прилавках магазинов.

Напомню, что ни Патрушев, ни Лут с Шестаковым в море за рыбой не хаживали. Да и по базовому своему образованию и прежней работе они весьма далеки от рыбной отрасли. Полагаю, что все они все же приверженцы рыбы, как ценного продукта питания и с ресторанным рыбным меню и ценами на нее хорошо знакомы.

Вот с их-то подачи и гуляют по стране и среди властных структур разные термины и надуманные лукавые показатели, касающиеся происходящих непростых изменений в рыбном хозяйстве страны и ее эффективности. Правда само рыбное хозяйство (термин установлен законом) Шестаков, Лут и Патрушев именуют «рыбохозяйственным комплексом» не поясняя, что это такое и кто этим монстром управляет на федеральном уровне. И главное: «Кто все же из них несет ответственность перед народом за результаты ее деятельности и по каким критериям?».

Среди других терминов и показателей, часто употребляемых троицей и навязывание их властным структурам и общественности такие как «трансформация рыбохозяйственного комплекса», «модернизация рыбохозяйственного комплекса», показатель «самообеспечения рыбой» и о замысловатом учете «потребления рыбы населением страны в сырце».

Эти термины и показатели для улучшения работы отрасли, доступности рыбы населением страны в практическом плане ничего не дают. К тому же их смысл, полагаю, не понятен большинству как представителей отрасли, да и самим властным кремлевским и бело-домовским чиновникам.

Все это введено в служебный лексикон руководителями отрасли и широко тиражируются только для возвеличивания того, чем они якобы практически «рулят» и подчеркивание своих «трудовые достижения» в глазах высокого начальства, которое и назначило их для подъема рыбной отрасли.

Следовательно, все это предназначено, прежде всего, для Председателя Правительств России М.В. Мишутина и Президента России В.В. Путина. Надо отметить, что ими это надуманное определение «рыбохозяйственный комплекс», как и другие термины и показатели, положительно восприняты, поскольку они постоянно употребляются как М.В. Мишутиным, так и В.В. Путиным при рассмотрении тех или иных вопросов, связанных с рыбной отраслью. Более того они стали фигурировать в официальных документах и материалах федерального уровня.

Вмести с тем авторы надуманного термина «рыбохозяйственный комплекс» видя его критику, приступили к его научному обоснованию, о чем свидетельствую ряд опубликованных отраслевыми учеными работ по этому вопросу в ряде журналах.

Так что недалеко то время, когда «рыбохозяйственный комплекс», получив научное обоснование, будет принят и законодательно. Вот уж действительно это станет новым словом в мировом рыбохозяйственной науки и практики!

Для характеристики происходящих сложных процессов в рыбной отрасли с введением аукционов, инвестквот, повышением платности ресурсов, новыми положениями по перезаключению рыбопромысловых участков – все это законодательно закреплено и именуется троицей как трансформация, модернизация рыбохозяйственного комплекса!

Не буду утомлять читателя, что в действительности обозначают эти термины. О смысле их можно ознакомиться в любом толковом словаре. К тому же об этом неоднократно упоминалось в СМИ, особенно на рыбацких сайтах, включая и на сайте ИА  RЕХ (https://iarex.ru/articles/139900.html).

Упомяну все же такой, утвержденный не так давно Правительством Российской Федерации показатель, как «уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами». Под ним понимается, в какой мере собственный улов и производство способно удовлетворить все потребности страны. Расчет его осуществляется по следующей лукавой формуле: «как процентное отношение объема улова рыбы и добычи других водных биоресурсов, включая изъятие объектов товарной аквакультуры к объему внутреннего потребления». Обращаю внимание не к «потребности страны», а только к «внутреннему потреблению». Вновь на ходу произошла подмена базовых понятий.

Вроде все ясно и просто. Почему же эту простоту нарекаю как «лукавая»? Да потому, что «объем внутреннего потребления» в нашем внеплановом рыбном хозяйстве не устанавливается. Берется он как показатель потребления рыбы и рыбопродуктов, да еще и в сырце, населением страны. При таком подходе всегда «уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами» будет зашкаливать за 150% и выше. Что и происходит и о чем пафосно троица докладывает правительству, президенту, депутатам, сенаторам и общественности. Фанфары в честь победителей гремят по этому лукавому показателю по всей стране. По факту же «самообеспеченность» не повышается, а постоянно снижается.

Об этом свидетельствует и такой другой показатель, как потребление рыбы и рыбопродукции в сырце населением страны, которое публикует Росстата. Так по этим данным в 2023 году потребление составило около 19 кг/чел/год по сравнению с 24 Кг/чел/год в 2014 году. При переводе этих показателей из сырца в продукцию, тогда потребление составит 14-16 кг/чел/год при рекомендованной норме Минздрава России в продукции, не в сырце, 28 кг/чел/год. Комментарии полагаю, читатель сделает сам.


Динамика потребления рыбы в сырце населением России с 2011 по 2023 годы по данным Росстата.

О росте цен на рыбную продукцию, не говоря уже о ценах на красную икру, не говорят и не пишут только ленивые. Справедливости ради следует упомянуть, что цены расту и на другие продукты питания. Допусти на сливочное масло. Объясняя подобное явление, Министр сельского хозяйства Оксана Лут пришла к уникальному открытию, что «…рост цен на сливочное масло в России наблюдается, в том числе и потому, что растут доходы населения». Последнее, дескать, вызвало и продолжает повышать спрос на такой продукт, как сливочное масло, что и ведет к росту розничных цен.

Так следуя  «лутовского» умозаключения и рост стоимости рыбы и красной икры можно этим оправдать. Но факты не подтверждают такого стремительного роста нашей заработной платы, как роста розничных цен на рыбу и рыбопродукты, включая красную икру. Последняя, как уже упоминалось, перевалила исторический максимум и достигла уже отметки в !0 тыс рублей за кг. И это, по мнению экспертов, еще не предел.

Рассмотрение динамики роста розничных цен на белую рыбу, исходя из данных Росстата с 2020 года по 2024 год, свидетельствует, что на них, наряду с другими факторами, оказало влияние и закредитованность рыбопромышленников в результате проводимых аукционов, инвестквот, повышение платности рыбных ресурсов и т.д. Суммарно она достигает 1,2 трлн. рублей, что свидетельствует о скатывании рыбной отрасли к банкротству.

Все это ведет к росту оптовых и розничных цен. Определенную долю в рост розничных цен вносят и многочисленные посредники и недобросовестная конкурентная борьба с русской спецификой, на которую почти не реагирует ФАС.

И главное. Несмотря на проводимую теми, кому поручено «рулить рыбой», в течение 10 лет «трансформацию, модернизацию рыбохозяйственного комплекса» в целом он функционирует не эффективно.

Так и не решили руководители рыбной отрасли поставленную Президентом России В.В. Путину перед ними еще в октябре 2015 году основную целевую задачу: «…наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией…».

Как ни странно, ни кто из трех ответственных за рыбную отрасль в стране  не отчитался перед Президентом России, не говоря уже об информации народа, по исполнению этой директивы. Да и не один из федеральных органов, а это Минсельхоз, Росрыболовство, «рулящих рыбой» в своих положениях и полномочиях не имеют прямых указаний решать поставленную президентом задачу.

 Опыт последнего десятилетия убедительно свидетельствует о необходимости повысить статус федерального органа, ответственного за положение дел в рыбной отрасли с наделением его соответствующих полномочий и подчинением его непосредственно Правительству России.

Наступила пора спрашивать по всей строгости закона с тех государственных чиновников, кто не способен эффективно выполнять поручения президента, касающихся обеспечения населения страны рыбой и рыботоварами по доступной цене.

Нужна и новая рыбохозяйственная политика с учетом прошлого исторического опыта, уроков современного периода в условиях рыночных отношений с российской спецификой, действующих санкций и с социальной направленностью работы рыбной отрасли страны на перспективу.

Ее главным целевым показателем должно быть достижение обеспечение рыбой и рыбопродуктами населения страны не ниже нормы рекомендованных Минздравом России – 28кг/чел/год. Напомню, что в советское время с «рулевых рыбных» и спрос был за фактическое потребление рыбы и рыбопродукции населением страны, за ее качественный, разнообразный ассортимент и доступную стоимость.