Открытое письмо Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину
О необходимости принятия срочных мер по предотвращению развала рыбной отрасли России
Уважаемый Михаил Владимирович!
Считаю своим профессиональным долгом (стаж работы в рыбной отрасли более 60 лет) обратить Ваше внимание на серьёзную озабоченность рыбопромышленников, специалистов, ученых и рыбаков положением дел в рыбной отрасли страны. В первую очередь это касается приморских регионов, где она является градообразующей и в значительной части обеспечивает занятость основного населения.
Вызвано все это необоснованным изменением ряда основных положений Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и, в частности, введена законодательная норма об изъятии 20% рыбных ресурсов у традиционных пользователей и их перераспределении в пользу тех, кто построит рыбопромысловые суда на отечественных верфях или береговые рыбоперерабатывающие предприятия. Так называемые «инвестквоты — квоты под киль».
Более того, дополнительно к этому осуществлено изъятие 50% квот на вылов краба у традиционных пользователей, и они реализованы на аукционе. Тем самым создан прецедент о распространении таких аукционов и на другие объекты рыболовства в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России.
Следует особо подчеркнуть, что вышеперечисленные «новации» -«аукционы и инвестквоты – квоты под киль» были приняты посредством лоббирования всего одной компании РРПК, вопреки мнению рыбацких союзов, ассоциаций и объединений, региональных органов власти, которые аргументировано выступали против аукционов и квоты под киль. Тем не менее, Минсельхоз, Росрыболовство и Правительство Российской Федерации пренебрегли мнением рыбацкой общественности, региональных органов власти и заняли ошибочную позицию одной компании.
Используя это в последнее время РРПК вновь лоббирует, обращаясь лично к Вам, уважаемый Михаил Владимирович, с предложением распространить подобную практику «аукционов и инвестквот» и на ресурсы, которые ранее ими были не охвачены и уже распределены между пользователями согласно нормативным актам на 15 лет вперед.
Тем самым идет процесс последовательного разрушения исторического принципа наделения пользователей квотами на вылов водных объектов рыболовства, оправдавшего себя в ходе 15-летней практики. Такое квотирования вылова, которое в мировой практике и до недавнего времени и в России использовалось исключительно для управления запасами водных биоресурсов и регулирования вылова — в последние 2-3 года начал постоянно изменяться. За счет квот вылова федеральные органы пытаются решать вопросы не развития рыбной отрасли, а развития отечественного судостроения, строительства новых рыбоперерабатывающих заводов, а в случае с крабами просто перераспределяют ресурсы в пользу более богатых собственников.
Вместе с тем, именно введение исторического принципа, который был закреплен ранее законодательно при активной поддержке Президента России В.В. Путина взамен провалившейся практики «аукционов по продаже квот в воде», позволил вывести отрасль из кризиса и придать ей устойчивое развитие. Об этом свидетельствуют такие показатели, как вылов, производство пищевой рыбной продукции, налоговые поступления, рост оплаты труда, повышение инвестиционной привлекательности отрасли и ряд других показателей.
Беспокойство вызывает и изменения, происходящие в управлении отраслью. Перманентно происходит процесс передачи функций другим ведомствам, например, морская рыбоохрана передана ФСБ. Большинство функций, касающихся безопасности мореплавания и дипломирования экипажей рыбопромысловых судов, переданы в Минтранс. Обсуждается вопрос передачи отраслевых ВУЗов в Министерство образования. Произведено реформирование системы рыбоохраны внутри отраслевого ведомства. В настоящее время осуществлено неоправданное реформирование бассейновых научно–исследовательских институтов. Их лишили самостоятельности и снизили статусность всемирно известных бассейновых НИИ, расположенных в приморских регионах, до филиалов московского ВНИРО. В условиях снижения бюджетного финансирования излишняя централизация на Москву привела к снижению объемов и качества ресурсных исследований и сокращению специалистов и ученых. Обновление научно-исследовательского флота практически не ведется, кроме пиаровских заявлений о том, что оно всё-таки будет, на практике ничего не делается. Это, например, уже вызвало массовый протест ученых старейшего научно-исследовательского института на Северном бассейне с мировой известностью ПИНРО, который в следующем году должен отметить свое 100 летие с момента образования.
Поспешное и непродуманное принятие санкционных мер по ограничению импорта рыбного сырья из ряда европейских государств, привело к нехватке сырья для отечественных рыбоперерабатывающих предприятий. Одновременно с этим, руководством отрасли целенаправленно пропагандируется увеличение экспорта рыбной продукции. Искусственно созданный дефицит рыбы на внутреннем рынке уже привел к росту цен и падению душевого потребления рыбы населением страны. От ранее достигнутых показателей в 2013 году 24,8 кг/чел/год в живом весе рыбы в 2018 году мы скатились до 18 кг/чел/год. При этом, если говорить о пищевой рыбопродукции, то реальное потребление ее в последние годы составляет всего 15-16 кг/чел/год из которых отечественной рыбной продукции потребляется не более 11 кг/чел/год при медицинской норме в 22 кг.
Несмотря на постоянное возмущение, населением страны высокими розничными ценами на рыбную продукцию и неоднократные указания Президента Российской Федерации В.В. Путина разобраться в этом вопросе, на федеральном уровне ничего в этом направлении не делается. В этих условиях органы власти приморских регионов, каждый по-своему, пытаются решать вопросы повышения доступности рыбы для населения и зачастую действительно их решают, добиваясь снижения цен на массовые виды рыб на 15-20%. Такие волевые решения на местах безусловно повышают недоверия населения к федеральным органам власти.
Да и само понятие «рыбное хозяйство», определенное соответствующим законодательством, почему-то с легкой руки Росрыболоства неожиданно переименовано в «рыбохозяйственный комплекс». Полагаю, сделано это с единственной целью — уйти об ответственности за практическую деятельность всей отрасли.
Следует признать, что вышеизложенные и другие, не затронутые в данном обращении проблемы рыбной отрасли, наряду с объективными причинами во многом определяется субъективным фактором, а именно ненадлежащим управлением отраслью. Руководство этого ведомства при недостаточном внимании и попустительстве Министерства сельского хозяйства России было и остается инициатором возрождения аукционов, инвестквот и проведения вышеперечисленных непродуманных «реформ» и «новаций». Решения по важнейшим вопросам отрасли принимаются в спешке, без убедительных расчетов и экономических обоснований, а также без согласования и учета мнения участников рыбного рынка. В рыбохозяйственной отрасли создается неустойчивый деловой климат, который, если не принять своевременных мер, приведет к очередному кризису и падению производства, а также вызовет неблагоприятные социально экономические последствия, прежде всего в отдаленных приморских регионах страны.
Уважаемый Михаил Владимирович, полагаю, что затронутые вопросы требуют безотлагательного рассмотрения и принятия серьезных организационных, законодательных и кадровых решений. В первую очередь к ним относятся следующие:
— заявление со стороны Правительства Российской Федерации о том, что аукционы и инвестквоты не будут применяться к водным биоресурсам, закрепленным за пользователями в 2018 году на последующие 15 лет. Опубликовать это заявление желательно в средствах массовой информации с доведением его до союзов, ассоциаций рыбаков и региональных приморских органов власти;
— принять единые целевые установки для рыбной отрасли на перспективу, среди которых основным определить насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом рыбной продукцией высокого качества и повышению доступности по цене для населения страны, хотя бы 7-10 позиций наиболее массовых видов рыб, пользующих наибольшим спросом населения;
— рассмотреть вопрос о наделении федерального органа в области управления рыбной отраслью дополнительными функциями, включая те, что поспешно были ранее переданы в другие органы власти. Возложить на этот орган ответственность за развитие отрасли и обеспечение рыбной продукцией населения страны. Подчинить его непосредственно Правительству Российской Федерации и сформировать руководство из профессиональных кадров, сформировавшихся в рыбной отрасли;
— пересмотреть подходы в санкционной политике в отношении ряда иностранных государств (прежде всего стран ЕС) и в целях загрузки отечественных рыбоперерабатывающих предприятий отменить ограничения импорта рыбного сырья, переместив акцент на ограничение импорта готовой продукции;
— остановить неоправданное реформирование рыбохозяйственной науки и принять срочные меры по обновлению научно-исследовательского флота;
— определиться с наименованием отрасли в подзаконных актах Правительства Российской Федерации, как «рыбное хозяйство», исходя из принятых и действующих законов, вместо надуманного «рыбохозяйственного комплекса»;
— принять единый базовый показатель по обеспечение населения станы пищевой рыбной продукцией по установленным медицинским нормам в 22 кг на чел./год и именном он, прежде всего должен отражаться Росстатом, а не в весе сырца, да еще и на основе опроса домохозяек.
Уверены, что принятие вышеперечисленных мер, позволит, уважаемый Михаил Владимирович, стабилизировать обстановку в отрасли, придаст уверенность рыбакам в своем будущем и создаст предпосылки для дальнейшего ее развития.
Прошу рассмотреть.
При необходимости готов дать пояснения по затронутым вопросам.
14 августа 2020 г.
В.К. Зиланов,
член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, экс-заместитель Министра рыбного хозяйства СССР (1988-1991гг.), экс-заместитель Председателя Госкомрыболовства России (1992-1997 гг.), заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области