Вспоминаю: когда я первый раз услышал фразу «рабочих надо беречь», как-то не обратил на неё внимания. Но в последнее время она стала повторяться, причём в наших, партийных рядах. В том числе тогда, когда заходит речь об организации протестных акций. Не часто, но слышу, что рабочих надо беречь… от борьбы с буржуазией. Да, В.И. Ленин призывал беречь рабочий класс, но — для революционной борьбы, а потому готовить его к ней, учить противостоять капиталу, пока тот сохраняет свою власть. А умозаключения о том, чтобы пореже привлекать рабочих к решительной борьбе с буржуазным жизнеустройством, заставляют серьёзно задуматься.
ВСПОМНИЛСЯ такой эпизод: зашёл к нам в Дмитровский районный комитет КПРФ отставной военный, бывший член КПСС. Рассказал о своих советских убеждениях, попросил заносить ему партийную печать — «Правду» и «Подмосковную правду». Но в партии он не перерегистрировался. Я еженедельно заносил ему наши газеты, а однажды зашёл с бланком Народного референдума. И что вы думаете? Он отказался отвечать на вопросы этого всенародного опроса населения, проводимого КПРФ. Испугался: ведь необходимо указывать свои фамилию, имя, отчество и адрес. И подвёл под свой отказ целое «философское обоснование». Мол, КПРФ не должна подставлять граждан под репрессии властей. Подобное малодушие поразило меня, тем более что оно исходило от советского офицера.
Я тогда знал совсем другие примеры. В 1993 году семейная пара — отставной военный моряк и его жена, оба члены КПСС, решили, что только один из них перерегистрируется в партии. В случае массового преследования коммунистов кто-то должен носить передачи в тюрьму и заниматься детьми. Перерегистрировался он. Но и про неё не скажу, что абсолютно отстранилась от партийной жизни. Такой вот факт совершенно спокойного, непоказного проявления рационального подхода, даже, пожалуй, мужества.
Тогда, в 1993 году, да и в более поздние годы, я насмотрелся на людей, говоривших, что в душе они коммунисты, сохранили партийный билет, голосуют за КПРФ, но в партии восстанавливаться не будут. При таких «высоких» словах некоторые умудрялись сотрудничать с местной администрацией и политическими структурами, в том числе с позднее сформировавшейся «партией власти» — «Единой Россией».
Когда задумываешься, на ком основывается сохранение нынешнего «нового порядка» — реставрации капитализма, то невольно приходишь к выводу: в том числе на тех, кто — не важно, с партбилетом он или нет — сам фактически уклоняется от классовой борьбы и призывает не звать к ней рабочий класс.
На чём основывается современный буржуазный порядок в России? В первую очередь на силе государства. Российское государство осуществляет свою власть путём установления буржуазной системы права, то есть законодательных актов и норм, выражающих волю господствующего класса — капиталистов. Опираясь на включённый в эту систему аппарат насилия и подавления, такое государство принуждает к всеобщему исполнению издаваемых им законов, карая за их нарушения.
Современный порядок держится также на силе всеобъемлющей буржуазной пропаганды, в которой главное место отводится системе манипулирования народными массами — идеологическому и социально-психологическому воздействию на человека, направленному на изменение мышления и поведения людей вопреки их коренным, исконным интересам.
Наконец, буржуазный режим держится на страхе. Конечно, каждый человек может испытывать чувство страха. Но я имею в виду страх как черту сознания не только личности, но в первую очередь больших социальных групп и даже общества в целом. Страх интенсивнее воспроизводится в обществе угнетения, бесправия, отчуждения. Он как социально-психологическое явление выступает одним из рычагов сохранения эксплуатации человека человеком. С широким распространением страха как социального явления столкнулись, уже распрощавшись с ХХ столетием, в первые годы XXI века.
Но В.И. Ленин указывал на необходимость преодоления трудящимися, прежде всего рабочими массами, насаждаемого буржуазией страха. Он писал: «Когда народные массы, сами со всей своей девственной примитивностью, простой, грубоватой решительностью, начинают творить историю, воплощать в жизнь прямо и немедленно «принципы и теории», — тогда буржуа чувствует страх…»
Драматичная судьба РСДРП—РСДРП(б)—РКП(б)—КПСС, возрождение КПРФ в 1993 году, ровно через 90 лет после знаменитого II партсъезда, с которого началась история большевизма, вся последующая жизнь Компартии показали правильность ленинских принципов партийного строительства.
Тут сразу вспоминаешь борьбу, развернувшуюся на II съезде РСДРП (1903 год) вокруг членства в партии. Ленин предлагал в Устав записать, что членом партии считается всякий, признающий её Программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в работе одной из партийных организаций. Мартов же считал, что для члена партии вовсе не обязательно входить в партийную организацию, а достаточно оказывать партии личное содействие под руководством одной из её организаций. Уже спустя несколько лет стало совершенно ясно, что подход Мартова ориентировал партию на сотрудничество с эксплуататорским строем, а ленинский — на революционную борьбу.
Ещё при подготовке II съезда РСДРП в работе «Что делать?» Ленин писал: «…идеалом социал-демократа должен быть не секретарь тред-юниона, а народный трибун, умеющий откликаться на все и всякие проявления произвола и гнёта, где бы они ни происходили, какого бы слоя или класса они ни касались, умеющий обобщать все эти проявления в одну картину полицейского насилия и капиталистической эксплуатации, умеющий пользоваться каждой мелочью, чтобы излагать пред всеми свои социалистические убеждения и свои демократические требования, чтобы разъяснять всем и каждому всемирно-историческое значение освободительной борьбы пролетариата».
Это касается коммунистов. Но КПРФ стремится втянуть в политическую борьбу миллионы трудящихся и в первую очередь тех, кто составляет её социальную базу, — рабочий класс. И здесь даже среди партийных работников доводится встречаться с мнением, что, мол, это надо делать очень осторожно, чтобы никого не подставить: ведь политическая и экономическая борьба рабочих активистов не понравится хозяевам и могут последовать репрессии. А ещё ведь есть службы безопасности, которые могут выслеживать и преследовать недовольных.
Что тут можно сказать? Случаи преследования коммунистов, профсоюзных и рабочих активистов есть, о них регулярно пишет «Правда». В одиночку современный российский рабочий не выстоит против хозяина, а классовая солидарность ещё слабо складывается на предприятиях, в учреждениях и организациях. У нас нет сильных и независимых профсоюзов. Потеря работы может стать серьёзным испытанием для рабочего и его семьи. Плюс ещё ипотека, кредиты и прочее. В такой обстановке, естественно, создаются условия для противостояния коммунистической партийности, для оппортунизма, беспринципности, малодушия. А их следствие — неспособность человека отстоять и провести в жизнь принципы, в которые он, по его представлениям, верит. На него действительно давят опасения за личные интересы, боязнь навлечь на себя неприятности.
Должна ли КПРФ потакать таким настроениям? Должна ли она «жалеть» и «беречь» рабочих?
Ну, во-первых, правильно говорят: у страха глазах велики. Отечественная буржуазия и российское эксплуататорское государство пока не осуществляют массового террора по отношению к рабочему классу, как это было в царской России или в «демократических» Соединённых Штатах Америки сто лет назад: с избиением забастовщиков, расстрелом рабочих демонстраций, списками неблагонадёжных. Между прочим, знаменитое сыскное агентство Пинкертона тогда тоже занималось вычислением рабочих активистов. В России этого нет. Связано это, я думаю, не с особой «добротой» отечественной буржуазии, а с тем, что наше рабочее движение пока не представляет серьёзной угрозы её собственности и власти.
Но рабочее движение неизбежно будет нарастать. Этому процессу можно мешать, но его нельзя остановить. Сейчас уже большинству россиян стало ясно, что давал социализм трудящемуся человеку. Как написал один из исследователей советского общества эпохи Л.И. Брежнева, это было общество, в котором счастья мог достичь каждый.
Ленин утверждал, что «марксизм Россия поистине выстрадала». Но Россия поистине выстрадала и социализм. Огромными жертвами, невиданной энергией, потом и кровью народ добился сначала свержения царизма и буржуазии, а затем и построения социализма. Без труда и лишений не было бы ни великой индустриальной и культурной державы — Союза Советских Социалистических Республик, ни полёта Гагарина, ни благополучия брежневских лет. В 1960—1970-е годы мы перестали это ценить, посчитав, что всё само собой случилось, поэтому всё так легко и потеряли. За это и расплачиваемся.
В партийной Программе говорится: «КПРФ будет всячески содействовать осознанию широкими массами трудового народа их интересов, определяющей роли рабочего человека в спасении Родины, в повороте страны на прогрессивный путь развития». Партия организует и поддерживает различные формы внепарламентской и парламентской борьбы, включая массовые протестные акции, забастовки и другие формы гражданского сопротивления, предусмотренные международными конвенциями о правах человека.
Не «оберегать» рабочий класс мы должны, а звать на борьбу — на митинги и демонстрации, на забастовки, акции гражданского сопротивления и, как процитировано в нашей партийной Программе из Всеобщей декларации прав человека, «…в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения». А уж если от чего и надо оберегать рабочих, так это от давления буржуазного сознания и влияния оппортунизма.