Историк Валерий Иванов, обвиненный литовскими спецслужбами в шпионаже в пользу Российской Федерации и осужденный в итоге за незаконное хранение оружия, продолжает бороться за свое честное имя. Валерий Васильевич подготовил кассационную жалобу, в которой, помимо прочего, обвиняет эксперта-баллистика Андрюса Олекаса и экс-полицейского Маргариса Даунораса в даче ложных показаний.
– Валерий Васильевич, как вы оцениваете итоги последних парламентских выборов? Есть основания надеяться на улучшение отношений между Литвой и Россией?
– Как вы знаете, президент Российской Федерации Владимир Путин, принимая в Кремле верительные грамоты от посла Литвы Эйтвидаса Баярунаса, сказал, что Россия готова сотрудничать с Литвой на принципах добрососедства.
На официальном уровне в Вильнюсе на это пожелание никто не отреагировал. Пресса в лучших для себя традициях написала, что Москва пытается расколоть единство Евросоюза и НАТО, вбить клин в отношения между партнерами по региону Балтийского моря. Выводы делайте сами.
Если вспомнить парламентские выборы, считаю, что к власти в результате подтасовок результатов голосования пришел несостоятельный, но политически модный детский сад, который научит нас однополым поцелуям и потреблению каннабиса, вызывающего стойкую психологическую зависимость и наносящего колоссальный вред человеку.
В чьих интересах к власти приведены неконструктивные политические силы, каких заказчиков станут обслуживать – это сказать трудно, хотя предположить можно.
Понятно, что глубинные национальные интересы Литвы и литовского народа отойдут на второй и даже третий план, а посольства нескольких стран, якобы стратегических партнеров, выступят в качестве главных советчиков новой консервативно-либеральной правящей коалиции.
– То есть, изменения мало вероятны?
– Они могут произойти только под влиянием внешних факторов. Например, в случае, если сильным мира сего потребуется Литва как мостик в Россию. Правда, пока Вильнюс нужен, например, министру обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр в качестве консультанта по ведению диалога с Москвой с позиции силы. Странный выбор советчика, но будем считать, что немцам виднее.
Думаю, во внутренней политике Литвы, тем более в ее внешней политике, никаких перемен мы до 2024 года не увидим.
Литовские демократы не смогут ничего сделать. Так называемое глубинное государство не позволит корректировать курс.
– Означают ли ваши слова, что репрессии против инакомыслящих литовцев, против политических оппонентов действующей власти продолжатся?
– Охоту на инакомыслящих литовские специальные службы не прекратят. Во-первых, не поставлена точка в так называемом деле руководителя подпольной шпионской сети социалиста Альгирдаса Палецкиса, которого с полным основанием можно считать узником совести.
Процесс тянется более двух лет, обвинение не может выдвинуть подсудимому серьезных претензий, доказывающих его шпионскую деятельность в пользу России, как было объявлено.
Никаких изобличающих фактов в природе не существует, как нет и никакой тщательно законспирированной сети. Однако отпускать Палецкиса «безнаказанным» прокуроры не согласны, поскольку им придется признавать серьезную ошибку, а спецслужбам – провал, базирующийся на некомпетентности агентов. Вот и тянут волынку, надеясь на чудо в свою пользу.
Во-вторых, специальные службы строят свою работу на убеждении, что враждебное инакомыслие существует, просто не все его очаги выявлены и обезврежены. Следовательно, с еще большим усердием должна вестись работа по разоблачению лиц, недружелюбно настроенных по отношению к Литовскому государству.
Простая мысль об отсутствии пятой колонны агентам в голову не приходит и прийти не может, поскольку при таких раскладах ни они сами, ни весь этот гигантский репрессивный аппарат не нужны.
Отсюда следует, что охота на ведьм не прекратится и, возможно, вспыхнет с новой силой. Кровожадные лица с Доски Почета специальных служб обслуживают не интересы государства, но интересы крупных союзников и партнеров. Как будут сформулированы задачи в Вашингтоне и Лондоне, так их и станут решать.
В качестве иллюстрации в учебных целях можно использовать историю тайной тюрьмы Центрального разведывательного управления США в предместье Вильнюса. Сама Америка утверждает, что секретная тюрьма была и даже работала по прямому назначению. Решения международных судов говорят это же. И только руководители литовских спецслужб стоят в глухой обороне – не было тюрьмы и не могло быть.
– Ответа на этот вопрос вряд ли отыщется в ближайшее время.
– Возможно, никогда не отыщется. Но давайте подумаем: зачем такой небольшой стране, как Литва, такая громадная, разветвленная специальная служба, как Департамент государственной безопасности, в интересах которого работают и специалисты Второго департамента оперативных служб Министерства обороны? Иначе говоря – военная разведка и контрразведка.
Для кого выстроен в чистом поле комплекс зданий со всеми его подземными этажами? Если только для координации работы по поимке российских и белорусских шпионов, тогда эти враги должны быть из когорты легендарных.
Должны, как Ким Филби, Рихард Зорге или Исраэль Беер, чье настоящее имя засекречено на века, воровать ядерные секреты, чертежи гиперзвукового оружия, говорить военные перевороты и заниматься еще бог знает чем. Но согласимся, Литва – совсем не та страна, где обитают легенды разведки.
– Валерий Васильевич, россиянин по фамилии Иванов на роль русского разведчика подходит идеально. Он настроен к действующей власти критично, копается в истории недавних, сложных, переломных времен, книги пишет.
– Одним словом, подходящая фигура на роль резидента или почтового ящика, через который осуществлялась связь между заказчиками и исполнителями в лице членов подпольной группы Альгирдаса Палецкиса?
Я эту малину подпортил изначально, оповестив мир о запланированном незаконном аресте. Провести спецоперацию вокруг меня тихо не получилось, доказать шпионскую деятельность в пользу Российской Федерации не удалось. Прокурорам ради сохранения лица пришлось искать другие зацепки.
Так в деле начал фигурировать стартовый пистолет, из которого, по мнению эксперта, можно выстрелить боевыми патронами, применяя целую систему внешних приспособлений.
Вам доводилось в кино видеть шпиона, который отстреливается от преследования, используя систему хитроумных шестеренок, проволочек, резинок, крючков, гаечек, рычажков для производства выстрела? Удивительно, но судей вся эта галиматья не смутила, и они вынесли приговор не в мою пользу. Но мы еще поборемся, чья правда сильнее.
Думаю, сегодня моя фигура не вызывает особой кровожадности. Многих в 2020 году отпустили, но ведь многих взяли под колпак.
Например, политика Вячеслава Титова, активиста Алексея Грейчуса, несколько человек из Вильнюса. Контора, как видим, работает продуктивно, хотя и проворонила удравшего в Москву правозащитника Гедрюса Грабаускаса, а еще раньше – председателя Союза наблюдателей за правами человека Литвы Донатаса Шульцаса.
Но спецслужбы готовы к реваншу. В этом можно не сомневаться. Как говорится, поживем – увидим.