Весь цивилизованный мир в эти дни отмечает славный юбилей величайшего композитора всех времён и народов — 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена (16 декабря 1770 года). В связи с пандемией коронавируса многочисленные юбилейные мероприятия, понятно, либо перенесены на следующие годы (как запланированные ранее масштабные празднования в Германии), либо пройдут в онлайн-формате, без публики. Кстати, российский телеканал «Культура» в эти дни показал записи выдающихся исполнителей произведений Бетховена, а также ряд художественных фильмов, посвящённых его жизни и творчеству. А в Рахманиновском зале Московской консерватории с 14 по 17 декабря исполнили все камерные сочинения венского классика.
В РАХМАНИНОВСКОМ зале — всего 252 зрительских места, очень приятная и уютная атмосфера. Словом, вот эти 252 места и есть обобщающий образ того, как государство ныне относится к Бетховену и ему подобным гениям. «Да, великий, но не наш. Ленин его предпочитал многим иным композиторам, поэтому он вдвойне не наш» — возможно, так рассуждают нынешние боссы от культуры. Ведь Владимир Владимирович, как известно, предпочитает музыку а-ля «Атас» достославной группы «Любэ». Недаром её лидера Расторгуева президент России буквально недавно (в августе 2020-го) наградил орденом Александра Невского, а ещё до этого — в 2007 году — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Словом, великий человек — Николай Расторгуев, не чета иным!
Особенно впечатляет многих песня этого орденоносца со словами: «Ты агрегат, Дуся, ты, Дуся-агрегат. Ты агрегат, Дуся, на сто киловатт». И далее: «Соблюдай культуру тела, тело в дело!» Кстати, интересно, что имеют в виду авторы песни? Не то ли самое, что ещё один орденоносец Олег Михайлович Газманов (ордена «Почёта», «За заслуги перед Отечеством» IV степени) «челентанил» в своей песне «Путана»? Согласитесь, что столь впечатляющие произведения (и не только они) действительно достойны всяческих орденов от Владимира Владимировича.
На фоне «великих» Расторгуева и Газманова многим покажется смешным, нелепым, а возможно, и подозрительным, что в СССР все памятные даты из жизни великого Бетховена отмечались на государственном уровне и с государственным размахом. В 1927 году был образован Бетховенский комитет при Наркомпросе РСФСР, и была издана уникальная «Русская книга о Бетховене», включавшая в себя очерки ведущих историков и музыковедов. В День принятия Сталинской Конституции, 5 декабря 1936 года, для делегатов Чрезвычайного съезда Советов в Большом театре прозвучала Девятая симфония. Она же была исполнена в 1952 году в Большом зале Московской консерватории по случаю 125-летия со дня смерти Бетховена. А к 200-летию со дня рождения композитора в 1970 году вышла статья гениального Д.Д. Шостаковича «Завещано векам» в газете «Правда» от 16 декабря. В те же дни прошли торжественное заседание в Большом театре, лавина концертов, радио- и телепередач, грамзаписей, концертов, было выпущено огромное количество всевозможных изданий.
Понятное дело, что теперь подобные юбилейные масштабы совсем ни к чему. Вполне достаточно и скромного «рахманиновского» величания Бетховена. Это чтоб всякие там «высоколобые» не писали пакостных статеек в соцсетях. А канал «Культура»? Так кто ж его смотрит? Это — тот же Рахманиновский зал, но в телевизионном формате. Пущай себе празднуют юбилей своего Бетховена, не жалко.
ДЛЯ ПРОЧЕГО же населения нынешняя власть вместо Бетховена в качестве идеала припасла уже не «Дусю-агрегат» (несколько старовата), а нечто более модное и экстравагантное. Включаете Первый канал, смотрите передачу «Голос» — и что вы видите? Это именно та передача, которая создаёт и тиражирует новые эстрадные образы для всей страны. На данном проекте вылепливаются звёзды, которые затем колесят с концертами по всей России. Им подражают, особенно в провинции, и их стилистика становится фактически нормативной.
Особенная роль — у так называемых наставников. Они не только сами по себе задают образец должного, но ещё и дают оценки и советы выступающим претендентам. Словом, это мэтры — настоящие, именитые, заслуженные. Эталон! В первых четырёх сезонах программы среди наставников действительно таковые присутствовали. Прежде всего — Александр Градский, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии, народный артист России и прочая, прочая, прочая… К тому же выпускник ГМПИ им. Гнесиных (факультет сольного пения), а затем — преподаватель данного вуза и заведующий кафедрой вокала, профессор РАТИ (ГИТИС).
Ну а теперь в качестве наставника и эталона для будущих эстрадных звёзд первый федеральный телеканал предлагает… автора и исполнителя матерных частушек Сергея Шнурова по кличке «Шнур». Шнур восседает в кресле мэтра «Голоса», конечно же, в пиджаке и галстуке. Видимо, авторы передачи не разрешают ему раздеваться догола, что он делает периодически на своих «концертах» перед визжащей от восторга публикой. И то же самое делают особы женского пола из его «творческого коллектива» — фото- и видеосвидетельства тому можно без труда отыскать в интернете.
Данное действо (полное оголение), видимо, подчёркивает «творческое напряжение» мастера. Однажды это напряжение в буквальном смысле излилось со сцены на публику в виде струи мочи, что запечатлено на растиражированной в сети фотографии Шнура.
Чуть менее похабный, но столь же «дико профессиональный» и до жути романтичный (и тоже матерщинник) ещё один «наставник молодёжи» — рэпер Баста. Как вам такое: «И что ни говори, они правда не пара. / Но это их не парит. Это их право». Жутко романтично, правда? И глубокомысленно к тому же.
…Прошу правильно понять автора этих строк. Я не против «Дуси-агрегата» — забавная заводная штуковина для дискотеки или вечеринки. Я против того, чтоб за такие штуковины давали ордена за заслуги перед Отечеством. Я не против матерных частушек — они были всегда, а при уместном исполнении могут поднять настроение. И я даже могу (прошу простить меня особо чувствительных читателей) оправдать заголение Шнура на сцене. Он и тут не оригинален, а всего лишь подражает западным образцам.
Но в странах, где позволительны такого рода выходки на эстраде, никто подобных «звёзд» не приглашает на центральные федеральные каналы в качестве наставников молодёжи и образцов для подражания. И в государственные органы власти их не приглашают в качестве экспертов в области культурной политики. Как это было сделано у нас, когда матерный куплетист Шнур в качестве советника думского комитета по культуре (!) принял участие в парламентских слушаниях на тему «Об основных принципах правового регулирования в новом законе «О культуре». А после этого его сделали ещё и сопредседателем Партии Роста.
И ЕСЛИ эксгибиционист и матерщинник Шнур в качестве верховного наставника молодёжи — это не политика, то тогда что? В Сети сейчас гуляет новое словечко — «ковидопитеки», весьма точно выражающее и цель, и средства той культурной политики, которую ныне мы наблюдаем. Ковидопитеки, весьма нетребовательные недочеловеки, населяющие Россию, которые могут быть счастливыми от самой малости. Ни высокие зарплаты и пенсии им не нужны, ни качественное медицинское обслуживание… Если это — цель, то Шнур и Баста вполне точно выполняют свои должностные обязанности в качестве наставников молодёжи.