18 января телеканал «Звезда» в цикле передач «Загадки века» к очередной годовщине со дня кончины В.И. Ленина показал фильм с «оригинальным» названием «Надежда Крупская. Нелюбимая жена Ленина». Сразу бросилось в глаза слово «нелюбимая». При этом фильм толком так и не рассказал о Ленине и Крупской как о супругах. Постараемся восполнить этот пробел, призвав на помощь свидетельства людей, долго и близко знавших Ленина и Крупскую.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ В.Д. Бонч-Бруевича: «Его отношения с Надеждой Константиновной могут служить действительным образцом нашей социалистической семьи». Бонч-Бруевич добавляет, что, когда Крупская заболела, Владимир Ильич «самым внимательным образом заботился о ней, беря на себя многие домашние дела, и не позволял ей переутомляться и волноваться… Когда он убедился, что операция неминуема, он попросил провести её знаменитого… хирурга… и сам присутствовал в клинике, где делали эту операцию… Такое внимание к Надежде Константиновне он проявлял всегда». Бонч-Бруевич добавляет: «Меня всегда поражало и трогало … глубокое и задушевно тёплое отношение, которое проявлял он (Ленин. — В.Р.) на каждом шагу… к Надежде Константиновне».
М.В. Фофанова вспоминала, что за столом Ленин «был как-то особенно заботлив, старался… окружить Надежду Константиновну вниманием. И в том, как он передавал ей хлеб, подкладывал еду на тарелку, были и нежность, и желание внести тепло в её суровую жизнь».
Г. Серебрякова вспоминала, что весной 1919 года Крупская сильно похудела и выглядела болезненной. Поэтому ей предложили поехать на Украину подлечиться. Но обеспокоенный положением на фронте Ленин ответил на это: «Невозможно. На Украине хоть и сытно, но неспокойно. Да и мне без Нади будет трудновато». Вот вам и «нелюбимая жена»!
Д. Лепешинский свидетельствует, что Владимир Ильич относился к Надежде Константиновне «нежно, тепло и любовно». М. Эссен вспоминает, как, будучи в Швейцарии, во время прогулки в горах (Крупская в тот раз осталась дома) Ленин быстро насобирал большую охапку цветов, объяснив это очень просто: «Надюша любит цветы».
М. Эссен заключает, что Владимир Ильич был «особенно внимателен» к Надежде Константиновне. Н.А. Семашко также указывает, что к Крупской Ленин «всегда относился с величайшим вниманием и заботой».
Интересны и свидетельства С.К. Гиля, шесть лет бывшего личным шофёром Ленина. Гиль отмечает: «Перегруженность работой не мешала Ильичу постоянно осведомляться, позавтракала ли Надежда Константиновна». Ленин постоянно заботился, не холодно ли Крупской во время поездки на автомобиле. Так, однажды он попросил Гиля проследить, чтобы Надежда Константиновна в дороге пользовалась тёплым пледом. По этой же причине Ленин даже просил для её поездок найти машину с закрытым верхом.
Как известно, Ленин и Крупская жили в Кремле на третьем этаже одного из его корпусов. Это обстоятельство огорчало Ленина в связи с тем, что Крупской по этой причине приходилось перегружать больное сердце непосильной ходьбой. Ленин постоянно беспокоился, чтобы Надежда Константиновна не опаздывала к обеду с заседаний Наркомпроса, в котором она работала. В связи с этим он даже просил Гиля, ездившего за ней в наркомат: «Не ждите, пока она выйдет, поднимайтесь к ней и требуйте, чтобы она немедленно отправлялась домой обедать». Гиль добавляет: «Много раз я видел Ленина и Крупскую в домашней обстановке. Характерной чертой их взаимоотношений было безграничное и глубокое уважение друг к другу».
А вот свидетельства и Надежды Константиновны. Например, она вспоминает, что в день её приезда в Шушенское они с Лениным проговорили всю ночь. Думается, что вряд ли это произошло, не будь Крупская очень близким Ленину человеком. Ленин даже в день полученного им тяжёлого ранения (30 августа 1918 года), в минуты грозившей ему смертельной опасности, думал в первую очередь о самочувствии жены, а не о своём. Как только Крупская подошла к лежавшему в постели Ленину и он увидел её, то первое, что она услышала от него, было: «Ты приехала, устала. Поди ляг».
Надежда Константиновна упоминает и такой факт. В конце 1918 года у неё обострилась Базедова болезнь. Поэтому конец декабря 1918 года и январь 1919-го она провела на лечении в Сокольниках, в лесной школе. К ней сюда Ленин приезжал по вечерам почти каждый день. Заведующая этой лесной школой Ф. Халевская вспоминает, что Владимир Ильич сам приезжал выбирать комнату для Надежды Константиновны. А во время пребывания Крупской на лечении в этой лесной школе Ленин «ежедневно осведомлялся о её (Крупской. — В.Р.) здоровье и просил меня (Халевскую. — В.Р.) звонить ему».
Крупская, как бы заранее отвечая писакам, лгущим об отсутствии настоящей большой любви между нею и Лениным, однажды сказала, что они с Лениным крепко любили друг друга: «Первое время (после свадьбы. — В.Р.) для нас ничего не существовало. То, что не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти».
Думается, что все вышеприведённые факты позволяют изъять из заголовка упомянутого фильма слово «нелюбимая», заменив его словами «единственная, трогательно и очень нежно любимая».