В современной России причиной многих бед для большинства граждан и экономики в целом является неэффективная, давно устарелая система принятия государственных решений на различных уровнях власти, функционирующая по монархическим принципам и охраняемая олигархо-силовыми конгломератами. Именно поэтому экономическая политика осуществляется в угоду крупному финансово-промышленному капиталу, не имеющего национальности и Родины, а не в интересах большинства граждан, учитывая традиции предков, разум и справедливое распределение богатств государства между всеми россиянами.
На сегодняшний день в стране пока еще проживают и результативно трудятся миллионы ученых, опытнейших производственников, учителей, предпринимателей, депутатов всех уровней и представителей множества различных профессий, обладающие уникальнейшим опытом и пониманием о том, по какому пути должна развиваться Российская Федерация. Но, как показывает объективная реальность, общество не может воспользоваться их знаниями и конструктивными предложениями во благо Отечества. Ведь за последние десятилетия паразитический капитализм, с оттенками феодализма и клептократии, понастроил сотни фильтров и барьеров, ограничивающих возможность представителям многих социальных групп с различными политическими взглядами участвовать в процессах, связанных с формированием планов по социально-экономическому развитию государства.
К примеру, КПРФ в феврале и марте 2021 года провела на площадке Государственной Думы расширенные круглые столы и парламентские слушания по вопросам формирования бюджета развития, ценообразования на продовольственные товары первой необходимости, демографии и образованию, в которых приняли участие депутаты, заместители министров, научное сообщество, опытнейшие производственники и представители администраций разных регионов. Были озвучены существующие проблемы в экономике и конкретные рекомендации по их решению, многие из которых основаны на альтернативной точке зрения профильных экспертов по отношению к некоторым подходам, применяемых правительством при проведении экономической политики. Дополнительно КПРФ подготовила целые кипы материалов и аккумулировала разнообразные инициативы от научных учреждений и отдельных ученых, ассоциаций, различных партий, региональных руководителей и знающих свое дело промышленников по совершенствованию нормативно-правовой базы и реформированию отраслей экономики. Вновь участники парламентских слушаний обратились к сотрудникам исполнительной власти с предложением совместными усилиями приступить к осуществлению серьезных реформ в экономике на основе подготовленных программ и разработать дополнительные планы по развитию страны, отражающие интересы и потребности большинства граждан.
Некоторые докладчики привели разнообразные и вопиющие статистические данные, сконцентрировав внимание общества на вынужденной необходимости смены экономического курса и существующей системы хозяйствования. К примеру, по последним сведениям Росстата естественная убыль россиян за 2020 год составила 688,7 тысячи человек. А в период с 1990-2020гг. естественные потери составили 13,9 млн. человек, причем за данный отрезок времени Россию покинуло более 10 млн. соотечественников. По данным ООН Российская Федерация по коэффициенту смертности занимает 187 место в списке 196 стран мира.
За последние 20 лет по приблизительным подсчетам из России вывезено около 107 трлн. рублей, и из них легально всего 50,4 трлн. рублей. Производство вертолетов в 2019 году по сравнению с 1990 годом упало в 15 раз, самолетов в 5 раз, грузовых автомобилей в 4 раза, станков в 18 раз. За тот же временной промежуток финансирование фундаментальных научных исследований сократилось в 4 раза. А объем выделяемых бюджетных средств на все образование уменьшился в 2 с лишним раза. Доля выпускников, защитивших диссертацию в 2020 году в 8 раз меньше, чем в 1990г.
В сельском хозяйстве площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась почти на 1,7 раза до 380 тысяч Га. Мясо говядины стали производить в 2,7 раза меньше, молока в 1,8 раз, картофеля на 27% меньше, а рыбы на 29%. Поголовье КРС сократилось с 57 млн. голов до 18 млн. голов.
В 2020 году рост индекса потребительских цен по отношению к 2014 году составил 137, 4 %. Только за 2020 год сахар подорожал на 64,5%, крупы и бобовые на 20,1%, макароны на 12,1%, подсолнечное масло на 26,8 %, картофель на 38 %, а плодоовощная продукция на 17,4 %.
При этом уровень бедности семей с 2 детьми составил 26,4%. А с 3 и более детьми 50,3%. Заработок 35% граждан находился на уровне ниже средней зарплаты. Также, по данным Росстата на начало осени 2020 года около 20 млн. россиян имели доход ниже прожиточного минимума (11 468 рублей). При этом средний ежемесячный доход членов правления в Роснефти составляет около 31 млн. рублей, в Сбербанке около 25 млн. рублей, в Газпроме около 12 млн. рублей.
Характерным признаком отсутствия качественной системы принятия государственных решений во благо большинства граждан, а также истинным лицом капиталистической системы является тот факт, что никто из высокопоставленных госслужащих, в том числе представляющих интересы государствав госкорпорациях, не предложили правительству задуматься о соотечественниках и перераспределить общенациональные доходы. Например, в особо тяжелый для страны 2020 год приостановить выплату дивидендов во многих организациях с государственным участием и поддержать отечественную экономику путем инвестирования прибыли (пусть даже частичной) в создание дополнительных предприятий во многих регионах, научную деятельность, производство оборудования для нефтегазового сектора или развитие сельских территорий. А это в совокупности триллионы рублей! Ведь только Сбербанк выплатил держателям своих акций рекордную сумму за всю историю России – 422,4 млрд. рублей, в Газпроме размер дивидендов составил 360,8 млрд. рублей.
Вместе с тем Российская Федерация имеет в запасе больше тринадцати триллионов рублей в ФНБ (Фонд национального благосостояния) и международных резервов около 580 млрд. долларов США, которые КПРФ в совокупности с прочими источникам предлагает использовать для формирования бюджета развития в размере 33 трлн. рублей.
Возвращаясь к парламентским слушаниям, например при проведении круглого стола по ценообразованию, надо отметить, что чиновники очередной раз проигнорировали конструктивные инициативы участников дискуссии и привели свои статистические данные, согласно которым с их точки зрения в стране и так все прекрасно, а также они наблюдают устойчивый рост во многих отраслях экономики. Что сказать, вот вам реальные примеры «продуктивной» коммуникации между представителями десятков миллионов граждан и сотрудниками органов власти. С определенной долей уверенности можно утверждать, что так будет происходить бесконечно, поскольку построенной системой государственного планирования и управления не предусмотрено обязательство для сотрудников органов власти учитывать пожелания и требования их работодателей – избирателей при разработке планов по социально-экономическому развитию страны.
Поэтому, значительной части российского общества желательно все-таки осознать, что у России не осталось времени на эксперименты и решать миллионы проблем необходимо совместными усилиями при участии множества экспертов и рядовых граждан с разными политическими взглядами и точками зрения, а не кулуарно ограниченным количеством чиновников, зачастую учитывающих интересы только узких групп лиц.
Начинать надо с основ – реформировать систему принятия решений на многих уровнях, усовершенствовав порядок утверждения стратегий, дорожных карт, госпрограмм и разнообразных планов. Скорее всего, депутатам и более активной общественности нужно инициировать публичное обсуждение вопроса о целесообразности разработки законопроекта об экспертных Советах, закрепленных при каждом федеральном министерстве и региональных администрациях, наделенных определенным уровнем полномочий и выступающих верховным арбитром при одобрении некоторых планов в государственных институтах. Отличительной чертой данных Советов или комиссий должна стать их независимость, так как полномочия для работы в Советах наиболее достойным гражданам общества сможет предоставлять и отзывать только народ, при поддержке депутатского корпуса и применяя для этих целей усовершенствованные механизмы избирательной системы. Такой подход позволит народу на практике воспользоваться положениями ст.3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми народ является единственным источником власти и может осуществлять управление непосредственно.
Вдобавок, следует дополнить нормативно-правовую базу положениями о народном контроле со стороны гражданского общества. К примеру, разработать и внедрить современные критерии для оценки деятельности руководителей ведомств избирателями. Это не общепринятые форматы различных KPI, а более жесткие меры персональной ответственности для высокопоставленных сотрудников в должности министров и их заместителей за отсутствие результатов по итогам проводимых реформ, а также упрощенный порядок их увольнения за неоднократные провалы при реализации госпрограмм, антинародные действия и различные нарушения Конституции.