Отчет Счетной палаты Российской Федерации от 2 марта 2021 года о результатах контрольного мероприятия «Проверка осуществления Федеральным агентством по рыболовству полномочий администратора неналоговых доходов, полученных по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения соответствующих договоров в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года» привлек внимание руководителей «рыбохозяйственного комплекса» и в частности И.В. Шестакова, …президента ВАРПЭ Г.С. Зверева, и ряда общественных рыбацких специалистов.
Первых, как основных инициаторов проведения впервые в мировой рыболовной практике реализации «права промысла — долей квот в воде» посредством аукционов для российских рыбопромышленников, волновал, пожалуй, только вопрос: «А что же сделано не так? И если да, то какие последуют выводы и…наказания или одобрения?». Этот вопрос волнует и депутатов фракции «Единой России», «благодаря» которой и были приняты соответствующие законодательные поправки по «инвестквотам» и аукционным торгам «правом промысла долей-квот вылова краба, рыбы в воде».
Внимание вторых — ВАРПЭ и его президента Г.С. Зверева к отчету Счетной палаты привлекло, полагаю, желание зафиксировать позицию этой общественной федерального уровня рыбацкой организации по отношению к самой теме аукционов.
Третьих – общественных рыбацких специалистов – подтвердить свою позицию, как противников разрушения «исторического принципа» и введения аукционов.
Счетная палата Российской Федерации на основе анализа всех ей доступных материалов пришла к неутешительному выводу для инициаторов реализации «права промысла долей — квот вылова краба, рыбы в воде» посредством аукционных торгов, что ни одна из провозглашенных целей не было достигнуто. Более того разрушая «исторический принцип» наделения пользователей долями – квотами аукционы привели к переделу ресурса, прошли при заниженных начальных ставках, что привело ещё и к финансовым потерям федерального бюджета. Подробно обо всем этом уже ранее публиковалось в сми и считаю, нет необходимости, вновь повторяться.
Вместе с тем обращаю внимание депутатов всех уровней приморских регионов, рыбопромышленников и рыбацкие союзы, ассоциации, объединения, что Счетная палата Российской Федерации приходит всего к одному выводу и к одному предложению (упуская упоминание кому направляется Отчет), но весьма важным по своим, на мой взгляд, далеко идущим последствиям в случае обращения на них внимания первых лиц государства.
Это следующий вывод:
— «Росрыболовство в рамках тематики мероприятия не обеспечило надлежащее исполнение полномочий в сфере рыболовства».
Каковы последуют на это решения, прежде всего, Министра сельского хозяйства Д.Н. Патрушева? По новому измененному положению Росрыболовство его руководитель И.В. Шестаков – один из инициаторов крабовых и рыбных аукционов, — подчинены Минсельхозу. Ему и принимать соответствующее решение. Если оно будет не соответствовать выводу Счетной палаты Российской Федерации, то тогда вправе вмешаться Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.
И следующее предложение:
— «Правительству Российской Федерации поручить Минсельхозу России рассмотреть вопросы о внесении изменений в нормативные правовые акты для обеспечения обоснованного распределения водных биологических ресурсов и получения Российской Федерацией соответствующей компенсации от их использования».
Это предложение свидетельствуют о том, что Счетная палата Российской Федерации, выявив порочность аукционов, подразумевает ещё и наличие других изъянов в нормативно-правовых актах, обосновывающих распределения водных биологических ресурсов среди пользователей. И призывает исполнительную федеральную власть не только рассмотреть вопросы о внесении изменений в нормативно правовые акты, но и обеспечить обоснованность соответствующей компенсации от их использования.
В надлежащем решении этого предложения Счетной палаты инициатива должна исходить, прежде всего, от рыбопромышленников, общественных союзов, ассоциаций, объединений фирм и предприятий. Ждать реализации этого предложения со стороны Минсельхоза и Росрыболовства не приходится. Честь мундира для их руководителей превыше всего.
Отчет СП стал своеобразной лакмусовой бумажкой на выявление сторонников и противников дальнейшего осуществления перераспределения ресурсов под видом выделения продажи прав «на вылов краба, рыбы в воде» и рыбопромысловых участков посредством аукционов, а также дальнейшей модернизации «исторического принципа».
Свою позицию, как инициатора и сторонника такого подхода руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков неоднократно публично озвучивал в своих многочисленных заявлениях и интервью. Одно из наиболее полных по этому вопросу пояснений И.В. Шестакова о том, что ждет рыбную отрасль в 2021 и на ближайшие годы размещено на ИА «ФИШНЬЮС». В нем пролонгируются аукционы и дальнейшая модернизация «исторического принципа» в угоду строительства рыбоперерабатывающих заводов, рыбопромысловых судов. На подходе еще и идея Трутнева о финансировании закупок контейнеров за счет инвестквот. Более того, Шестаков является еще и инициатором обязательного финансирования научных исследований по определению ОДУ добывающими компаниями. Справедливости ради отмечу, что все эти «хотелки» будут вводиться постепенно. Думаю, догадываетесь ПОЧЕМУ? Правильно – «на носу» выборы. А вот после них, получим новых «реформ» на всю катушку.
Не отстает от Ильи Шестакова и президент ВАРПЭ Герман Зверев относительно оценки Счетной палатой Российской Федерации аукционов по крабу, рыбе. Его подход «фундаментальный – наукообразный». Со ссылкой не на кого-либо, а аж на самих Нобелевских лауреатов в области экономики Милгрома и Уилсона. Последним, полагаю, и во сне не могли присниться, что их исследования помогут «русским менеджерам – рыбным умельцам» обосновать выставление «права промысла долей квот краба, рыбы в воде» на аукцион. С помощью нобелевцев президент ВАРПЭ укоряет Счетную палату, что та не учла их мировые достижения при проверке Росрыболовства. Президент ВАРПЭ, оправдывая крабовые аукционы, пытается всех нас убедить в том, что «Крабовые аукционы, которые состоялись осенью 2019 года, позволили решать две важные задачи: получить в федеральный бюджет значительный объём средств (свыше 142 млрд. рублей) и гарантировать для судостроительных предприятий заказ на постройку новых краболовов (свыше 57 млрд. рублей). Таким образом, общий объём расходов участников аукционов, расходов, которые работают на экономику страны, приближается к 200 млрд. рублей». Озаботился, видите ли, президент ВАРПЭ, судостроительными предприятиями, «экономикой страны», пополнением «федерального бюджета», а вот об экономике рыбной отрасли в приморских регионах страны, добывающих предприятий, рыбацких коллективов, все возрастающих розничных цен на рыбную продукцию забыл.
Увлекшись своим «фундаментальным научным обоснованием» совершенствования аукционов, поучениями Счетной палаты, ВАРПЭ так и не озвучило свою главную позицию — «за или против» аукционов по крабу, рыбе, участком и прочему.
Между тем Съезд работников рыбного хозяйства в свое время единогласно выступил решительно против аукционов, как по крабам, так и по всем другим водным объектам рыболовства. Эта позиция рыбацкой общественностью не пересматривалась, и она должна оставаться руководящей для всех союзов, ассоциаций, объединений рыбной отрасли при отстаивании её в исполнительных и законодательных органов власти все уровней.
03.04. 2021 года
В. Зиланов