(Доклад на 20-й Международной научно-практической
Конференции «Русь – Единое Отечество», Минск 9-11.04.21.).
Информация о предстоящей в Минске 20-й Международной конференции «Русь – Единое Отечество» мною была 30 марта направлена руководителю Представительства Приднестровья в Москве с предложением использовать представлявшуюся возможность и довести до сведения общественности Белоруссии и стран славянского мира тревогу и озабоченность жителей непризнанной пророссийской республики обостряющейся ситуацией на берегах Днестра. Однако должной реакции на мою готовность как гражданина Приднестровья, представлять республику на конференции так и не последовало. Поэтому вынужден выступать не как уполномоченный на то представитель ПМР, а фактически как рядовой гражданин России и Приднестровья. Как славянин, неравнодушный к обсуждаемым проблемам и судьбам белорусского, украинского и приднестровского народа, всего Русского мира и Славянской цивилизации. Право на это дают мои предки – выходцы из древнеславянского племени русинов, проживавшие, в том числе, и на левобережье Днестра. Могилы моих дедов есть и в Оренбуржье, и на Донбассе. В Минске на Северном кладбище покоятся мать и отец. Да и Приднестровью с 1992 года отдано двадцать неспокойных лет участия в создании органов государственной безопасности, в качестве депутата ВС ПМР IV созыва – председателя Комитета по безопасности, обороне и миротворческой деятельности, члена в Объединенной контрольной комиссии за соблюдением мира в зоне молдо-приднестровского вооруженного конфликта с декабря 1992 по сентябрь 2011 года. Так что могу говорить о Приднестровье не как сторонний наблюдатель.
Как известно, в настоящее время ситуация вокруг исконно славянского островка Русского мира — Приднестровья продолжает стремительно ухудшаться. В результате вероломного расширения НАТО на западе России остаются только два её верных союзника – признанная мировым сообществом Республика Беларусь и Приднестровье — провозглашенная в 1990 году новая республика в составе СССР, но до сих пор не признанная Организацией Объединенных Наций. Безусловно, наши «заклятые партнеры» изо всех сил стремились, стремятся и будут все настойчивее стремиться к их капитуляции, чтобы замкнуть западный сектор окружения России от Балтийского до Черного моря. Организаторы международной конференции «Русь – Единое Отечество», являются очевидцами попытки реализации сценария очередной «цветной революции» на территории суверенной страны Русского мира – Республики Беларусь. Разумеется, они проинформируют об этом присутствующих «иностранцев» из других постсоветских республик, наблюдавших за этими событиям через возможности СМИ. А также сумевших преодолеть противовирусные кордоны представителей славянских организаций стран бывшего «Варшавского договора». Безусловно, интересно знать, как назревали эти события, кто был их главным сценаристом и дирижером, а кто исполнял роль массовиков – затейников и управлял взвинченной популистскими призывами и примитивными «кричалками» толпой. Уверен, что это найдет отражение в резолюциях и обращениях участников 20-й Международной научно-практической конференции к руководителям и общественности славянских государств.
Белоруссия и белорусы – не чужая мне республика и не чужие мне люди. В Гродно и Бресте учился с 7 по 11 класс, был студентом БПИ, проходил срочную службу в учебно-танковой дивизии в Борисове, после окончания Высшей школы КГБ и до направления в загранкомандировку работал в Комитете госбезопасности БССР… Где я жил до этого или потом, совсем другая история, но я имею право сказать, что мой адрес был «не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз!». Ныне нет такой страны, она предана изменниками Родины в Вискулях, а бывшие союзные республики разделены границами, превратившиеся в государственные.
Но многовековое сосуществование триединства русских, белорусов и украинцев не подлежит забвению. Уверен, наше общее Отечество – Русь выдержит выпавшие на её долю трагические испытания, ибо историческая судьба наших народов – жить в Едином Отечестве! Именно поэтому, оказавшись за воротами Лубянки после ГКЧП и подписания в декабре 1991 года в Беловежской пуще фактического акта о капитуляции СССР, добровольно отправился в «горячую точку» — в Приднестровье. Туда, где на левобережье Днестра многонациональное население западной окраины Малороссии, сцементированное доминирующим славянским большинством, вместе с не желающими превратиться в румын молдаванами, восстало против вооруженной агрессии сепаратистов прорумынского «Народного фронта Молдовы». Безусловно, это было именно восстание и именно рабочего класса Приднестровья, которое возглавил воссозданный координирующий орган – Объединенный совет трудовых коллективов. На это обращалось внимание в ряде моих докладов, выступлениях на Юбилейном всеславянском съезде 2017 года, монографиях РУСО, статьях в журнале «Славяне», газетах «Воля», «Правда», «Русский Вестник». Многие из них размещены в интернете.
Но все это в прошлом. Однако участники конференции не должны забывать уроки истории, в том числе и очень горькие… Но думать-то надлежит о настоящем и будущем, о том, как защитить и Белоруссию, и Приднестровье, и Донбасс, и Крым, да и народ Украины. Как не допустить, как это уже практически произошло в Прибалтике, оккупации НАТО Белоруссии и Приднестровья. Но главное, — как спасти ядро Русского мира – многострадальную Русь. Для этого и должна быть выработана жизнеспособная и понятная народу теория, ибо, как предупреждал И.В.Сталин: — «Без теории нам смерть, смерть, смерть!». Как и без объединяющей Русский мир государственной идеологии.
Что же происходит в Приднестровье после победы на президентских выборах в Молдове выпускницы Гарвардского университета, не обделенной вниманием Сороса и Госдепа США, гражданки Румынии Майи Санду? Еще в период избирательной кампании обстановка на берегах Днестра приобретала отчетливую тенденцию к обострению. Давление на непризнанную республику, начатое её предшественниками, будь то бывшие члены КПСС Снегур, Лучински, лидер ПКРМ Воронин, ставленники «Народного фронта» Гимпу, Лупу, Тимофти или социалист Додон, будет ожидаемо только нарастать. Тем не менее при них, вне зависимости от партийной принадлежности, в той или иной степени во внешней политике Молдовы просматривались элементы «многовекторности». Как говорил молдовский президент Владимир Воронин: — «Ласковое теляти двух маток сосет, а бодливому и одна не дается». Вот Молдова и «дососалась» до такой степени, что цветущая Молдавская ССР превратилась в самую отсталую страну Европы.
Судя по заявления Майи Санду, она однозначно является сторонницей дальнейшего сближения и, в перспективе, объединения с Румынией, евроинтеграции, сотрудничества с МВФ, вступления Молдовы в ЕС и НАТО. Безусловно, она будет ужесточать требования вывода остатков ОГРВ и ликвидации расположенного в Приднестровье склада устаревших боеприпасов. Не устраивает её и существующий формат миротворческой операции. По её мнению, российские миротворцы должны покинуть берега Днестра и заменены на некую «миссию гражданских наблюдателей ОБСЕ». Безусловно, это не только не приведет к политическому урегулированию молдо-приднестровского вооруженного конфликта, а наоборот – к обострению противостояния вплоть до возобновления боевых действий. Так что чреватые опасными для мира на берегах Днестра требования нового президента Молдовы не блещут новизной, но становятся еще более опасными.
В этой связи ожидается, что переговорный процесс по мирному урегулированию конфликта будет продолжать пробуксовывать. Особенно это стало проявляться, после постепенного расширения переговорного формата от 1 + 2 (РФ + РМ и ПМР) до 5 + 2 (РФ, ОБСЕ, Украина, США, ЕС + РМ и ПМР). Это не только не ускорило продвижение к желаемому результату, а даже значительно осложнило поиск взаимоприемлемых решений. Более того, Молдова злостно нарушает практически все соглашения, ранее подписанные как сторонами конфликта, так и гарантами и посредниками его урегулирования. Это и Соглашение от 21 июля 1992 года, на основании которого именно российские миротворцы остановили боевые действия. Предпосылки мирного урегулирования были также заложены в Московском меморандуме от 8.05.1997 г., Одесском соглашении от 20.03.1998 г., в ряде совместных заявлений и протокольных поручений. Хотя основным генератором инициатив по сближению позиций сторон являлась Россия, как основной и единственно реальный гарант мирного урегулирования, немало предложений исходило и от посредников. Были проекты ОБСЕ 90-х годов ХХ века и украинский «План Ющенко». Ближе всего к практической реализации казалась схема, заложенная в «Меморандум Козака». Но его подписание в 2003 году сорвала молдавская сторона под давлением посла США в Молдове. Президент Воронин также проигнорировал проект Договора о дружбе, и сотрудничестве между ПМР и РМ», переданный ему на встрече 11 апреля 2008 года президентом Приднестровья Смирновым.
Необходимо особо подчеркнуть, что все годы существования Республики Молдова, её руководители постоянно генерировали враждебность, агрессивность, склонность к принудительной, насильственной реализации территориальных притязаний на исконно новороссийские земли Приднестровья. Не вызывает сомнения, что новоизбранный президент Молдовы активизирует попытки принуждения населения и руководства Приднестровской республики к капитуляции на условиях Кишинева. Молдавской стороной злостно игнорируется четко зафиксированное в упомянутом Соглашении от 21 июля 1992 года и последующих документах положение о том, что «конфликтующие стороны считают недопустимым применение любых санкций и блокад. В этом контексте будут незамедлительно устранены любые помехи на пути движения товаров, услуг и людей». В нарушение заложенных в документах переговорного процесса обязательств, в отношении приднестровцев ожидаемо активизируется применение разнообразных форм и методов экономического удушения. Спецслужбами Молдовы, Румынии и стран НАТО продолжатся попытки внести раскол в поредевшие ряды рабочего класса, разрушить единства органов власти и управления. Главное, к чему стремятся враги Приднестровья — расшатать сплоченность и подорвать уверенность приднестровцев в реализацию решений референдумов, в воплощение в жизнь их мечты о свободе, независимости и последующем присоединении к России.
Так что Приднестровская республика находится ныне в тяжелейших условиях. Население измучено экономическими санкциями и блокадами Молдовы, безмерно устало от них, но не настолько, чтобы капитулировать. Приднестровцы смогли сохранить практически все крупные предприятия, а значит и рабочий класс. Как указывалось, именно рабочий класс в лице Объединенного совета трудовых коллективов возглавил вооруженное восстание и борьбу с прорумынскими сепаратистами. Именно рабочий класс взял тогда власть в свои руки и инициировал в 1990 году создание в составе еще существовавшего Советского Союза новой союзной республики на Днестре. Однако, оказавшись во враждебном буржуазном окружении, чтобы не погибнуть, она постепенно аналогичным образом эволюционировала, превратившись в типичное монопольно-капиталистическое образование. Тем не менее с существованием и ролью рабочих и тружеников сельского хозяйства в создании и защите республики, её руководителям приходится считаться.
Какой же вывод из прозвучавшего на конференции можно сделать? В резолюции и заявлениях 20-й Международной научно-практической конференции, с моей точки зрения, обязана доминировать уверенность в неизбежности возрождения триединого славянского народа, в актуальности его объединения вокруг главного связующего ядра — Руси, как Единого Отечества.
Убедительно прошу участников конференции поддержать борьбу народа Приднестровья за свободу и независимость, не допустить его повторной оккупации и превращения вновь в «Транснистрию» — плацдарм НАТО для осуществления её членом — Румынией нового похода на Восток. Прошу включить в резолюцию конференции и требование международного признания де-факто существующего на землях Новороссии с 1990 года островка Русского мира — Приднестровского государства. Целесообразно вновь напомнить славянской и мировой общественности о результатах проведенного 17 сентября 2006 года референдума о независимости и последующем вхождении Приднестровья в состав Российской Федерации. При этом подчеркнуть, что его результаты были такими же впечатляющими, как и референдум 2014 года о возвращении Крыма в состав России.
Гудымо О.А., депутат ВС ПМР IV созыва9 – 11 апреля 2021 года, г. Минск