Думается, что почти все люди, когда где-нибудь встречают слово «карикатура», представляют себе нечто остроумное, смешное и весёлое. Отчасти это, конечно, так. Но только отчасти. Ведь карикатуры очень и очень разнообразны. Вообще слово «карикатура» переводится с итальянского как преувеличение. Это сатирический или юмористический рисунок, а также серии таких рисунков. Карикатура — относительно молодой жанр мирового изобразительного искусства, который появился в XVIII веке, а окончательно сформировался и получил распространение в XIX—XX веках.
В Советском Союзе карикатуры были чрезвычайно популярны в газетах и журналах. Выходили даже специализированные издания, основанные исключительно на политических, сатирических и юмористических рисунках: «Окна РОСТА», «Заноза», знаменитый «Крокодил», а также для детей «Весёлые картинки» и «Мурзилка». В «Литературной газете» с 1960-х годов существовал «Клуб 12 стульев», где постоянно печатались карикатуры на различные темы. Были и знаменитые советские художники-карикатуристы — Борис Ефимов, Кукрыниксы (Куприянов, Крылов и Николай Соколов), Виталий Песков, Василий Дубов, Сергей Тюнин и многие другие.
Карикатура Бидструпа «В ожидании наследства».
В СССР часто публиковались и зарубежные представители этого жанра. Одним из них был популярный во всём мире и в Советском Союзе в 60—70-е годы прошлого столетия датский художник-карикатурист, член Коммунистической партии Дании Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrup).
Как известно, карикатуры бывают политическими, социальными, философскими, бытовыми и так далее. Причём политические карикатуры во все времена весьма опасное занятие — за них можно получить крупный штраф или угодить в тюрьму, а за некоторые можно даже лишиться жизни. В творчестве Херлуфа Бидструпа были представлены все эти виды карикатур, которыми он владел мастерски и не боялся высказывать свою точку зрения на самые острые темы при помощи рисунков.
Карикатура Бидструпа
Датчанин Херлуф Бидструп появился на свет в сентябре 1912 года, как ни странно, в Берлине. Дело в том, что его отец — живописец, художник-декоратор и маляр Хермонд Бидструп — был гражданином Дании, но в поисках заработка и интересных заказов он 12 лет путешествовал по миру, побывав даже в Египте и Палестине. Вернувшись в Европу, он оказался в Берлине, где женился на немке Августе Эмме Берте Шмидт. И вскоре у них родился первенец Херлуф.
А через два года началась Первая мировая война. Работы для Хермонда не было, ведь художники-декораторы в военное время не нужны, и семейство Бидструпов по-настоящему голодало и бедствовало. Жизнь в Германии стала невыносимой.
К тому же через некоторое время немецкие власти арестовали отца семейства по подозрению в шпионаже. Когда в 1917 году он вышел из тюрьмы, то принял решение увезти семью на свою родину — в Данию. Королевство Дания было нейтральным государством, поэтому во время войны гражданам страны жилось неплохо.
Тем временем маленький Херлуф обнаружил талант к рисованию. Естественно, первым его учителем и критиком был отец, который много рассказывал сыну не только о своих странствиях, но и о разных профессиональных премудростях.
Херлуф Бидструп: «Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать. Карандаш помогал мне забывать о житейских трудностях.
Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбки. Помню, как я обиделся на своего дядю, который расхохотался, просматривая мои творения, а ведь я трудился над ними, наверно, не менее старательно, чем маститый художник над созданием образа святой Мадонны! Постепенно я стал понимать, что именно производило комичное впечатление, и часто, уже вполне сознательно, рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех — мой союзник».
Ещё в школе юный Бидструп понял, что станет художником. Он иногда развлекал учеников и преподавателей, делая мелом шаржи и смешные рисунки на большой классной доске. В старших классах Херлуф всерьёз стал готовиться к поступлению в Королевскую академию художеств в Копенгагене. Для этого он по вечерам посещал художественное училище, где рисовал масляными красками и углём, изу-чал геометрию, законы перспективы, проекцию и композицию.
Учась с 1931 по 1935 год в Академии художеств, молодой Бидструп усердно занимался живописью, рисовал гипсовые скульптуры и натурщиков, а в свободное время делал зарисовки людей в движении — на улице, в трамвае, в кафе. Поэтому он всегда носил с собой небольшой блокнот и остро заточенный карандаш. И это помогло ему в дальнейшем.
Окончив академию, Херлуф оказался без работы, и, чтобы не жить за счёт родителей, он начал подрабатывать художником в рекламе велосипедных гонок, а через некоторое время стал газетным художником со своим узнаваемым стилем. Его серии рисунков — небольшие мини-комиксы — очень нравились читателям.
Тем временем стремительно приближалась Вторая мировая война: в Италии давно уже хозяйничали фашисты Муссолини, в Германии к власти пришли нацисты во главе с Гитлером, а в Испании власть захватил генерал-националист Франко.
Херлуф Бидструп: «Антифашизм был у меня, как говорится, в крови. Отец стал пламенным сторонником Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Моя мать и её братья были на стороне левого крыла социал-демократии, боровшегося против войны. Со времени Октябрьской революции мои родители стали сторонниками Советского Союза. Следовательно, для меня трудность заключалась не в том, чтобы определить свою политическую позицию, а в том, чтобы суметь её выразить».
Поэтому первые политические карикатурные рисунки Херлуф Бидступ посвятил истерическим выступлениям Адольфа Гитлера. Эти карикатуры были напечатаны в антифашистском журнале «Культуркампен» (Kulturkampen), а также в социалистической и коммунистической прессе. Так началось вхождение Херлуфа в профессию — его юмористические, сатирические и политические рисунки стали появляться в разных газетах, и не только в Дании, но и в других скандинавских странах. При этом в своей автобиографии он отмечает: «Настоящим политическим сатириком я стал во время гражданской войны в Испании. Фашисты творили там чудовищные злодеяния. Я старался их заклеймить, пытался вскрыть существо происходящих событий».
В начале апреля 1940 года немецкие войска за считанные часы оккупировали Данию, хотя она и имела статус нейтрального государства. В стране были запрещены любые антифашистские выступления, также запретили Коммунистическую партию, а многие из руководящих партийных работников были арестованы полицией.
Бидструп не мог оставаться в стороне от происходящего и установил связь с находящейся в подполье Компартией и в 1943 году вступил в её ряды. Он продолжил рисовать политические шаржи и карикатуры, которые сопровождал своими язвительными комментариями. Эти саркастические рисунки и тексты печатались в нелегальной коммунистической газете «Ланд ог фольк» («Страна и народ») и выходили большим тиражом в виде открыток, а деньги от их продажи поступали в фонд партии. Именно тогда он решил, что после освобождения Дании будет работать постоянным художником коммунистической газеты.
Чтобы хоть как-то обезопасить себя и семью от репрессий из-за острых политических карикатур, Бидструп вместе с женой и маленьким сыном уехал из столицы и прожил до конца оккупации в небольшом дачном домике под Копенгагеном. При этом художник продолжал сатирически изображать различные политические ситуации. С тех пор его карикатуры и тексты ежедневно печатались на страницах центрального органа Коммунистической партии Дании.
Херлуф Бидструп: «Карикатура на политического противника удаётся лучше всего тогда, когда она изображает не только данное лицо, но и раскрывает проводимую им политику. Главный удар наносишь ведь по политике, а не по политику. Немаловажную роль играет и текст к этим рисункам. Я редко приступаю к созданию рисунка, не заготовив заранее текста. Материал к карикатурам я подбираю во время чтения газет.
В газете «Ланд ог фольк» я мог свободно высказывать своё мнение. В первые годы после оккупации я рисовал карикатуры на предателей родины, на коллаборационистов. Затем сатира была направлена против «плана Маршалла», против поджигателей «холодной войны», против НАТО, против капиталистических эксплуататоров и их социал-демократических подручных, против милитаризации Западной Германии, против нового вермахта, атомной бомбы и т.п.».
В послевоенный период творчество художника-коммуниста становится более разнообразным. Не забывая про едкую политическую сатиру, он в то же время уделяет много внимания бытовым карикатурным зарисовкам на самые разные темы. Сюжетами для его юмористических работ были непростые характеры, отношения между родителями и детьми, подчинёнными и начальниками, влюблёнными, соседями, продавцами и покупателями, а также различные смешные ситуации, в которые зачастую попадают обычные люди. И здесь Бидструп раскрывается не только как отличный рисовальщик, но и как великолепный наблюдатель, знаток народной повседневной жизни и весьма тонкий психолог.
Он высмеивает в своих мини-комиксах вечные человеческие слабости, недостатки и пороки — жадность, тщеславие, высокомерие, бюрократизм, неблагодарность, зависть, невежество и многое другое. И эти рисунки принесли Херлуфу Бидструпу настоящую мировую славу — альбомы с его графическими работами издавались большими тиражами не только в Дании, но и во многих странах, в том числе и в СССР.
Видимо, под впечатлением от рассказов отца, который в молодости много путешествовал, Бидструп после войны тоже объездил разные страны мира. И везде, как в юности, с ним был блокнот, в котором он делал быстрые карандашные наброски зарубежного быта.
Художник впервые посетил Советский Союз в 1952 году в составе датской делегации. И, конечно же, сделал множество зарисовок о жизни и работе простых людей в первом социалистическом государстве. Эти и другие рисунки Херлуфа Бидструпа были показаны в Государственном Эрмитаже в Ленинграде и в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Выставки прошли с большим успехом.
Позже датский художник-коммунист неоднократно бывал в СССР, встречался с советскими деятелями искусства и культуры, участвовал в совместных творческих проектах. Поэтому совсем не случайно в 1964 году Бидструпу была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами», в 1972-м он был награждён орденом Трудового Красного Знамени и в 1973 году стал почётным членом Академии художеств СССР. А ещё через три года его имя появилось и в космосе — 1 апреля 1976 года советский астроном Николай Черных открыл новый астероид 1976 GQ3, который он назвал «Бидструп» в честь датского художника.
Умер Херлуф Бидструп 26 декабря 1988 года в датском городе Аллеред. Его творческое наследие насчитывает более пяти тысяч остроумных рисунков, которые по-прежнему смешны и актуальны.