А.Г. Войтов: «Диалектика диалектики»

Аристотель исходил из актуальности мыслить мышление. Частным фактом данной проблемы является диалектика диалектики –   саморефлексия диалектического мышления как технологии эссенциалистского понимания реальности. Естественна относительность её объяснения, но без её понимания не спасти диалектику как «наше лучшее орудие труда и острейшее оружие» по Ф Энгельсу и не переломить негативного тренда социальных процессов.

        Актуальность проблемы диалектики обосновывается мыслями Маркса «…Диалектика есть безусловно последнее слово всей философии» (Маркс и Энгельс, т. 23. с.457) и Энгельса о диалектическом мышлении Маркса как резондэтре марксизма, ерничеством одного из современных её ренегатов: «без диалектики нет социализма и социализма нет вне диалектики». Об этом же свидетельствует и 25 вековое её становление, породившее много ошибочных ее трактовок, в том числе камень ее преткновения – гегельянство. Общество развивалось все это время без сознательной диалектики, но без неё нет будущего у общества.

Диалектику создал Платон и только его диалога «Пир» достаточно для овладения её могуществом, не говоря уже о всем его духовном наследии. Ученик Платона – Аристотель разработал   аналитику (логику) как руководство диалектического мышления. Их учение о диалектике и логике интегрировали в диалектическую логику Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, которую исследователи практически применили в форме эволюционистики, а в ХХ веке кладистики.  Препятствием превращения в норму обыденного сознания диалектического интеллекта стали социальные законы – стремление господствующих в обществе сил сохранить социальный статус-кво, которому угрожала диалектика как теория развития. Господствующая идеология оценила диалектику как ложную идею и прокляла ее как заблуждение, могущее погубить общество. На самом же деле, без диалектики не спасти общества, тем более не обеспечить его прогресса. Но все это произойдет не стихийно, а будет результатом усилий многих её энтузиастов, выполняющих научный заказ на прогресс науки как важнейшего фактора выживания и тем более прогресса общества. Такой подход к ней был пожизненной профессии политэконома. Политэкономия остается самой трудной, проблематичной и актуальной наукой общества. Осмысление её сопрягалось с трудностями ее понимания и тем более обучения ей других. Особенно это характерно марксовой ее версии «Капитала», которую, по Ленину, не понять без опережающего овладения диалектикой.  Усвоение политэкономии зависело от выявления фундаментальных её оснований, в том числе научной ее субстанции – науки как социального феномена. Информационный поиск десятилетий не исключал увлечений многими когнитивными модами и привел к сосредоточению усилий на постижение философии как науки о науке и её диалектики.  Найденные идеи основоположников науки обобщил и опубликовал, апробировал исследовательски и проэкспериментировал педагогически. Данный процесс её постижения не завершен с выходом на пенсию и 86-летним возрастом.

Опубликованные труды по диалектике отражают её видение, но нуждаются в корректировке для преодоления некоторых изначальных мыслей о ней. Их кредо в брошюре «Слово сильнее оружия» (имеется в интернете, в ней список книг). Актуальна и вторая версия курса «Уроки логического мышления», выставленная на Ютубе в 2020 г. Аспекты диалектики отражены в постах (˃ 150) на Яндекс. Кью, в статьях на сайте РУСО и в др. местах. Невозможно изложить все это здесь. Конкретизирую некоторые аспекты трактовки диалектического мышления, выставленные на сайте РУСО 16 апреля 2021 год «Диалектика: полузнание опаснее незнания» (к сожалению, тогда не знал, как исключить ломку интернетом визуальных матриц системного объяснения сущности феноменов)

Для понимания функции диалектики важно осмыслить её когнитивную сущность. Постижение людьми реальности начинается с субъективных идей, возникающих у них на основе органов чувств, продолжается подражанием идеальному общества и возникновением знаний в меру овладения языком, изучением опытной и доктринальной науки. Все это порождает разные уровни миропредставлений вообще, в т. ч. о конкретных объектах, как основу жизни людей.  25 веков назад древние греки осознали ограниченность такого познания реальности и актуальность созидания более развитой формы науки, названной ими теорией. В качестве инструмента (канона) теоретизации наук они создали диалектику и логику. С их помощью возникла возможность перехода к теоретическому пониманию объектов.  Диалектика состоит в теоретическом познании сущности объектов – их субстанции на основе монистичного их объяснения в соответствии с принципом «многое немногими словами». Теоретическое знание стабильно, устойчиво, практично, доступно.  Данные его атрибуты констатировали исследователи на основе геометрии Эвклида. В эвристичности теоретической науки можно убедиться с помощью фактов практического применения исследователями её канона – диалектики.

Развитие науки   зависит от   исследования ее как социального феномена. 25 веков наукой о науке была философия и ее диалектика как канон теоретизации науки. Диалектикой называют не только теорию развития, но и диалектическое мышление, объясняющее объекты на основе их развития.  Теоретизация наук происходит в меру «впитания» [Маркс и Энгельс, т. 20. с.525] ими диалектики или посредством диалектической обработки истории человеческой мысли, науки и техники [В И Ленин, т. 29, с. 131-132]. Овладение диалектикой создает возможность познания теоретической сущности всех сфер реальности, в т. ч. повседневных. Все это невозможно без визуализации диалектического хода мысли и учета многих его постулатов:

─ Постижение сущности объектов начинается с уяснения их эмпирической специфики в процессе опытного их восприятия и доктринального познания родовых и видовых их свойств.

─ Выявление теоретической сущности или субстанции как системы конституирующих свойств объекта обеспечивает диалектика.

─ Когнитивные приемы   диалектического понимания сущности объектов усваивают на уровне шаблонов, категорий и ступеней.

─ Шаблонное (стереотипное) диалектическое мышление начинается с постановки вопроса «Что это?» для   системного объяснения свойств объекта и представляет два хода мысли Платона и 5 правила руководства для ума Р. Декарта – ретроспективы или нисхождения от сложного к простому и обратного хода мысли – восхождения от простого к сложному. Одновременно выявляют перспективу по И Канту. В результате   формулируют кумулятивный ряд форм объекта как основу определения системы его конституирующих свойств и композиции теоретического его объяснения.

─ Эвристическая аналитика диалектического метода предполагает применение и других визуальных приемов систематики форм объекта – дихотомной модели Порфирия, графиков развития, лесенки Аристотеля и др. Они увеличивают познание субстанции объекта – сущности как системы конституирующих его свойств.

─ Систематика форм объекта является композицией теоретического объяснения прошлого (историзм), настоящей структуры и основ будущего (прогностики) объекта.

─ Систематика форм объекта происходит на основе всех давно известных когнитивных приемов логики и диалектики: анализ-синтез, индукция-дедукция и т.п. и соответствует ступеням теоретического их объяснения. Содержательнее все это дано в Уроках логического мышления на Ютубе, в учебном пособии «Диалектическая логика» и др. работах. Студентам обычно достаточно одной пары занятий для усвоения её азов и практического её применения к объяснению простых объектов реальности.

─ Эвристичность диалектики проиллюстрирую ее применением к объяснению отношений людей к ней систематикой их форм дихотомной моделью Порфирия

Подавляющая доля населения мира (условно, скажем 70-90%) не слышала о диалектике. Многие знающие о ней (скажем 10%) не приемлют её вообще – она «… внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас…» [1.23. 22].  Её сторонники обычно применяют ее «на словах» (9%) потому, что нет общедоступных её руководств, а усвоение ее с помощью первоисточников весьма трудно, проблематично и требует целой жизни.  На деле ее применяют (эволюционисты, кладистики; 0.9%) стихийно. Сознательное ее применение как диалектического мышления (ДМ) весьма редко, а диалектическая логика (ДЛ) как универсальная, общедоступная аналитика – феномен будущего. В связи с этим диалектика диалектики представляет процесс овладения могуществом ДЛ, А) начинающийся с веры в её существование в виду её создания основоположниками науки, Б) осведомления о фактах ее применения в прошлом и настоящем, В) убеждения в том, что она является конкретно-научным, универсальным, прагматичным, доступным метод понимания объектов, Г) овладения её приемами, Д) практическим применением ее техники для понимания всех, в т. ч.  обыденных, объектов реальности. Проиллюстрирую сказанное несколькими её фактами (другие в «Уроках логического мышления» на Ютубе и др. трудах)

***

        Пуловер.  Интернетовский «Фактодром» кратко объяснил различие трех форм одежды – пуловеров, свитеров, джемперов. Используя их всю жизнь, не знал их различия. Их систематика диалектикой облегчает понимание их специфики и теоретической сущности каждого из них. Её гипотеза требует доработки специалистов…

       На основе такой систематики форм одежды сущность или субстанция пуловеров   названа   их предшественниками: одежда, нижняя, демисезонная, вязаная, без застёжек, без воротника.       

Формы искусства. Искусство – атрибут жизни людей с древности как важнейшее основание их социализации – воспитания, образования, обучения. Пока нет его теории, но много доктринальных версий, что легко видеть в интернете. Повышение его плодотворности требует   теоретического его объяснения. Теория искусства предполагает осмысление её сущности систематикой его форм – разработкой мега, макро, мезо и микромоделей. Исходной следует считать мегамодель форм знания.  К каждому её элементу следует разработать аналогичную макромодель, конкретизирующую формы каждого из них, а затем    соответственно мезо и микромодели.  Прогресс теоретической системной трактовки форм искусства может быть делом всех его профессионалов.

            Общественное сознание начинается с овладения языком и возникновения знаний. На их основе существуют наука, искусство, мифы, религия, литература. Гипотезой объяснения сущности искусства может стать их систематика кумулятивным рядом и дихотомной моделью Порфирия:

Знание – вербализованное идеальное, стихийно возникающее в меру усвоения языка. Наука – априорные знания, которым учат. На её основе возникает творчество (инновации) – создание нового во всех сферах жизни. Особой формой творчества является искусство – созидание субъективных, чувственно-воспринимаемых образов объектов. Его формы представлены дихотомной моделью Порфирия.

         На основе модели форм искусства выделим фундаментальные свойства скульптур (их сущность) – искусство, зримое, трехмерное, символьное.   Следующий шаг   – систематика скульптур. Скульптурами называют символьные изображения не только людей. Скульптурами являются плоские рельефы… Более сложной их формой являются круглые, в т. ч. бюсты, и статуи – изображения людей в рост. Если они посвящены   конкретным людям или событиям, то они – памятники, а если имеют большой размер, то – монументы.

       Следующий шаг – систематика каждой формы скульптур, например, «плоских скульптур» – рельефов.

            Контррельефы       барельефы                                горельефы

Многообразие образов скульптур смотрите в интернете, выявляя ошибки данной их трактовки, и формируйте гипотезу более истинного их объяснения визуальной их систематикой на основе приемов ДЛ. Определитесь и с проблемой – куда отнести обелиски, стелы? Скажем стела законов Хаммурапи? На ней главным является текст, но имеется и барельеф.

***

            Названные фрагменты иллюстрируют систематику форм объектов как основание композиции теоретического их объяснения. С их помощью легко и быстро объяснить все когнитивные приемы ДЛ (парные категории) так, что их можно применить к объяснению всех иных объектов, и понять то, чем гордился Маркс в «Капитале» – его композицию на основе кумулятивной триады ряда: товар → деньги → капитал, легко переформатируемого в другие визуальные матрицы теоретического их объяснения – дихотомную модель Порфирия, график развития и т. д.   Аналогично надо объяснить все объекты реальности. Версия такой теоретизации политэкономии (как и некоторых других работ) представлена в авторской её гипотезе «Хозяйство, экономика, рынок». Одна из её глав, объясняющая самое главное в марксизме-ленинизме – собственность, выставлена на сайте РУСО.  В ней можно оценить актуальность и специфику теоретического объяснения собственности с помощью диалектической систематики материальных отношений людей.

05.05.2022  Юбилей рождения К Маркса.