Ну, любят у нас порой стопануть на паркинге, зайти на шопинг в маркет и шопнуть там пак айскрима. Согласитесь, что это куда вкуснее, чем встать на стоянке, зайти в магазин и купить пачку мороженого!
Вот примерно то же получается с кампусом. Википедия поясняет: «Не следует путать с Камбузом — названием кухни на судне. Ка́мпус (лат. campus «поле, открытое пространство» – университетский (институтский, студенческий) городок». Ну согласитесь, что разница – как между каким-то «совковым» мороженым и восхитительным (аж слюнки потекли!) айскримом! Назвал институтский, студенческий городок кампусом – и пошла родимая наука семимильными шагами!
Ну, может быть, состав у ихнего кампуса – не путайте с камбузом – иной? Вот какой состав приводит для кампуса та же Википедия:
«Университетский городок, располагающийся в лесопарковой или рекреационной зоне, может включать следующие функциональные элементы:
помещения основных учебных институтов, высших колледжей, факультетов и их инфраструктура (в том числе учебные аудитории);
научно-исследовательские институты, лаборатории и исследовательские центры;
научная библиотека;
структуры научно-технологического парка: бизнес-инкубатор, офис коммерциализации НИОКР, инженерный центр;
подразделения последипломного образования;
жилые помещения для студентов и преподавателей;
спортивно-учебный комплекс, бассейн, стадион;
конгресс-центр и концертный зал;
столовые и иные объекты общественного питания;
университетский или отраслевой музей;
и др.»
Мой отец, и оба его брата, сыновья инженера-путейца, оканчивали ДИИТ – Днепропетровский институт инженеров транспорта – в довоенное время, во второй половине 30-х годов.
Вот, как выглядел институт во время его учёбы.
Что мы видим на этой картинке?
В большой лесопарковой или рекреационной зоне:
Главный учебный корпус
Жилые дома преподавателей и сотрудников ДИИТа;
Пристройки к корпусам;
Общежития – три корпуса;
Поликлиника;
Столовая;
Котельная;
Мастерские;
Гараж;
Баня;
Водонапорная башня;
Оранжерея;
Магазины;
Не всё видно на этом снимке, территория очень большая, но всё это было построено. Научная библиотека была огромная, но не в отдельном корпусе, а в учебном.
Не были построены из-за войны – конференц-зал, лекционная аудитория, жилой дом профессорско-преподавательского состава, лабораторный корпус, детский сад.
Пришла «цивилизованная Европа» и начала бомбами превращать институтский городок в «кампус».
Кроме того, у института была своя водная станция на Днепре, к институту была проложена своя железнодорожная ветка, по которой курсировали «учебные пособия» – локомотивы и подвижной состав.
А чтобы удобнее было добираться до центра – проложена трамвайная линия.
Напротив института – огромный Ботанический сад (в наше время парк), возле которого были двухэтажные коттеджи профессоров и преподавателей.
В начале 60-х я побывал в одном из таких коттеджей – два этажа, паркет, кабинетный рояль – заботились большевики о научных кадрах.
Ну вот добавить бы бизнес-инкубатор, офис коммерциализации НИОКР – и простой институтский городок почти дотягивал бы до вожделенного наименования кампусом. Но увы, заботились тогда не о бизнесе, а о стране, и не зря на Всемирной выставке в Париже в 1937 году Гран-При получили паровоз «Иосиф Сталин» и мягкий железнодорожный вагон. И это не «единственный выставочный экземпляр» – паровозы серии «Иосиф Сталин» выпускались в Ворошиловграде в темпе «паровоз в три дня». Представляете? Три дня – и стотридцатитонная скоростная машина становится на железнодорожные пути, включаются в работу более сотни машин в год!
А потом к власти пробрался проходимец Хрущёв, Ворошиловград переименовал в Луганск, а паровоз из «Иосифа Сталина» (серия ИС) переименовал в «Феликс Дзержинский пассажирский» (серия ФДп).
Это снимок группы студентов 1935 года. А кто учился в этом не-кампусе? Напомню слова М.Я. Пратусевича, директора Президентского физико-математического лицея, сказанные на встрече в В.В. Путиным: «В принципе, хорошее математическое образование, естественнонаучное – это конкурентное преимущество нашей страны, которое естественным образом сложилось с 30-х годов XX века».
Оригинальное суждение. Оказывается, с 30-х годов ХХ века хорошее математическое образование и естественнонаучное образование сложилось само собой, «естественным образом». А вот мне отец рассказывал совершенно иное – и про огромную работу школьных учителей, и про сформированную в обществе тягу к знаниям, и про престижность профессии инженера. И это – заслуга товарища Сталина, а не «естественным образом».
Во время этой встречи высказался и В.А. Садовничий, ректор МГУ. «Если вспомнить 1953 год – строительство Московского университета в трудное время для страны. Но это же перевернуло вообще взгляд на университетское образование в мире. Московский университет, в том числе и само здание, стал символом образования, это факт. Кампус сыграл колоссальную роль.»
Мировое значение, символ образования, колоссальная роль, которую сыграл кампус… Так значит, кампус всё же был? Только назывался по-русски – университетский городок. А чьей волей построен этот символ образования мирового значения? Волей товарища Сталина. Как там у Киплинга? «Но я вас довёл до родных берегов своею посмертною волей!». Хрущёв хотел зачеркнуть саму память о Сталине, разрушил памятники, стёр картины – но разве не памятник ему само здание МГУ и ещё шесть величественных зданий, украшающих столицу?
Глеб Иванович Дритов, один из создателей первой управляемой противотанковой ракеты, рассказывал мне об учёбе в МГУ в сталинские времена. Создавались все условия для учёбы – но и требовалось строго, так формировался сталинский инженерный корпус. И все равнялись по нему. Я оканчивал Смоленский филиал МЭИ. При поступлении отбор был – 5-7 человек на место. При учёбе отсев – от нашей группы осталась примерно половина из поступивших на первый курс.
Простите, а в капиталистической России преподаватель может себе позволить такую строгость и принципиальность? Он же зависит от студента: выгонишь бездарь – а бездарь денежки за обучение не принесёт, и преподаватель сам себя накажет. И никакой кампус или камбуз из бездари талант не сделают.
А. Трубицын, инженер.
P.S. А вообще осталось то ощущение, которое называют «испанским стыдом», стыдом за другого. Выступали серьёзные, умные люди, но словно играли в детскую игру: «Вам велели не смеяться, губки бантиком держать. «Да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить, с буквой «р» не говорить. Вы поедете на бал?». Вот только бы не упомянуть великие свершения И.В. Сталина.