Выскажу ряд собственных суждений и предложений по развитию нашей партийной журналистики, поскольку этими вопросами я занимаюсь на профессиональной основе с 1996 года. К официальной статистике не прибегаю, основываюсь только на личных наблюдениях.
О тенденциях
Чтобы дальше грамотно, системно и эффективно развивать партийные СМИ, мы обязаны, я думаю, учесть новые тенденции.
Первая тенденция. Наши современники всё в большем числе узнают свежие новости не из газет и журналов и даже не из телепередач и радио, а прежде всего из интернета.
Вторая тенденция. Всё больше людей не смотрят телевизоры или включают их крайне редко. Кинофильмы, телепередачи — всё это теперь есть в интернете, поэтому можно смотреть их через компьютер в удобное для себя время.
Третья тенденция. Радио (за счёт автомобилистов) сейчас опережает телевидение по охвату аудитории.
Обращаю внимание, что эти три тенденции характерны не только для больших городов, а, пожалуй, для всей России. Поскольку сеть интернета стала повсеместной.
Каковы же выводы?
О партийном телевидении, радио и социальных сетях в интернете
Разумеется, важная задача — дальнейшее расширение зрительской аудитории телеканала КПРФ. Но, может быть, перспективнее (и дешевле!) также создать и развивать партийное радио? По крайней мере, у него ведь всегда будет постоянная аудитория из числа автомобилистов.
Что же касается партийных тележурналистов, то предлагаю больше ориентировать их на создание телесюжетов по самым актуальным для большинства зрителей темам, интересных пропагандистских документальных фильмов, броских агитационных роликов — с дальнейшим распространением всей этой видеопродукции через социальные сети. Только в конкурентной среде возможно проявить творческие таланты и создать востребованную уникальную видеопродукцию.
Особенность работы в социальных сетях интернета позволит нам, кроме всего прочего, расширить «диапазон дозволенного», искать новые приёмы и формы воздействия на зрителей, отказываясь при необходимости от сугубого «официоза».
О партийной печати
Изменилось восприятие прессы читателями. Это раньше утро начиналось для многих с просмотра свежих газет, а теперь, по-моему, граждане в основном читают газеты после напряжённой рабочей недели, то есть в субботу или воскресенье. Да и какой смысл мне знакомиться с новостной хроникой в прессе, если накануне эту информацию я уже прочитал на центральном партийном сайте? Отсюда делаю вывод: в последующие годы наша партийная печать должна пойти по пути развития аналитических, а не информационных жанров журналистики.
Это может повлечь за собой и создание еженедельной партийной «толстушки», в которой я найду обстоятельные обзоры, проблемные статьи, квалифицированные комментарии экспертов по наиболее значимым событиям за неделю. А новостную хронику, заметки, краткие комментарии, оперативные репортажи — все эти информационные жанры, по-моему, лучше оставить для партийных сайтов, разрабатывая в партийных газетах качественную аналитику и, возможно, представляя художественные жанры. На мой взгляд, такая жанровая специализация в партийной журналистике давно уже назрела.
По поводу изданий нашей партии есть у меня ещё одно предложение. Полагаю, что нашими подписчиками с интересом будет востребован ежемесячный журнал «Советская история». Сегодня ведь нет ни одного исторического печатного издания в России, которое бы последовательно отстаивало советские позиции. Деятели культуры, видные учёные, крупные военачальники, выдающиеся политические и государственные деятели, значимые события в политике и хозяйственной жизни СССР — всё это может найти отражение в нашем историческом журнале, и все эти материалы будут работать на пропаганду СССР и социализма. Я бы лично с удовольствием выписал такой журнал, особенно если он будет современно оформлен, хорошо проиллюстрирован, основан на позитивном материале (без нытья) и написан популярным журналистским языком.
О региональных партийных сайтах
Считаю, что качество сайтов КПРФ, включая их оформление и наполнение, в первую очередь зависит от степени партийности и журналистского профессионализма их редакторов. Для ведения регионального партийного сайта больших денег не требуется и вполне достаточно одного партийного журналиста. Но профессионального! Считаю, что дальнейшее развитие наших партийных сайтов напрямую зависит от решения кадрового вопроса. В данном случае в полной мере актуальна сталинская формула: «Кадры решают всё!». Найдём, привлечём к работе, будем и дальше растить идейных, профессиональных журналистов — получим необходимые результаты.
Вот такие соображения, не претендуя на истину в последней инстанции, я предлагаю обсудить.