9 мая г.г. наш народ отметит 80 лет Победы над фашистскими полчищами. Победа досталась тяжело, ею надо дорожить. Говорить о ней искренне и правду. Пожалуй, нет такой семьи, организации, отрасли, ведомства, кто в годы Великой Отечественной войны не принимал то или иное участие в борьбе с фашистскими захватчиками, будь –то на поле битв, партизанских отрядах, подполье, или тылу, внося свой вклад в приближение скорой победы. Вклад речников в перевозке грузов внутри страны не поддаётся оценке – он огромен. Поэтому правильно, что в Указе президента планируют поощрить не только тех, кто с оружием в руках громил врага, но и жителей блокадного Ленинграда, партизан и подпольщиков, узников концентрационных лагерей, тружеников тыла и другие категории, кто сражался за нашу Победу и пережил то тяжёлое, кровью обогрённое время. И хочется верить, что встретим этот светлый праздник в мире и согласии между нашими бывшими советскими народами.

В победу нашего народа огромный, вклад внесли работники речного флота, прежде всего для обеспечения воинов защищавших город и жителей блокадного Ленинграда, при защите столицы и эвакуации жителей Москвы, обеспечении оружием, боеприпасами и продуктами питания бойцов Сталинграда других городов и населённых пунктов нашей великой страны СССР-России. Наша страна великая речная держава, поэтому в годы Советской власти речникам уделялось особое внимание и забота. Что-же представлял собой речной флот накануне войны и в последующем?
В 1940г. протяжённость водных путей страны составляла 108. 9 тыс. км. С начала агрессии в 1941г. до окончания навигация речники перевезли 2 млн. чел. и 870 тыс., т. грузов. Активно трудились экипажи на Днестре, Днепре, Ладоге, Оке, Москва – реке, Волге. К ноябрю 1941г численность самоходного флота сократилась на 25%, несамоходного — на 33%. Причина — враг наступал стремительно, география речфлота сокращалась. (Справка: НКРФ СССР создан 9.4. 1939г. в составе — 39 речных пароходств, 20 бассейновых управлений пути, 211 предприятий, верфей и мастерских, 155 речных портов. В началом войны многие пароходства были ликвидированы.
За первые 3 мес. число работников сократилась на 48 тыс. чел. ВМФ передана 1 тыс. судов с экипажем. Убывших заменяли женщины, подростки и пенсионеры).
С началом войны речной флот во многом пополнил военные флотилии пополнении флотилии. Речной флот в годы войны передал около тысячи судов для переоборудования под боевые корабли и вспомогательные суда. Команды этих судов, как правило, комплектовались из речников, а капитаны речных судов становились подчас их военными командирами и показывали незаурядные воинские способности, образцы мужества и героизма.
Так, в армию и флот ушло более половины коммунистов Ленинградского речного порта. Из 1920 комсомольцев Северо-Западного бассейна ушли на фронт 900 чел. . Тысячи телеграмм приходили от речников, находящимся в рейсе. «Готовы выступить на защиту Родины. Из Средне-Волжского пароходства ушли на фронт 500, с Верхневолжского завода более 400 чел. Это и был патриотизм и любовь к Родине. Они не требовали миллионы, а шли по зову сердца защищать родную Советскую власть.
Работали речные экипажи круглосуточно, не смотря на погоду – пургу, мороз, стужу. В 1941 г. речниками доставлено блокадникам более 50 тыс. т грузов, эвакуировано 30 тыс. ленинградцев. В апреле 1942 г. ГКО отметил: «исключительное значение речного транспорта в условиях войны». Коллектив Беломорско — Онежского пароходства (рук. А.В. Тимофеев), эвакуировал за 3.5 мес. более 270 тыс. чел. и 200 тыс. т грузов. За навигацию 1942г. по Ладоге переправлено 267 тыс. бойцов и 750 тыс. т грузов, в т.ч. 350 тыс. т продовольствия; эвакуировано 528 тыс. ленинградцев (вдвое больше чем по ледовой «дороге жизни». На баржах-паромах из Ленинграда вывезено 137 паровозов, 1622 вагона и платформы с грузом 75 тыс. т. Обратном доставлено 809 вагонов с танками, боеприпасами, продовольствием и 128 автомашин.
К примеру, навигацию 1942 г. на Ладоге трудилось 3,5 тысяч речников Северо-Западного бассейна. Среди отличившихся: капитаны пароходов «Орёл» — И.Д. Ерофеев, «Морской лев» — В.Г. Ишеев, «Буй» — А.И. Патрашкин, помощник механика парохода «Форель» — П.Е. Капустин и другие. По докладу Командующего Ладожской ВФ. В. С. Чероков: «Флотилия и пароходство представляли единый боевой и производственный организм… дала возможность в максимальной степени использовать на транспортных перевозках как военные, так и торговые суда». Политотдел Ладожской ВФ отмечал: «Личный состав Северо-Западного речного пароходства на перевозках работал исключительно хорошо, мужественно и самоотверженно. Большинство матросов, особенно на буксирах, это молодежь в возрасте 16—18 лет, но за летнюю навигацию они превратились в заправских моряков».
Перевозки по Подмосковным рекам шла днем и ночью. Вместо ушедших на фронт капитанами судов стали: З. Савченко, В А. Караваева, М. Попова и др. Им приходилось в разы превышать допустимые нормы перевозки. Так, экипаж т/х «Парижская коммуна» при вместимости судна в пятьсот пассажиров брали в 6-7 раз больше. На судах работали семейные экипажи. К примеру, на пароходе «Ваня-коммунист» трудилась семья Тумановых: отец – механик, мать и сын – кочегары, дочь – масленщик. На барже «Апшерон» «Волготанкер» у шкипера С.П. Шурупова работали жена и трое детей. В мае 1942г под санитарный транспорт мобилизовано 31 пассажирское судно. Санитарный транспорт и плавучие госпитали только из — под Сталинграда вывезли более 300 тыс. раненых бойцов и командиров, с пристани Камышин ежедневно отправлялись на левый берег до 3тыс раненых фронтовиков. О напряженной работе можно судить по таким данным: из 3261 тыс. т горюче — смазочных материалов, израсходованных Красной армией в 1943г. 1200 тыс. т. доставлено речными судами по Волге на нефтебазы Главнефтеснаба.
Нефть блокадному Ленинграду.
Большая нагрузка легла на Московско-Окское пароходство (нач. В.Н. Карпов). Через Московский порт отправлено грузов по объёму 2000 железнодорожных составов. Речниками в июле вывезено 33,7 тыс.тонн груза, в августе – 41, а в сентябре – 24 тыс. т.19. Х. 41г. опубликовано постановление ГКО о введении осадного положения. В декабре враг вышел к каналу Москва-Волга, Красная Поляна – Крюково. Капитану п/х «Макар Мазай» М. Мочалову поручили перевести суда, оставшиеся в Северном порту, в Хлебниково. Лед на канале достигал 20 см. Обычно рейс продолжался 45 мин. в этот раз — 14 час. Военное командование поставило речниками задачу – увести из Серпухова флот вниз по Оке, т.к. пристань обстреливал врагом. 10 ноября караван вышел из Серпухова в составе буксировщиков: «МОПР», «Донбасс», «Бригада», парохода «Робеспьер» и несамоходных судов — задача была выполнена. В 1941г. речники план перевыполнили в 2,4 раза, из них 40% составили эвакоперевозки, перевезено 135 тыс. тонн военных и гражданских грузов. Зимой 1941-1942гг., Москва ощущала недостаток топлива. За навигацию 1942 г. завезено 2 млн. 400 тыс. куб. дров.
Пароходство задание выполнило на 120%. В июле 1942 г. Нижне-Волжскому пароходству присуждено переходящее Красное Знамя ГКО, Сталинградский горком партии направил приветствие, где говорилось: «В дни обороны Сталинграда речники — сталинградцы показали замечательные образцы стойкости и организованности… Солдаты, в кровопролитной схватке, разгромившие на берегах великой русской реки полчища, ненавистного врага, никогда не забудут подвига речников». Командование 88-го отдельного дорожно — эксплуатационного батальона сообщало, что команда баркаса «Лена» «показала образцы стойкости, смелости и преданности Родине. С 23 по 27 августа она сделала 90 рейсов и перевезла 2250 автомашин, более 100 орудий, 867 подвод и около 1500 чел.». Одна из листовок, призывала: «Боритесь за победу так, как пятёрка храбрецов с баркаса «Лена»!».
Донские буксиры и баржи вывозили грузы с северного побережья Азовского моря, эвакуировали скот и имущество из Крыма, перевозили из Керчи в Тамань отступавшие соединения и технику 51-й Отдельной армии. Бесстрашием отличались команды буксира «Кубанец» и баржи «Тверь». В ночь с 26 на 27 декабря во время высадки десанта у Камыш-Буруна пароход «Ким» доставил баржу «Ока» с десантниками. Погиб капитан М.М. Проценко, а рулевой 17-летний С. Остробабов получил ранения в обе ноги, но не оставил штурвал. Был убит 15-летний матрос — сын шкипера. В трагическую минуту шкипер П.К. Сидоренко взяв швартовный конец, бросился в зимнее штормовое море и вплавь доставил трос к берегу.
По заданию ГКО Нижне-Волжское пароходство организовало переправы для скота и сельскохозяйственной техники МТС, совхозов и колхозов. К 4 августа на берегу Волги скопилось около 200 тыс. голов скота, грузы 50 МТС и 20 совхозов, на подходе было ещё 600 тыс. голов скота. За два месяца судами переправлено на левый берег Волги 1874 тыс. голов скота, 3529 сельскохозмашин, 5102 автомашины, 8245 подвод. Решением Саратовского обкома партии для переправы скота создали более 10 пунктов. В навигацию 1943г. речники Волжского пароходства перевезли свыше 4 млн. бойцов и командиров, 4.5 тыс. танков, 10тыс. арт. орудий, 212 тыс. лошадей, 48.9 тыс. автомашин, св. 21 млн.т воинских грузов, более 785.5 больных и раненых, перевезли ок. 6 млн. т нефтегрузов.
В ходе Сталинградской битвы пароходы в одиночку и с баржами сделали 9860 рейсов через Волгу, пассажирские суда и катера — 915 рейсов. Для Сталинградского и Донского фронтов на оба берега, по неполным данным, было доставлено 1 млн. 67 тыс. военнослужащих, раненых и гражданских лиц, 95,9 тыс. автомашин, 3 тыс. танков, тягачей и тракторов, 840 орудий, 40 тыс. повозок, около 240 тыс. т боеприпасов, продовольственных и других грузов. Волга стала той границей, переход за которую был равносилен поражением. Высокую оценку речником дали Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, командовавший 62-й армией. Он писал: «С утра до темной ночи над Волгой кружили пикировщики, а ночью открывала огонь артиллерия. Причалы и подходы к ним круглыми сутками находились под огнем орудий и шестиствольных минометов.
Таким образом, переправа войск и грузов для 62-й армии осложнилась до предела». И ещё: «…в эти дни и ночи речники творили истинно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона, пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на Север по Волге к берегу, где оборонялась 62-я армия».- писал В. Чуйков. Член Военного совета 64-й армии генерал-майор К. К. Абрамов отмечал: «Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колёсные и винтовые, которые невзирая ни на что, застревая среди Волги, до самого ледостава продолжали упорно работать».
(Справка: В годы Великой Отечественной войны ярко раскрылся талант целой плеяды выдающихся советских военачальников – Г. Жукова, К. Рокоссовского, С. Тимошенко, И. Конева, А. Гречко, А. Ерёменко, А. Василевского, И. Черняховского, И. Баграмяна, Н. Кузнецова и других. В этом ряду особое место занимает В.И. Чуйков, выдающийся командарм, армия которого насмерть стояла при защите Сталинграда. Он родился 12 февраля 1900г. в Подмосковье, в Серебряных Прудах, в бедной крестьянской семье, главным богатством которой были дети, аж 13. Осенью 1917г. он стал юнгой учебно – минного отряда Балтийского флота. В 1918г. курсант 1-х Московских инструкторских курсов. Сражался за Советскую власть. В 19 лет В. И. Чуйков заменил раненого командира полка и воевал в этой должности до 1921 года. В Красной — Советский армии прошёл путь от курсанта до Маршала Советского Союза.
Ему дважды присвоено звание Героя Советского Союза — в марте 1944г. за героизм и отвагу проявленные в боях за освобождение Южной Украины, а в апреле 1945г. – за героизм и отвагу проявленные в ходе Висло – Одерской операции. Маршал В.И. Чуйков скончался 18 марта 1982г. и по его просьбе похоронен на Мамаевом кургане в Сталинграде. В обращении в ЦК КПСС В. Чуйков писал: «…С того места слышится рёв волжских вод, залпы орудий и боль сталинградский руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал… ).
В навигацию 1943г. речники Волжского пароходства перевезли около 6 млн. т нефтегрузов. В военный период речниками перевезено свыше 4 млн. бойцов и командиров, 4.5 тыс. танков, 10тыс. арт. орудий, 212 тыс. лошадей, 48.9 тыс. автомашин, св. 21 млн.т воинских грузов и более 785.5 больных и раненых. За навигацию 1943 г. речники Доно-Кубанского бассейна перевезли 222,4 тыс. т грузов. Половину составили перевозки для фронта. Кроме того перевезено 540 тыс. чел. По итогам работы за 1943 год многие речники отмечены государственными наградами. Среди них начальник Доно-Кубанского военно-восстановительного управления Я.А. Эльгарт, директор завода «Красный Дон» П.И. Кондаков и др. Хорошо работали речники Камского пароходства (нач. П.М. Морозов). Они за навигацию в 2 раза превысили норму 1942 г по перевозке соли и угля и 2,5 раза – металла. Задания по перевозке грузов в навигацию 1943 г. выполнили все 28 пароходств. Ими перевезено 38,9 млн. т грузов.
В годы войны были созданы военно — восстановительные организации Наркомречфлота, где работало 27 286 чел. С августа 1942 г. по октябрь 1945 г. военно-восстановительные отряды подняли со дна рек 432 самоходных судна общей мощностью 46 тыс. л.с. и 699 несамоходных общей грузоподъёмностью 340 тыс. т. Речниками за годы войны поднято 1558 судов различного назначения. К октябрю 1945 г. военно-восстановительные организации Наркомречфлота отремонтировали и ввели в эксплуатацию в речных портах и пристанях более 8 тыс. п. м. причалов, 266 погрузочно-разгрузочных механизмов, восстановили около 45 тыс. к/м вокзалов и пассажирских павильонов, 80 тыс. кв. м. жилых зданий. На судоремонтных предприятиях возрождено 61 тыс. кв. м. площади производственных цехов, смонтировано 863 единицы станочного оборудования.
Красноярский СРЗ поставил фронту 6 бронекатеров, 2 миллиона противопехотных мин, освоил выпуск огнемётов, аэросаней. Министра речного флота РСФСР (в то время мастер мех. цеха завода В.В. Трофимов вспоминал: «… О том, как нелегко приходилось коллективам предприятий, говорит хотя бы такой факт. В ходе обсуждения задания на заводах выяснилось, что многие специалисты и рабочие никогда не видели аэросаней. Освоение этой необычной продукции взяли на себя инженерно-технические работники и специалисты под руководством начальника механического цеха С.А. Кольчугина. Технологи совместно с начальниками цехов, мастерами и рабочими изготовляли в цехах оснастку, искали лучшие методы изготовления деталей с наименьшими затратами материала. Был организован общий производственный конвейер, вплоть до проведения специалистами – испытателями эксплуатационных испытаний и отправки готовой продукции…».
Речники понесли значительные кадровые потери. Поэтому принимались срочные меры по восполнению потерь. Решению этой проблемы способствовала реорганизация (в августе 1943 г.) по решению ГКО 25 училищ и 31 школы системы трудовых ресурсов в специальные ремесленные училища и школы ФЗО речного флота. Здесь обучалось более 22 тыс. чел. В 1943 г. на речном флоте организованы школы юнг, в которых обучалось 3000 мальчиков, потерявших родителей и детей речников. Для подготовки кадров среднего звена в 1944 г. на базе речных техникумов в Ленинграде, Горьком, Омске, Благовещенске, в 1945 г. в Риге созданы речные училища. Курсанты находились на полном государственном обеспечении. В 1944 г. к речникам влилось 3332 специалиста со средним специальным образованием. За самоотверженный труд, проявленный героизм, выполнение заданий в годы войны, 8461 работник речного транспорта награждены орденами и медалями.
В годы войны с фашистами речной флот потерял пятую часть своего состава: 1092 самоходных судна общей мощностью 140,4 тыс. л.с., 2608 грузовых несамоходных судов грузоподъемностью 1106 тыс. т, 62 земснаряда и 692 других судов. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Это сказалось на объемах перевозок. В 1945 г. они составили 36,1 млн. т. В 1944-1945гг. пароходства перевезли все порученные им нефтегрузы и лес. За мужество и героизм проявленные в годы войны 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 стали полными кавалерами ордена Славы, 8460 работников реч. транспорта награждены орденами и медалями СССР. 24 июня 1945 г. в историческом параде Победы в Москве на Красной площади прошли пять речников Героев Советского Союза: М.И. Буденков, К.М. Кабанов, И.С. Малов, Н.М. Скоморохов, М.А. Соколов. В честь подвига речников названы улицы, школы, суда.
Большой вклад в работу речников в годы войны внесли: нарком речфлота З.А. Шашков, зам. наркома С.М. Баев, М.Н. Чеботарёв, П.В. Черевко, начальники пароходств А.В. Наколин, Г.М. Коваленко, учёные В.В. Звонков, И.Ф. Соловьёв, среди передовиков были капитаны пароходов И.Д. Ерофеев, С.А. Агапов и др. «Всё, что сделано во имя Родины, достойно памяти и уважения. То, что сделано ценой жизни — священно. Об этом забывать нельзя», — писал Нарком речного флота З.А. Шашков. Слава советским речникам – защитникам Родины!