В 2024 году правительство приступило к разработке Стратегии развития образования, охватывающей период до 2036 года с перспективой до 2040-го. 11 февраля на пленарном заседании Госдумы состоялось многочасовое обсуждение будущего документа, который должен ответить на вопрос: «Чему учить и как учить подрастающее поколение?». А это главный, судьбоносный вопрос для любого государства.
Своё видение концепции Стратегии парламенту представили члены правительства и руководители федеральных структур, отвечающие за образовательную и молодёжную политику. Высказали позицию представители образовательных организаций, ректорского и научного сообществ и парламентарии. Каждый пытался внести свою лепту в это важное дело.
Столь масштабный документ стратегического планирования выносится на парламентскую трибуну впервые за последние 30 лет. Хотя так называемых реформ в сфере образования было предостаточно. Последствия их трагичны: они до неузнаваемости изуродовали лучшую в мире советскую систему образования. Министр просвещения Сергей Кравцов как пример негативного влияния прошлых преобразований отметил: «В школе было 100 учебников по математике, 54 учебника истории. Дошло до того, что ученики могли не изучать, например, Сталинградскую битву или блокаду Ленинграда… Образование стало восприниматься как часть сферы услуг с ключевой целью сформировать потребителя. Результат — массовый уход педагогов, закрытие педагогических вузов».
О том, что изменится с принятием нового документа, говорить рано. Правительство совместно с администрацией президента и Российской академией наук ещё работает над ним и намерено представить проект к 1 марта, а в целом подготовка Стратегии продлится до конца года. Пока можно лишь обрисовать её контур, опираясь на высказывания чиновников, в чьих руках сегодня находится система образования.
Министр просвещения Сергей Кравцов считает важным «не повторить тех ошибок 1990-х годов, когда нам стали навязывать чуждые ценности, упрощать содержание образования и разрушать подготовку учителей». Базовыми принципами будущей Стратегии глава минпроса назвал незыблемость воспитания в школе, единое образовательное пространство страны, обновление образовательной инфраструктуры, развитие детского отдыха и повышение статуса учителя.
Среди ключевых проблем, требующих решения, он выделил развитие электронных образовательных ресурсов, расширение «продлёнки» в школах, введение моратория на перепрофилирование школьных зданий и дошкольных учреждений, а также возрождение системы начального профобразования. Последнее находится в центре внимания депутатов. Олег Смолин выразил общее мнение фракции коммунистов, что подготовка рабочих кадров должна быть полностью бесплатной. Кроме того, парламентарий предложил расширить льготы для инвалидов при поступлении в организации системы СПО, выделив на это деньги из федерального бюджета.
Для обеспечения технологического суверенитета предлагается больше уделять внимание развитию естественно-научных дисциплин, одновременно запретив их объединять в один школьный предмет.
Член фракции КПРФ Михаил Берулава, обращаясь к министру просвещения, поднял вопрос об открытии флагманских школ для отработки новых методик по аналогии с экспериментальными школами Российской академии образования, которые были ликвидированы.
Постепенно всё это уже реализуется. В рамках Стратегии предусмотрено создание 12 таких школ в каждом федеральном округе. Уроки технологии заменены на уроки труда, в качестве аналога начальной военной подготовки введён предмет «Основы безопасности защиты Родины», налаживается профориентация, по примеру пионерии создано Российское движение детей и молодёжи, учебник обществознания переориентирован с либеральных ценностей на традиционные. Настораживает одно: видимость преемственности советской школы, опасность подмены её дешёвым суррогатом.
Кстати, о дешевизне. Координатор фракции КПРФ Николай Коломейцев напомнил, что в странах, которые успешно осуществили экономический прорыв, имея в виду СССР, Германию, Японию, Южную Корею, Китай, на образование выделялось не менее 7 процентов ВВП, а в России за последние 20 лет — вдвое меньше. Сейчас ставится задача: «неснижение финансирования отрасли». Да и насчёт решимости власти создать условия для взращивания личностей творческих, без уклона в потребительство, у депутата-коммуниста тоже большие сомнения.
«Вам трудно, — посочувствовал он заместителю председателя правительства Дмитрию Чернышенко, который курирует работу по подготовке Стратегии. — В рабочей группе, утверждённой президентом, четыре руководителя, которые реализовали и ЕГЭ, и болонскую систему и в принципе готовили потребителя». Понимая, в чей огород камушек, но не называя имён, вице-премьер дипломатично заметил: «Я думаю, что они искренне были уверены в своей правоте в тот момент, когда принимали такие решения».
Ну а мы назовём без околичностей упомянутых героев полемики. Возглавляет группу разработчиков Стратегии помощник президента г-н Фурсенко. Он-то и продвигал в бытность свою главой мин-обрнауки идею ЕГЭ, мечтал о формировании квалифицированных потребителей, рассуждал о второстепенности для образования вопроса финансирования. В этой же команде и преемник Фурсенко на министерском посту г-н Ливанов, ратовавший за постепенный отказ от бесплатного высшего образования, переход вузов на иностранную систему тестирования и «реформу» РАН. С его деятельностью связано сокращение количества школ. Думается, вице-премьер нисколько не лукавил, говоря об искренности их побуждений. Эти деятели и сейчас не будут посыпать голову пеплом.
Тем не менее министр науки и высшего образования Валерий Фальков также поспешил донести до участников «правительственного часа» свою убеждённость в том, что «никакое технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезённые технологии, что нам необходимо готовить профессионала-творца, способного создавать собственные технологии, поддерживать собственные инженерно-конструкторские школы».
Опираясь на рекомендации парламентских слушаний 2022 года о построении национально ориентированной системы высшего образования, определённой впоследствии президентом в качестве государственного приоритета, министерство планирует постепенный отказ от бакалавриата, который «по многим направлениям так и не стал самодостаточным образованием». В мае 2023 года в соответствии с указом президента был запущен пилотный проект. В нём участвуют шесть ведущих университетов, где реализуется преимущественно пятилетняя программа обучения специалистов, за исключением некоторых направлений подготовки, по которым обучение ведётся по укороченным либо, наоборот, удлинённым программам. Магистратура станет «уровнем получения специализированных, углублённых знаний для тех, кто имеет практический опыт». Аспирантура из третьей ступени высшего превратится в отдельный вид профессионального образования для подготовки научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Появятся новые направления подготовки.
Если «болонка» сдаёт свои позиции, то «угадайка», напротив, идёт в наступление. Сейчас выпускники колледжей, решившие продолжить обучение в вузе, как правило, сдают лишь внутренние вступительные экзамены. В будущем им, видимо, придётся отстаивать своё право на высшее образование в схватке с ЕГЭ. Предполагается, что обучение по инженерным специальностям станет только очным. Ныне подавляющее большинство выпускников организаций среднего профобразования выбирают заочную форму обучения.
По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, назрел переход к регулированию платного приёма в вузы. Сегодня из более чем 4 миллионов студентов 1,2 миллиона обучаются по специальностям «экономика» и «юриспруденция». Последние пять лет количество бюджетных мест по этим направлениям подготовки сокращается. Но абитуриентов это не останавливает, и 86 процентов потенциальных экономистов и юристов платят за своё обучение, хотя в будущем они могут столкнуться с проблемой трудоустройства. Министерство вышло с предложением, которое поддержал президент: льготные образовательные кредиты по ставке 3 процента предоставлять только поступающим на приоритетные специальности, прежде всего инженерные, программы подготовки врачей, учителей и специалистов в естественно-научных отраслях.
И венчает ту часть Стратегии, которая касается системы высшего образования, всевозможная поддержка преподавателей вузов.
Приглашённый к участию в «правительственном часе» президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предостерёг от употребления слова «реформа». «Наша задача не реформу провести, а из всего множества идей и предложений выбрать только те, которые будут работать на достижение национальных целей, обеспечение конкурентоспособности нашей системы образования», — подчеркнул он. И ключевой фигурой в системе образования, по его мнению, конечно же, является учитель и педагог. В новой Стратегии надо закрепить конкретные меры их поддержки. «Не разговоры, а меры», — сделал акцент учёный. И не напрасно. О необходимости повышения оплаты труда педагогов уже двенадцать лет говорится со всех трибун — с тех пор, как были изданы первые «майские указы» президента. Да и тема снижения нагрузки на учителей тоже не нова.
«Необходимо закрепить в новых стандартах требования о профильном образовании преподавателей фундаментальных дисциплин в университетах, определить содержательное ядро подготовки, которое будет обязательным для реализации всеми вузами. Это поможет сохранить наше единое образовательное пространство и обеспечить единые требования к качеству образования», — перешёл к следующему предложению В. Садовничий. Он отметил, что преимуществами советской системы образования были фундаментальность и междисциплинарность. К началу 1960-х годов Советский Союз выпускал больше инженерных кадров, чем США и Западная Европа, вместе взятые. А наши дипломированные специалисты всегда имели более высокий уровень квалификации, чем европейские и американские бакалавры. Начав своё выступление с поддержки учителей, ректор ведущего российского университета закончил его словами в защиту студентов, заявив, что надо сделать всё, чтобы, став специалистами, они были востребованными в нашей стране. Эти мысли учёного перекликаются с тем, чего всегда добивались и требовали коммунисты.
Со многим, что звучало в тот день с трибуны Госдумы, можно было бы согласиться. Не случайно лидер коммунистов Геннадий Зюганов, выйдя к микрофону, чтобы изложить позицию и предложения фракции КПРФ по разработке Стратегии развитии образования, взял мажорную ноту.
Позицию фракции КПРФ изложил в своем выступлении Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов:
— Уважаемые депутаты! Товарищи! Друзья! Наши гости!
У меня сегодня хорошее настроение. Наконец мы всерьез занялись главной темой. И, похоже, движемся в нужном направлении.
Хочу поблагодарить Дмитрия Николаевича Чернышенко, который, отчитываясь в прошлый раз, системно изложил подход к развитию науки. Без фундаментальной науки не бывает великих государств. Но чтобы наука была современной, надо иметь и абсолютно современную школу.
Президент нам недавно преподнес хороший урок. Он одновременно провел Наблюдательный совет в МГУ, куда пригласил всех крупных финансовых тузов, и вручил молодым ученым высокие награды, подчеркнув, что будущее начинается сегодня. Он прекрасно понимает, что после «перестройки» мы почти три пятилетки шли в никуда и теряли историческое время. Я внимательно прочитал все материалы Совета по науке и образованию, который на днях проводил глава государства. И сегодняшние выступления свидетельствуют о том, что мы понимаем проблему и можем достойно с ней справиться.
Вот на что хотел бы обратить особое внимание. У нас выступал ректор МГУ Садовничий, который сам является крупным математиком. Рад, что он практически мой земляк. Я в МГУ докторскую защищал. Там сохранено все лучшее, что было в Советскую эпоху, и развивается все самое современное, что открывает науке и образованию путь в будущее. Неслучайно все выступающие сегодня подчеркивали: не бывает настоящих инженеров, которые одновременно не являются классными математиками и физиками.
Но посмотрите выступление президента на Совете. Я не знаю, кто ему готовил материал, но он ясно и четко поставил вопрос: каким образом мы будем решать проблему инженеров, если всего 14% учащихся выбирают профильными дисциплинами математику и физику? Как мы сможем решить эту проблему, если всего четыре региона дали победителей олимпиад? Что мы будем делать, если уже сейчас от 10 до 12% учителей физики, математики и химии старше 65 лет?
И даже Михаил Кузнецов из «Народного фронта» подтвердил, что родители возмущаются низкой зарплатой учителей. Они недовольны тем, что почти для всех учащихся приходится нанимать репетиторов. И считают, что попранное уважение к учителю должно быть сформировано заново. Я с этим абсолютно согласен.
Мы с нашей командой неоднократно демонстрировали и депутатам, и президенту, и правительству доклад Всемирного банка о том, как угробить русско-советскую классическую школу. Он был подготовлен в середине 90-х годов. Его «успешно» реализовывали у нас два министра образования, которые управляли этой сферой в общей сложности двенадцать лет. В результате произошел разгром профтехобразования, ввели ЕГЭ и «болонку». Затем все сделали для того, чтобы педвузы передать в университеты, из-за чего стали терять учителей-предметников. Все сегодняшние проблемы растут оттуда.
Да, президент показал пример. Но давайте двигаться дальше! У нас есть уникальный опыт. Здесь, в президиуме, сидит Мельников. Он преподавал в знаменитой математической школе-интернате при МГУ восемь лет. И оттуда вышли двести докторов наук и почти две тысячи кандидатов. Всего было пять таких школ. И если мы откроем хотя бы по одной такой школе в каждом регионе, то получим множество классных математиков.
В свое время мы с академиком Коптюгом собирали для учёбы в Москве талантливых ребят-математиков по всей Сибири, где он возглавлял региональное отделение Академии наук. А, потом, объезжая с выступлениями ведущие американские университеты, я большинство из этих ребят увидел там. После предательского развала СССР они оказались не нужны в своей стране и были вынуждены искать работу за Океаном. Это они сделали Билла Гейтса миллиардером. У него из 100 математиков 50 – русские, 30 – индийцы и китайцы. Я вас много раз убеждал: нужно вернуть наших молодых ученых на Родину. Они готовы вернуться. Но для этого надо создавать необходимые условия и принимать специальные решения.
Мы вместе с Алферовым, Смолиным, Мельниковым работали в Комитете Госдумы по науке и образованию. Пытались исправить эту людоедскую систему, которая угробила нашу школу. Но в 90-е ничего не получилось. В начале 2000-х, с приходом Путина, воз сдвинулся с мертвой точки. Но со скрипом.
Нами тогда была заложена уникальная школа будущего. Мы с нобелевским лауреатом академиком Алферовым приняли решение и создали в Питере вуз, где собрали лучших математиков и физиков из школьной системы, лучших аспирантов, лучшую академическую науку. И объединили с опытным производством. Я туда приглашал всех крупнейших специалистов. Приезжал министр Ливанов, побыл немного и спешно удалился. А ведь этот вуз – потрясающий опыт будущего, который должен быть реализован в масштабах всей страны.
Дмитрий Николаевич, я приглашаю, всю вашу команду, вашу рабочую группу в Совхоз имени Ленина. Мы сумели создать там школу будущего, изучив советский опыт и опыт пяти стран из числа самых высокоразвитых. Мы с академиком Кашиным вам покажем и расскажем, что такое школа будущего. Там, начиная с детского сада, изучают и робототехнику, и шахматы. Там производственное обучение начинается со второго класса. И каждый учащийся имеет трудовую книжку. Там пионерский трудовой лагерь полностью воспроизводит все лучшее, что есть в мировой практике. В школе актовый зал оборудован лучше, чем Большой театр.
В совхозе каждая вторая семья – многодетная. Там практически все имеют великолепное жилье, а средняя зарплата составляет 125 тысяч. Там детский парк – это не Диснейленд. Он создан по мотивам сказок Пушкина, и в него открыт бесплатный доступ всем желающим. Приезжайте – и вы увидите: там уже решены задачи, которые мы сегодня обсуждаем. И вам не надо ничего изобретать.
Хочу вас также пригласить в Новосибирский Академгородок. Мы вместе с Коптюгом сохранили там всю классическую науку. Там находятся 25 институтов мирового уровня. И они великолепно работают.
Мы все сделали, чтобы разработать новые программы, которые помогут возродить отечественное образование. Смолин пять раз выступал с трибуны Государственной Думы. Мы ему каждые два месяца специально поручаем выступить, чтобы он раскрыл вам глаза: что такое современное образование, и почему незаменим священный труд педагога.
Мы победим на поле боя. Но после этого нам придется не покладая рук пахать две пятилетки. Потому что мы уже столкнулись с Трампом, который строит свою империю. Американцы вкладывают 500 миллиардов долларов в искусственный интеллект. И перед миром встает проблема: как человеку сохраниться и остаться человеком на фоне того, что нас ждет впереди. Для этого требуются огромные государственно-политические усилия.
Вы можете, что угодно говорить, давать какие угодно обещания. Но график развития и реализации наших стратегических планов должен быть выстроен так, чтобы каждый неукоснительно отвечал за свой участок работы.
Взорванный завод можно восстановить за два года. Но взорванная система образования – это травма на всю жизнь для целого поколения. А для государства – на 20 лет. И ваша стратегия должна быть рассчитана минимум на 20 лет. В противном случае она не станет работать, и за нее сложно будет отвечать.
Одновременно нам надо соединить общеобразовательное и производственное обучение. Здесь замечательный пример подает Кировский завод, который мы буквально спасли. Съездите туда и посмотрите, что такое современный цех. Президент ездил и смотрел. Премьер ездил и смотрел. Поинтересуйтесь и вы, как мы отстроили это легендарное предприятие. Там среднее и высшее образование имеют практически все рабочие. Их средний возраст 35 лет. Там создано новое учебное заведение на 1200 мест, которое мы еще в советское время закладывали вместе с первым секретарем Ленинградского обкома КПСС Романовым.
Возрождение образования невозможно без принципиального изменения бюджетной политики. Откройте ваш бюджет. Фурсенко начинал финансирование образования с 3,9% от ВВП, которые выделялись по этому разделу. Но к 2026 году этот показатель сократится до 3,2%. Хотя весь мир знает: чтобы страна была успешной, надо тратить минимум 7%. А чтобы быть на самых передовых позициях и прорваться в будущее, надо тратить 10-12%.
Даже когда фашисты стояли под Москвой, Советское Государство тратило 6% от ВВП на образование. В 1943 году еще добавили атомный проект, и в 1945-м уже тратили больше 10%. А к началу 50-х в науку и образование вкладывали каждый пятый рубль. Потому мы и создали ракетно-ядерный паритет и первыми прорвались в космос.
Но с сегодняшним уровнем финансирования любые ваши программы, планы и стратегии окажутся откровенной маниловщиной. В стратегически важнейшие сферы необходимо вкладывать по-настоящему достойные средства. И для этого у вас денег больше, чем надо. Перестаньте перекачивать финансовые средства за рубеж. Введите прогрессивную шкалу налогообложения для денежных мешков. Заставьте их здесь пахать в полную силу, обустраивать учебные заведения и поддерживать многодетную семью. У нас Останина внесла восемь законов на эту тему. Но они до сих пор не приняты.
И последнее. Чтобы сохранить Державу и иметь будущее, на наших просторах должны жить 200-250 миллионов. Нас осталось 146. А чтобы была многодетная семья с тремя и более детьми, без которой не уберечься от вымирания, надо чтобы отец имел высшее образование, великолепное техническое оснащение, крепкое здоровье. И каждые четыре-пять лет проходил переподготовку. Мама была бы хорошим воспитателем в детском саду из трех-пяти детей. А бабушка с дедушкой имели бы возможность выйти на пенсию раньше, а не в те сроки, которые теперь навязывает пенсионная «реформа», нуждающаяся в срочном пересмотре. И могли бы помочь молодым воспитывать детей. Тогда у вас будет образованная, трудолюбивая, перспективная и безопасная страна. Желаю вам в этом успехов!