Добрым словом вспоминаем «православного социалиста» Юстиниана Румынского

В истории ХХ века есть фигуры, чьи имена растворяются на фоне глобальных идеологических битв. Одним из таких незаслуженно забытых деятелей стал Патриарх Юстиниан (в миру Йоан Марина) — человек, сумевший соединить православную веру с социальной справедливостью, а церковную автономию — с поддержкой социалистических преобразований в послевоенной Румынии.

Его называли «красным патриархом», но за этим ярлыком скрывалась глубокая философия синтеза христианства и борьбы за мир.

Будущий Патриарх родился в семье румынских крестьян и до того, как стать священником, работал учителем. В межвоенные годы он проявил себя как искусный церковный администратор. В годы войны уже связанный с коммунистическим подпольем, он помог лидеру коммунистов Георге Георгиу-Дежу после побега из лагеря для интернированных в Тыргу-Жиу в 1944 году спрятаться в приходском доме Святого Георгия.

Как позже вспоминал видный коммунист Ион Георге Маурер: «После того, как мы проехали Крайову на машине, примерно через 30 километров мы остановились в деревне, где нас приютил священник, который сам был человеком коммунистов».

Избранный в мае 1948 года на престол Румынской православной церкви, Юстиниан оказался у руля в переломный момент истории. Страна, освобожденная от фашизма, вставала на путь народной демократии. Его первое заявление прозвучало как манифест: «Мир нуждается в мире, свободе и братстве. Церковь примет активное участие в борьбе за осуществление этих чаяний».

Уже тогда стало ясно: новый патриарх видит миссию церкви не в отстранённой созерцательности, а в активном служении обществу. При Юстиниане Румынская православная церковь стала первой в православном мире, официально поддержавшей социалистические реформы. В своей работе «Apostolat Social» он писал: «Социализм — неотъемлемая часть христианства. Он воплощает заповеди о братстве и помощи ближнему».

Под его руководством церковь:

1. Ликвидировала привилегии католиков (разрыв конкордата с Ватиканом в 1948 г.);

2. Вернула в лоно православия 250 тысяч униатов Трансильвании, насильно обращённых в католичество в XVIII веке;

3. Создала сеть богословских институтов (3 вуза, 6 семинарий), где готовили священников, лояльных новому строю;

4. Поддержала кампанию ликвидации неграмотности, вовлекая монастыри в просветительскую работу.

Юстиниан стал ключевым союзником СССР в религиозной дипломатии. В 1948 году он возглавил делегацию на Московское совещание глав православных церквей, где осудил «поджигателей войны» и поддержал идею единства социалистического лагеря. По возвращении в Румынию:

1. Организовал лекции для священников о решениях совещания;

2. Выпустил книгу «Бухарест-Москва-Ленинград-Тбилиси»;

3. Демонстрировал по всей стране советский фильм о церковных торжествах в СССР.

Его главным врагом стал Ватикан. В ответ на энциклику Пия XII 1949 года об отлучении коммунистов Юстиниан заявил: «Пий XII торговал святынями, будучи союзником Гитлера. Мы же благословляем борцов за мир во главе с Советским Союзом».

За 29 лет патриаршества Юстиниан:

1. Построил 302 новых храма, отреставрировал 2345 церквей;

2. Учредил дома для престарелых священников и монахинь;

3. Наладил диалог с англиканами, коптами и даже католиками Европы;

4. Добился канонизации румынских святых (1955 г.), укрепив национальную идентичность.

Его послания к пастве звучали как призывы к действию: «Создавая коллективные хозяйства, вы обеспечиваете хлеб насущный — так исполните заповедь Христа!»

После падения социализма имя Юстиниана старались вычеркнуть из истории — слишком неудобным казался его опыт синтеза веры и социальной справедливости. Но сегодня, когда религия вновь становится полем идеологических битв, его наследие обретает новое звучание. Юстиниан доказал: даже в эпоху революций церковь может не выживать, а развиваться — если её сердце бьётся в ритме чаяний народа.

P.S. В 1977 году «красный патриарх» умер, оставив Румынии самую многочисленную православную паству в Восточной Европе. Но его главный урок актуален и сегодня: истинная вера не боится социальных перемен