Добрым словом вспоминаем советского ученого В.И. Вернадского

         Такие антисоветчики как Л. Млечин, С. Медведев иже с ними  часто ведут дискуссии  обвиняя Советскую власть,   прежде всего В. Ленина и   И. Сталина в том, что целый пароход  с учёными и писателями покинул Советскую Россию. В то же  время умалчивают, что после развала СССР-России миллионы учёных и  высокообразованных  специалистов  покинули страну и работают в интересах  США, Германии, Франции, Англии, Японии, Канады, Италии    и других  далеко не дружественных нам стран.  После революции несмотря на трудности, многие учёные с мировым именем остались служить трудовому народу. Среди них: академики А. Павлов, П. Капица, В. Вернадский,  В. Хлопин, В. Стеклов, А. Крылов  и другие. Два года  назад 18 января 2023г.  депутат Государственной думы  РФ К. Затулин заявил, что только после февраля 2022г. «Россию покинуло около полмиллиона специалистов…».   Л. Н. Толстой писал: «Учёность редко совмещается с мудростью. Ученый знает много вещей, большею частью ненужных  и сомнительных. Мудрец же знает немного вещей, но всё, что он знает, нужно ему и людям…».

       В наше трудное, неспокойное  время  недальновидные правители  льют грязь на В. И. Ленина и его соратников.  В тоже время,  великий пролетарский писатель М. Горький отмечал,  что творец ленинизма и вождь всемирного трудового народа был русским человеком  который долго жил за границей. Внимательно разглядывал свою страну издали, он правильно оценивал потенциальную силу её и исключительную талантливость народа. В. Ленин  глубоко ощущал связь с миром, осознавал и подчёркивал особую роль России и всемирное значение «русскости», как уникального явления в судьбе человечества, нацеленного на дерзновенный прорыв и неизведанное. После революции многие учёные  ездили за границу, работали в лабораториях, преподавали в вузах  (Капица, Вернадский и др.), но возвращались в сталинскую Россию. Теперь всё наоборот – бегут, только пятки сверкают.  И прежде всего те, кто  обогатился за счёт трудового народа, и был обласкан – ельцинско-путинским режимом (Макаревич, Пугачёва, Леонтьев, Галкин, Орбакайте, Чубайс,  Кудрин, Скрыльник и др.).

     В конце ХХ  века мир столкнулся   с   проблемами которые раньше не имели решения в рамках старого миропонимания. Борьба за передел мира привела к жёсткому противостоянию между Западом и Востоком не только на  информационно  — идеологическом пространстве, но и к открытому военному противостоянию между странами. Это кровавые   войны и военные конфликты  в том числе с угрозой применения ядерного оружия.  Состояние миропорядка можно оценивать  как системный кризис, то есть разрушение цивилизационных основ, цивилизационных кодов, следствием чего является принципиальное изменение жизнедеятельности человека и общества, их деятельности. Людей,  в т.ч. россиян,   превращают в животных,  гонят на убой «ярмо свободы» как скот.  Выдающийся русский – советский учёный, лауреат Сталинской премии, академик  Владимир Иванович Вернадский писал —  жизнь постепенно, медленно приспособляясь, захватила биосферу и захват этот не закончился.   Такое неуважение к человеку  как сегодня,  наблюдалось  разве в годы крепостничества. Л. Толстой писал, — «разум един во всех людях. Общение людей основано на разуме. И поэтому для каждого человека обязательны требования единого для всех разума». Однако,  власть над людьми не одинакова, а наличие разума не значит объективность в поступках. 

    В круг интересов В.И. Вернадского входили многие направления в науке: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история. Он также занимался организаторской научной и общественной деятельностью. Его деятельность оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост АН СССР, на мировоззрение многих людей. Начиная с 1908 года Вернадский (в то время профессор Московского университета) постоянно проводил работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов. Был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества. Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук», в основном это были экспедиции на Урал, в Предуралье, Байкал и Забайкалье, Ферганскую обл. и Кавказ. Он  указывал на необходимость подобных исследований в южных регионах, в особенности на побережьях Чёрного и Азовского морей.  Учёный  считал, что для успешной работы, должны быть организованы постоянные исследовательские станции.

     В 1908 г.   будущий1 академик  предположил, что из факта радиоактивности, дающего тепло в природных условиях, рано или поздно можно извлечь практические дивиденды. А при правильно направленных усилиях могут открыться и новые мощные источники энергии. В те годы в России радиоактивностью уже занимались ряд ученых, но В. Вернадский пытался придать теме радия государственное значение. Академик  стремился  видеть Россию государством, прочно стоящем на фундаменте передовых научных достижений. Он был инициатором, организатором и руководителем многих научных проектов. Однако,  решение этих  задач требовало создание не только авторитетного научного коллектива, но и крупных финансовых вложений. У царской  России  таких денег  не оказалось… Осенью 1910 г. в Академии наук с подачи Вернадского образовали радиевую  комиссию, в которую вошли академики Бекетов, Карпинский, Чернышев, князь Голицын. Вскоре на торжественном ежегодном заседании Академии наук Вернадский зачитал программный доклад «Задачи дня в области радия». Речь шла о переломе в сознании человечества: «Благодаря открытию явления радиоактивности мы узнали новый источник энергии. Мы, дети ХIХ века, свыклись с силой пара и электричества. Мы знаем, как они изменили всю социальную структуру человеческих обществ. А теперь перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению»

    (Справка: В. И. Вернадский родился 28 февраля (12 марта) 1863 г. в Санкт-Петербурге. Его отец, Иван Васильевич, был потомком запорожского казацкого старшины, считавшего  себя  корнями от некоего литовского шляхтича Верны, который во время восстания Хмельницкого перешёл на сторону казаков, но впоследствии взят в плен и казнён поляками, оставив трёх сыновей-казаков, из которых Степан был войсковым, а его сын Никифор (прадед Ивана Вернадского) знаковым товарищем. Во — время рождения сына И. Вернадский служил чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел, преподавал экономику и имел чин действительного статского советника. Мать Анна Петровна  происходила из русской дворянской семьи. В 1868 г.  семья Вернадских переехала в Харьков — один из ведущих научных и культурных центров Российской империи. В 1873 г. поступил в первый класс Харьковской классической гимназии. В 1876 г., после возвращения семьи в Санкт-Петербург, где окончил . окончил гимназию. В 1881-1885 гг. учился на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Среди его учителей были химик Д. И. Менделеев, которому в 1882 г. успешно сдал экзамен по общей химии, ботаник А. Н. Бекетов и другие знаменитые учёные. В 1939 г. в письме, направленном в организационный комитет по случаю 120-летнего юбилея университета, Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 г., в блестящую пору его жизни — ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фандерфлита, Петрушевского, Богданова, Вагнера. Всё моё университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь».

    Осенью 1890 г. В.  Вернадский по приглашению профессора А. П. Павлова переехал в Москву, где утверждён приват-доцентом кафедры кристаллографии и минералогии Императорского Московского университета. После защиты в 1891 г. магистерской диссертации назначен заведующим Минералогического кабинета. В работе ему помогали старшие ассистенты: Я. Самойлов, Н.  Сургунов, В.  Карандеев и другие.  Вернадский свою работу со студентами характеризовал: «…И в поле, и в лаборатории выступало на первое место изучение парагенезиса минералов; стали совершаться минералогические экскурсии … В основу всего было положено возможно точное и химическое изучение минералов и их наблюдение- парагенетическое — в поле и в лаборатории…». За 1890-1898 гг. приват-доцент Вернадский воспитал более двадцати учеников, ставших известными минералогами — С. Попов, В.  Орловский, И. Сиома, Я. Самойлов, А. Ферсман и  другие).

      В 1914 г. Николаем II  подписан  закон «Об отпуске Академии наук из средств государственного казначейства 169 тыс. 500 руб. на снаряжение экспедиций для исследования в России месторождений радиоактивных минералов». В конце 1921 г.  получен первый русский радий. В 1922 г. в Петрограде создаётся самостоятельное научное учреждение – Радиевый институт во главе с Вернадским, основная стратегическая задача которого – овладение атомной энергией. 12 июня 1940 г. «урановая тройка» во главе с Вернадским в специальной записке в Совнарком написала: «Мы считаем, что уже сейчас назрело время, чтобы правительство, учитывая важность вопроса о внутриатомной энергии, приняло ряд мер, которые бы обеспечили Советскому Союзу возможность не отстать в разрешении этой важнейшей задачи от зарубежных стран. Предлагаем срочно создать государственный фонд урана, выделить средства и приступить к выработке методов разделения изотопов урана, форсировать работы по проектированию сверхмощного циклотрона в физическом институте».

     В 1917 г. В.  Вернадский приехал в свою усадьбу Шишаки в Полтавской губернии, где его застала Октябрьская революция (по — другим данным  —  работал в Министерстве народного просвещения в Петрограде и после Октябрьской революции сдавал дела наркому просвещения А. В. Луначарскому). 22 ноября по решению физико-математического отделения Академии наук командирован на Юг по состоянию здоровья (туберкулёз) и для продолжения исследовательских работ. Он признав независимость Украины как «свершившийся факт». Он пишет: «Немедленно по утверждению меня Головой Украинской Академии я вышел из Конституционно-демократической партии и его Центрального Комитета». Вернадский даёт исчерпывающее пояснение этого шага: «Этот выход не был только следствием этой формальной причины. У меня уже ‹тогда›, когда я был во Временном правительстве, я глубоко был не согласен с правительством князя Львова, не говоря о Керенском. Считал ошибкой всю тактику ‹кадетов›. Деятельность кадетов во время междоусобной войны у Деникина окончательно меня от ‹них› оттолкнула — и в земельном, и в национальном вопросе».

       27 октября 1918 г. В. И. Вернадский стал одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук, созданной правительством гетмана Павла Скоропадского. Д. И. Дорошенко, видный историк, министр иностранных дел при гетмане Скоропадском, подчеркнул роль Вернадского в организации Украинской академии наук: «Когда же в 1918 г. возникла Украинская Держава, то организатором Украинской академии наук явился член Петербургской академии наук В. И. Вернадский…». При этом, по предварительной договорённости с министром просвещения Н. П. Василенко, он не принимал гражданство Украины. Читал курс геохимии в Киевском университете. Увлечённо занимался биогеохимией. Весной 1919 г. после установления Советской власти в Киев к Вернадскому прибыл представитель Российской академии наук, его ученик А. Е. Ферсман. Во время поездки для переговоров в Ростов-на-Дону через Новороссийск Вернадский заболел тифом, остался в Крыму и был перевезён в Симферополь. После выздоровления, с февраля 1920 и до 1921 года, — внештатный ординарный профессор.  С сентября 1920 г.. — ректор Таврического университета в Симферополе.

   В 1920 г. Вернадский  входил в состав симферопольского отделения Украинского научного общества. 25 января 1921 г. ректора Таврического университета  Вернадского и ряд профессоров отправили в Москву, в распоряжение Наркомпроса.  В  марте 1921 г. семья Вернадских вернулась в Петроград. Здесь учёный  возглавил Метеоритный отдел Геологический и минералогический музей имени Петра Великого РАН в Петрограде (1921-1939), радиохимическую лабораторию. В период с 1922 по 1926 гг. работал за границей в Праге и Париже, читал лекции в Сорбонне, работал в Музее естественной истории и Институте Кюри, где исследовал паризий — вещество, ошибочно принятое за новый радиоактивный элемент. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия». В 1915-1930 гг. председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы. По возвращении в 1926 г. продолжил творческую самостоятельную работу. Сформулировал концепцию биологической структуры океана. Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба. В 1927 г.  организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества.  

      Академик  критически относился к И. Сталину и многим окружающим его лицам, однако учёный  признавал: «Сталин делает необходимое дело».   И это действительно было так. Он отмечал, что   в  1914 г. в России было всего 13 800 библиотек, каждая имела примерно 680 томов. А уже в 1941 г. их стало 95 400, и в каждой в среднем по 4026 книг. Причем наибольший рост пришёлся на 30-е, тогда ввели в эксплуатацию более 65 000 библиотек. Это,  не считая десятков тысяч изб-читален в деревнях. Число школьников старших классов в 1940-м составило 2,6 миллиона. За партами сидели 34 млн учащихся разных возрастов. В 1937 г. широко отмечалось столетие гибели Пушкина, по всей стране проводились мероприятия, посвященные памяти великого поэта. В них принимали участие миллионы! Тогда же Ильф и Петров написали книгу о путешествии в США, Америка там выглядит довольно привлекательно. И ее тоже прочли миллионы. Вспомним  Великую Отечественную — высшими военными орденами СССР являлись награды имени Суворова, Нахимова, Ушакова, Кутузова, Невского. Но эти имена вернулись в официальную историю не с началом войны, как это считают многие. Все вышеупомянутые, а также Минин и Пожарский, Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина Великая вошли в новый учебник истории 1937-го. Как раз в том году была проведена реформа системы образования, результатами которой мы пользуемся до сих пор. 

    В   начале 1934 г., Президиум АН СССР создал под  председательством  Вернадского специальную Комиссию по тяжелой воде, а  в 1939 г. учёный  во время очередной встречи с Молотовым указывает на необходимость развертывания в стране широкомасштабной добычи урана. В июне 1940 г. Вернадский и Хлопин направляют Записку об организации работ по получению урана в Президиум АН СССР. В ней, в частности, говорилось: «Уже сейчас, пока еще технический вопрос о выделении изотопа урана-235 и использовании энергии ядерного деления наталкивается на ряд трудностей, не имеющих, однако, как нам кажется, принципиального характера, в СССР должны быть приняты срочные меры к формированию работ по разведке и добыче урановых руд и получению из них урана. Это необходимо для того, чтобы к моменту, когда вопрос о техническом использовании внутриатомной энергии будет решён, мы располагали необходимыми запасами этого драгоценного источника энергии».

    Академик Вернадским  был великим  учёным, известен во всём мире,  опубликовано около 700 научных трудов.  Он основал новую науку — биогеохимию и сделал огромный вклад в геохимию. С 1927 г. до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Являлся учителем целой плеяды советских геохимиков. Из философского наследия В.И. Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере; он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм. Он  писал: «Я думаю, что народная, массовая жизнь представляет из себя нечто особенное, сильное, могучее. Масса народная обладает известной возможностью вырабатывать известные знания, понимать явления… …счастье может даваться живущим в массовой мысли… … в этой работе научной является форма той же массовой работы, только более односторонней и потому менее сильной, менее результативной. Задача вся состоит в том, чтобы и эта работа вошла в общую массовую жизнь, чтобы масса поднялась до этой работы и влила сама в неё то, что недостаёт в ней. И как явилась прекрасной её поэзия, как явилась чудной её музыка и как явились высоко гармоничными те или иные мысли, идеалы, стремления из массовой жизни – так, я думаю, должна явиться могучим и новым и наука, знание, вошедшее в массы и их до себя поднявшее».

     Летом 1935 г. здоровье  учёного  ухудшилось, и по рекомендациям кардиолога он уезжает на лечение за границу, в Карловы Вары. После лечения  Вернадский работал в Париже, Лондоне, в Германии. Несмотря на его критическое отношение к Советской  власти, руководство страны во главе с И. Сталиным  не опасалась направлять учёного за границу.  В этот период Вернадский работает над книгой «Научная мысль как планетное явление», которая опубликована только в 1977 г. Это его последняя зарубежная командировка; в Европе чувствовалось дыхание будущей войны.    

     В годы политических репрессий Вернадский ушёл со всех административных должностей, оставаясь только научным консультантом. В это же время он избран членом геолого-географического, химического, физико-математического отделений Академии наук. В. Вернадский (и его соратники — А.  Ферсман и А. Карпинский) обладали колоссальным практическим и теоретическим опытом в геологии, который был необходим советскому государству при разработке и добыче полезных ископаемых.

    Одним из важных направлений его работ были научные исследования в вопросах ядерной физики. Летом 1940 г.  по инициативе Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. Он активно работал в сообществе ядерщиков Курчатова,  Харитона, Хлопина, Александрова и других выдающихся советских ядерщиков. Однако  скончался  когда меньше года оставалось до запуска в Москве академиком И. В. Курчатовым первого в СССР ядерного реактора и четыре с половиной года — до триумфа советских физиков-ядерщиков и успешного испытания атомной бомбы РДС-1.  С началом войны учёный был эвакуирован в заповедник «Боровое» (Казахская ССР), где  находился  санаторий АН СССР.

      Вернадский был всесторонне образованным, и не только химик – ядерщик, но   историком и  философ. Из его  философского наследия  наибольшую известность получило учение о ноосфере, Вернадский также считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и её окружения». В 1943 г. Вернадский возвратился из эвакуации и «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» к 80-летию был удостоен Сталинской премии I степени. Он признан в философском сообществе учёных, уважаем и ценим, как и в других науках. Занимался многими  научными  исследованиями, и добивался успеха. Учёный  болел за дело и Россию. 

       Вернадский  не прекращал  свою научную деятельность  и в годы Великой Отечественной войны.  За время эвакуации написал ряд статей: «К учёным-естествоиспытателям Великобритании», совместно с Н. Д. Зелинским (1941г.), «О необходимости выделения и сохранения чистых тяжёлых изотопов природных радиоактивных процессов» (1941г.), «Несколько соображений о проблемах метеоритики»(1941), «О необходимости организованной работы по космической пыли» (1941г.), «Определение состава вод метаморфических пород и минералов» (1941), «О геологическом значении симметрии» (1942г.), «О состоянии пространства в геологических явлениях Земли как планеты. На фоне роста науки ХХ столетия» (1943г.)., «Несколько слов о ноосфере» (1943г.). Кроме того, продолжил работу над книгой «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» в 2-х томах и др. 

      Достоверным  фактом остается то, что советские ученые, в число которых входили Вернадский и Хлопин, загодя закладывали фундамент советской атомной программы. Многие документы по истории советской атомной программы до сих пор засекречены, по этой причине история создания атомного оружия в нашей стране и в мире изобилует многочисленными «белыми пятнами», а зачастую намеренно искажается. Очевидно, что советская атомная программа была  продолжением дореволюционной атомной программы у истоков которой стоял выдающийся русский и советский ученый и мыслитель В. И.  Вернадский.  В августе 1943 г. академик  возвратился в Москву из эвакуации.  25 декабря 1944 г. у В. И. Вернадского произошёл обширный инсульт, а 6 января 1945 года он скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.  Многие  учёные считают, что  масштаб личности и деятельности академика В.И. Вернадского в науке по масштабу и свершениям, можно сравнить  с М.В. Ломоносовым.  Он внёс огромный вклад в  науку,  чем оставил добрую память,  прославил СССР — Россию и своё имя на века.

                  Профессор, член Союза писателей РФ В.А. Попович

 9 января.  2025г.