В 99-м номере «Правды» опубликована статья В.С. Кожемяко на чрезвычайно злободневную тему «Что это ныне значит — учиться коммунизму?». Она побуждает к обсуждению поставленных проблем. Вот и мне хочется изложить некоторые свои размышления по вопросу, сформулированному в заголовке этой публикации.
Чтобы рос новый человек
Один мой давний знакомый рассказывал, что в молодости ему довелось побывать на встрече И.В. Сталина с группой молодёжи. Это были послевоенные сталинские годы, когда повсюду звучал такой лозунг: «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина — вперёд, к победе коммунизма!». И вот кто-то из молодёжи спрашивает Сталина: а когда же будет построен коммунизм? Сталин после некоторого раздумья ответил: «Я уже немолод, но надеюсь пожить при коммунизме». Молодые люди после окончания этой встречи много спорили, как следует понимать ответ Сталина, и пришли к такому заключению: он имел в виду, что коммунизм начинается сегодня… Такая вот была тогда молодёжь: она видела, что мы действительно с каждым шагом приближаемся к коммунизму.
Современный молодой скептик скажет: но строить коммунизм и жить при коммунизме — это далеко не одно и то же. И он будет, конечно, прав, но… только по форме, а никак не по содержанию. Вот об этом и стоит поразмышлять.
Хорошо известно, что марксистская теория общества полагает: на смену капиталистической формации общества идёт формация коммунистическая. Правда, марксизм, как мы знаем, выделяет две ступени этой формации — социалистическую и коммунистическую. Но ведь понятно, что социализм не в одночасье превращается в коммунизм, а ведёт к нему постепенно, по мере своего развития. И каждый шаг по социалистическому пути есть в то же время шаг к коммунизму.
Поэтому в истории социализма со временем стали выделять несколько ступеней: первая — переходный период от капитализма к социализму, вторая — построение социализма в основном и третья — строительство коммунизма. Такое членение социалистической фазы коммунистической формации вытекало из реального процесса её развития в СССР. И каждая последующая ступень вбирала в себя всё больше черт, присущих коммунизму. Тогда же было введено понятие полного коммунизма. Однако его понимание во многом оставалось загадкой, а в некотором смысле остаётся ею и по сей день. Давайте попытаемся сделать шаг к разгадке.
Начнём с того, что после кончины Сталина в общественной жизни страны стали происходить довольно крутые изменения в понимании стратегических перспектив её развития. Возо-бладало во многом легковесное и упрощённое их понимание.
Известно, что капитализм, особенно американского типа, связывает прогресс с удовлетворением только материальных потребностей человека. И вот в 1957 году, после встреч с американским фермером Гарстом, Хрущёв выдвигает задачу «догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения», которую предстояло выполнить за три-четыре года. Разумеется, это было нереально, но дело не только в этом: здесь уже явно проступал совершенно определённый подход к пониманию нашего идеала. Оно сводилось к максимальному удовлетворению сугубо телесных потребностей.
В 1961 году XXII съезд партии принял новую Программу КПСС, и она была названа Программой «развернутого строительства коммунизма». В ней предполагалось за двадцать лет создать в стране материально-техническую базу коммунизма. Можно было бы это приветствовать, но, как говорится, «дальше — больше». А дальше Хрущёв с трибуны съезда провозгласил: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
Как же понимается здесь суть коммунизма? А очень просто: по тексту статьи К. Маркса «Критика Готской программы», это общество, в котором осуществляется великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Вот и в той Программе КПСС наиболее подробно раскрываются именно эти, «потребительские» задачи, прежде всего — изобилие материальных благ и «самый высокий жизненный уровень по сравнению с любой страной капитализма».
Спрашивается, Маркс ошибался, формулируя своё понимание коммунизма? Как сказать… Во-первых, это было написано им полтора века назад, когда капитализм был самым передовым общественным строем из всех существовавших, но и он не решил проблему удовлетворения даже минимальных телесных потребностей основной массы населения. Маркс говорит о том, что полное их удовлетворение возможно только в условиях формации, которая придёт на смену капитализму.
Во-вторых, — и это наиболее существенно! — в то время потребности человека рассматривались недифференцированно, без разделения на фундаментальные (телесные) и высшие, духовные потребности. Но уже В.И. Ленин вносит значительно большую ясность в понимание системы человеческих потребностей и именно с высшими потребностями связывает суть коммунизма, Так, в работе 1918 года он пишет: «Высшая фаза развития коммунизма» (каждому по потребностям, каждый по способностям) «предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя…». Иными словами, коммунизм предполагает и новые, более развитые производительные силы, и нового человека. Можно смело утверждать, что это человек как раз с новыми, а именно духовными, потребностями.
На чём основывается это суждение? Прежде всего с установлением общественной собственности на средства производства, то есть с переходом к социализму, коренным образом меняется общественный характер труда. Его целью становится не прибыль собственника, а общее благо, то есть всего народа. А поэтому появляются, помимо материальных, также и духовные побуждения к труду. Сталин выразил этот факт в своей знаменитой формуле: «Труд в СССР есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства».
В несколько изменённом виде этот лозунг присутствует в тексте «Марша энтузиастов» (автор А. Д’Актиль), ставшего песенной эмблемой сталинской индустриализации:
Нам ли стоять на месте?
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
И совершенно не случайно, что сталинский лозунг был воспроизведён в этом гимне великой эпохи: такая метаморфоза трудовой мотивации явилась событием поистине эпохального значения! Впервые в истории побудителем к труду стал энтузиазм его участников! Люди с незапамятных времён трудились ради удовлетворения своих материальных потребностей, а сегодня даже и капитализм создаёт реальную возможность их удовлетворения на достаточно высоком уровне. Социализм же породил трудовой энтузиазм, то есть не известные ранее высокие духовные мотивы трудовой деятельности, и тем самым ещё до наступления полного коммунизма открыл реальные возможности для всестороннего развития человека.
Потому и молодые люди в беседе со Сталиным, описанной в начале статьи, поняли его слова именно так: коммунизм начинается сегодня. В самом деле, уже строительство социализма создало возможности для небывалого духовного развития человека. Это ещё в 1930-х годах ярко выразилось в возникшем тогда стахановском движении, опиравшемся прежде всего на трудовой энтузиазм рабочих-стахановцев. А в послевоенные годы движение к победе коммунизма стало уже главным лозунгом пятилетки.
Мне попала недавно на глаза очень интересная книга Н. Михайлова «Над картой Родины», изданная в 1947 году. В великолепной, почти художественной форме, но с цифрами и фактами в книге представлено, как изменилась, как расцвела советская земля за годы сталинских пятилеток. Показано, что при этом совместный труд ради общей цели преображает людей, раскрывает их творческие силы. Вот, к примеру, несколько констатаций автора:
«В новой стране живут новые люди. У них новые чувства, новые помыслы…».
«Раскрепощённый народ, свободный созидатель своей судьбы, по-новому мыслит, по-новому чувствует».
«…Новая, колхозная деревня… вырастила новых людей — людей с широкими, общенародными интересами и высокой культурой, людей самоотверженного труда и гражданской доблести».
«Мы видим кровное братство народов и в борьбе с врагом… Общая Родина — общий враг».
Подводя один за другим итоги своего анализа перемен в различных сферах жизни социалистического общества, автор каждый раз рефреном повторяет сакраментальную и чрезвычайно ёмкую фразу: «Изменилась страна — изменились люди». Это было стремительное восхождение людей в духовные выси, и свершилось оно, по историческим меркам, мгновенно, на глазах одного поколения!
Конечно, речь не о том, что строительство социализма породило человека, располагающего всесторонне развитыми духовно-творческими способностями и потребностями, — это задача на весь исторический период движения к полному коммунизму. Но духовное развитие человека тогда уже стало ведущей тенденцией развития, — то есть в основе своей это был коммунизм, хотя и не полный. И опыт тех сталинских лет особенно ценен и дорог нам именно духовным обновлением людей.
Заметим в связи с этим, что даже и десять лет спустя после написания названной книги люди всё ещё жили представлениями того поистине великого времени. Это отчётливо выявилось в организации движения «За коммунистическое отношение к труду», которое родилось 11 октября 1958 года в одном из цехов депо Москва-Сортировочная. Почин этот примечателен тем, что он выдвинул особую задачу: не только повышать производительность труда, но и воспитать человека новой формации — активного, высокообразованного, политически грамотного, основывающего своё поведение на принципах коммунистической морали. Уже в ноябре того же года рабочие депо получили звание «Бригада коммунистического труда», а в январе депо стало первым «Предприятием коммунистического труда».
Разумеется, всё это впечатляет. Движение стало распространяться и набирать силу. Но… с течением времени оно утратило свою жизненность, потускнело и угасло. Причина понятна — о ней уже говорилось: в стране набирала силу идеология «потребительского» коммунизма. В результате общество спустя десятилетия откатилось назад, к капитализму с его «рыночной» идеологией и спекулятивно-торгашеской практикой, «расчеловечивающей» человека, а это уже — горькая реальность нынешнего времени.
Что же делать молодому человеку в сложившейся ныне общественной ситуации? Разумеется, надо бороться с торжествующим антинародным социальным строем, за возрождение в стране общества социального равенства и справедливости, то есть социалистического общества. Но, чтобы успешно бороться, надо, как когда-то вслед за Лениным напутствовал нас Сталин: «учиться, учиться упорно, терпеливо», — иного не дано.
Между тем вопрос о том, как учиться, вновь остаётся открытым, ибо общество ныне буквально погрузилось в трясину ложных мещанских идеалов — изобилия материальных благ, «денежного» успеха, телесных наслаждений, пустых развлечений и т. п. И этот «идеал» навязывается детям и подросткам ещё на школьной скамье. Вся «духовная» (а по факту — бездуховная) атмосфера современного российского общества склоняет молодого человека не к учению, не к размышлению, не к творчеству, а исключительно к потреблению. В своё время об этом «случайно» проговорился российский министр науки и образования Фурсенко. Дескать, перед советскими школами и вузами ставилась задача подготовки творцов, а готовить надо грамотных потребителей.
В таких общественных условиях наша задача — побудить молодёжь к основательному освоению бесценного опыта сталинской эпохи, и прежде всего — опыта социалистического и коммунистического строительства, когда духовно-творческое развитие личности было поставлено, как говорится, во главу угла. И несомненно, что уже сам процесс освоения этого опыта будет духовно обогащать молодого человека.
А дальнейшее можно представить так. Надо всемерно распространять этот опыт, сделать его достоянием как можно большего числа молодых людей. Пользоваться для этого можно самыми различными средствами — от товарищеских бесед и выступлений на митингах до партийной прессы и вездесущего интернета. Подчеркну, что сегодня именно интернет создаёт наиболее многочисленную аудиторию для дискуссий о советском социализме и сталинском опыте движения к коммунизму.
К примеру, на «Яндексе» существует контентная платформа «Дзен». Она нацелена на распространение информации по преимуществу социального содержания. Привлекательна она тем, что создаёт возможность вступления в дискуссию по поводу опубликованного материала. Не случайно среднесуточная аудитория этой платформы насчитывает более 20 миллионов человек.
На «Дзене» публикуется и подвергается активному обсуждению большое количество блогерских выступлений по истории советской эпохи, в том числе — сталинского её периода. Обсуждение чаще всего приобретает характер оживленной и нередко бурной дискуссии. Но не так уж часто в дискуссиях участвуют комментаторы, располагающие адекватным осмыслением сталинского опыта строительства социализма и коммунизма. Чаще обсуждение ведётся вокруг пропагандистских мифов о «цене» этого строительства. А нередко пачкается чёрной краской весь образ жизни советского человека!
Здесь я могу поделиться и своим опытом участия в таких дискуссиях. На некоторые высказывания получаю сотни одобрительных отзывов («лайков»), а также десятки ежедневных лайков и — нередко — текстовых ответов на те или иные высказанные мной суждения. Было бы замечательно, если бы к дискуссиям такого рода активнее подключилась молодёжь, мыслящая по-советски, по-сталински, по-коммунистически.
Итак, в свете изложенного в нынешнем обществе новым содержанием наполняется обращённый к молодёжи ленинский призыв «Учиться коммунизму», который актуализирован в проблемно насыщенной публикации «Правды».
Учиться коммунизму — это, во-первых, постоянно углублять понимание коммунизма, который по сути своей есть общество, порождающее внутреннюю необходимость в постоянном личностном саморазвитии, вплоть до формирования особой потребности — в самоактуализации личности. Именно этой возможностью неограниченного всестороннего и гармонического развития человека измеряется гуманистический потенциал коммунизма. И именно он способен противостоять миру чистогана и потребительства, разрушающему личность.
Во-вторых, учиться коммунизму — это глубоко осмысливать опыт его строительства, явленный сталинской эпохой советской истории. И главным образом — опыт духовно-творческого развития личности в труде на общее благо, опыт «очеловечения» людей — обретения ими всех лучших человеческих качеств. При этом необходимо, несмотря на крайне неблагоприятные социальные условия, делать этот опыт достоянием возможно большего числа наших людей, в первую очередь — из молодёжной среды.