После Второй мировой в советских кинотеатрах шло огромное количество трофейных фильмов. Среди лент, вывезенных из побежденной Германии, были и американские вестерны. Наш зритель впервые увидел на большом экране захватывающие приключения пионеров Дикого Запада. Ковбойские фильмы стали весьма популярны.
Однако ненадолго: к началу 50-х годов из проката их изъяли. Партийное руководство справедливо рассудило, что негоже в стране, занятой активным строительством коммунизма, пропагандировать тлетворное искусство загнивающего Запада. Тем паче что угнетенные пролетарии-индейцы в тех лентах были сплошь бездельниками и бандитами, совершавшими набеги на фазенды трудолюбивых поработителей-переселенцев. Переселенцы брались за оружие — и всегда побеждали. Такое вот идеологически вредное кино. И американский вестерн исчез с советских экранов…
Во второй половине XIX века жил в Германии Карл Май. Однажды он украл у своего знакомого часы, но украл неудачно. Попался с поличным, за что и получил 12 лет тюрьмы. Чтобы как-то скрасить время отсидки, принялся придумывать различные истории, которые исправно переносил на бумагу.
Именно в тюрьме у Карла Мая проснулся талант сочинителя. И именно благодаря фантазии Карла Мая на свет появились благородный вождь апачей Виннету и его верный друг — бледнолицый траппер Олд Шаттерхенд, а индейская тематика заняла прочное место в творчестве писателя. Приключениями Виннету и Шаттерхенда зачитывалась вся Германия. Они стали едва ли не национальными героями.
«Человек, который знал об индейцах все», скончался в 1912 году. Но мало кто догадывался, что Карл Май не только не видел ни одного живого индейца, но даже ни разу не был в США. Он просто сочинял…
Дубль первый
Лето 1940 года выдалось жарким. В прямом и переносном смысле. Европа дрожит под ударами вермахта. Уже пала Польша. Немецкие моторизованные колонны режут Францию. На очереди — Чехословакия и Балканские государства. Мир замер. Но жизнь продолжалась.
13 июня в небольшом сербском городке Лесковац раздался первый крик очередного новорожденного. Папаша Митич был очень рад появлению наследника. Мальчика назвали Гойко.
Парнишка рос шустрым и сообразительным. Научившись читать, Гойко открыл для себя огромный мир дальних странствий и приключений, проводником по которому стал Виннету. Парень восхищался этим отважным и справедливым индейцем. И искренне недоумевал, почему в многочисленных ковбойских боевиках с Джоном Уэйном, шедших в Югославии в 50-х годах, индейцев изображали жестокими и кровожадными.
К окончанию гимназии Гойко определился с выбором профессии. Он решил стать учителем и поступил в Белградскую академию физической культуры, где успешно тренировал душу и тело. Особенно второе. Студент Митич занимался гимнастикой и легкой атлетикой, играл в футбол и гандбол, брал уроки верховой езды. И быть бы ему звездой спорта или заслуженным учителем, если бы…
Ох уж это «если бы»! Если бы в то время в Югославии не снимали фильмы западные кинокомпании. А фильмов делалось много. Прекрасная натура и дешевизна съемок привлекали на Балканы многих продюсеров. Режиссерам требовалась массовка, в которой с радостью подрабатывали студенты-спортсмены. Среди них был и Гойко Митич.
В 1961 году английский режиссер Конуэлл Уайлд снимал историческую драму «Ланселот». Как-то среди массовки он заметил парня, похожего на исполнителя главной роли, и предложил тому стать дублером актера во время исполнения сложных трюков. Так состоялось приобщение студиозуса Митича к миру большого кино.
«Чингачгук — Большой Змей» (1967)
Год спустя он сыграл уже собственную роль в итальянской постановке из средневековой жизни. Правда, роль была маленькая и почти без слов, но зато это была настоящая РОЛЬ! Первый дубль был снят. В споре учителя и актера победил последний.
Дубль второй
60-е годы можно по праву назвать звездным часом Карла Мая, романы которого начали экранизировать. Индеаномания буквально захлестнула Западную Германию. И вновь идеальным местом для съемок стала Югославия.
Естественно, главными героями индейских проектов западногерманских кинематографистов стали Виннету и Олд Шаттерхенд — Верная Рука. Актеры Пьер Брис (Виннету) и Лекс Баркер (Верная Рука) создали запоминающийся экранный дуэт. Но, как всегда, нужны были исполнители и на второстепенные роли. И здесь актерская судьба вновь улыбнулась Гойко Митичу, которого пригласили сыграть индейского вождя. И хотя эта роль тоже оказалась невелика, после выхода на экраны в 1963 году «Виннету — сын Инчу-Чуна» молодого актера заметили.
Кадр из фильма «Виннету — сын Инчу-Чуна (II). Трубка мира». 1964 г.
Конвейер по экранизации приключений двух друзей набирал обороты. Набирала обороты и популярность Гойко Митича. В боевике «Виннету — вождь апачей» ему доверили роль покрупнее. В следующей ленте — «Виннету-3» — он стал еще заметнее.
В фильме «Среди коршунов» (1964) молодой югослав исполнил уже одну из главных ролей, закрепив за собой образ настоящего индейца.
А в 1965 году в Югославию приехал чешский режиссер Йозеф Мах. Он выбирал натуру и подбирал актеров для совместной чешско-восточногерманской (студия DEFA) картины «Сыновья Большой Медведицы» по роману немецкой писательницы Лизелотты Вельскопф-Генрих. (Она, кстати, в отличие от фантазера Мая, несколько лет прожила среди настоящих индейцев и знала толк в том, о чем писала.) Долго искать исполнителя на роль вождя Токей-Ито чеху не пришлось. Конечно, лучшим индейцем оказался брат-славянин Гойко Митич.
«Я проглотил сценарий буквально за одну ночь, — признался впоследствии молодой актер. — В нем индейцы были показаны отважными и мужественными людьми, сражавшимися за свою независимость. Поэтому я, не раздумывая, принял предложение режиссера».
Кадр из фильма «Среди коршунов»
Социалистический вестерн «Сыновья Большой Медведицы» имел огромный успех. Особенно в восточноевропейских странах, находящихся под жестким идеологическим прессингом. А к Гойко Митичу пришла настоящая известность. Так был снят второй дубль.
Дубль третий
Кинематографисты со студии DEFA оказались парнями не промах. Они принялись снимать вестерны. Но совершенно иные. Взяв за основу классическую историю покорения Дикого Запада белыми поселенцами, они переделали американский вестерн с точностью до наоборот. Главными героями в немецких ковбойских фильмах стали не бледнолицые, а краснокожие. Которых, естественно, возглавил Гойко Митич.
В 1966 году режиссер Конрад Петцольд снимает «Чингачгук — Большой Змей». В роли Чингачгука — Митич. Год спустя на экраны выходит «Оцеола — вождь семинолов». В роли Оцеолы — Митич. 1968 год. Готфрид Кольвитц выпускает этапный вестерн «След Сокола», за которым вскоре последовало продолжение — «Белые волки». В обоих фильмах вождя по имени Зоркий Сокол сыграл Гойко Митич.
Сейчас трудно сказать, что в те годы стало причиной повальной индеаномании. Может быть, новизна и экзотичность темы. Может, сыграли роль внешность и обаяние самого Гойко. Может, его актерские данные. Но факт остается фактом. Мальчишки в странах восточного блока стали играть в индейцев, а дяди постарше начали создавать «индейские» клубы. Особенно это увлечение коснулось Восточной Германии, где возникали целые «индейские» поселения со всей причитающейся атрибутикой: вигвамами, тотемными столбами, боевой раскраской воинов.
Кадр из фильма «Сыновья большой Медведицы»
А бледнолицый краснокожий Гойко Митич продолжил свою индейскую одиссею. В 1970 году на экраны Восточной Германии выходит вестерн «Смертельная ошибка», где Гойко Митич сыграл роль Черного Барса. В этом же году был снят боевик «Северино», где одну из главных ролей исполнил молодой югослав.
Коллеги по киношному цеху не раз спрашивали Гойко, почему он не уезжает работать на Запад. Известность в Восточной Европе и утвердившееся амплуа благородного индейца могли бы сослужить ему добрую службу. Были бы и деньги, и всемирная известность. Но…
— Как-то, выступая с премьерой одного из фильмов с моим участием, мы посетили землю Магдебург, — рассказывал герр Митич. — Так вот. В одном из городков нашу делегацию встретил огромный транспарант «Мы приветствуем нашего Гойко». А разве можно уехать от тех, кто тебя любит?..
Дубль четвертый
Фильмы индейской серии снимались в рекордно короткие сроки — максимум за пару месяцев. При этом если Йозеф Мах снимал своих «Сыновей» на югославской натуре, то почти все последующие фильмы индеаны делались исключительно на просторах Советского Союза: в Крыму, Узбекистане, Туркмении. Естественно, что при этом не обходилось без накладок.
Так, в начале 1970-х туркменский КГБ строго для служебного пользования выпустил докладную записку, в которой указал, что в Чарджоуском районе республики резко возросло число психических расстройств среди местных крестьян.
Кадр из фильма «Чингачгук — Большой Змей»
Представьте себе. Эпоха социализма. Лето. Борьба за урожай. Миролюбивый дехканин выходит на речку за водой, забрасывает ведро и… застывает на месте. По реке плывет целая флотилия каноэ, под завязку загруженных полуголыми раскрашенными индейцами, вопящими нечто нечленораздельное! Крестьянин моргнул раз, моргнул второй… Индейцы не исчезают! Ну как тут не подвинуться рассудком…
Хотя, конечно, это можно отнести, скорее, к разряду курьезов. Впрочем, и сам Гойко Митич был не чужд приколов и розыгрышей. Однажды, будучи на съемках в Союзе, он был приглашен в Минский театральный институт. Так сказать, дать мастер-класс будущим жрецам Мельпомены. Митич дал согласие. В назначенный час профессора и студенты выстроились в вестибюле института для встречи дорогого гостя. Каково же было изумление встречающих, когда Гойко Митич вошел не через двери, а буквально свалился им на головы с победным индейским кличем! Оказалось, что актеру показалось скучным войти обычным способом. Поэтому он по строительным лесам взобрался на четвертый этаж, влез в окно и уже оттуда поприветствовал собравшихся.
Лали Месхи и Гойко Митич в фильме «След Сокола» (1968)
Между тем индейская одиссея Гойко Митича продолжалась. В 1972 году выходит лента «Текумзе», посвященная легендарному индейскому вождю. Год спустя актер снялся в роли вождя в вестерне «Апачи». Еще через год появляется очередная индейская картина — «Ульзана»…
Дубль пятый
Собственно говоря, восточногерманские эрзац-вестерны (так их окрестили американцы) так бы и остались достоянием лишь стран восточного блока, если бы… Опять это «если бы»! Если бы представители германского культурно-этнографического общества «Красный круг», занимавшегося изучением истории и культуры североамериканских индейцев, в 1973 году не подарили копию фильма «Сыновья Большой Медведицы» племени дакота-сиу (штат Южная Дакота).
Кадр из фильма «Апачи» (1973)
Вскоре после демонстрации этой ленты с Гойко Митичем в роли вождя Токей-Ито в резервациях сиу вспыхнуло вооруженное восстание, самое крупное в минувшем столетии. В современной истории США оно получило название «Индейская революция в Вундед-Ни». Лидерами восстания стали индейские вожди Рассел Минс и Леонард Пелтиэр. Целый месяц индейцы сдерживали натиск правительственных войск. В конце концов восстание было жестоко подавлено. Его руководители получили длительные сроки заключения, а точное число погибших индейцев до сих пор остается неизвестным.
Федеральное бюро расследований причину индейских возмущений искало недолго. Ею была объявлена… лента «Сыновья Большой Медведицы»! Мало того. Фильм назвали тщательно подготовленной провокацией спецслужб ГДР, а исполнителя главной роли Гойко Митича — штатным сотрудником штази (восточногерманского КГБ)!
Этого оказалось достаточно, чтобы следующим фильмам о борьбе дакота-сиу за свои земли — «След Сокола» и «Белые волки» — путь в США был заказан. Как, впрочем, и самому Гойко Митичу. К тому же после индейских волнений в Вундед-Ни актеру неоднократно звонили неизвестные и недвусмысленно предлагали отказаться от дальнейшей работы. Но Гойко на шантаж не поддался. И в 1975 году DEFA выпускает очередной вестерн — «Братья по крови», где партнером Митича стал известный американский певец Дин Рид…
Дубль шестой
Всего же с 1965 года до падения Берлинской стены Гойко Митич снялся в одиннадцати индейских фильмах, создав на экране образ мужественного и отважного борца за справедливость. Его герои были открыты и понятны каждому. Однако сам актер и его личная жизнь оставались скрыты от глаз. И известно о ней немного.
Одним из близких друзей Гойко Митича стал Рольф Хоппе — его заклятый бледнолицый враг из индейского сериала. Несмотря на образы записных негодяев, созданных на экране, в жизни герр Хоппе был добрым и отзывчивым человеком.
Кадр из фильма «Вождь Бело Перо»
Гойко Митич востребован и на сегодняшний день снялся более чем в сорока фильмах. На его счету — роли Спартака, Робин Гуда, Д’Артаньяна, многочисленные телевизионные постановки. Но, несмотря на разнообразие сыгранных персонажей, для большинства поклонников Гойко Митич на все времена остался индейцем. И, пожалуй, не только на экране.
В 1999 году актер наконец-то посетил США. Причем не с парадного входа. Он приехал в индейскую резервацию неподалеку от Сиэтла. И привез с собой два фильма — «Сыновья Большой Медведицы» и «Апачи». Перед просмотром настоящие краснокожие были настроены весьма скептически. И действительно, откуда в далекой Европе могут знать о них? Но после окончания «Сыновей» раздались аплодисменты: индейцы приняли фильм. А вождь племени обнял Гойко Митича и сказал: «Ты — мой брат!» Тогда же, во время шаманской церемонии, славянин получил и индейское имя — Волк…
В окрестностях городка Бад-Загеберг каждое лето проводится фестиваль Карла Мая. Героями театрализованных представлений на открытом воздухе уже который год являются Виннету и его друг Верная Рука. И уже который год в роли Виннету выступает нестареющий бледнолицый вождь краснокожих — югославский актер Гойко Митич с индейским именем Волк…