И.М. Братищев: Философия фашизма и его основные проявления
(Антифашизм как русская и других народов России национальная идея)
На какие наиболее важные аспекты феномена «фашизм» следует обратить внимание в первую очередь?
Думается, таких аспектов пять, начиная от генезиса этого явления до его становления и развития.
Во-первых, фашизм – это особый тип общественного и государственного устройства, противостоящий конституционно-плюралистической демократии. В Европе XX века – это режим Салазара (Португалия), Франко (Испания), Муссолини (Италия), Гитлера (Германия), а до и после Второй мировой войны военной диктатуры в Греции (1935 и 1967 гг.). В Восточной Азии – это милитаристская Япония (собственно и развязавшая в 1931 году мировую бойню). В Южной Америке это Чили, где в 1973 году власть захватила военная хунта во главе с генералом Пиночетом. Элементы фашизма имели место в некоторых странах Африканского континента (в форме, например, апартеида (раздельного проживания коренного населения – негров и белых) в Южной Африке.
Не могу не отметить, что в рамках фашистского социально-политического режима, как правило, отрицается принцип многопартийности, а правящая партия или группа, насильственно захватившая власть, отождествляет себя со всем государством и открыто проводит антидемократическую политику. Но есть и нюансы. Так, в Португалии имел место полный отказ от народного представительства в форме парламентаризма. Вместе с тем была сохранена автономия различных социальных групп от государства, что предполагало вмешательство государства в их экономическую деятельность (что характерно для либерализма). Итальянский фашизм, пришедший к власти в 1922 году, опирался на буржуазную государственную партию, а правительство наделил неограниченной властью при сохранении традиционных для этой страны общественных структур. В 1935-36 гг. фашистская Италия захватила Эфиопию, в 1939 г. Албанию, вместе с фашистской Германией участвовала в интервенции против республиканской Испании (1936-1939 гг.), заключив военный союз с гитлеровской Германией (1940 г.) вступила 22 июня 1941 г. в войну против СССР.
Что касается гитлеровской Германии, то несущей конструкцией фашизма здесь стало не столько государство (хотя и оно тоже), сколько идеал расового превосходства.
Идею расизма выдвинул в XIX веке французский социолог Н. Гобино (кн. «О неравенстве человеческих рас»). В ее основу было положено заключение о неравенстве (физическом и психическом) человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Из этого был сделан вывод об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы. Первые создали цивилизацию, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и потому обречены на эксплуатацию. В последствии расизм переплелся с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой и стал официальной идеологией фашизма. В современном капиталистическом мире наблюдаются попытки забыть как страшный сон расовую дискриминацию, сегрегацию, апартеид и геноцид.
Выше я сказал о милитаристской Японии. С формальной точки зрения Японию 30-х-40-х годов прошлого века не совсем корректно относить к государствам фашистского типа. Но это лишь формально. Именно эту страну следует считать зачинщиком Второй Мировой войны. Именно она в 1931 г. оккупировала Маньчжурию, а в 1937 г. начала войну за захват всего Китая (по некоторым оценкам в ней было уничтожено около 100 млн. человек). В 1939 г. Япония устроила провокации на советской и монгольской границах (бои у озера Хасан в 1938 г. и у реки Халхин-Гол в 1939 г.). А затем, став союзником фашистских Германии и Италии, она оккупировала многие азиатские страны, но с 1943 г. стала стремительно терять захваченные территории.
Во-вторых, и это главное, фашизм – это идеология, теория и практика правоэкстремистского буржуазного политического движения, порожденного именно ГМК.
Для ГМК, возникшего в 20-х годах прошлого века, характерно соединение силы капиталистических монополий (сейчас это ТНК) с силой буржуазного государства. Этот альянс имеет вполне определенные цели:
• сохранить буржуазный строй (в его инклюзивной, т.е. совместной, форме);
• дать возможность монополиям и дальше обогащаться;
• подавлять любые антикапиталистические проявления в самих капиталистических странах, а также национально-освободительные движения в других странах;
• приспосабливать капитализм к постоянно изменяющимся условиям мирового развития (был капитализм народным, затем всеобщего благоденствия, социальным, теперь он уже инклюзивный);
• смягчать конфликт между количественно и качественно изменяющимися производительными силами и капиталистическими производственными отношениями.
Основными внешними формами проявления сущности фашизма (мы знаем, что «форма существенна, сущность формирована») являются: а) антидемократизм; б) воинствующий антимарксизм и антиленининзм; в) расизм и расовое превосходство; г) шовинизм, т.е. стремление к реваншу; д) культ тоталитаризма в государственном устройстве; е) мистический вождизм; ж) социальное насилие; з) концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на обширности крови; и) оправдание геноцида «низших» народов и рас и готовность к их порабощению.
Социальная основа фашизма – маргинальные (от лат. marginalis – находящийся на краю), деклассированные слои общества.
В-третьих, интеллектуально-эстетическая традиция фашизма (в основном немецкого) в своих исходных основаниях (т.е. в генезисе) представляет собой закономерный результат западной метафизики (от греч. meta ta physika – после физики), считающей, что «все сущее» имеет природное происхождение. Многие западные философы (по крайней мере, от Платона до Гегеля) предполагали предельным выражением метафизики «волю к власти» над природой с ее многомерной совокупностью ритуалов и процедур обретения органичного единства собственного так называемого «здесь бытия» (Dasein – «чистого присутствия») индивида с исторической судьбой народа и с коллективистской трансформацией этого «здесь бытия» в реальное бытие.
Так, немецкий философ Хайдеггер (1889-1976) отождествлял внешнее политическое добро (а, следовательно, и фашизм) с образом идеально организованного общества, объединенного национально-культурными связями. Предтечами подобного национал-эстетизма были, как известно, Шиллер (1759-1805) – немецкий поэт, философ и просветитель с его «идефикс» эстетического образования, а также Ницше (1844-1900) с его тезисом, что «бытие и мир оправданы в вечности» только «как эстетический (т.е. чувственный – И.Б.) феномен».
По мнению же Хайдеггера, существует глубинная связь нацизма с эстетической идеологией. Короче говоря, по Хайдеггеру немецкий национальный дух по определению обречен на национальный психоз как душевное свойство, определяющее деятельность людей в их ощущениях, восприятии, мышлении и т.п. Именно это шизофреническое состояние привело к тому, что Хайдеггер назвал Уничтожением Германии, ее разделу, т.е. к осуществлению жесткой необходимости, внутренне присущей, как он считал, всей западной истории.
В-четвертых, фашизм – это экспансия (от лат. expansio – распространение). Расширение сферы его господства как неэкономическими методами (вооруженный захват чужих территорий, дипломатическое давление, лишение народов политической независимости и т.д.), так и методами экономическими (тем, что называют сейчас санкциями) – это «питательный бульон» фашизма.
Наконец, в-пятых, фашизму имманентно присуща мимикрия, т.е. смена своего окраса или своей внешней оболочки. Так было, когда капитализм скрылся под оболочкой империализма, империализм – под оболочкой ГМК, ГМК – под оболочкой глобализма. Глобализм же в наши дни пытается скрыться под оболочкой инклюзивности (от франц. inclusit – включающий в себя), стать всеобщим и единственным. Отсюда растут ноги цифровой экономики, «цифрового Освенцима» и много чего еще.
Буржуазия (сейчас в лице США и его сателлитов) продолжает мыслить категориями глобального господства, а фашизм в ее руках продолжает оставаться инструментом достижения этого господства.