Глобальный хаос, вызванный нынешним переделом мира, угрожает человечеству вселенской катастрофой и его уничтожением в ней. Но подавляющее большинство населения земного шара не может осознать этой смертельной опасности. Жизненный инстинкт людей оказывается недостаточным для их самосохранения в современном мире XXI века. Для этого необходимо человеческое мышление, обеспечивающее научное осознание человеком окружающего мира и самого себя в нём. Необходимо научное мировоззрение, которое родилось в середине XIX века в Европе, когда К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение диалектического материализма, раскрывающее всеобщие объективные законы движения мира. Исходной позицией в этом учении выступило положение К. Маркса, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7). Руководствуясь диалектико-материалистическим пониманием жизни общества, К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37). Революция выступает локомотивом как исторического развития общества, так и общественного сознания людей. При этом обнаруживается диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс выявили социалистическую революцию в качестве способа освобождения человека от господства над ним стихийных сил природы и общества. Исходя из этого, К. Маркс сформулировал категорический императив, повелевающий «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощённым, беспомощным, презренным существом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Ф. Энгельс квалифицировал социалистическую революцию как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы», когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 227-228). Основное содержание социалистической революции К. Маркс и Ф. Энгельс выразили «одним положением: уничтожение частной собственности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 428). Отменой частной собственности и установлением общественного типа собственности на средства производства во всемирном масштабе социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для сознательного, планомерного, гармонического развития общества. Реализация этих возможностей относится к историческому призванию соответствующей духовной революции в мировом сообществе народов.
Главным орудием социалистической революции К. Маркс и Ф. Энгельс считали науку – способ теоретического осознания объективных законов движения мира. К. Маркс квалифицировал науку как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Ф. Энгельс заметил: «чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 317). Будучи продуктом умственного труда людей на благо всего человечества, наука аккумулирует в себе безграничную силу человеческого ума, нацеленную на познание объективной реальности постоянно меняющегося мира. Научное познание человеком окружающего мира и самого себя охватывает адекватное восприятие исторической действительности, научное её понимание, практическое овладение действующими в ней всеобщими объективными законами диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне. Научно осознавая объективную историческую необходимость, человек духовно освобождается от её господства над ним. Более того, в исторической действительности человечеством достигается только то, что им научно осознаётся и практически осваивается без вреда самому себе.
Прогнозируя стратегию исторического развития человечества, К. Маркс научно предвидел, что «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращение первого во второе» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 27). Это научное предвиденье стало воплощаться в исторической действительности в начале XX века, когда капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего существования. Изучив сущность империализма под углом зрения диалектико-материалистического мировоззрения, В. И. Ленин заметил, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Обобществление материального производства в зависимости от возрастания его научного уровня развития обусловливало превращение частной собственности в общественную собственность на средства производства. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического производства, стало подавлять господство монополий. Эти тенденции свидетельствовали о наступлении общенационального кризиса капитализма, его вырождении и саморазрушении.
Вследствие обострения общественных противоречий капитализма на империалистической стадии буржуазное общество поворачивало от политической демократии к насилию, реакции, террору. Неотъемлемой чертой общего кризиса капитализма стали империалистические войны, обостряющие все его противоречия до крайних пределов. Выход из катастрофической ситуации капитализма В. И. Ленин нашёл во всемирной социалистической революции. В 1917 году он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи её или волны контрреволюции, – окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Политическая реакция империалистической контрреволюции противоположна действию объективных законов исторического прогресса, поэтому завершается неминуемой гибелью капитализма.
Первым во всемирной истории практическим подтверждением правильности научных определений социалистической революции стала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Она оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Великий Октябрь возглавил наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив её содержание, характер, направление развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс, В. И. Лепнин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 403). Таким образом, Великая Октябрьская социалистическая революция стала стартом всемирной социалистической революции.
Охватив огромнейшую и богатейшую страну земного шара, Великая Октябрьская социалистическая революция поставила вопрос на повестку дня мирового исторического процесса о дальнейшем движении общества вперёд путём цивилизационного прогресса. Отвечая на этот вопрос, В. И. Ленин писал:
«У нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы всё-таки теперь стоим» (Там же, с. 377). Содержанием культурной революции В. И. Ленин считал обучение и просвещение народных масс, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Там же, с. 391). Научное обоснование строительства социалистического общества стало закономерностью этого исторического процесса. В. И. Ленин был убеждён в том, что «для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной» (Там же, с. 377). Утверждение социалистической культуры в общественном производстве, социальной сфере, политической системе, духовной жизни общества способствовало становлению социалистической цивилизации, созиданию коллективистского и гуманистического жизнеустройства на планете.
Рождённые Великой Октябрьской социалистической революцией, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества побудили к середине XX столетия величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию, которая добилась непосредственного соединения науки с материальным производством и создания на этой основе качественно нового вида производства – наукоёмкого производства, характеризующегося своей автоматизацией и беспредельным развитием вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. В процессе научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Частная собственность на средства производства перестлала служить основой для формирования производственных отношений общества. Она превратилась в разрушителя производства – фундамента общественной жизнедеятельности народов. Замену частной собственности общественным типом собственности на средства производства в планетарном масштабе осуществляет величайшая социальна революция во всемирной истории – глобальная социалистическая революция. В исторической действительности подтверждается научный вывод К. Маркса, что «ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7).
Мировая научно-техническая революция превратила науку в непосредственную производительную силу общества. На этой основе совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития, необходимый и достаточный для всемирного утверждения коммунистического общественного жизнеустройств мирового сообщества народов. Наукоёмкое производство определяет необходимые потребности дальнейшего исторического развития населения земного шара, которые заключаются в научном обосновании организации жизни общества и научном управлении её развитием. Удовлетворение столь высоких социальных и духовных потребностей международного сообщества предполагает их научное понимание, что посильно научному мировоззрению диалектического материализма. Материалистическая диалектика оказалась в современном мире единственным учением, которое не поддаётся разрушительному воздействию глобального хаоса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Вооружение народных масс диалектико-материалистическим мировоззрением составляет основное содержание величайшей духовной революции во всемирной истории – мировой научно-мировоззренческой революции в общественном сознании интернационального сообщества народов. Это содержание соответствует научному понятию К. Маркса, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422).
Глобальная социалистическая революция действует в соответствии с объективной логикой всемирной истории – диалектикой общественного развития человечества. Всеобщие объективные законы диалектики господствуют над мировым сообществом народов. Революция требует от народов научного обоснования своей общественной жизнедеятельности – целенаправленного использования всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества. Удовлетворение этой основополагающей жизненной потребности человечества обеспечивается научным мировоззрением диалектического материализма. Диалектико-материалистическое мировоззрение выступает руководством к действию народов во всех сферах их общественной жизнедеятельности. Научное мировоззрение является основополагающей формой общественного сознания человека, определяющей сущность и характер его мышления, выражающей его духовность и человечность. Научная идеология обеспечивает мотивацию революционного движения мирового рабочего класса и всего трудового человечества к построению коммунистического общества социальной свободы и равенства. Научное осознание людьми действия объективных общественных закономерностей является исходной позицией в научном обосновании организации жизни общества и научном управлении её развитием, что обусловливает полную социальную свободу общества и человека. В исторической действительности воплощается научное предвиденье Ф. Энгельса, что с утверждения социализма на планете «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228).
Согласно диалектико-материалистическому подходу к жизни общества, решающую и определяющую роль в материальном производстве играют производительные силы. Наукоёмкое производство отличается комплексной механизацией и автоматизацией, порождёнными непосредственным соединением науки с производством, качественным обогащением всеобщего научного потенциала мирового сообщества народов. Эти факторы обусловливают становление наукоёмкого производства основной, определяющей, решающей отраслью международного хозяйства, достигающей высшей производительности труда и беспредельного развития производства. Эти факторы коренным образом изменяют характер производственного труда людей. Непосредственное соединение научного труда с производственным трудом способствует интеллектуализации производственного труда, усилению его творческого характера. Интеллектуализация производственного труда открывает неограниченные возможности для творческого поиска и внедрения научных открытий в общественное производство. Поэтому научное совершенствование производства неразрывно связано со всесторонним развитием основной производительной силы общества – личности человека, его научной и культурной подготовкой, духовным обогащением и умственным созреванием. В реализации творческих способностей трудящихся первоочередную роль играет формирование их научного мировоззрения, опираясь на высокий уровень их духовной культуры. Эту историческую задачу решает мировая научно-мировоззренческая революция в общественном сознании интернационального сообщества народов.
Превращение науки в непосредственную производительную силу общества вносит существенные коррективы в диалектику взаимодействия общественного бытия и общественного сознания человечества, значительно усиливая преобразующее воздействие научного сознания людей на общественное развитие народов, так как общественное бытие выступает содержанием их общественного сознания. Адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности мира стали естественной необходимостью исторического творчества народных масс. Без научного понимания и научного обоснования жизни общества оказывается невозможным дальнейшее общественное развитие международного сообщества путём исторического прогресса. Удовлетворение этих социальной и духовной потребностей народов осуществляется мировой духовной революцией, воплощающей научно-мировоззренческое преобразование общественного сознания людей на основе всесильных теории и методологии диалектического материализма. Не случайно пренебрежение всеобщими объективными законами диалектики оборачивается разрушительными последствиями и неминуемым провалом в конечном итоге.
Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в её безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку человека, воплощающего в себе достижения социальной зрелости и умственной развитости общества. В силу того, что наукоёмкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности людей, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве народов. Тем более что общественное сознание людей не только познаёт общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления. В итоге складываются общественные и человеческие условия для всестороннего развития и эффективного применения творческого потенциала каждого человека на благо всего общества.
Наукоёмкое производство способствует существенному обогащению научного мировоззрения диалектического материализма. Подъём совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития и обобществление на этой основе материального производства во всемирной степени обусловили глобальный характер диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Свой всемирный характер усилили взаимосвязь и взаимодействие, взаимозависимость и взаимообусловленность всех общественных явлений, процессов, отношений в земном пространстве. Соответственно возросло значение целостного виденья мира, системного или комплексного подхода к его научному познанию. Поэтому научное осознание мира новейшего времени предполагает необходимый учёт его высокой интегрированности и обобществлённости, глобальных особенностей действия в нём всеобщих объективных законов диалектики. Глобальное виденье мира возможно на основе последовательного применения в его научном познании законов материалистической диалектики, теоретической и методологической культуры научного мышления – адекватного восприятия и научного понимания объективной реальности. Поскольку общественное сознание людей функционирует в соответствии со всеобщими объективными законами диалектики, обогащение содержания научного сознания естественно воспринимается диалектико-материалистическим мировоззрением.
Становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком её достижениями. Овладение производительными достижениями мировой научно-технической революции предполагает их научное осознание, что побуждает научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании людей. Усвоение народными массами научного мировоззрения диалектического материализма является исторической необходимостью коллективистского и гуманистического развития международного сообщества к коммунистической ступени человеческой цивилизации. Превращаясь в непосредственную производительную силу общества, наука предъявляет человечеству совершенно новые объективные требования к организации всех сфер жизни общества на научной основе. В совокупности непосредственное соединение науки с материальным производством оказывает глубинное преобразующее воздействие на духовную культуру народов. Оно радикально повышает роль и значение науки в общественном развитии человечества. Наука становится основой коммунизма, научность пронизывает все сферы жизни общества. Этими свершениями мировая духовная революция совершает величайший качественный скачок во всемирной истории. Научное мировоззрение диалектического материализма воплощает теоретический уровень общественного сознания человека, сущность и характер его мышления.
Становление науки непосредственной производительной силой общества представляет собой необычайно радикальную научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании человека – главного субъекта исторического творчества человечества. Усвоение человеком научного мировоззрения диалектического материализма является интеллектуальным, умственным, духовным источником революционного преобразования жизни общества в соответствии с его человеческими потребностями. Научно-мировоззренческая революция не только освобождает человека от господства над ним стихийных сил природы и общества, но и вооружает его безграничной умственной силой, способной к овладению объективными законами развития природы и общества, целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества народов. Усваивая научное мировоззрение, человек становится способным к созиданию человеческого мира, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком, основанного на социальном равенстве всех людей в отношении всемирного богатства, функционирующего на научном фундаменте в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма.
Усваивая научное мировоззрение диалектического материализма, человек обретает неограниченную умственную силу. Усвоением научного мировоззрения он духовно освобождается от господства над ним объективных законов развития природы и общества, действующих независимо от воли и сознания людей. Благодаря диалектико-материалистическому мировоззрению человек обнаруживает свою умственную способность к научному осознанию объективной реальности, исторической действительности. Научное осознание мира позволяет человеку практически овладевать действием всеобщих объективных законов диалектики в своих жизненных интересах, для удовлетворения человеческих потребностей. В научном сознании человека воплощается адекватное восприятие и правильное понимание окружающего мира, что служит исходной позицией для научного обоснования организации жизни общества и научного управления её развитием. Научное мышление мотивирует социальную ответственность человека за состояние общества. Человек входит в центр общественной жизнедеятельности всемирного сообщества народов, действительно становится главным субъектом исторического творчества человечества. В итоге человечество превращается в общественный людской коллектив, представляющий собой человеческий мир.
Человек может жить только в обществе, выступающем человеческим коллективом. Благодаря научному сознанию человек воспринимает себя как совокупность всех общественных отношений, носитель социальной ответственности за судьбу общества. Взаимоотношение человека и человеческого общества К. Маркс выразил положением «человек – высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422), ставшим главным принципом коммунистического гуманизма. Осознание человеком самого себя как высший социальной ценности в общества фиксирует величайшее достижение научно-мировоззренческой революции в общественном сознании населения земного шара. Только научное сознание содержит в себе безграничную умственную силу, обеспечивающую как научное познание мира, так и его революционное преобразование в соответствии с человеческими потребностями людей. Таким образом, научное сознание воплощает в себе человеческое мышление, мотивирующее ценностную ориентацию, социальное и нравственное поведение, общественную деятельность, образ жизни, культуру мышления человека. Порабощённое объективной необходимостью существо действительно становится разумным и свободным человеком. В этом заключаются особенности мировой духовной революции.