Нынешнее десятилетие для России является весьма ответственным и даже судьбоносным. Соединенными Штатами Америки и коллективным Западом нам объявлена гибридная война. Однако вполне понятно, что Запад не сможет достигнуть чисто военной победы, даже используя Украину как прокси-государство. А вот на экономическом поле он может серьезно ослабить и подорвать потенциал России, создать в стране серьезнейшее социальное напряжение, которое в отсутствие национальной идеологии может вызвать крайне негативные последствия, вплоть до распада державы.
В этих сложнейших политико-экономических условиях перед страной стоит важнейшая задача — выработка стратегии национального развития, формирование сильной, динамично развивающейся экономики, что невозможно без перехода на новую экономическую модель с ориентацией на новую индустриализацию, технологический суверенитет. «Абсолютно ключевой вопрос — это то, что нам нужно сделать в самое ближайшее время — добиться технологического суверенитета России», — заявил Президент РФ В.Путин в ходе общения 4 апреля с рабочими «Тулажелдормаша».
Индустриализация — это не просто сложный процесс, связанный с увеличением производительных сил общества, ускорением научно-технического прогресса, инновационными решениями как основы повышения производительности труда и темпов роста производства во всех отраслях хозяйства.
Индустриализация как политико-экономическая категория, ее характер, темпы, источники финансирования, а также цели и социальные последствия определяются и формируются совокупностью производственных отношений. В нынешних российских условиях эта совокупность, к сожалению, исковеркана долгое время господствовавшими принципами либерально-рыночных отношений, заведшими экономику страны за тридцатилетний период «реформирования» в стагнационный тупик.
Поэтому теоретически неверно, а с позиции практики даже бесполезно рассматривать формирование новой индустриализации, технологического суверенитета в отрыве от совокупности российских базовых экономических отношений. А они, в свою очередь, сформированы в рамках той ущербной либерально-экономической модели, которая зациклена на получение сверхприбыли любой ценой, модели, которая просто провалилась, приведя к тотальной импортозависимости и заведя экономику страны в тупик.
Поэтому когда речь идет о выживании государства в условиях жесткой гибридной войны, новая индустриализация не может ставить главной целью получение прибыли, а диктуется в первую очередь необходимостью обеспечения экономической безопасности страны посредством создания самодостаточного народнохозяйственного комплекса, который позволил бы снизить зависимость от критически важного импорта и обеспечить необходимый уровень обороноспособности государства.
Следовательно, новая индустриализация для российской действительности сегодня — это не просто затыкание дыр, простое реагирование на пакеты санкций коллективного Запада, а емкая среднесрочная и долгосрочная задача народнохозяйственного значения, не совместимая с либерально-рыночной моделью. И решить эту задачу может не частный бизнес, а государство.
Однако сегодня российская промышленность, ОПК, энергетика, в том числе структурообразующие компании, находятся в частных руках. Все они имеют свои планы чисто корпоративного формата, а следовательно, слабо нацелены на общую индустриализацию в масштабах страны в целом. Поэтому частный капитал, да еще и изуродованный ущербной моделью рыночного фундаментализма, не готов вкладывать свои деньги в долгосрочный проект, считая для себя более выгодным вывозить капитал в офшоры или даже финансировать экономику противников, вкладывая капитал в их ценные бумаги. Спецоперация на Украине наглядно вскрыла этот порок либерально-рыночного функционирования экономики консервативного капитализма, выявила его узкие места, показала зависимость отечественной экономики от критически важного импорта. Все это прекрасно понимает и отслеживает наш противник. Поэтому главный удар наносится и будет наноситься именно в этой сфере.
Отсюда вытекает необходимость национализации ключевых предприятий оборонной промышленности и системообразующих предприятий. Без национализации никакая новая индустриализация, формирование технологического суверенитета просто невозможны, поскольку только государство может концентрировать необходимые ресурсы для решения этих сложнейших задач. Частный бизнес, зацикленный на получение прибыли любой ценой, просто не будет этого делать.
Новая Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в конце марта, жестко обозначила место нашей страны в мире. Россия самоопределилась в качестве самобытной евразийской и евро-тихоокеанской державы, одного из суверенных центров мирового развития, играющего уникальную роль в поддержании глобального баланса сил и обеспечении мирного, поступательного развития человечества. Принято важнейшее политическое решение. Но это политическое решение объективно предполагает в качестве второго логического шага — формирование новой экономической модели мобилизационного характера на базе новой индустриализации, которая будет опираться в первую очередь на отечественный народнохозяйственный комплекс и внутренний рынок страны.
В чем должен заключаться этот шаг?
Первое. Вывод экономики России на траекторию экономического роста на основе новой индустриализации с учетом тотального санкционного давления коллективного Запада требует смены социально-экономического курса, исходным моментом которого является принципиальный отказ от монетаристской модели «роста», взращенной и вскормленной идеологией либерально-рыночного фундаментализма западного образца.
Второе. Исходя из мирового опыта СССР, Японии, Швеции, Франции, Китая, Южной Кореи, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующего социально справедливое общество социалистического типа.
Третье. Вести речь о курсе на новую индустриализацию при нынешних руководителях крупных компаний и корпораций, которые в значительной степени контролируется неолибералами, «эффективными менеджерами», приверженцами мировых финансовых элит, доведших страну до кризиса — это нонсенс, абсурд. Необходимо их убрать из экономического блока страны, заменив специалистами и профессионалами.
Четвертое. Если Россия ставит задачу победить в развязанной против нее коллективным Западом гибридной войне, необходимо быстро выстроить современную научно выверенную систему управления народнохозяйственным комплексом и особенно — развитием экономики с учетом новой индустриализации, повышения технологического суверенитета.
Пятое. В условиях гибридной войны против России слом старой модели экономики и формирование нового механизма социально-экономического развития, реализация сформулированной концепции выживания страны предполагает осуществление, как минимум на период первой пятилетки, мобилизационной экономики — как особой формы экономических отношений в чрезвычайных для страны условиях, которые позволяют максимально полно использовать имеющиеся производительные силы страны.
Хочет этого кто-то или нет, но если Россия ставит цель выиграть тотальную экономическую войну против США и коллективного Запада, то жизнь заставит использовать эту модель, формируя мобилизационный характер нашей экономики, то есть отдавая приоритет тому, что увеличивает нашу обороноспособность и стратегическую устойчивость экономической системы.
Причем импульс к решению этих задач может дать только Президент РФ В.Путин. Проникнется политическое руководство страны необходимостью решения важнейшего стратегического вопроса — формирования новой индустриализации, технологического суверенитета, сумеет мобилизовать необходимые идеологические, материально-технические и кадровые ресурсы — Россия выиграет тотальную войну, объявленную против нее коллективным Западом.