«Красная шапочка» — Яна Поплавская о пошлых и развратных сценах в столичном театре имени Ермоловой

Невозможно на это молча смотреть — говорит российская актриса Поплавская про театр им. Ермоловой, которой находится в минуте от Кремля в самом центре столицы. Этим театром руководит Олег Меньшиков, и под его началом зрителю показывают такое, от чего, порой, становится не по себе и невольно задаёшься вопросом — неужели это искусство? Я недавно уже писал об этом театре, о роли Асмус в тамошнем спектакле, а сейчас на проблему обратила внимание Яна Поплавская. И, хочется верить, что её высказывания заметят и что-то изменится.

Олег Меньшиков и Кристина Асмус

Олег Меньшиков и Кристина Асмус

Дорогие читатели, сразу хочется оговориться, что я не против любого театра. Театр, как я считаю, должен быть разным и давать зрителю выбор. Я не против экспериментов, даже не против разного рода пошлости, но только если она оправдана. Не могу терпеть когда пошлят ради, уж простите, хайпа и привлечения внимания. Любое действие на сцене просто обязано быть необходимым для сюжета. А ещё я против пошлости за бюджетные средства! Да, в частных театрах — пожалуйста. Ставьте всё, что в рамках закона и показывайте зрителю. Но когда в государственном театре за бюджетные средства ставят абсолютную чернуху, а Минкульт не только финансирует это, но и продвигает, рекламирует, награждает премиями и даёт гранты на такое — это уже совсем нездоровая история, согласны?

Мы, вроде как, боремся за семейные ценности, за мораль и наше исконное искусство, но, в то же время, за налоги граждан и под эгидой Министерства культуры выпускаем прям рядом с Кремлём настолько аморальные и противоречащие всем нашим ценностям и нормам постановки. Ну это лицемерие какое-то. И я бы ещё понял такое от условного Богомолова, но от Меньшикова я, честно, такого не ожидал.

Яна Поплавская

Яна Поплавская

Да, театр Ермоловой и при прошлом худруке Андрееве любил экспериментировать и радовать зрителя современным искусством, но эти эксперименты были тонки, не пошлы, они лишь дополняли актёрскую игру и замыслы авторов. При Меньшикове же театр всё чаще именно что шокирует и поражает. Поплавская обратила внимание на те же два спектакля, которые я ранее вам описывал. «Леди Макбет» и «неИдеальный Че».

Их спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Довольно сильная постановка с неплохими актёрскими работами. Смотрел первые 40 минут и радовался — насколько же всё хорошо. А потом исполнительница главной роли Кристина Асмус начинает играть с партнёром по спектаклю сцену близости. Да так играть, что ей бы позавидовали величайшие актрисы откровенного жанра. И так натурально сыграно, с такими движениями, страстью, криками, что меня это прям выбило из всей атмосферы. Я не ханжа, но я искренне не понял — зачем тут такая бурная сцена? Это к вопросу о том, что всё должно быть оправдано. Тут точно нет никаких оправданий — шок ради шока, заставляющий вжиматься в кресло и думать лишь об одном — зачем? Ну и стыд за артистку испытывать.

Сцена из спектакля «Леди Макбет…» театра им. Ермоловой

Сцена из спектакля «Леди Макбет…» театра им. Ермоловой

Заслуженная артистка говорит монолог, а на переднем плане Асмус играет «страсть» прям перед носом у первых рядов. Зрители в зале краснеют, испытывают неловкость, и мне неловко за артистов. Зато об этом пишут, это обсуждают и, похоже, это и есть цель этой сцены — вызвать ажиотаж, шокировать. Только вот, я уверен, что зритель ходит в театр не за этим! Этого и так полно вокруг, театр должен нести совершенно другие эмоции, заставлять задуматься, вести диалог со зрителем, а не погружать в черноту с головой. Если бы эта сцена была необходима, но ведь нет. Она абсолютно инородна, как вставной номер. И как же мне жаль артистку Асмус!

После скандального фильма «Текст» она рыдала, мол, её карьера разрушена, мол, режиссёры видят в ней теперь только актрису таких ролей. Плакала из-за обильного негатива в комментариях её соцсетей, но сама же продолжает играть такие роли. Ну она же артистка с именем, она в праве сама выбирать себе роли, а коли выбрала, то последствия полностью на её совести. Эх…

Леди Макбет

Леди Макбет

И идёт там спектакль «неИдеальный Че». Знаете о чём он? Коротко опишу сюжет, используя цензурные слова, дабы алгоритмы площадки не заблокировали. Итак, женщине снится сон, в котором она видит идеальный мужской сами знаете какой орган. Она ставит себе цель найти его во что бы то ни стало, ведь ей видится он символом Родины. Орган с родинкой, и она находит сходство между Родиной и родинкой. Произносит монолог, в котором заявляет, что этот идеальный прибор должен быть виден всем, что он наведёт порядок во всех сферах. Потом происходят поиски, и обладатель идеального находится.

Он сантехник, но зачем-то свёл родинку хирургически. В общем, тут всё построено на метафорах, символизме и просто пропитано пошлостью. И сразу возникает вопрос, который всё чаще звучит в моих статьях — а где Минкульт, где департамент культуры? Неужели авторы самого близкого к Кремлю театра, на сцене которого играли великие артисты и творили огромные режиссёры, считают это нормальным? Да и вообще — сравнить Родину с органом? Это уже, на мой взгляд, небывалый уровень, которого мало кто достиг, кроме Меньшикова.

Сцена из спектакля «неИдеальный Че» театра им. Ермоловой

Сцена из спектакля «неИдеальный Че» театра им. Ермоловой

Итак, Поплавская посмотрела эти два «чуда» творения театра Ермоловой и осталось крайне возмущена. Она тут же обратилась в Минкульт, но получила ответ, мол, театр в ведомстве департамента культуры Москвы и спрашивать надо с них. А те пока не ответили. Но, я уверен, что ответят Яне, как и мне — скажут, что у них политика невмешательства и влезать в творческие планы театра они не имеют права. А если вы видите нарушение закона, то обращайтесь в надлежащие органы. И я думаю, что Поплавская обратится, и очень интересно что из этого выйдет. Если нарушения действительно выявят, это будет отличным примером и прецедентом для многих любителей пошлить за гос. средства.

Поплавская говорит:

«В пяти минутах пешком от Кремля, в знаменитом театре Асмус максимально раскрывает свой талант, играя п@ловой акт. Также культурные критики обращают внимание на ещё один яркий спектакль в театре Ермоловой: „Неидеальный Че“, посвященный мужскому пол@вому органу. Сюжет строится на том, что героине привиделся „детородный орган“ с родинкой, она его ищет и находит у сантехника»

А про своё обращение в Минкульт вот так:

«Найдут миллион таких же оправданий, якобы, смысл другой, мол, режиссер вовсе не русофоб, директор театра хороший. И разврат на сцене будет продолжаться. Невозможно смотреть на это молча. Мы кричим, но в ответ только снисходительная улыбка министра»

Согласны?

Согласны?

А мне всегда интересно — когда выделяют деньги на спектакль, неужели его потом не отсматривают, не проверяют на что идут налоги? Ну тут же любому понятно, что это полностью противоречит ценностям, да ещё и Родину сравнивают с известным органом, что многих возмущает. Почему так? — риторический вопрос…