Л.Г. Антипенко: «О естественно-научном и философском подходе к формированию экологического сознания»

УДК 1.14

Аннотация

В статье ставится вопрос о предпосылках формирования экологического сознания людей. Без ответа на этот вопрос не может быть решена задача преодоления глобального экологического кризиса, гибельные последствия которого, если иметь в виду род человеческий, очевидны. Нами предлагается сочетание двух подходов к решению поставленной задачи − со стороны естествознания и со стороны философии. Со стороны естествознания − учение В. И. Вернадского о живом веществе и о биосфере, со стороны философии − фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Оба пути сходятся в концепции двусторонней структуры действующего времени. Понятие двусторонней структуры времени означает, что в нём сочетаются две противоположные тенденции, обычно выражаемые посредством терминов: прямое и обратное течение. Прямому  течению присущ разрушительный (энтропийный) потенциал, обратному  течению − созидательный (эктропийный) потенциал. Важнейшей предпосылкой формирования экологического сознания является осознание диалектического характера временной стихии, во взаимодействии с которой находится жизнь.

Ключевые слова: экология, учение о живом веществе, фундаментальная онтология, время, диалектическая логика

Ленинская установка на укрепление союза естествознания и философии оказала благотворное влияние на развитие естествознания и философии в нашей стране в той мере, в какой философское мышление вбирает в себя опыт диалектического осмысления действительности [1, c. 316 −322]. Этот опыт приобретает особую важность, когда ставится задача формирования в социуме экологического сознания. Отметим, что в настоящее время об экологии просто бессмысленно говорить без учёта учения В. И. Вернадского о Земной биосфере и живом веществе. Вместе с тем задача формирования экологического сознания не может быть решена без подхода к ней с философской стороны. Надо решать вопрос о выборе философии.  

Вернадский, изучая феномен диссимметрии (энантиоморфности) живого вещества, открыл возможность ввести своё учение в рамки философского дискурса, который подчиняется диалектической логике. Я имею в виду фундаментальную онтологию Мартина Хайдеггера (1889−1976). Краткое ознакомление с ней будет представлено ниже, после сообщения об открытии Вернадского.

Под диссимметрией живого вещества понимается диссимметрия молекулярной структуры всех живых организмов. Сошлёмся на её описание в статье В. Гольданского  [2]. В мире молекул живых организмов, сообщает Гольданский, есть точные аналоги правой и левой рук − так называемые молекулы-антиподы в зеркальном отношении. Их ещё называют оптическими изомерами, поскольку они отличаются друг от друга тем, что вращают плоскость поляризации проходящего через них света в противоположные стороны [2, c. 87−88]. Эта особенность молекул существовать в двух зеркально-антиподных формах известна в науке, по словам Гольданского, под названием хиральности (от греческого  − рука). И выясняется, что живой природе присуща практически абсолютная хиральная чистота: белки содержат только «левые» аминокислоты, а нуклеиновые кислоты − только «правые» сахара.  Возникновение этого феномена, пишет автор, представлялось одной из самых больших загадок в проблеме происхождения жизни [2, c.88].

Вернадский вначале полагал, что решение данной загадки, а от неё во многом зависело его учение о биосфере, можно найти, если соотнести дисбаланс между правым и левым в живом веществе с разными типами пространства [3, c. 265−273]. Затем это предположение отпало, и он показал, что причина энантиоморфности заключается в диссимметричной структуре времени. Для живого вещества, констатировал автор, понятие пространства не может охватить явления, в нём происходящие, в той степени, в какой оно охватывает их, например, в кристаллах. Нигде в окружающей нас природе время не выдвигается в такой степени. Одной из больших заслуг французского философа Бергсона было то, что он ярко и глубоко выдвинул значение времени для живых организмов по сравнению с косными процессами в биосфере. В основе явлений симметрии / [диссимметрии] в живом веществе время выступает в такой форме и значении, в каких это не имеет места в косных телах и явлениях. «Здесь, мне кажется, в основе геометрических представлений ярко проявляется не столько пространство, сколько новое, входящее в понимание испытателя природы в XX в. понятие о пространстве-времени, отличном и от пространства, и от времени» [3, c.285].

Так живое вещество слилось с временной стихией, без которой немыслимо возникновение и функционирование жизни. И дело не только в том, что жизненные процессы, как и любые другие процессы, протекают во времени. Дело в том, что в феномене хиральности открывается феномен прямого (энтропийного) и обратного (эктропийного) течения времени. Вот этот феномен, будучи теоретически обобщённым, вошёл в фундаментальную философию Хайдеггера в качестве её базиса.  Диалектика времени превратилась в диалектику бытия и времени [4]. Отсюда диалектическая логика, которую я называю комплементарно-диалектической логикой [5].  Основной её операцией является операция, именуемая привацией. Хайдеггер приводит для неё следующее определение: «Если мы нечто отрицаем так, что не просто исключаем, а, скорее, фиксируем в смысле недостачи, то такое отрицание называют привацией (Privation)» [6, c. 86].

 В порядке своих временных размышлений Хайдеггер показывает, как выглядит  привация времени. Если взять высказывание «у меня нет времени», то оно есть отрицание, и всё же, по его словам, не есть отрицание в обычном смысле [6, c. 86]. Здесь подразумевается указание на наличие обратного течения времени, о чём можно судить по  следующим разъяснениям. Все три измерения времени − прошлое, настоящее, будущее − равноизначальны, ибо ни одного из них нет без других, все три для нас равноизначально открыты, однако они открыты не равномерно. «То одно измерение становится для нас определяющим, то другое, − мы вовлекаемся в какое-то из них и даже, возможно, оказываемся у него в плену. Но при этом два других измерения ни в коем случае не исчезают, а только модифицируются. Другие измерения подвергаются не просто отрицанию, а привации» [6, c. 89]. Стало быть, прошлое, в определённой мере существует, и существует потому, что время наделено способностью течь не только в прямом, но и в обратном направлении.

Экологическое сознание возникает при осознании и учёте этого временного фактора.

                                         Литература

[1]. Ленин В. И. К вопросу о диалектике / ПСС, т.29, с.316−322.   

         [2]. Гольданский В. Возникновение жизни с точки зрения физики / Теоретическая и  

             математическая биология. М.: «Мир», 1968, с. 86−94.

[3]. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: «Наука», 1988. − 520 с.

[4]. Хайдеггер, Мартин. Бытие и время (пер. с нем. В. В. Бибихина). Харьков:

    «Фолио», 2003. − 503, [9] c.

[5]. Антипенко Л. Г. Проблема неполноты математической теории и онтологические

     предпосылки её решения. М.: ЛЕНАНД, 2022. − 152 с.   

  [6]. Хайдеггер, Мартин. Цолликоновские семинары. Вильнюс: Европейский    

    гуманитарный университет, 2012. − 406 с.