Скачать презентацию Курса в слайдах можно здесь:
«Начальный курс Марксизма-Ленинизма».
Занятия в Москве по «Начальному курсу М-Л» проводятся с сентября 2020 года. За это время сдали экзамены 210 выпускников.
Руководитель проекта – д.т.н, Председатель ЦС РУСО И.И. Никитчук.
Курс состоит из 4-х лекций, общая продолжительность курса – 6 часов. Плюс экзамен (в открытой форме).
Автор учебного пособия Брагин Алексей Александрович (учительский стаж – 7 лет. Журналистский стаж – 33 года. Член КПРФ и член РУСО с 1999 года).
Другая работа автора – учебное пособие «Азбука коммуниста» (2000 год) многократно переиздавалась региональными партийными организациями (Барнаул, Вологда, Архангельск, Екатеринбург, Чита. Красноярск), в полном объеме была опубликована в федеральном журнале «Коммунист» и дважды переиздавалась ЦК КПРФ.
«Начальный курс Марксизма-Ленинизма» (2020 год) создавался, в том числе на основе «Азбуки коммуниста». Было три издания книги (второе издание было исправлено и дополнено). Это уже качественно улучшенная книга. Автора консультировали и книгу положительно оценили председатель ЦС РУСО, д.т.н., проф. И.И. Никитчук, члены ЦС РУСО д.э.н., проф. Н.В. Сычев, д.э.н., проф. А.А. Ковалев, д.ф.н., проф. В.В. Трушков, к.т.н. А.И. Евсеев, к.и.н. М.Б. Чистый.
Совместно с телеканалом «РассветТВ» (руководитель Т.А. Бычковская) подготовлен полный цикл видеолекций по «Начальному курсу М-Л».
В нашем проекте принимали активное участие члены Президиума ЦС РУСО А.Д. Акимов, А.Г. Селезнев, д.э.н. И.М. Братищев, к. ф-м. н. Г.Н. Змиевской, к.т.н. А.И. Евсееев, депутат Госдумы Д.А. Парфенов, член КПРФ П.Н. Орехов.
«Начальный курс М-Л» представляет классическое учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Работая над этой книгой, автор изучал произведения классиков М-Л, учебники, политические и философские словари советского периода (в том числе довоенные издания).
В книге много статистики и примеров из современной жизни. В то же время новейшие социалистические концепции остались за рамками «Начального курса М-Л». Мы полагаем, что знакомить с ними надо на другом специализированном курсе, после освоения начальных знаний о М-Л.
Лектор применяет усовершенствованный педагогический метод проблемного обучения (вопросы и обсуждение в группе). На протяжении всех лекций осуществляется демонстрация соответствующих слайдов на большом экране (более 100 слайдов).
Краткосрочный учебный курс предназначен для тех, кто впервые приступает к изучению марксистской теории. Он вводит в ее проблематику, ориентируя на более углубленное изучение марксистско-ленинской философии, политической экономии и теории научного коммунизма. Книга написана доступным языком и будет понятна старшекласснику. Отзывы выпускников о нашем курсе и книге только положительные.
Комментарии к слайдам
(на 15 сентября 2024 года)
— Наш курс – это просветительский проект Московского ГК КПРФ. Руководителем проекта был Иван Игнатьевич Никитчук. Это был руководитель РУСО, доктор наук, профессор. В честь него мы назвали наш проект – «Никитчуковский просветительский проект». Партийный куратор нашего проекта Денис Андреевич Парфенов.
— Первое занятие мы провели в сентябре 2020 года. Прошли аттестацию 197 человека (на 15 сентября 2024 года)
— Комплексный подход: написали, апробировали на практике и издали учебное пособие, мы сами сделали 15 учебных фильмов, специальный раздел на сайте РУСО, более 100 слайдов. Большая подборка советских художественных и документальных фильмов о революционерах. Учебные фильмы нам помогли сделать «РассветТВ» и «Красная линия». Мы провели 20 экскурсий, у нас есть свой киноклуб. И мы изобрели новый формат лекций – кинолекции. Подготовили 2 кинолекции – о Ленине и Сталине.
— Над нашим проектом работала большая группа известных российских ученых социалистической ориентации, в состав которой входили: И.И. Никитчук, В.Я. Гросул, И.М.Братищев, Н.В. Сычев, А.А. Ковалев. В.В. Трушков, А.И. Евсеев, М.Б. Чистый, Г.Н. Змиевской, В.А. Попович.
— Марксизм-Ленинизм – это очень сложное и многогранное учение. Полагаю, что всей жизни не хватит, чтобы разобраться во всех деталях. Поэтому существуют узкие специалисты: философы, политэкономы, преподаватели научного коммунизма.
— Я – школьный учитель. Учился в советской школе и в советском вузе. Начал работать учителем еще в СССР. Первое учебное пособие по Марксизму (Азбуку коммуниста) я написал в 2000-м году. Писал для себя, чтобы лучше понимать Учение. А это уже новая книга – написана через 20 лет.
— Сейчас существует много вариантов прочтения Марксизма. Я буду вас учить тому, чему меня учили в советской школе. То есть, классике, но на современных примерах и с помощью современных методов обучения.
— Зубрежкой Марксизм не освоишь, это Учение нужно понять. Только тогда вы сможете его применять для анализа современных общественных явлений.
— Наш курс – только вводит в Марксизм-Ленинизм. Это даже не основы Марксизма-Ленинизма (на них требуется больше часов). Если провести параллели с математикой, то мы учим считать на палочках и арифметике. Но дальше вам уже будет проще самостоятельно продолжать постигать Марксизм-Ленинизм.
***********************************************************
1-6. Рассказ о моей библиотеке
7-8. Альпинисты.
— Вопрос: назовите четырех авторитетов Марксизма-Ленинизма — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин;
— Вопрос: Кто из них выше на вершине, лучше освоил марксизм? (Сталин);
— Обращаю внимание, что альпинисты связаны друг с другом веревкой. Ленин и Сталин всегда подчеркивали свою преемственность с Марксом и Энгельсом. Нет русского, европейского или китайского марксизма, т.к. основные положения марксизма-ленинизма универсальны и едины для всех стран и народов. Национальная специфика в ходе строительства социализма/коммунизма проявляется, но она не распространяется на основные положения Учения;
— Вопрос: Кто же пятый? Общественная практика (опыт) – критерий истины;
— Вопрос: Почему Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин являются для нас авторитетами? Потому что они во многом подтвердил свою теорию практикой.
— Пример: 1961 год, 3 программа КПСС, Сталин – полная победа социализма (опасность реставрации капитализма), Хрущев – окончательная победа социализма (якобы реставрация капитализма уже невозможна).
— Пример: Устаревшее еще при жизни автора определение пролетариата Энгельса (Принципы коммунизма)
«Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала…», Энгельс.
9. Научное познание
— Вопрос: знаете ли вы что такое научная гипотеза и научный факт?
— Вопрос: Социализм — это гипотеза или научный факт?
— Вопрос: Коммунизм – это гипотеза или научный факт?
— Вопрос: Коммунистическое общество – это гипотеза или научный факт? (это научный факт, т.к. коммунистическое общество на фазе социализма уже было в СССР).
— Вопрос: Что мы ответим на аргументы наших идеологических противников, что якобы марксизм-ленинизм устарел? (Марксизм не устарел, также не устарели открытия Ньютона, Менделеева, Дарвина. Но эти открытия находят подтверждение новыми знаниями (в таблице Менделеева заполняются пустые клеточки). Дополнила периодический закон Менделеева электронная теория атома. Дарвиновское учение дополнило генное учение;
— Вопрос: Марксизм-ленинизм – это наука или идеология? (Это наука)
— Вопрос: существуют ли другие научные идеологии? (Нет. Только марксизм – научная идеология).
10. Вклад Маркса и Энгельса
— Формационное учение о прогрессе;
— Теория прибавочной стоимости подтвердила наличие эксплуатации при капитализме;
— Учение о переходном периоде, социализме, коммунизме;
— Учение о диктатуре пролетариата.
11. Вклад Ленина и Сталина
Ленин:
— Учение об империализме и эпохе социалистических революций;
— Развил учение о диктатуре пролетариата, переходном периоде и социализме;
— Был руководителем первой (!) победоносной социалистической революции, сумел удержать и укрепить диктатуру пролетариата.
Сталин
— Сумел подавить контрреволюцию и реализовать на практике замыслы своих предшественников;
— Великий популяризатор нашего учения, сделал теорию и практику марксизма-ленинизма доступной широким массам.
12. Догматизм и ревизионизм
— Вопрос: кого мы называем догматиками и ревизионистами?
— Пример. Ленина назвали ревизионистом, когда он заявил, что революция победит в «слабом звене»;
13. Оппортунизм
— Вопрос: на картинке где оппортунист изображен?
— Оппортунисты – это соглашатели, они отказываются от классовой борьбы (классовая борьба – это главное в жизни коммуниста);
— Пример. Уход коммунистов от основного дела (классовой борьбы), акцент на проведении субботников, благотворительности, концерты, спорт и т.п. Этим тоже нужно заниматься, но это не должно быть в ущерб классовой борьбе;
— Вопрос: парламентская деятельность – основное направление работы коммунистов или нет? (нет). Парламент для нас – это трибуна, дополнительная возможность для агитации. Ленин нас учил, что кардинально улучшить жизнь трудящихся через буржуазный парламент невозможно. Основное направление – классовая борьба, т.е. организация протестных действий рабочих.
— Вопрос: какая цель коммунистов на текущий момент? Цель – приход к власти. Поэтому все наши действия должны быть подчинены конкретно этой цели. Поэтому важно не отвлекаться на посторонние дела, а сосредоточиться на приоритетных направлениях.
14. Гегель
— Диалектика – учение о развитии, прогрессе и регрессе. Заложили диалектику ученые древности (Аристотель, Гераклит). Гегель сформулировал три основных закона диалектики. Маркс на основе учения Гегеля создал марксистскую диалектику;
15. Закон единства и борьбы противоположностей
— Источник любого развития – это результат внутренних противоречий;
Вопрос: почему спутник не падает на Землю, не улетает к звездам и движется по земной орбите? (данное физическое явление — результат борьбы противоположностей: притяжения и отталкивания).
16. Закон перехода количественных изменений в качественные
— Количественные изменения подготовляют качественные. При достижении «критической точки» происходит переход к новому качеству;
— пример. Закипание чайника при достижении 100 градусов С;
— пример. Восстание на броненосце «Потемкин». Червивое мясо – последняя капля. Если бы это была обычная случайность – восстания не было бы.
— пример. Объединение лесорубов в трудовой коллектив дает эффект намного превосходящий арифметическую сумму их индивидуальных сил и способностей.
17. Закон отрицания отрицания
— Развитие происходит, как восхождение от простого к сложному. Каждый этап в этом восхождении отрицает предыдущий, а затем сам отрицается последующим этапом;
— Отрицание предполагает преемственность в развитии. Все положительные приобретения, принадлежащие старой ступени, переносятся в новое (на примере эволюции колеса);
— Пример. После революции ультрареволюционеры предложили уничтожить всю «старую» культуру, включая Пушкина и Лермонтова. Ленин подверг их резкой критике.
18. Дарвиновское учение
— В основе современного (!) Дарвиновского учения – марксистская диалектика, т.е. она объясняет законы развития органического мира (хотя сам Дарвин марксистом не был);
— Источник развития в природе – противоречие между наследственностью и изменчивостью;
— Особенность развития природы – проходит самотеком;
19. Эволюция кровеносной системы
— Вопрос: Мы видим, как в ходе эволюции усложнилась кровеносная система. Вместе с усложнение кровеносной системы изменялся обмен веществ животных. Какие преимущества для млекопитающих дал более совершенный обмен веществ? (Они теплокровные, поэтому смогли приспособиться к холодному климату).
20. Доказательства эволюции
— дополнительные примеры. «Мурашки» на коже. Неприятный звук – скрип по стеклу.
21. Зарождение первой жизни
— Вопрос: чем живое отличается от неживого? (питание и размножение);
— Вопрос: почему первая жизнь зародилась в воде? (не было озонового слоя и все живое погибало на суше);
— Теория Опарина и Холдейна. Эксперимент Миллера — Юри. Первичная атмосфера: пары воды, аммиак, углекислый газ В первом опыте (1953 г.) получили 5 аминокислот, во 2-м опыте (2008 г.) – 22 аминокислоты.
22. Предки человека
— современному человеку около 75-100 тысяч лет. Из современных обезьян ближайший родственник – шимпанзе (наш общий предок жил около 4-5 млн лет назад);
— история неандертальца;
— история «пилтдаунского человека». Краевед Даусон (1912 год – его «открытие», подпилил челюсть орангутана).
23. В чем отличие человека от животного?
— примеры сообразительности у животных (крысы перетаскивают яйцо, обезьяны очищали орешки от песка с помощью воды);
— Вопрос: Что отличает человека от животного? (наличие сознания, способность изготавливать орудия труда);
— Главная особенность развития человека — развитие происходит уже не самотеком, а через сознательную трудовую (!) деятельность. В основе развития – труд человека. («Труд создал самого человека», Энгельс);
— Значение общественной жизни (люди-маугли);
— Значение речи (эксперимент с младенцами египетского фараона узнать, какой язык первичен).
24. Прогресс и классовая борьба
— Роль сознания возрастает по мере развития человеческого общества.
— Общество в отличие от природы не развивается самотеком. Одного Труда для развития недостаточно. Классовая борьба – движущая сила общественного прогресса;
25. Генетическое вырождение
Вопрос: Для развития современного человеческого общества актуальны только общественно-исторические законы или по-прежнему актуальны биологические законы? (воздействие биологических законов на человеческое общество сохраняется, но в меньшей степени);
— Гиподинамия (недостаток движения) и переедание ведут к ожирению;
— развитие медицины способствует накоплению генетических мутаций;
— ухудшение экологии способствует росту заболеваний;
— Человеку предстоит решить проблему генетического вырождения. Классики марксизма эту проблему не поднимали.
26. Общественно-экономические формации
— В основе развития человеческого общества – Труд. Смена общественно-экономических формаций – это смена способов производства;
— Для общественного прогресса характерно ускорение:
(1) первобытный строй – десятки тысяч лет,
(2) рабовладельческий строй – несколько тысячелетий,
(3) феодальный – более одного тысячелетия,
(4) капиталистический – несколько столетий.
27. Первобытный строй
— Примитивный способ производства (каменные орудия);
— Вопрос: почему в этот период не было возможно рабство? (человек производил очень мало, чтобы себя прокормить. Не было излишков, которые смог бы присвоить рабовладелец).
28. Рабовладельческий строй
— Способ производства более совершенный (ручная мельница);
29. Феодальный строй
— ветряная и водяная мельницы;
30. Капиталистический строй
— паровая мельница;
31. Коммунистическое общество
— Возможно на базе высшей техники;
— Вопрос: Во времена Спартака и Кромвеля возможно было построить коммунистическое общество? — Нет. Невозможно. Это стало возможным только в XIX веке, когда должного развития достигли орудия труда и профессиональные навыки человека.
— Вопрос: Современный уровень техники достаточен для перехода к полной фазе Коммунизма? — Да, сегодня уровень техники достаточен. Но эту технику по максимуму возможно задействовать на благо всего общества (обеспечить разумный достаток для всех людей) только при плановой экономике. Т.е. Капитализм сегодня тормоз к достижению материального изобилия для всех людей.
32. Две стороны способа производства
— Производительные силы – это орудия труда и сами люди с их навыками к труду;
— Производственные отношения определятся тем, в чьей собственности находятся орудия труда (фабрики, заводы), земля, леса и др. сырьевые ресурсы;
— Источник развития общества (или главная пружина исторического развития) – противоречие между производительными силами и производственными отношениями (закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил);
Вопрос: что быстрее сменяется: производительные силы или производственные отношения? (производительные силы динамичнее меняются);
— Вопрос: остаются ли противоречия при социализме и коммунизме? (Противоречия были и будут на всем протяжении истории общества. Но в условиях социализма и коммунизма они не антагонистические, поэтому разрешаются путем реформ, а не путем революций);
— Исторические вожди прошлого (Спартак, Кромвель) руководствовались классовыми интересами, они не знали общественно-исторических законов. Для пролетарского вождя знание и следованием этим законам обязательно!
33. Рождение нового мира
— Плод новой формации зреет в «чреве» предшествующей формации. Он должен созреть, иначе плод будет «недоношенный» и погибнет. Акушерка (повивальная бабка) – это насилие (революция);
34. Регресс в природе и обществе
— Вопрос: что он держит в руках?
— Пример. У плоских паразитических червей редуцируютсяорганы чувств, упрощается пищеварительная и нервная системы;
— Вопрос: В 1917 году, что было в России: общественный прогресс или регресс? (прогресс). А что было в России 91-м году? (регресс);
— Пример. После 1917 года в нашей стране началось бурное строительство новых заводов. За десять лет перед войной построили 9 тысяч новых предприятий. В 91-м году переход к капитализму сопровождался разрушением заводов (действие закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил).
35. Революция, контрреволюция и переворот.
— 1917 год – это революция, 1991 год – это контрреволюция;
— Майдан на Украине – это следующий этап контрреволюция (от прикрытой формы диктатуры буржуазии – к отрытой форме (фашизму);
— Вопрос: Попытка смены режима в Белоруссии – что это было? — Это был следующий этап контрреволюции – вот почему коммунисты были за Лукашенко. Директора белорусских заводов были против Лукашенко, они подначивали рабочих, потому что хотели обогатиться по итогам приватизации;
36. Основной вопрос философии
— Вопрос: что такое материя? (Объективная реальность, данная нам в ощущениях. Радиоволны – тоже материя, поскольку их можно уловить с помощь приборов);
— Вопрос: что раньше возникло: сознание или материя? (сознание, поскольку это свойство человеческого мозга. А человек появился только на определенной стадии развития материи); В зависимости от того, как философы отвечают на этот вопрос, они делятся на материалистов (считают, что материя первична) и идеалистов (считают, что сознание первично над материей).
37. Условия жизни определяют мысли и идеи
— «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», Маркс.
— Классовые особенности поведения на примере литературных героев (Телегин-инженер, Рощин-дворянин, Красильников-крестьянин;
— Вопрос: сумеете ли вы сагитировать современного «мажора» за социализм и коммунизм? (навряд ли).
38. Базис и надстройка
— Учение о базисе и надстройке вытекает из ответа на основной вопрос философии;
— Каждой формации соответствует свой базис (производственные отношения или экономический строй) и надстройка (государственные институты). Базис находится в основании всей конструкции;
— Вопрос: в начале 90-х что вначале изменилось: базис или надстройка? (вначале надстройка (государство), а базис ломали программой «500 дней» и «Шоковой терапией»);
— Вопрос: после новой социалистической революции в какой очередности произойдет смена базиса и надстройки? (вначале сменится надстройка (государство), а уже потом базис. Социалистический экономический уклад не зарождается в недрах капитализма;
39. Совместимы ли наука и религия?
— Вопрос: источники развития природы и общества внутри или снаружи? (внутри, следовательно, бог ручку не крутит и не запускает мир. Поэтому бога нет);
— Религия, как и оппортунисты, призывает нас смириться с эксплуатацией (Богу – богово, а Кесарю – кесарево). Религия призывает нас к отказу от классовой борьбы (ударили тебя по одной щеке – подставь другую);
— Маркс называл религию «опиумом», Ленин «сивухой», Сталин утверждал, что партия большевиков не может быть нейтральна в отношении религии, он указывал на реакционную сущность религии в СССР, поэтому коммунисты обязаны вести антирелигиозную пропаганду;
— Поскольку мы сейчас участвуем в выборах и должны иметь больше сторонников, антирелигиозная пропаганда ушла на второй план. Мы сейчас не выпячиваем борьбу с религией, чтобы не оттолкнуть от себя верующих.
— Вопрос: после победы социалистической революции вернут ли коммунисты в школы атеистическое образование, а в вузы — научный атеизм? (Да, обязательно).
40. Выводы по первой лекции.
41. Вторая лекция «Учение о капитале»
42. Первобытный коммунизм
— Жизнь впроголодь определяла возможность жить только общиной. В одиночку не выжить. Нет излишков – нет эксплуатации;
— В тот период не было разделения труда. Все делали сообща;
— Вопрос: как вы считаете, делилось ли общество в этот период на классы? (Нет).
43. Рабовладельческая эксплуатация
— Впервые общество начинает делиться на классы и появляется эксплуатация;
— Вопрос: Что такое эксплуатация? (Эксплуатация – присвоение чужого труда);
— для удержания рабов создается аппарат насилия – рабовладельческое государство.
44. Феодальная эксплуатация
— Вопрос: каким образом проявляется эксплуатация в этот период? (Крестьянин отдает помещику половину урожая. Но в отличие от раба, у крестьянина появляется стимул к производительному труду);
45. Капиталистическая эксплуатация
— новая техника порождает потребность в свободных от крепостной зависимости и более культурных работниках;
46. Судьба генерала Карбышева
— Рассказать о судьбе Карбышева. Вывод о том, что рабство возможно при соответствующем способе производстве. Квалифицированный труд невозможен в условиях рабства;
— пример. В колониях осужденным платят зарплату (Кино «Калина красная»);
— Вопрос: как мы опровергнем лживый миф о том, что индустриализация в СССР стала возможна за счет рабского труда? (в условиях рабства работник не станет обслуживать сложную технику).
— Вопрос: существуют такие утверждения, что в России вовсе не капитализм, а феодализм. Что вы на это ответите? – Во всем Мире сейчас капитализм. Современный высокий уровень производительных сил отвергает феодальные производственные отношения.
47. Семья и частная собственность
— Традиционная семья возникла после разрушения первобытной общины;
— Вопрос: кто стал инициатором создания традиционной семьи: мужчины или женщины? (мужчины, чтобы передать наследство);
— Вопрос: Какой будет брак при коммунизме? (Маркс отвечал, что будущие поколения сами определятся, но все будет по любви);
— Пример. На Кубе старшеклассники учились в Интернатах. Это привело к большему числу семейных разводов.
48. Виды собственности при капитализме
— Пример. Покупка автомобиля: личная, частная трудовая и буржуазная собственности;
— Вопрос: в СССР садоводы и огородники часть выращенной продукции продавали на рынке. Можно ли на этом основании их отнести к частной трудовой собственности? (Нет. Продукция с огорода – это был дополнительный (не основной) доход).
49. Государственная собственность
— Вопрос: Путин, выступая в Думе, заявил, что доля государственного сектора в экономике России – около 70% (по оценке Федеральной антимонопольной службы – 2016 год. Но Международный валютный фонд считает, что доля госсобственности в России – 33% — 2016 год). Дескать, чего вам коммунистам еще надо! Действительно, чего нам, коммунистам надо? (При капитализме государственная собственность (в отличие от государственной собственности при социализме) служит корыстным интересам капиталистов);
— Пример. Заводами по производству тротуарной плитки владеет близкий родственник мэра;
— Пример. Когда снимали руководителя метро, выяснилось, что на его дочь было оформлено авторское право на эмблему «М», а его сын производил проездные карточки;
— Вопрос: Как вы считаете, в Белоруссии сейчас госкапитализм? – Да. Потому что распределение произведенных богатств более-менее справедливо – в интересах большинства. В Белоруссии, можно сказать, социальное государство.
— Вопрос: Если в Белоруссии госкапитализм, что тогда в России? – В России государственно-монополистический капитализм. Т.е. распределение произведенных богатств в интересах олигархов и буржуазии.
— Пример. 20 трлн рублей доход России от экспорта сырья. Из них 12 трлн рублей в карман олигархов, и 8 трлн – в общий бюджет (там тоже расхищают).
— Вопрос: почему коммунисты при капитализме ведут борьбу за передачу заводов и фабрик в руки государства? (создаются дополнительные предпосылки для перехода к социализму).
50. Теория прибавочной стоимости
— Фокус с распиливанием женщины постоянно модернизировался. Первоначально в ящик ложилась женщина и поджимала ноги. А нам демонстрировали ноги (которые шевелились) другой женщины. Далее фокус усовершенствовали. Два брата – один без нижней половины. Возмущенного зрителя приглашали на сцену и начинали распиливать. Ноги (другой карлик) убегали, а человек начинал вопить: «Что вы со мной сделали! Верните мои ноги!». Зрители при этом сильно пугались. Потом ноги прикрепляли к туловищу, подменяя братьев.
— Источник капитала буржуя – это тоже очень сложный фокус. Секрет этого фокуса до Маркса пытались раскрыть многие экономисты. Но удалось этот фокус объяснить только Марксу. Его теория прибавочной стоимости считается научным открытием.
— Вопрос: Как называется книга Маркса, в которой он изложил свою теорию прибавочной стоимости? (первый том «Капитала»).
— Я вам расскажу только о выводе, к которому пришел Карл Маркс, потому что сама доказательная часть очень сложная. Потребуется несколько вечеров, чтобы во всем разобраться.
— Вопрос: вы нанимаете рабочих для ремонта квартиры – ваш кошелек пустеет. Капиталист нанимает рабочих – его кошелек наполняется. Откуда берется капитал? В чем секрет этого фокуса? (нанимая рабочих, мы покупаем их труд. Капиталист, нанимая рабочих, покупает рабочую силу. Полной компенсации труда не происходит);
— Вопрос: Почему капитализм называют «системой наемного рабства»? (Потому что капиталист присваивает себе весь труд рабочего – как и при рабстве).
51. Безработица – спутница капитализма.
— Вопрос: Почему только при капитализме возникает безработица? (потому что рабочая сила становится товаром только при капитализме. Реализация товара зависит от капризов покупателя, поэтому часть товара (в данном случае – рабочая сила) остается невостребованной);
— Вопрос: есть ли выгода капиталисту от безработицы? (рабочие больше цепляются за работу);
— Вопрос: был ли в СССР госкапитализм после 1936 года? – Нет. Не было. Если бы в СССР была капиталистическая эксплуатация, неизбежно появилась бы и безработица. Безработица – это маркер капитализма и капиталистической эксплуатации.
52. Особенности наемного труда при капитализме
— Работники производственной сферы — пролетарии (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство) создают прибавочную стоимость. Их эксплуатируют капиталист;
— Работников непроизводственной сферы (сферы услуг) тоже эксплуатируют, но они не создают прибавочную стоимость;
— Вопрос: Крупные менеджеры (руководители предприятий и учреждений) – тоже наемные работники. Они подвергаются эксплуатации? – Нет. Крупных менеджеров не эксплуатируют (с ними буржуазия делится частью прибавочной стоимости);
— Вопрос: Почему аренда жилья в разных регионах страны отличается? (потому что она зависит от средней цены рабочей силы);
— Все «самозанятые» (репетиторы, фермеры и т.д.) платят своеобразную дань крупным монополиям, потому что их доход зависит от средней цены рабочей силы (ее устанавливают монополии).
53. Природа капитала
— Рабочий четыре часа работает на себя (его зарплата), а другую половину работает на капиталиста (прибавочная стоимость достается капиталисту);
— Вопрос: Почему мы называем всех (!) капиталистов «паразитами»: ведь они тоже могут трудиться? (потому что они получают вознаграждение, которое значительно превышает вложенный ими труд);
54. Способы увеличения прибавочной стоимости
— Капиталисты увеличивали рабочий день до 13-14 часов на заре капитализма. Сейчас повсеместно рабочие отвоевали право на восьмичасовой рабочий день;
— Пример.В Японии рабочий 7 часов трудится на капиталиста, и только один час на себя. За счет интенсификации труда;
— Пример. В Испании рабочие с конвейера трудятся в памперсах.
55. Раздел прибавочной стоимости
— все виды нетрудовых доходов являются формой прибавочной стоимости;
— к «паразитам» относятся фабриканты, торговцы, банкиры, высокопоставленные чиновники, различные спекулянты. Даже бабушка, сдающая квартиру внаем, получает нетрудовой доход;
56. Основной экономический закон капитализма
— Вопрос: Каковая цель деятельности капиталиста? – это прибыль. Человек с его потребностями исчезает из поля зрения капиталиста. «Для капиталиста производство стали – это только предлог для производства прибавочной стоимости» (Маркс);
— Вопрос: какой основной экономический закон социализма? — Цель социалистического производства – «не прибыль, а человек с его потребностями, то есть удовлетворение его материальных и культурных потребностей» (Сталин).
— Во время Мировых войн капиталисты вели торговлю через посредников с враждебными странами. Сейчас Россия продолжает поставлять вражеским государствам (даже по железной дороге через Украину) ядерное топливо, титан, нефть, газ;
— Растет задолженность по зарплате. Дума в ответ принимает закон в интересах работодателей (переводит наказание из уголовного в административное);
— Покупательная способность населения в условиях экономического кризиса снижается. Дума не снижает цены, не повышает зарплаты, но улучшает условия для банковского кредита (так как начинают нести потери банкиры).
57. Экономические и политические лозунги
— экономическая борьба (за повышение зарплаты, за улучшение условий труда) – это часть классовой борьбы – ее первая фаза. Через участие в экономической борьбе у рабочих появляется классовое сознание. Когда у рабочих появляется классовое сознание, надо переходить от экономической борьбы к политической борьбе.
— наш главный политический лозунг – долой систему наемного рабства! (Маркс).
58. Анархия производства
— В экономике наблюдается перекос в сторону сферы услуг (охранники, таксисты, торговые работники, курьеры, налоговые инспекторы, гораздо больше полиции и чиновников, чем в СССР);
— Много «никчемных» профессий: рекламист, риелтор, курьер, доставщик пиццы, консультант-попутчик для похода в магазин, швейцар, открывающий двери, водитель паровозика в торговом центре);
— Производство тестов на коронавирус в Нижнем Новгороде и Новосибирске обособлено (коммерческая тайна). В СССР такое производство наверняка бы централизовали, чтобы удешевить и ускорить;
— строительство жилья в Краснодаре ведется без соответствующей социальной инфраструктуры (нет тротуаров, поликлиник, школ и т.д.);
— Авторское право на информацию затрудняет доступ к ней. В условиях СССР давно бы уже была создана единая электронная база со свободным доступом для всех;
— В годы войны централизация экономики при социализме доказала свою эффективность над анархией производства при капитализме. Рыжков после чернобыльской аварии завернул все поезда со свинцом;
— В СССР выпускников вызов и техникумов распределяли. Всем находилась работа по специальности. Сегодня выпускники не могут найти работу по специальности. Зачем их тогда учили?
59. Шопоголики
— Буржуазия навязывает населению неумеренное потребление: из людей делают хищников, рвачей, эгоистов, индивидуалистов. Лозунги: «Бери от жизни все!», «Покупай, выбрасывай, покупай!»;
— Во многих профессиях поощряется ловкачество (врачи выписывают рецепты в определенные аптеки, а учителя занимаются с детьми после уроков за деньги);
— буржуазия стимулирует искусственный спрос через рекламу. Например, после войны был дан заказ киноиндустрии, чтобы мужчины поскорее сменили военную одежду на гражданскую.
60. Экономический кризис капитализма
— Экономический кризис вызван отставанием покупательной способности населения от роста производства;
— Во время кризиса останавливается производство, резко растет безработица и падают доходы населения. Торговля начинает нести убытки, но, чтобы не снижать цены, лавочники уничтожают часть продукции;
— Политика Рузвельта для смягчения последствий кризиса. Цель – перераспределить деньги от богатых к бедным. (1) социальные рабочие места: строительство дорог, административных зданий, лесопосадка. (2) прогрессивное налогообложение.
— Вопрос: при капитализме возможно ли избежать кризиса? – Нет. Нельзя. При капитализме всегда будут кризисы. Капиталисты только научились через государственное регулирование немного смягчать их последствия.
61. Основные признаки империализма
— Обращаю внимание, что по Ленину Империализм – это последняя (!) стадия капитализма. Других стадий капитализма по Ленину нет.
— Вопрос: для современного капиталистического общества характерны все пять ленинских признаков Империализма? – Да. По-прежнему характерны.
62. Мировая система Капитализма
— притча о слепых мудрецах;
— Все части слона – являются одним целым (слоном). Нельзя изучать ногу (или голову) вне связи со всем организмом. «Слабое звено» слона – его нога. Ленин делает вывод, что революция теперь может произойти не только одновременно в нескольких развитых капиталистических странах (по Марксу), но и в «слабом звене».
63. Планетарное разделение труда
— Вопрос: почему в ряде стран Запада рабочие живут относительно благополучно? (за счет других народов).
— В Швеции – государственный капитализм, социальное государство. Но мы должны понимать, что во всем Мире невозможно установить «Шведский социализм». И капиталисты в Швеции (поскольку они у власти) в любой могут отменить социальные реформы. Как это сделала российская буржуазия после 1991 года.
64. Империализм и войны
— закон неравномерности развития капитализма в эпоху империализма объясняет причину возникновения империалистических войн;
— Вопрос. Назовите пример капиталистической страны, которая стала стремительно развиваться в конце 19-го века и претендовать на мирового господство? (Германия).
65. Войны и тактика коммунистов
— Ленинская теория о справедливых и несправедливых войнах (Балканская война – справедливая, поскольку славянские народы были освобождены от исламского ига. Первая Мировая война была несправедливой. Она велась капиталистами за передел мира);
— Тактика коммунистов в Первую Мировую войну. Большевики желали поражения царскому правительству в войне. Призывали солдат развернуть штыки против отечественной буржуазии. Лозунг Ленина в 1914 году: «Превратим империалистическую войну в Гражданскую».
— Вопрос: как мы оценим Специальную военную операцию, которую ведет Россия на Украине? – КПРФ считает, что Россия ведет справедливую войну, поэтому мы поддерживаем российскую Армию, но критикуем правящую власть за то, что интересы олигархата ставят во главу угла (продолжается торговля через Украину, до сих пор не разбомбили туннели, по которым с Запада доставляется вооружение на Украину).
66. Выводы по второй лекции
67. Третья лекция. Учение о коммунистической формации
68. Общественно-экономические формации
— Обращаю внимание, что есть коммунистическая формация, но нет социалистической формации;
— Вопрос: социализм – это что такое? (первая фаза коммунистической формации);
69. Этапы становления и развития коммунистической формации
— Вопрос: почему необходим переходный период? Почему в предшествующие эпохи он не требовался? (потому что невозможно создать социалистический уклад в рамках капитализма);
— Рассказать, что в России во времена крепостничества крестьяне уходили в город, занимались там торговлей и производством. Богатели и выкупались у помещика (семья Морозовых – текстильное производство).
70. Сталинское определение коммунистического общества
— Полный текст сталинского определения приведен в учебнике.
71. Основные черты социализма
— После 1961 года (3 программа КПСС) партия формально отказалась от диктатуры пролетариата (общенародное государство), но фактически система власти кардинально (!) не изменилась (были Советы, ведущая роль рабочего класса в обществе, руководящая роль компартии);
— сильные удары по социализму: ликвидация МТС (усиление коллективной собственности в ущерб государственной собственности), создание совнархозов и косыгинские реформы – это был удар по централизованному планированию (регионы и предприятия стали стягивать одеяло на себя);
— Вопрос: Здесь написано, что при социализме отсутствуют противоположности между классами. А различие между классами при социализме сохраняются? (да. Различие есть. А противоположностей не стало, когда крестьяне-индивидуалисты стали колхозными крестьянами).
72. Утопический социализм
— теория «фаланг социализма». Англичанин Роберт Оуэн безуспешно пытался создать коммуны в Англии и США;
— теория народного капитализма (создание акционерных предприятий и кооперативов) – это политика социал-демократов.
73. Народные предприятия КПРФ
— Важная особенность – «народные предприятия» КПРФ были созданы не при капитализме, а они сохраняются со времен СССР;
— Вопрос. Почему мы поддерживаем «народные предприятия»? (1. После революции нам потребуются надежные люди с хозяйственным опытом. 2. В настоящее время эти предприятия финансово помогают КПРФ. 3. Они являются позитивным примером социалистического хозяйствования – для пропаганды);
— Буржуазия никогда не позволит «народным предприятиям» развиваться (нападки на Грудинина и Казанкова);
— Вопрос: Возможно ли исключительно через создание «народных предприятий» прийти к социализму? (Нет. Путь к социализму пролегает через классовую борьбу и социалистическую революцию);
74. Эклектика
— В философии эклектикой называют попытки соединить несоединимое;
— Современный силовик – сидит под портретом Дзержинского, но на столе у него бюст Путина. Голосует стабильно за «Единую Россию», но при этом любит советские военные фильмы, типа «Офицеры». И при встрече всегда подчеркнет, что он у себя дома хранит партийный билет. Про такие типажи говорят, что в голове у них — когнитивный диссонанс.
75. Теория конвергенции
— Алхимические опыты Парацельса по созданию гомункула;
— Теория конвергенции (схождения признаков). Буржуазная теория, утверждающая, что капитализм и социализм постепенно сближаются. И что со времен без всяких революций общество станет единым. В нем будет взято все лучшее из социализма и из капитализма.
— Лживые лозунги Геннадия Селезнева о том, что возьмем все лучшее из социализма и капитализма.
76. Задачи переходного периода
— Политика военного коммунизма (исключительная мера) была на период Гражданской войны.
— Новая экономическая политика – это была временная политика. Шаг назад. Потому что Россия была экономически отсталой страной. Плюс ослабленной Гражданской войной. Поэтому требовалось время, чтобы решить задачи переходного периода.
Вопрос: как вы считаете, сколько требуется времени на переходный период? (в нашей стране – почти 10 лет);
77. Многоукладная экономика
— Обращаю внимание, что многоукладная экономика – это особенность переходного периода;
— Вопрос. Какие вы знаете современные страны с многоукладной экономикой? (Куба, Вьетнам, Китай);
— Вопрос. В Белоруссии тоже многоукладная экономика? (Нет. Там отсутствует социалистический уклад).
— Вопрос. В КНДР (Северной Корее) тоже многоукладная экономика? (Нет. Там социалистическая экономика. Капиталистического и мелкобуржуазного уклада в экономике нет).
— Пример: весь жилой фонд в КНДР в государственной собственности.
78. Основное противоречие переходного периода
— Ленин предупреждал, что побежденная, но не уничтоженная буржуазия будет яростно сопротивляться утверждению новой власти. Причем, энергия сопротивления буржуазии возрастет в сотни, в тысячи раз.Вопрос стоит так: «Кто кого?».
— Вопрос: Почему буржуазию нужно с самого начала жестко взять за горло и нельзя ни на миг ослаблять хватку? (Преимущество буржуазии заключается в следующем:
(1) международные связи капитала,
(2) наличие денег и движимого имущества у капиталистов,
(3) наличие управленческих навыков у капиталистов,
(4) наличие связей с местными чиновниками и силовиками,
(5) более высокое образование у капиталистов,
(6) больший навык в военном деле);
79. Национализация
— Выкуп собственности у капиталистов (Польша, Китай);
— Смешанные предприятия (в ГДР до 1962 года). И в Китае была такая практика. Такие предприятия работали по государственному плану.
80. Политическая система Белоруссии
— В Белоруссии сейчас капитализм с очень мощным государственным сектором и значительной социальной поддержкой граждан. В отличие от России (здесь тоже велика доля госсектора) основной доход идет не в карманы олигархии, а перераспределяется между всем населением;
— Ленинское понятие «Государственного капитализма». Государственный капитализм — эта такая система, при которой государство контролирует частнокапиталистические предприятия и их объединения и влияет на их деятельность.
При диктатуре буржуазии госкапитализм работает «на пользу буржуазии и против пролетариата». При диктатуре пролетариата тоже самое делается «на пользу рабочего класса, с целью устоять против все еще сильной буржуазии и бороться против нее» (Ленин).
— Проблемы в Белоруссии вызваны отсутствием диктатуры пролетариата. Даже у Путина власть более устойчива, поскольку он прочно опирается на буржуазию. А Лукашенко опирается на силовиков и чиновников (ненадежная опора), буржуазия желает продолжения приватизации, а Лукашенко не дает. И пролетариат не у власти. По сути, Лукашенко создал государство-утопию;
— Вопрос: как вы считаете, кто был зачинщиком забастовок рабочих на государственных предприятиях в Белоруссии и почему? (Зачинщики забастовок были руководители этих предприятий, которые хотят завладеть этими предприятиями, либо получать такие же доходы, как директора российских предприятий. Обращаю внимание, что российская буржуазия щедро делится прибавочной стоимостью со своими директорами);
— Вопрос: где больше предпосылок для перехода к социализму: в России или в Белоруссии? (В Белоруссии (здесь больше предприятий в государственной собственности), поэтому КПРФ поддерживала Лукашенко во время беспорядков. Местные коммунисты не претендуют на завоевание власти – их полностью устраивает политика Лукашенко).
81. Политическая система Китая
— В Китае многоукладная экономика. Поэтому там сейчас нет капитализма или социализма. Там сейчас – переходный период;
— Особенности переходного периода в Китае (буржуазия здесь не ограничена в политических правах, как это было в СССР. Например, владелец предприятия одновременно возглавляет там же партийную организацию);
— Вопрос: как вы считаете, чем завершится китайских эксперимент? Построят они в итоге у себя социализм или нет? (Сделаем выводы об итогах китайского эксперимента после его завершения).
82. Отличия социализма от коммунизма
— Пример.Стирания различий между деревней и городом, между физическим и умственным трудом на примере хозяйства Грудинина, где рабочие живут в городских домах, а доярки имеют высшее образование;
83. Украденная жизнь
— Кинофильм «Клик». Работа при капитализме – это навсегда потерянное время. Жизнь – это досуг (вне работы). Поэтому люди ждут, когда же наступит суббота, отпуск. А по сути они ждут приближения своей смерти. При коммунизме работа станет потребностью, радостью. Т.е. коммунизм продлит людям жизнь!
84. Образ будущего. «Все включено»
— Для нас «Все включено» только две недели в году, да и многие себе не могут позволить и такого. А при коммунизме – так будет круглый год!
85. Дебоширам и пьяницам нет входа в Коммунизм!
Вопрос: возможно ли нравственно усовершенствовать всех (!) членов общества? (если мы эту проблему не решим, то придется создавать резервации для инертных элементов общества).
86. Социализм в СССР (1936-1988 годы)
— В 1917 году наша страна стала называться социалистической, хотя социализм еще не был построен. Но мы приступили к строительству социализма. В 1936 году социализм в СССР был в основном построен.
— Обращаю внимание, что это моя версия. По другой версии (доктор Михаил Попов), что якобы социализм был в СССР до 1961 года, мотивирует тем, что у нас не было диктатуры пролетариата. После 1961 года в СССР по-прежнему не было безработицы, а, следовательно, у нас не было капитализма и эксплуатации. Я считаю, что диктатура пролетариата сохранялась (несмотря на формальный отказ) до марта 1990 года, когда отменили 6-ю статью Конституции СССР. Вот тогда диктатуры пролетариата в СССР действительно не стало. Но события 1961 года безусловно спровоцировали реставрацию капитализма в конце 80-х годов.
87. Государство, диктатура и демократия
— в классовом обществе неизбежны диктатура и государство (аппарат насилия). Они отомрут, когда не будет классов – на полной фазе Коммунизма. Государство заменит общественное самоуправление (высокая сознательность граждан, высшая самодисциплина);
— государство не отомрет при Коммунизме, если сохранится враждебное капиталистическое окружение (Сталин);
— демократия (народовластие. 1-е значение слова) – это политическая форма диктатуры (2-е значение слова). Она отомрет вместе с государством и диктатурой;
— «абсолютная» демократия – это фикция, утопия, она невозможна в классовом обществе;
— социалистическая демократия – высшая форма демократии (демократия для большинства).
Вопрос: Докажите, что в СССР, несмотря на однопартийную систему и «партийный фильтр» на выборах, демократии было больше? (В СССР политических свобод было значительно больше, поскольку они были подкреплены социальными гарантиями (право на труд, право на жилье, право на лечение, образование и т.д.). Участие рядовых граждан в делах государства было возможно через общественные организации, через собрания трудовых коллективов, через письма в государственные и партийные органы);
— Вопрос: была ли демократия в первобытном обществе? (нет);
— Вопрос: Что мы называем открытой формой диктатуры буржуазии? (фашизм);
— Вопрос: Можно ли утверждать, что на Украине сейчас фашистская диктатура? (да);
— Вопрос: почему Ленин назвал диктатуру пролетариата полугосударством? (потому что имеем конечную цель – заменить государство на общественное самоуправление);
— Вопрос: Можно ли коммунистов назвать государственниками? (капиталистическое государство мы стремимся разрушить, социалистическое государство мы вначале укрепляем, а потом ликвидируем. В настоящее время мы стремимся разрушить буржуазное государство (до основания), но мы не стремимся к разрушению страны);
— Вопрос: предположим, у нас будет выбор: либо сохранить диктатуру пролетариата, либо сохранить целостность страны? Что мы выберем? – Мы выберем сохранение диктатуры пролетариата (Позиция Ленина по Брестскому миру).
— Вопрос: Нужно ли предоставлять «свободу слова» политической оппозиции? (сейчас – это одно из наших требований. Борьба за расширение политических свобод в России – это часть нашей классовой борьбы. После нашей победы не будет свободы слова для оппозиции).
88. Идеальные выборы
— 1989-1990. Выборы в Верховный Совет СССР и в Верховный Совет РСФСР. Допускались кандидаты, минуя партийные «фильтры», равные права всем в радио- и телеэфире. Допускалось шельмование партии в СМИ;
— Вопрос: в чем отличие критики от шельмования?
— В итоге выбранные депутаты разрушили СССР и погубили социализм.
89. Выводы по третьей лекции
90-91. Четвертая лекция. Учение о диктатуре пролетариата.
— Единственная дверь в новое обществ. Энгельс;
— Ленин говорил, что вопрос о признании необходимости диктатуры пролетариата – тот силок, на который проверяют коммунистов.
— В программе КПРФ нет термина «диктатура пролетариата» (возможно это было связано с необходимостью регистрации нашей программы в Минюсте), но в последние годы в материалах Пленумов было снято негласное табу с этого термина.
— Хотя некоторые товарищи по—прежнему так и не научились выговаривать «диктатура пролетариата». Например, Платошкин и Удальцов не признают необходимости диктатуры пролетариата. Они считают, что этот термин может отпугнуть от нас избирателей.
— Трушков нашел проект Конституции за подписью Жданова и Сталина, где было положение об общенародном государстве. – Считаю это фальшивкой. Потому что известна позиция Сталина о том, что диктатура пролетариата должна быть вплоть до полной фазы Коммунизма.
92. Рабочий класс
— О современных дискуссиях, кого называть пролетарием;
— Эпицентр конфликта между трудом и капиталом находится на производстве (там создается прибавочная стоимость);
— Эволюция термина «пролетариат» при жизни классиков. Энгельс (Принципы Коммунизма): «все, кто продает свой труд». Ленин: заузил понятие пролетариат до «фабрично-заводских рабочих»;
— Вопрос. Курьеры – это пролетариат? (да, это пролетариат. Работают в пищевой промышленности в части доставки (транспорта);
— Сталин предложил называть рабочих в СССР после 1936 года – «рабочим классом», а не «пролетариатом» (подвергается эксплуатации);
Вопрос: Ленин говорил, что Компартия должна стоять на точке зрения не всех трудящихся, а конкретно на точке зрения пролетариата. Как это понимать? (В Гражданскую войну проводилась политика продразверстки. Эта была вынужденная мера в ущерб крестьянину. Потому что приоритетом являются интересы пролетария. Но если понимать эту проблему в долгосрочной перспективе, то здесь была прямая выгода и у крестьянина. Потому что его дальнейшая судьба напрямую зависела от победы (или поражения пролетариат). Т.е. либо путь обратно в кабалу к помещику и кулаку, либо перетерпеть временные лишения, но зато потом под руководством пролетариата прийти к процветанию);
— Михаилу Калинину на одной из встреч эсеры задали каверзный вопрос: кто для вас (большевиков) важнее: рабочие или крестьяне? кем вы готовы пожертвовать?
Калинин ответил вопросом на вопрос: а вы сами какой рукой готовы пожертвовать левой или правой?
Вопрос: Обязательно быть пролетарием, чтобы стоять на точке зрения пролетариата? (Нет. Например, Ленин был выходцем из имущего класса, но он стоял на позициях пролетариата прочнее, чем кто-либо из пролетариев);
93. Признаки революционной ситуации по Ленину
— Ленин говорил, что даже в эпоху кризисов буржуазное правительство никогда не упадет, его надо уронить.
— Вопрос: Что такое революция?
Революция — это коренной переворот в жизни общества по пути прогресса, который приводит к низвержению отжившего общественного строя и утверждения нового строя. Власть переходит из рук реакционного класса в руки прогрессивного класса.
— Вопрос: достаточно ли одних только объективных факторов (революционной ситуации), чтобы революция состоялась? – Нет. Еще необходимо наличие субъективных факторов.
Вопрос: Какие субъективные факторы необходимы для революции при наличии революционной ситуации? (1.наличие революционной партии ленинского типа. 2.закаленный в классовых битвах рабочий класс. 2. В России был двойной гнет – со стороны царизма).
94. Возможен ли социализм без диктатуры пролетариата?
— Вопрос: Узнаете, кто на фотографии? (Президент Чили Сальвадор Альенде и генерал Пиночет);
— Сталин полагал, что свергнуть буржуазию возможно без диктатуры пролетариата, но подавить ее сопротивление и продвинуться дальше к победе социализма без диктатуры пролетариата невозможно;
— Рекомендовать фильмы «Ночь над Чили» и «В Сантьяго идет дождь»;
— Вопрос: как долго продлится эпоха диктатуры пролетариата? (до Коммунизма, т.е. до полного уничтожения классов).
95. Парижская Коммуна
— (1) создана в марте 1871 года;
(2) просуществовала 72 дня;
(3) чиновники получали среднюю зарплату рабочего;
(4) разогнали армию и полиции, взамен вооружили рабочих;
(5) отделили церковь от государства;
(6) запретили штрафы;
(7) мастерские, брошенные капиталистами, передали рабочим;
(8) отсрочили погашение квартирной задолженностей и уплату по векселям;
— Ошибки: (Доклад Ленина «Уроки Парижской Коммуны»). Объясняются отсутствием во Франции Компартии:
(1) не было единого руководства,
(2) Не подавили сразу сопротивление Тьера в Версале;
(3) Не ввели цензуру в СМИ в Париже.
(4) Революционная тактика всегда должна быть наступательной. Переход к обороне означает поражение Революции.
96. Вклад Ленина в учение о диктатуре пролетариата
(1) открыл советскую власть;
(2) указал на необходимость союза рабочих и крестьян (различие между союзниками и попутчиками). Указал на «двойственность» крестьянина. Предложил вовлечь крестьян в социализм через кооперацию;
(3) разъяснил понятия диктатуры, государство и демократия (смотри слайд 76);
Вопрос: В программе КПРФ есть положение о «восстановлении Советов». Но всякий ли Совет можно считать формой диктатуры пролетариата? – Нет. Советы без руководящей роли компартии не будут считаться диктатурой пролетариата? (восстание в Кронштадте под лозунгом «Советы без коммунистов!». В 1990 году либералы, когда требовали отмены 6—й статьи Конституции выдвинули фальшивый лозунг «Вся власть – Советам!».
97. Сталин об обострении классовой борьбы
— Вопрос: На стадии социализма, когда отсутствуют внутри страны эксплуататорские классы, кто чинит препятствия делу строительства социализма/коммунизма? (инертные силы общества, с ними пытаются установить контакты империалисты Запада).
— Рекомендовать к чтению книгу Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?». — Журналы «Октябрь» (Кочетов) и «Новый мир» (Твардовский), Книга Кочетова «Журбины», кино «Большая Семья».
98. Какова роль коммунистической партии?
— Политический вождь народа (вооружает научной теорией и программой);
— Организатор народа (руководит кадровой политикой);
— Воспитатель народа (пропаганда в массах марксизма, борьба с буржуазной идеологией);
— Вопрос: в системе диктатура пролетариата пролетариат какую выполняет роль? (ведущую);
— Вопрос: в системе диктатуры пролетариата компартия какую выполняет роль? (руководящую);
— Вопрос: допустима ли многопартийность при социализме? (Сталин был против. В некоторых странах народной демократии (ГДР) была многопартийность, но при руководящей роли компартии);
— Вопрос: Как вы думаете, при коммунизме компартия сохранится или отомрет? (партия сохранится на какой-то период и после полной победы Коммунизма, но ее задачи и формы деятельности изменятся. Затем партия отомрет).
99. Школьное самоуправление
Вопрос: Если дети начнут контролировать учителей, к чему это приведет? (Например, позволить детям выбирать себе учителей (такое было в 20-е годы). Оценивать работу учителей. Это приведет к бардаку – смотри худ. Фильм «Доброта». Учитель безусловно может ошибаться, но оценивать работу учителя (в том числе давать негативные оценки) должны не дети, не родители, а сами учителя – на педагогическом Совете).
Вопрос: Как вы отнесетесь к лозунгу «Партию – под контроль народа!».Это неверный лозунг. Партия – это руководящая сила общества. Ее нельзя ставить под контроль народа. Обратная связь с народом обязательно должна быть. Но внутренние проблемы партии должен решать не народ, а сама партия. На это существует КРК – контрольно-ревизионная комиссия партии.
100. Вероятность завоевания власти коммунистами через выборы
— воспоминания бывшего думского депутата-коммуниста Бадаева (никаких законов для рабочих черносотенная Дума никогда не примет, задача коммунистов в Думе – использовать парламентскую трибуну для разоблачения капитализма и для призывов к социализму).
Вопрос: в современных условиях возможно ли через выборы завоевать пролетариату политическую власть в стране? (это только практикой можно подтвердить).
101. Репетиция «горбачевской перестройки»
— били по четырем точкам:
(1) ослабление или отказ от руководящей роли компартии под предлогом того, что якобы компартия подменяет собой Советы;
(2) требование разрушения централизованного планирования под предлогом необходимости дать большую самостоятельность предприятиям;
— Пример: При Хрущеве появились совнархозы. Больше полномочий на местном уровне. Стали тянуть одеяло на себя в ущерб общим интересам страны. Началось падение производства – в итоге отказались от этой реформы.
— Пример: Позже была реформа Косыгина-Либермана. Больше самостоятельности дали предприятиям. При Сталине предприятиям давали плановые показатели: выпустить определенное количество конкретной продукции. От выполнения плана зависело материальное поощрение трудового коллектива. При Косыгине-Либермане материальное поощрение трудового коллектива стало зависеть от прибыли предприятия. Предприятия стали тянуть на себя одеяло в ущерб общим интересам страны. Внедрять новые технологии на предприятиях стало не выгодно. В итоге реформа Косыгина-Либермана обернулась падением производства. А в трудовых коллективах расцвели эгоистические, мещанские (мелкобуржуазные) настроения.
— Пример: При Николае Рыжкове дали больше самостоятельности предприятиям. Трудовые коллективы стали выбирать директоров. Рыжков пишет, что зачастую избирали либо демагогов, либо бандюганов.
(3) допущение частного капитала в экономику под предлогом того, что якобы общественная собственность тормозит инициативу граждан;
(4) критиковали действующую систему распределения по труду, необоснованно называя ее «уравниловкой».
— Пример: в СССР никогда не было уравниловки.
102. Могильщик капитала
Вопрос: Современный рабочий класс в России инертен. Так может быть, в новой революции не пролетариат станет «могильщиком капитала»? (пролетариат по-прежнему является могильщиков. Наша задача – помочь пролетариату осознать свою классовую принадлежность);
— Психология рабочего отлична от психологии интеллигента. Интеллигент более гибок и склонен к компромиссам. Интеллигент не склонен к риску.
Например, интеллигент может не доверять партийному руководству, но он все равно найдет причины, чтобы остаться в партии. А рабочие бескомпромиссны. Они пойдут за вождем, когда будут ему полностью доверять. А если рабочие не доверяют своему руководству, то они либо сменят его, либо выйдут из партии.
И в отличие от интеллигентов, которые не склонны к риску, пролетарии пойдут за своим вождем и в огонь, и в воду. К примеру, если выступить на митинге перед рассерженной толпой и предложить: мы вам тут оружие подвезли, разбирайте и вперед на штурм! Рабочие, если они доведены до крайности, вполне могут взяться за оружие. А интеллигент навряд ли поддастся первому порыву.
— Вопрос: Через что, прежде всего, приходит осознание рабочими своей классовой принадлежности? (через изучение основ Марксизма-Ленинизма и через участие в классовой борьбе);
— Пример. Дзержинский освоил рабочую профессию и вел пропаганду непосредственно на производстве.
103. Предостережение Сталина
— Миф об Антее и Геракле;
— Вопрос: Какой вывод делает актер Глузский, когда произносит свой тост? («Нельзя отрываться от трудового коллектива»).
104. Выводы по четвертой лекции