Слова в заголовке взяты из письма Н.А. Островского от 13 марта 1935 года к комсомольцам аммиачного завода г. Березники, но как современно они звучат сегодня. Как будто и не было разгрома Советским Союзом фашиствующей Западной Европы во главе с нацистской Германией, ни Международного военного суда в Нюрнберге над германскими заправилами фашизма. Западные «хозяева истории» всячески пестовали фашизм, заразили его идеологией правящую верхушку Украины и не только возродили бандеровский фашизм, но и натравили его на братский русский народ Донбасса.
Более того руками бандерофашистов пытаются окончательно решить Русский вопрос: «сделать так, как будто никогда такого великого (русского -И.Б.) народа на Земле не было» (А.А. Зиновьев). Вот и идут бои с бандеровцами и иностранными наёмниками на издревле русской курской земле, и льются кровь и слёзы ратников и мирных жителей. Да и до самой Волги люди живут в тревоге, опасаясь прилёта БПЛА или падения их обломков. А заокеанские ястребы горят желанием, чтобы ВСУ наносили ракетные удары вглубь России.
Поэтому всё-таки приведу полностью отрывок из этого письма, поскольку он важен, во-первых, для понимания мировоззрения Островского, а, во-вторых, напомнить нынешней молодёжи об её священной обязанности защищать Родину: «…Фашизм безнадёжно попытается разгромить нашу страну. И вам, второму поколению комсомола, придётся грудь с грудью столкнуться в последнем и решительном бою с этим проклятием человечества. … И когда надо будет взяться за оружие, то вы покроете себя неувядаемой славой и укрепите своими руками красные штандарты в Варшаве и Берлине, там, где мы не смогли их укрепить в 1920-м. Борьба продолжается…»
Николай Алексеевич Островский, писатель и борец за власть Советов, чьё 120-летие со дня рождения 29 сентября сего года, в советское время отмечала бы вся страна. Сегодня вряд ли кто вспомнит… А зря. Его жизненный подвиг был бы замечательным примером для бойцов, сражающихся с мировым злом – украинскими бандеровцами, передовым отрядом англосаксонских и романо-германских фашистов.
Ведь цели жизни у Островского и нынешних вершителей судеб человечества прямо противоположные. Им как ножом по сердцу завет непокорённого тяжёлой болезнью бойца, который, он провозгласил в своей книге «Как закалялась сталь», ставшей путеводной звездой для миллионов советских юношей и девушек, пронёсших его через любые испытания:
«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества…».
Заокеанские «творцы истории» и их западноевропейские лакеи мечтают о расчеловечевании человека, его порабощении путём превращения в служебного человека (М. Ковальчук) и разделении человечества на две антропологические расы (А.И. Фурсов). Им выросшим в сытости, довольствии и покое за счёт ограбления стран третьего мира, а последние сорок лет – и Советского Союза, и России не понять трагедии миллионов людей, живущих в голоде и холоде, испытывающих недостаток питьевой воды, им никогда не понять когда «… тысячи детских ладоней// Молят: «Хлеба кусочек подай…»(А.И. Фатьянов).
Николай Островский с детских лет хлебнул горечь и унижение подневольного труда на хозяина с многочасовым рабочим днём и мизерной заработной платой. И не случайно, когда Островскому исполнилось пятнадцать лет, он вступил в комсомол и ушёл в ряды Красной Армии. Для тех лет это было типичное явление, когда пятнадцати-шестнадцатилетние юноши и девушки уходили воевать «за рабочее дело». Николай Островский сначала воевал в легендарной бригаде Григория Котовского, а затем в прославленной Первой Конной Армии, в той про которую «былинники речистые ведут рассказ», в той чьи конармейские клинки «помнят польские паны, помнят псы атаманы». В одном из боёв Островский был тяжело ранен и получил контузию позвоночника. О воинской службе пришлось забыть.
Но поколение боевых лет не привыкло сидеть сложа руки, когда вся страна лежала в развалинах. Надо было восстанавливать разрушенное и строить новую жизнь. И тысячи юношей и девушек сменили боевое оружие на орудия труда, восстанавливали и строили железные дороги, заводы, рудники и шахты. Полураздетые, полуголодные в мороз и дождь они работали и у них был один призыв «Даёшь!». В их числе был и Николай Островский.
После демобилизации он работает на руководящей комсомольской работе в приграничных районах на Украине. О, как там было неспокойно! Сказывалась близость Польши, по выражению У. Черчилля, «гиены Европы, откуда на советскую землю проникали диверсанты и банды. Часто комсомольцам приходилось браться за оружие и помогать пограничникам уничтожать нарушителей границы, коих до зубов вооружённых было не мало. Местное кулачьё тоже доставало, приходилось воевать на два фронта.
Но болезнь прогрессировала. Островский в двадцать три года потерял способность двигаться, а через год потерял зрение. Но жизнь продолжается, значит надо бороться за жизнь, чтобы быть полезным обществу. Он не был одинок. Его поддерживали друзья, государство предоставляло путёвки в санатории. Но он хотел работать. Островский начинает писать книгу о судьбе своего поколения, назвав её «Как закалялась сталь».
В советские времена, очевидно, невозможно было найти двенадцати-тринадцатилетнего школьника, не читавшего эту книгу. Она была обязательной в программе курса литературы. Советская школа стремилась воспитывать молодое поколение на величайших гуманитарных идеях, на прекрасном и правильном нравственном чувстве. Это нынешним власть предержащим высоконравственные и высокообразованные люди не нужны. По их понятиям для тех, кто родился в нищете, самое рождение должно стать началом рабства.
Но мы – не рабы. Гроздья гнева разгораются у народа. Но нет революционной теории, отвечающей вызовам современности.
И вспомнилась мне одна сцена из романа, на мой взгляд суть её очень важна для текущего момента. На привале Павка читает красноармейцам книгу «Овод» — революционно-романтический роман Э.Л. Войнич, в котором рассказывается об истории молодого, наивного, влюблённого, полного идей и романтических иллюзий Артура Бертона, участника подпольной революционной организации «Молодая Италия» в первой половине XIX века, он погибает, но не предал идею. Когда Корчагин умолк, наступило молчание, а далее, как пишет Островский: «Тяжелая история, — прервал молчание Середа. — Есть, значит, на свете такие люди. Так человек не выдержал бы, но как за идею пошел, так у него все это и получается».
Да влияние идеи на поступки человека велико. И не случайно в словах К. Маркса: «… Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами», слово «теория» часто заменятся словом «идея», ведь без идеи не может быть и теории. Думается крах КПСС стал возможным потому, что большинство её членов и в первую очередь работники идеологического фронта не были убеждёнными в верности марксистско-ленинской теории.
Во- первых, что многие просто не знали даже её азов, это касается и нынешних членов коммунистических партий.
Во-вторых, теория со временем отстаёт от жизни и как правильно полагал Р.И. Косолапов: «Заявленный марксизмом принцип развития предполагает, прежде всего, его собственное самообновление». Но этого не происходило. Впрочем, и сегодня современные взгляды общественной мысли на социальные процессы не в чести у ортодоксальных марксистов. Они категорически не приемлют теорию ноосферизма А.И. Субетто, хотя в ней марксизм-ленинизм дополняется учением В.И. Вернадского о перерастании биосферы в ноосферу. Но думается прав Р.И. Косолапов полагавший, что «магистральным путём развития марксизма-ленинизма в XXI веке будет путь ноосферный». Надеюсь, что со временем теория ноосферизма овладеет массами и приведёт к спасению человечества и от всепланетной экологической катастрофы, и от угнетения человека человеком.
Верно пелось когда-то в песне: «Годы, вы как чуткие струны, только тронь…» так и нахлынут воспоминания. Помню родное село в воронежской степи на берегу Дона. В начале 50-х прошлого века в нём не было не электричества, ни радио, автобус из райцентра не ходил. Но раза два в месяц в село приезжала кинопередвижка и в клубе МТС показывали кинофильмы. Однажды показывали фильм «Как закалялась сталь», снятый Марком Донским в 1942 году. На детском сеансе зал был полон. О, с каким восхищением дети и подростки встречали успехи Павки и его товарищей и в зале нависала гнетущая тишина, когда Павке грозила опасность.
Поле просмотра всем захотелось прочитать книгу. Но не тут было. В селе действовало две библиотеки: школьная и сельская, в обеих было по одному экземпляру романов Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей» и за книгами установилась длиннющая очередь.
Чуть позже в клубе была уже стационарная киноустановка, фильмы демонстрировались по два дня. Но кода показали «Павел Корчагин» (режиссёры Александр Алов, Владимир Наумов) зал был оба раза переполнен, многие пришли смотреть его второй раз. И вновь пробудился интерес к творчеству Н.А. Островского.
В 10 классе в курсе литературы было обязательным изучение романов Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия», воспитанные на подвигах их героев мы выходили готовыми жить по девизу: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». И жили, и работали, и активно участвовали в общественной жизни.
Но если вспоминать, то всё вспоминать. Возможно, это частный случай. По роду своей общественной деятельности мне приходилось общаться с молодыми специалистами, прибывающими в экспедицию. Где-то в средине 70-х годов стал замечать, что прежде всего они интересовались тремя позициями, перечислю на их языке: оклад-жалование, квартира, машина. Они уже были заражены плевелами мещанской психологии потребительства, с которой социальный авангард практически перестал бороться. Многие из них работали без огонька, по принципу героя кинофильма «Весна» Бубенцова: «Где бы ни работать, лишь бы не работать». Они недовольны всем, кроме себя любимых. Были и такие, которые громогласно вносили предложения по повышению эффективности работ, правда, сами для этого ничего не предпринимали, но на этой волне вступали в партию, в душе лелея сокровенную мысль деда Щукаря получить должность и получали… Вот они-то и стали ударным кулаком горбикатастройки и ельцинизма в разрушении социализма и Советской власти.
Но в жизни мне приходилось больше встречать других людей. Хороших людей больше, чем плохих. Все они имели лучшие черты героев Н.А. Островского. Ведь не обязательно кричать на каждом углу, что следуем примеру Корчагина, просто надо жить и поступать так как он. Вот о них, составляющих основу социалистического общества, скромных бескорыстных корчагинцах, сеющих зёрна разумного, доброго, вечного в умы заблудших соотечественников, хочу рассказать кратко.
Как-то на одном из митингов оппозиции в Красноярске разговорился с пожилой женщиной невысокого роста. Оказались, что мы земляки, наши родные сёла были в 40 километрах на разных берегах Дона. Александра Фёдоровна Босых (в девичестве Коробейникова), в далёком 1942 году, когда фашисты подходили к её селу, решила идти в райцентр, в райком комсомола. Ей было 16 лет, и она была комсомолкой. Переправилась через Дон и в лесной чаще встретила группу бойцов, которые выяснив, что она умеет делать перевязки, предложили остаться у них. Вместе с ними она прошла солдатскими дорогами от Сталинграда до Берлина, где и нашла своё женское счастье. Она встретила бойца, спасённого ею в Сталинграде, и стала его женой. Вместе приехали в Красноярск и здесь работали. На пенсии продолжала активно заниматься военно-патриотической работой.
Ну, а теперь о тех, кто по зову сердца и комсомола, покинув благодатные для жизни места, приехал в Сибирь, не испугался лютых морозов, чадящего дыма таёжных пожаров, обволакивающих города и сёла, да и туч жалящих комаров, мошки, гнуса, паутов.
Как-то в местном отделении КПРФ в г. Красноярске повстречался с женщиной удивительной судьбы. Это было в начале 2000-х. Людмила Павловна Лузина в средине прошлого века после окончания педагогического училища на Западном Урале приехала в Красноярск и получила направление на работу в Эвенкию. Добиралась до Туры самолётом 5 часов на «Каталине», тогда ещё летали эти американские самолёты. Но из Туры её вместе с подругами направили в Кислокан – это селение на берегу Нижней Тунгуски у границы с Иркутской областью. Как раз в это время туда шла баржа геологов, вот девушек и отправили на ней. Баржа шла несколько дней, а продуктами они не запаслись. Хорошо, что геологи их не оставили в беде. Приплыв в Кислокан они были поражены видом учеников: заросшие волосами детские головы с давно немытыми лицами. Вооружившись ножницами, мочалками и мылом они начали приводить детей в порядок. Ну а потом обычная жизнь учителя в селе: с утра растопи печку в избе, затем проведи уроки и внеклассные занятия, потом проверка тетрадей и подготовка к следующему дню, принеси воды или наколи льда, заготовь дрова, приготовь еду. Но ведь не уехала, а всю жизнь проработала на этой суровой земле, где летом тучи кровососущих насекомых, а зимой лютые морозы за минус 50, и осталась верна советским ценностям, до конца жизни активно работала в первичном отделении КПРФ.
Профессор, кандидат философских наук В.И. Замышляев, Заслуженный работник культуры РФ, окончив Ленинградский институт культуры, как впоследствии сам писал:
«Я в Сибирь не сослан
Я собрался сам
К Енисею к соснам
По Саянским горам.
………………………
Я живу, не жалею.
Мне Сибирь по нутру
Всё отдам, что имею
И спокойно умру».
Работал в управлении культуры, возглавлял книжное издательство и вывел его в передовые, филиал Центрального музея В.И. Ленина, работал в крайкоме КПСС заведующим отделом культуры и секретарём по идеологии, преподавал в Аэрокосмическом университете. Всегда защищал коммунистическую идеологию, активно работает в региональном отделении ВСД «Русский Лад». Лауреат Всероссийского творческого фестиваля-конкурса «Русский Лад» в номинации «публицистика»
Но с какой любовью он вспоминает работу на целине. Тогдашние студенты, молодые, здоровые, сильные:
«Добывали… камень, дробили
И мешали с цементом раствор,
Заливали фундамент и возводили
Бетонные арки на горизонте гор.
……………………………………
«Я не помню о нашей усталости,
Помню радость в душе и азарт».
Было всё и «пахла полынь по ночам», «И любовь, как озёра, глубокая», и «девичьи чары». Короче была «жизнь взахлёб», «а жить взахлёб это здорово кто-то придумал» (Р. Рождественский). Отсюда и вытекает уверенность поэта: «Но во век не скажу, что была бесполезная// Наша жизнь в СССР. Нет, могучей была!».
Р.М. Шутова вспоминает, вступив в комсомол в 1948 году, как вместе с классом шефствовали над семьями погибших на войне, детскими домами, затем на комсомольских субботниках строила стадион в Лужниках. А потом «юность позвала её в дорогу». По комсомольской путёвке поехала из Москвы в Магнитогорск, участвовала в строительстве 11-ой коксовой батареи, прокатного стана 2500. Затем – стройки большой химии в Красноярске. «Шли годы, — пишет она, — менялось время, но всегда присутствовало чувство долга и желание принести пользу родному Отечеству».
Девятнадцатилетней девушкой Алла Елесина после окончания в Ленинграде педучилища приехала на берега Енисея в такую глухомань, где вокруг на десятки вёрст тайга и горы. В первые дни было жутко до ужаса, но старшие учителя поддержали, и она связала жизнь с Сибирью, заочно закончила пединститут. Была учредителем «Русского общества» в Красноярске, активно работала в региональном отделении ВСД «Русский Лад», вела литературную гостиную, в которой участвовало до 70-ти учащихся семи школ и где они познавали русское национальное самосознание в произведениях русской классической и советской литературы.
После окончания техникума на Украине молодым специалистом Н.М. Смык приехал в хакасские степи, работал механиком в геологоразведочной партии, потом на Красноярском металлургическом заводе (Крамз), где возглавил комплексную бригаду. В 1987 году ему присуждена Государственная премия СССР за большой личный вклад в совершенствование техники и технологии производства. Избирался народным депутатом СССР. Активно участвовал в возрождении коммунистических структур в Красноярске, сначала в РКРП, затем в КПРФ, был делегатом её
II (Восстановительного) съезда, членом бюро крайкома, первым секретарём райкома и горкома КПРФ, сейчас продолжает агитационно-пропагандистскую работу на Алтае.
Да и сибиряки не подкачали, продолжали традиции Корчагина и его товарищей.
Олег Пащенко родился в 1945 году в семье фронтовиков, был старшим среди пяти детей. После семилетки закончил строительный техникум, работал на строительстве в колхозах. Служил в войсках РВСН в Нерчинске, затем получив диплом журналиста в Иркутском университете, работал в районных и краевых газетах. На закате горбикатастройки, когда даже партийная пресса скатилась на антисоветские рельсы, организовал народную «Красноярскую газету», которая уже более тридцати лет, не смотря на всевозможные препятствия, стойко несёт в массы русскую и коммунистическую идеи, борется с фальсификацией советской истории и роли И.В. Сталина в ней. Много лет был депутатом Законодательного Собрания края. Активно боролся за возрождение структур коммунистической партии в крае и работает в региональном отделении ВСД «Русский Лад». Лауреат Всероссийского творческого фестиваля-конкурса «Русский Лад» в номинациях «Публицистика» и «Подвижничество».
Особо хочу сказать о трёх женщинах, с которыми долго работал и в партийных органах, и в движении «Русский Лад». Нас и сейчас связывает строгая дружба, в которой мы критически оцениваем поступки друг друга и указываем на промахи и ошибки. Им за это благодарен.
Первой о ком хочу сказать слово: Светлана Александровна Наливайко, о ней на сайте была моя статья «Советской закалки боец». Сразу после школы пошла работать на производство, заочно училась в институте и возглавляла комсомольскую организацию районного торга, потом работала руководителем профсоюзной организации торгового центра «Красноярье», всюду зажигала людей на трудовые успехи и активную общественную жизнь. Многие годы бессменный член контрольно-ревизионной комиссии регионального отделений КПРФ. С момента создания отделения ВСД «Русский Лад» в крае член правления, а ныне заместитель председателя правления по организационной работе. Проводит огромную работу по организации регионального этапа Всероссийского творческого фестиваля-конкурса и отчётного концерта.
Надежда Борисовна Кондратьева с удовольствием вспоминает годы работы секретарём с учебными заведениями и школами в Улуг-Хемском райкоме, а затем Кызылском горкоме ВЛКСМ. Сколько замечательных дел организовывала она с молодёжью: конкурсы «А, ну-как, парни!», «А, ну-ка, девушки!», спортивные соревнования среди детей и подростков «Кожаный мяч», «Плетеный мяч», «Белая ладья», спартакиад среди комсомольского актива и много других дел, которые закаляли и совершенствовали подрастающее поколение. Потом много лет возглавляла отдел пропаганды и агитации в Хакасии. Сегодня она руководитель Методического кабинета крайкома КПРФ, где настойчиво работает над повышением идейного уровня членов партии, распространением передового опыта работы партийных отделений. Активно участвует в организации и проведении мероприятий Русского Лада.
Лауреат Всероссийского творческого фестиваля-конкурса «Русский Лад -2017» в номинации «Подвижничество» Людмила Алексеевна Леменкова свою комсомольскую юность провела на Алтае, где, работая пионервожатой ей удавалось зажигать ребячьи сердца интересными делами: пионерскими кострами, организацией в школе клуба «Мальчишки», где были и вокально-инструментальный ансамбль и отряды юных друзей милиции, пожарных дружин. Сейчас работает учителем русского языка в школе в Красноярске. В литературных гостиных она вместе со школьниками готовила краткие сценки по мотивам обсуждаемых произведений. Много времени уделяет защите чистоты русского языка и пропаганде ратного и трудового героизма советской молодёжи.
О них всех можно смело сказать: «Они- корчагинцы»! Кто-то скажет, что их мало. Да. Но они роняют искры в неокрепшее мятежное сознание молодёжи, из которых ОБЯЗАТЕЛЬНО вспыхнет пламя. И русский народ тот кол, который пытались англосаксы вбить в гроб коммунизма, вобьёт его в гроб фашизма. Такова неумолимая логика восходящей истории человечества, если оно не желает погибнуть во всепланетной экологической катастрофе.
Они пережили ужасный морально-психологический удар контрреволюции августа 1991- октября 1993 годов, подлого предательства партийной верхушки, но сохранили «весны своей огни навеки в душе». Может быть и потому, что в школе чётко усвоили монолог Павки Корчагина из сцены в парке. Им и закончу своё повествование:
«Все это бумажный героизм, братишка! Шлепнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий выход из положения. Трудно жить – шлепайся. А ты попробовал эту жизнь победить? Ты все сделал, чтобы вырваться из железного кольца? А ты забыл, как под Новоград-Волынском семнадцать раз в день в атаку ходили и взяли-таки наперекор всему? Спрячь револьвер и никому никогда об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».