Что революция невозможна без экономического кризиса, это было доказано К. Марксом в его гениальной «Классовой борьбе во Франции», которую он написал в период французской революций 1848-1850 годов. В этой работе К. Маркс, опираясь на опыт революционной борьбы народных масс, впервые доказал закономерный характер экономических признаков революции.
«Наконец, взрыв всеобщего недовольства был ускорен, а ропот вырос в восстание благодаря двум экономическим событиям мирового значения.
Картофельная болезнь и неурожай 1845-1847 гг. усилили всеобщее брожение в народе. В 1847 г. дороговизна вызвала во Франции, как и на всём континенте, кровавые столкновения. Рядом с бесстыдными оргиями финансовой аристократии – борьба народа за необходимые средства к жизни! В Бюзансе казнят участников голодных бунтов, а в Париже королевская семья вырывает из рук суда пресыщенных мошенников!
Вторым крупным экономическим событием, ускорившим взрыв революции, был всеобщий торговый и промышленный кризис в Англии. Он был возвещён уже осенью 1845 г. массовым банкротством спекулянтов железнодорожными акциями, в 1846 г. его задержал ряд случайных обстоятельств, как, например, предстоящая отмена хлебных пошлин, осенью 1847 г. он, наконец, разразился в виде банкротств крупных лондонских торговцев колониальными товарами, за которыми немедленно последовали крахи земельных банков и закрытие фабрик в промышленных округах Англии. Ещё не успели на континенте сказаться до конца все последствия кризиса, как вспыхнула февральская революция» (К. Маркс, «Классовая борьба во Франции», К. Маркс и Ф. Энгельс, т.7, с. 12).
Таким образом, обобщая как экономическое положение Франции накануне революции (1847 г), так и политическую историю этой страны после поражения революции (1850 г.) К. Маркс строго научно доказал, что «При таком всеобщем процветании, когда производительные силы буржуазного общества развиваются настолько пышно, насколько это вообще возможно в рамках буржуазных отношений, о действительной революции не может быть и речи…Новая революция возможна только вслед за новым экономическим кризисом. Но наступление её так же неизбежно, как и наступление этого последнего.» (К. Маркс, «Классовая борьба во Франции», К. Маркс и Ф. Энгельс, т.7, с. 100).
Но экономические кризисы были в Германии в 1859-1861, в 1879-1880 годах в России, хотя в этих случаях революции не было. Революция была в 1905 г. в России, но она не увенчалась победой. Почему?
Ответ на эти вопросы дал В. Ленин в своей работе «Крах II Интернационала», вышедшей в свет в 1915 г. Обобщая новые явления в экономике мирового капитализма, которые возникли за полвека, прошедшие после выхода «Капитала» К. Маркса, и опираясь на опыт победы и поражение «Парижской Коммуны» 1871 года и на опыт поражения первой русской революции 1905 года, В. Ленин в этой работе дал развёрнутые признаки социалистической революции и её победы: 1) необходимость наличия экономического кризиса (капиталистический способ производства и производительные силы вступают между собой в противоречие), 2) перерастание экономического кризиса в общенациональный политический кризис («низы» не хотят старого и когда «верхи» не могут по-старому), 3) перерастание политического кризиса в восстание («способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже в эпоху кризисов не упадёт, если его не «уронят», 4) наличие революционной марксистской партии – партии большевиков, которая подготовляет и обеспечивает победу революции.
Если сравнить признаки революции, открытые В. Лениным, с признаками революции, открытые К. Марксом, то не трудно убедиться в том, что В. Ленин дополнил марксовые признаки революции лишь одним, но важнейшим (политическим) для победы революции, признаком революции. А именно: наличие революционной марксистской партии – партии большевиков. Дело в том, что в политике (в классовой борьбе) существуют две решающие силы: организованная сила государства, армия, и не организованная, стихийная сила народных масс. Очевидно, что организованную силу может опрокинуть организованная же сила. Поэтому победа социалистическая революции возможна только при наличии организованности и сознательности рабочего класса, а это может обеспечить только опытная, закалённая в классовой борьбе с капиталом марксистская партия – партия большевиков.
Эти основные положения теории социалистической революции Маркса-Ленина, в общем, правильные, и вполне подтверждены историей.
Но «Теория, мой друг, суха. Пышно зеленеет древо жизни» (И. Гёте, «Мефистофель»).
Практика – критерий истины. Практика Великой Октябрьской социалистической революции показала, что сочетание этих объективных и субъективных факторов революции создаёт лишь возможность победы революции. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужен ещё такой фактор революции, который настолько разлагает общеклассовые интересы отдельных групп капиталистов, – именно потому, что каждая группа имеет одинаковый с другой интерес: монопольно господствовать на мировом рынке, – что они не могут соединиться, даже на короткое время, для подавления революции. Этим фактором является мировая война, т.е. война за передел поделённого мира. «Это обстоятельство имело громадное значение для Октябрьской революции, ибо оно дало ей возможность использовать жестокие столкновения внутри империализма для укрепления и организации своих сил» (И. Сталин, «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов», т. 6, с. 358).
Но всё течёт и меняется…
Историческое призвание капитализма – это безудержное, измеряемое в геометрической прогрессии развитие средств труда. А так как при капитализме господствует конкуренция, наиболее полным выражением которой является война всех против всех, то капитализм развивает не только средства труда, но и средства убийства человека человеком.
Капитализм за последние сто лет настолько совершенствовал средства труда, что, опираясь на них, уже сегодня можно было бы накормить, одеть, обеспечить жильём и другими необходимыми предметами потребления всех людей. Но в той же степени, в какой капитализм усовершенствовал средства труда, он усовершенствовал и орудия убийства человека человеком: от динамита – до атомной бомбы, применение которой может уничтожить всё человечество. Таким образом, капитализм впадает в странное и чудовищное противоречие: с одной стороны, он создаёт возможность для удовлетворения основных потребностей всех людей, а с другой – его собственная природа толкает человечество к самоуничтожению.
При таких обстоятельствах возникает вопрос: возможна ли новая мировая война, следовательно, и новая социалистическая революция и её победа?
Некоторые общественные деятели с мировым именем утверждают, что новая мировая война невозможна именно потому, что создано оружие массового поражения. С точки зрения здравого смыла это, конечно, верно. Только больной на голову человек способен нажать на «ядерную кнопку». Но в таком случае невозможна, на радость капиталу, и новая социалистическая революция. Думать так, значит уподобляться церковникам, которые стремятся моральными проповедями и гневными проклятиями устранить домашние своры, тяжбы, гражданские и мировые войны. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (А. Грибоедов, «Горе от ума»).
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К. Маркс «К критике политической экономии», К. Маркс и Ф. Энгельс, т.13, с. 6).
Но что такое бытие людей?
Реальный процесс их жизни. Чтобы жить, люди должны иметь пишу, одежду, жилище и другие материальные блага. Но эти блага природа не даёт им в готовом виде. Чтобы их получить, люди должны их производить; а производят люди не голыми руками, а при помощи орудий труда, которые сами же изготовляют. Но люди производят материальные блага не изолированно друг от друга, а всегда сообща, группами, обществами. Это значит, что в процессе производства между людьми обязательно складываются производственные (экономические) отношения, которые определяют способ производства. Наконец, характер способа производства зависит от того, в чьей собственности находятся средства производства. Когда средства производства находятся в частной собственности и принадлежат не всему обществу, а отдельным лицам, тогда устанавливаются отношения господства и подчинения, эксплуатации человека человеком. Когда же средства производства являются общественной собственностью, то между людьми устанавливаются отношения сотрудничества и взаимопомощи.
Но процесс производства представляет собой не только соединение людей друг с другом для осуществления производства, но и присвоение людьми средств производства для начала производства. «Каковы бы ни были общественные формы производства, рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но находясь в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя» (К. Маркс, Капитал, т. 2, 43-44).
Но если способ, каким люди соединяются между собой для производства, определяет характер производственных отношений, то способ, каким осуществляется присвоение людьми средств производства, определяет цель производства.
При рабовладельческом и крепостническом способах производства, когда рабочий в форме раба или в форме крепостного, ставится в качестве условия производства в один ряд с прочими существами природы, рядом со скотом, или является придатком земли; когда, следовательно, имеет место единство между рабочим и орудиями его труда, – присвоение рабочим орудий труда происходит прямо, непосредственно. Здесь одна часть общества (рабовладельцы или феодалы) обращается с другой его частью (рабами или крепостными) просто как с неорганическим и природным условием своего собственного существования.
На этих начальных этапах развития цивилизации ещё нет разрыва между людьми и условиями их труда (природой и орудиями труда). В это время люди ещё с наивной непосредственностью относятся к природе и к труду, как к естественным условиям своего существования. В это время производство нацелено на преобразование веществ природы в форму, пригодную для потребления.
Положение дел резко меняется с появлением капиталистического способа производства.
То, что при капитализме рабочий свободен, – это знает каждый. Но далеко даже не каждый «известный экономист» понимает, что рабочий не просто свободен, а свободен двояко: он сам не принадлежит к средствам производства, как раб или крепостной крестьянин, но и средства производства не принадлежат ему, как это имеет место у свободного крестьянина; напротив, он свободен от средств производства, освобождён от них, лишён их. Эта двоякая свобода рабочего создаёт основное условие капиталистического способа производства. Капиталистическое производство начинается не прямо, не непосредственным присвоением рабочим средств производства, как это происходит при рабстве и крепостничестве, а опосредствованно, через куплю-продажу, при помощи денег. Производство, которое по своей природе является непосредственным источником существования людей, превращается, таким образом, в опосредствованный источник существования людей. Как непосредственное присвоение людьми средств производства переходит в опосредствованное, нас здесь не интересует. Это можно узнать из «Капитала» К. Маркса. Здесь важно то, что с этим переходом извращается цель производства: теперь не производство материальных благ является целью производства, а деньги, которые являются средством для осуществления производства. Это со всей очевидностью обнаруживает тот простой факт, что производство останавливается не тогда, когда полностью удовлетворены материальные потребности людей, а тогда, когда не удаётся их продать, т.е. сделать деньги. И в этом нет ничего удивительного. Действительно, какой смысл продолжать производить продукты, если не удаётся их продать? С другой стороны, если не удаётся продать, то не удаётся начать новое производство, которое требует денег, а их нет. Взаимоотношение цели и средства ставятся, таким образом, вверх ногами. Это переворачивание с ног на голову пронизывает всю экономику и порождает в головах людей ужасную путаницу: люди забывают о происхождении денег из экономических условий своей жизни, подобно тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного мира. В результате деньги в сознании людей проявляются как вещь, которая якобы не зависит от людей и даже первична по отношению к ним, господствует над ними. Общественная жизнь ставится, таким образом, в зависимость от денег. Деньги – бог, по милости которого только и можно жить.
Вернёмся, однако, к капиталистическому способу производства.
Итак, чтобы начать производство, необходимо иметь деньги. А чтобы иметь деньги, необходимо что-нибудь продать. «Деньги столь же мало возникают путём соглашения, как и государство. Они стихийно возникают из обмена и в обмене, они его продукт. (К. Маркс, «Экономические рукописи 1857-1859 годов», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 109).
А между тем один и тот же продукт продают различные производители, причём у этих производителей (в условиях капиталистического способа производства) нет выбора: продавать или нет. Они вынуждены продавать, чтобы иметь возможность производить и жить.
На этой почве между местными отдельными производителями возникает острая конкурентная борьба за сбыт, за рынок. С дальнейшим развитие капитализма борьба разгорается уже не только между местными отдельными производителями, местные схватки разрастаются, в свою очередь, до размеров борьбы между нациями, до торговых войн. Наконец, крупная промышленности и возникновение мирового рынка делают эту борьбу всеобщей, в результате которой мир оказывается поделённым между национальными государствами. «Свободных» земель больше не остаётся, создаётся положение, при котором каждый новый захват предполагает отнятие территории у её владельца. Завершение раздела мира ставит на очередь борьбу за его передел. Борьба за передел мирового рынка выливается, в конечном счёте, в борьбу за мировое господство и неизбежно ведёт к войне мирового масштаба – к мировой войне. «Это – дарвиновская борьба за отдельное существование, перенесённая – с удесятерённой яростью – из природы в общество. Естественное состояние животных выступает как венец человеческого развития» (Ф. Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 19, с. 212).
В период мировых войн разрушаются гигантские производительные силы, уничтожаются величайшие материальные ценности, гибнут и становятся калеками миллионы и десятки миллионов людей. В результате этого уровень мировой хозяйственной жизни отбрасывается на несколько десятков лет назад. Кроме того, мировая война приводит к такому росту военной промышленности, что даже производство безусловно необходимого минимума предметов потребления оказывается невозможным. Огромная часть человечества обрекается, таким образом, на полуголодное существование и вымирание. На почве всемирного разорения, созданного мировой войной, назревает, таким образом, всемирный революционный кризис, который какие бы долгие и тяжкие перипетии он не проходил, не может кончиться социалистической революцией и её победой. И вот почему.
Люди никогда не отказываются от того, что они приобрели, но это не значит, что они не откажутся от той общественной формы, благодаря которой они приобрели определённые производительные силы. Наоборот. Для того чтобы не лишится достигнутого результата, для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди вынуждены изменять все унаследованные общественные формы в тот момент, когда их производственные (экономические отношения) более не соответствует приобретённым производительным силам.
История производства начинается с производства первобытного общества. Но поскольку первобытное производство ограничивается собиранием растительной пищи, охотой на зверей, а также охотой людей друг на друга (фактически здесь люди ещё находятся в диком, в полу животном состоянии), то оно не является ещё производством в буквальном смысле этого слова. Производство становится производством только тогда, когда люди ставят себе на службу силы природы: воду, ветер, огонь и т.д., а также открывают и используют законы природы. С этого времени и начинается действительное производство – рабовладельческий способ производства. С него и начнём.
Итак, производство начинается с рабовладельческого способа производства, при котором рабочий выступает в форме раба. Раб не только абсолютно лишён свободы, он вообще не признаётся человеком, является лишь орудием труда. До поры до времени рабовладельческий способ производства содействовал развитию производительных сил, но затем его возможности были исчерпаны, и он превратился в серьёзную преграду для развития производства. Производство требовало постоянного совершенствования орудий, повышать производительность труда, а раб не был в этом заинтересован: его положение от этого ни в малейшей степени не улучшалось. Да и сам раб, в условиях бесчеловечной эксплуатации, деградировал физически и умственно. Рабовладельческий способ производства становился, таким образом, экономически неэффективным, и поэтому был заменён новым, более производительным, крепостническим способом производства.
При крепостническом способе производства рабочий выступает в форме крепостного. В отличие от раба, крепостной имел клочок земли, свои орудия труда, семью, и поэтому он был заинтересован в совершенствовании орудий труда, в улучшении методов ведения хозяйства. Всё это вело к росту производительных сил. Но производство здесь, как и при рабстве, осуществляется при помощи ремесленных орудий труда, которые консервативны в том смысле, что они, как орудия индивидуального пользования, специализируются и достигают каких-то законченных форм, ставящих предел их развитию. А между тем великие географические открытии конца XV – начала XVI века приводят к возникновению международного рынка. Возрастает спрос на различные продукты, удовлетворить который ремесленное производство уже не может. Возникает необходимость заменить крепостнический способ производства, который опирается на ремесленное производство, новым, более прогрессивным, капиталистическим способом производства, который опирается на машинное производство.
В отличие от ремесленного технический базис машинного производства является революционным, так как его возможности в развитии производительных сил практически безграничны: от применения отдельных машин к системе машин, от системы машин – к более широкой системе машин и так до бесконечности.
Капиталистический способ производства в течение одного двух веков своего существования создал более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие способы производства, взятые вместе, именно благодаря машинному производству. В данное время капиталистический способ производства настолько развил производительные силы, что, опираясь на них, можно было бы накормить, обуть, одеть, обеспечить жильём, – словом, удовлетворить основные потребности всех людей. Между тем сотни миллионов людей в буквальном смысле не доедают, ютятся в лачугах, влачат жалкое существование. Почему?
Ответ на этот вопрос простой.
Во-первых: Введение и распространение машин, а также усовершенствование и распространение машин на все сферы хозяйственной жизни лишают (в условиях капиталистического способа производства) работы миллионов трудоспособных людей, а следовательно, и средств существования; появляется безработица, которая не была известна при докапиталистических способах производства. Эти лишённые работы миллионы, чтобы иметь средства существования, конкурируют c работниками, имеющими работу, вследствие чего заработная плата последних падает до уровня, которого едва хватает для обеспечения самых элементарных потребностей человека.
Во-вторых: Так как капиталистический способ производства, непрестанно совершенствуя средства производства, постоянно повышает производительность труда, вследствие чего, с одной стороны, увеличивается масса продукта, а с другой – снижается стоимость продукта; так как цель капиталистического способа производства – не производство материального продукта, а деньги, которые являются мерой стоимости продукта (количественное выражение стоимости), – то капиталистический способ производства неизбежно приходит в конфликт с гигантскими производительными силами, которые сам же создал. Столкновение становится неизбежным, и – кризис. В период кризиса резко сокращается производство, уничтожается масса продуктов, оборудования и предприятий и в то же время миллионы людей обрекаются на огромные лишения. И так, начиная с 1825 года, когда разразился первый общий кризис, кризисы повторяются регулярно каждые 8-10 лет. При каждом кризисе люди беспомощно стоят перед абсурдным противоречием (которое сами же создали в погоне за деньгами), когда ради денег уничтожаются производство и продукты производства. Тем самым, однако, доказывается, что капиталистический способ производства полностью исчерпал себя, превратился в препятствие и искусственно тормозит дальнейшее развитие производительных сил. Но тем самым возникает необходимость заменить капиталистический способ производства, ставший реакционным, новым, прогрессивным, социалистическим способом производства.
Но капиталистический способ производства, каким бы диким и гнилым он ни казался, держится не сам по себе, а силами господствующего класса – капиталистами, которые никогда не отказываются от своих экономических и политических привилегий добровольно. Поэтому заменить капиталистический способ производства социалистическим способом производства можно только путём социалистической революции.
Но революция не делается по заказу или по чьему-либо произволу или желанию. Десятки миллионов людей идут на революцию только тогда, когда настаёт безысходная нужда, когда всё общество попало в безвыходное положение. И такое безвыходное положение может создать только мировая война, которая неизбежна до тех пор, пока сохраняется капиталистический способ производства. Оставляя миллионы трупов и калек, разрушая всю общественную жизнь, мировая война открывает глаза с невиданной прежде быстротой сотням миллионов людей на смертельную угрозу, которую несёт всему человечеству капиталистический способ производства. Отсюда – революционная решимость десятков миллионов людей, которые, общим напором, штурмуют и уничтожают капиталистический способ производства.
Капитализм ходом своего развития создаёт две тенденции в развитии общества: во-первых, мировую войну; во-вторых, социалистическую революцию. Мировая война обуславливает субъективное условие социалистической революции – революционную решимость десятков миллионов людей, способных совершить социалистическую революции, а социалистическая революция, в свою очередь, восстанавливает прямое (т.е. безденежное, бесплатное) присвоение земли и средств производства, вследствие чего ослабевает борьба за отдельное существование (дарвиновская, внутривидовая, конкуренция), высшим выражением которой и является мировая война.
ВПЕРЁД, НАВСТРЕЧУ ВСЕМИРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ!