Характеризуя в «Анти-Дюринге» капитализм как вандала, который беспощадно разрушает как созданные человеком производительные силы, так и рабочую силу самого человека, Ф. Энгельс там же писал: «В трестах свободная конкуренция превращается в монополию, а бесплановое производство капиталистического общества капитулирует перед плановым производством грядущего социалистического общества. Правда, сначала только на пользу и к выгоде капиталистов. Но в этой своей форме эксплуатация становится настолько осязательной, что должна рухнуть. Ни один народ не согласился бы долго мириться с производством, руководимым трестами с их неприкрытой эксплуатацией всего общества небольшой шайкой лиц, живущих стрижкой купонов». (Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг», Москва, 1950 г.)
Прошло почти 150 лет с тех пор, как были написаны эти строки, а капитализм всё ещё жив. Почему? Если меньшинству удаётся подчинять себе большинство, то не понятно, почему большинству не удаётся освободиться от меньшинства? Ведь большинству гораздо легче и проще освободиться от меньшинства, между тем как меньшинству гораздо труднее и сложнее подчинять большинство.
То обстоятельство, что большинству гораздо проще и легче освободиться от меньшинства, в теоретическом отношении не представляет никаких трудностей. Но зато на практике здесь возникают огромные препятствия.
Капитализм, каким бы диким и гнилым он ни казался, держится не сам по себе, а силами господствующих в обществе капиталистов, которые никогда добровольно не откажутся от своих экономических и политических привилегий. Для сохранения капитализма они используют всю силу государственной власти. Именно капиталистическое государство является той силой, при помощи которой капиталистам удаётся сохранять капитализм. Поэтому для того чтобы трудовой народ – рабочий класс – смог уничтожить капитализм, он должен завоевать политическую власть.
А между тем в политической борьбе существуют только две решающие силы: организованная сила государства и не организованная, стихийная сила рабочего класса; очевидно, что организованная сила превосходит неорганизованную, стихийную силу. Поэтому простое большинство рабочего класса в политической борьбе ничего не решает и решить не может.
«Численность только тогда решает дело, когда масса охвачена организацией и ею руководит знание» (К. Маркс).
Чтобы рабочий класс мог завоевать, отобрать у капиталистов государственную власть и тем самым уничтожить капитализм, необходимо, чтобы его политическая борьба, как и политическая борьба капиталистов, была организована и руководилась из единого центра; организованную силу может опрокинуть только организованная сила, – сказал Ленин. Однако сам рабочий класс из-за разрозненности его по различным производствам, предприятиям, отраслям промышленности, торговли, сферы услуг и т.д. не может этого сделать. Для этого ему нужна централизованная организация – политическая партия, которая объединяет в один общий натиск все и всяческие проявления протеста и возмущения, организация, состоящая из профессиональных революционеров, которые беззаветно преданны делу уничтожения капитализма, всякой эксплуатации человека человеком. Такую политическую партию создали Ленин и Сталин. Это – коммунистическая партия большевиков.
Необходимость создания руководящей и организующей силы, какой является революционная коммунистическая партия, диктуется колоссальной задачей замены частной собственности на землю и средства производства общественной, которая есть дело творческой самодеятельности многомиллионных трудящихся масс. Революционная коммунистическая партия в своей деятельности не ограничивается абстрактной проповедью социалистических идей, как это делают купленные капиталистами профессора и прочие дельцы от «марксизма-ленинизма», а руководствуется практическим опытом, проверяет каждый свой шаг на опыте, учится на своих ошибках и учит других политической борьбе за ликвидацию капитализма. Задача революционной коммунистической партии заключается именно в том, чтобы организовать и воспитать рабочий класс в революционном духе, привить ему боевую решимость, поднять его на борьбу за государственную власть.
Бывают моменты, когда экономический кризис перерастает в политический кризис. Отсюда некоторым последователям Ленина и Сталина кажется, что власть капиталистов настолько расшатана, что они попали в безвыходное положение, что им пришёл конец, и что для завоевания рабочим классом государственной власти достаточно вывести на улицу несколько сотен тысяч человек. Это ошибка. Абсолютно безвыходных положений не бывает. Капиталисты ведут себя как обнаглевший и потерявший голову хищник, они делают глупость за глупостью, обостряя положение, ускоряя свою гибель. Всё это так. Но нельзя «доказывать», что нет абсолютно никакой возможности, чтобы они не подкупили такое-то меньшинство такими-то подачками, чтобы они не подавили такое-то движение или восстание такой-то части угнетённых. Это доказывают, так называемые, цветные революции, во время которых власть из рук одной группы капиталистов переходит в руки другой, оставаясь, в целом, в руках класса капиталистов; рабочий же класс терпит поражение. Наперёд доказывать «абсолютную» безвыходность – это педантство или пустая игра в понятия и словечки. Настоящим доказательством в этом и подобных вопросах может быть только практика. А практика доказывает, что рабочий класс только тогда может победить капиталистов, когда его борьбой руководит революционная коммунистическая партия, вооружённая идеями Ленина и Сталина. Об этом свидетельствует вся история политической, т.е. революционной, борьбы русского рабочего класса.
В конце первой мировой войны в ряде европейских капиталистических стран вспыхнуло революционное движение. Но революция победила только в России, где была революционная коммунистическая партия, которая смогла поднять и повести на штурм капитализма российский рабочий класс. В других же капиталистических странах, где материальные условия для победы революции были более благоприятны, чем в России, например, в Германии, революция потерпела поражение. Почему? Главной причиной поражения революции в более развитых капиталистических странах, чем Россия, – по общему мнению вождей мирового рабочего движения, оставшихся верными революционному (марксистскому) рабочему движению, – было то, что в этих странах не оказалось революционных коммунистических партий, способных повести в бой трудящиеся массы, стихийно поднимавшиеся против виновников войны. Иначе как же объяснить, что революция потерпела поражение в странах, хозяйство которых было более подготовлено к социалистическим преобразованиям, чем хозяйство России? Только отсутствием в этих странах революционных коммунистических партий, способных воодушевить и поднять самые широкие массы трудящихся на борьбу за уничтожение капитализма. Но тем самым становится очевидным тот великий факт, что в условиях загнивающего капитализма «субъективный фактор» революции, т.е. степень организованности рабочего класса и его коммунистической партии, является центральным, решающим вопросом в политической борьбе рабочего класса против капиталистов.
Итак, чтобы политическая борьба рабочего класса стала успешной и увенчалась завоеванием государственной власти, т.е. социалистической революцией, ему нужна революционная коммунистическая партия. Это закон политической борьбы рабочего класса, подтверждённый всеми пролетарскими революциями, и, в частности, тремя русскими революциями XX века.
Капиталисты превосходно понимают это. Капиталисты превосходно понимают, что без революционной коммунистической партии рабочий класс не способен победить их в политической борьбе. Поэтому они делают всё возможное, чтобы не допустить появления революционной коммунистической партии в современной России.
Прежде всего, всякие попытки рабочих, прогрессивно мыслящих людей создать настоящую, революционную коммунистическую партию пресекаются на корню всевозможными провокациями, устраиваемые агентами капиталистов. Уже на стадии создания такой организации капиталисты внедряют в неё провокаторов, которые, нарочно давая ей достаточно разрастись и приобрести черты политической партии, чтобы в нужный момент взорвать её изнутри.
В то же время политтехнологи капиталистов фабрикуют партии-обманки с названием «коммунистическая», чтобы запутать рабочий класс в отношении действительной роли коммунистической партии в политической борьбе, а именно: будить революционное сознание и революционную решимость рабочего класса, поднимать его на борьбу за ликвидацию капитализма. Одни «коммунистические партии» подменяют политическую борьбу рабочего класса за уничтожение капитализма борьбой за распределение национального дохода в интересах трудящихся, что является экономическим обманом; пока сохраняется частная собственность на землю и средства производства, национальный доход всегда будет распределяться в интересах капиталистов. Другие «коммунистические партии», болтовнёй о справедливости, внушают рабочему классу мысль, что нужно только убедить капиталистов в несправедливости существующих общественных порядков, и тогда в обществе воцарится мир и всеобщее благополучие; это самый грязный, поповский обман рабочего класса; капиталисты очень хорошо знают, даже не скрывают, что современное общество несправедливо именно в силу того, что земля и средства производства находятся в частной собственности. Все эти партии обманки фактически подчиняют интересы рабочего класса интересами капиталистов, направляют его на путь соглашательства, сотрудничества с ними.
При таком полном засилье агентуры капиталистов в рабочем классе, кажется, что нет никакой возможности создать революционную коммунистическую партию. Это ошибка. Если даже в дореволюционной России, где коммунистическая идеология была запрещена, где первые распространители этой идеологии вынуждены были работать в подполье, подвергались жесточайшим гонениям, – если даже в этих деспотических условиях подавления всякого прогрессивного движения небольшой группе рабочих и перешедших на сторону рабочего класса прогрессивно мыслящих представителей эксплуататорских классов: большевикам, удалось создать революционную коммунистическую партию, то в наше время, когда коммунистическую идеологию можно открыто пропагандировать, когда для обсуждения и решения идеологических, теоретических и организационных вопросов можно свободно собираться, тем более можно создать революционную коммунистическую партию. Простого чувства солидарности, основанного на понимании своего одинакового классового положения, достаточно для того, чтобы создать из рабочих всех стран и языков одну великую революционную коммунистическую партию и сохранить её сплочённость. При этом для этого даже не требуется, чтобы эта партия имела официальную (государственную) регистрацию. Простая, сама собой разумеющаяся связь одинаково мыслящих товарищей по классу достаточна для того, чтобы без всяких уставов, комитетов, постановлений и тому подобных осязаемых форм поднять на борьбу за уничтожение капитализма самые широкие слои трудового народа.
Но это ещё не всё. Огромное значение в политической борьбе рабочего класса имеет идеологическая борьба, т.е. борьба с господствующим в капиталистическом обществе буржуазным (частнособственническим) сознанием за победу социалистического (коллективистского) сознания. Социалистическое сознание придаёт политической борьбе рабочего класса осмысленный и целенаправленный характер. Однако сам рабочий класс не может подняться до социалистического сознания. Социалистическое сознание возникает на базе революционной теории социализма. Эту теорию выработали Маркс и Энгельс из наблюдений и научного обобщения экономических противоречий капиталистического общества.
Но задача состоит не только в том, чтобы выработать революционную теорию социализма. Если рабочий класс сам не способен создать революционную теорию социализма, если она вырабатывается вне стихийной борьбы рабочего класса, то само собой понятно, что её необходимо внедрить в сознание рабочего класса. Это может сделать опят-таки только революционная коммунистическая партия.
Внедрение революционной теории социализма в рабочее движение является необходимым условием превращения стихийной политической борьбы в борьбу сознательную. Опыт российского рабочего движения показывает, что только сознательная политическая борьба рабочего класса, вооружённого революционной теорией социализма, способна привести к победе над капиталистами, ниспровержению капитализма и утверждению социализма. С другой стороны, опыт политической борьбы рабочего класса капиталистических стран (Англия, Франция, Германия, Италия, США, Япония и т.д.), где рабочий класс находится под влиянием различных мелкобуржуазных, реформистских, теорий, показывает, что рабочий класс обречён на капиталистическую эксплуатацию.
А между тем внедрению революционной теории социализма в сознание рабочего класса препятствует одна огромная трудность.
Дело в том, что общественное сознание разделяется на два уровня: обыденно-практическое сознание и научно-теоретическое.
Обыденно-практическое сознание выступает как совокупность представлений, привычек, чувств, настроений, мыслей, возникающих у индивидов и социальных групп под воздействием непосредственных условий их труда и жизни. Они проявляются в повседневной жизни людей, и последние не задумываются, откуда берутся эти взгляды и что собой представляет общество, их породившее. Так, непосредственные условия труда и жизни рабочего: постоянный рост цен, налоговые поборы, страх потерять работу, бедность, кредитная кабала и т.д., порождают в нём ненависть к власти, враждебность к чиновникам, к богатым и т.д. Он понимает, что существующие общественные порядки несправедливы, он понимает, что подвергается эксплуатации как со стороны отдельных «успешных» людей, так и со стороны государства, наконец, он понимает, что необходимо бороться со своими угнетателями и борется с ними, но его борьба остаётся безуспешной, ибо она направлена против следствий, а не против причин, порождающих эти следствия.
Сознание рабочего на обыденно-практическом уровне ещё не поднимается до широких научных обобщений и зачастую остаётся на поверхности явлений. На этой ступени он ещё не доходит до понимания закономерного характера явлений общественной жизни. Он проникнут лишь сознанием ненависти к капиталистам, борьбы за свои экономические интересы: улучшение условий труда, зарплаты, снижения цен, налогов, безработицы и т.д. Вместе с тем эта экономическая борьба побуждает его суммировать и обобщать факты общественной жизни, и, таким образом, помогает ему подняться на второй, высший уровень сознания – научно-теоретический.
Усвоение явлений общественной жизни в научно-теоретической форме, в виде теории представляет важнейший момент в развитии общества. Научная теория показывает, что наблюдаемая связь и взаимообусловленность общественных явлений имеет не случайный, а закономерный характер, т.е. характер устойчивой причинно-следственной связи. Если на уровне обыденно-практического сознания люди даже не задумываются над тем, откуда берутся явления общественной жизни, то на уровне научно-теоретического сознания они обнаруживают и формулируют законы явлений общественной жизни.
Определённые причины неизбежно порождают определённые следствия. Чтобы устранить эти следствия, нужно устранить причину, их порождающую. Рост цен, денежная кабала, безработица, жилищная нужда, бедность и т.д., одним словом – капиталистическая эксплуатация есть прямое следствие частной собственности на землю и средства производства. При наличии частной собственности на землю и средства производства общество неизбежно раскалывается на два класса, из которых один владеет землёй и средствами производства, другой – лишен их, что делает возможной эксплуатацию последнего собственниками земли и средств производства.
Чтобы уничтожить капиталистическую эксплуатацию, всякую эксплуатацию человека человеком, необходимо уничтожить частную собственность на землю и средства производства. Единственным классом, способным сделать это, является рабочий класс. Особая роль рабочего класса определяется рядом характерных черт этого класса. Лишённый земли и средств производства, он выступает как самая последовательная революционная сила капиталистического общества, заинтересованная в уничтожении частнособственнических отношений. Но, чтобы рабочий класс смог уничтожить частную собственность на землю и средства производства и тем самым ликвидировать всякую эксплуатацию человека человеком, он должен овладеть революционной теорией социализма.
Капиталисты превосходно понимают это. Капиталисты превосходно понимают, что без революционной теории социализма рабочий класс не способен победить их в политической борьбе и уничтожить капитализм. Поэтому революционная теория социализма постоянно является объектом нападок со стороны идеологов капиталистов: извращение, демонизация революционной теории социализма – это постоянный элемент духовного (идеологического) подавления рабочего класса идеологами капиталистов. Однако даже идеологическая обработка рабочего класса не может предотвратить овладение им революционной теории социализма. И вот почему. Дело в том, что идеологическое (даже в ложной форме) воздействие на сознание людей основано на их убеждениях, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. В этом смысле идеологическая борьба рабочего класса осуществляется революционной коммунистической партией, руководители которой объясняют, исходя из анализа фактов общественной жизни, что делать, с чего начать, разъясняют закономерный ход развития событий.
При таких условиях понятно, что полностью обнаруживается ложь капиталистов, лицемерный характер капиталистического общества, вследствие чего дальнейшее развёртывание идеологической борьбы для капиталистов становится невозможным, так как это приводит к полной победе рабочего класса над ними. И капиталисты превосходно это понимают. Поэтому они нанимают манипуляторов общественным сознанием, которые превращают идеологическую борьбу в психологическую войну против рабочего класса, всего общества. Эти «ловцы человеческих душ» вырабатывают утончённые дифференцированные способы духовного воздействия на людей, обращённые не столько к их разуму, сколько к эмоциям. Используется громадный аппарат психической обработки масс людей, прежде всего, средства массовой информации (телевидение, радио, интернет, печать). Все эти средства служат формирования определённого общественного сознания, ориентации масс людей на те стандартные образцы поведения, мнений и суждений, которые выгодны капиталистами и государственной власти, созданию такого типа человека, которым легко манипулировать.
Встаёт вопрос: как противодействовать психологическую террору буржуазии? Поскольку непосредственными исполнителями психологического террора являются пропагандисты капитала (Соловьёв, Скобеева, Симоньян, Киселёв, Зарубин, Саймс и другие), рекламщики, шоумены, элитные артисты и спортсмены, депутаты-клоуны (Милонов, Нилов, Делягин, Вассерман и другие «законники»), священники и т.д., то надо делать всё возможное, чтобы простой человек понял, что на самом деле эти записные лакеи капитала являются «паразитами на шее трудового народа». Надо добиваться того, чтобы простой человек относился к этим «кумирам», как к скотам в облике людей, как к своим злейшим врагам, а не умилялся фотками какой-нибудь «светской львицы», вроде Ксении Собчак, или педераста, вроде Элтона Джона. Надо добиваться, чтобы люди поняли, что известные артисты и спортсмены в роли рекламщиков (Гармаш, Нагиев, Шарапова и прочая), это «паразиты на их шее». К ним нужно относиться нетерпимо, ими не надо восхищаться.