Это ясно почувствовал, когда смотрел спектакль Литературного театра «Глаголы жгучие», поставленный участником Красноярского отделения «Русского Лада» В.Н. Наговицыным. Смотрел его два года назад, но ощущение такое как-будто впервые. Правда, состав участников сменился, ведь артисты все любители, да и состав зрителей другой. В маленьком уютном зале старинного особняка царил русский дух и пахло Русью.
Перед началом спектакля звучала мятежная чарующая музыка романса из «Метели» Г.В. Свиридова, Она как бы готовила к зрителя к восприятию стихов поэта, «мятежного, просящего бури». Пушкина воспринимаю только таким. По-моему он неисчерпаем как атом, и каждый раз его произведения прочитываешь по-новому, не потому ли лица зрителей светились доброжелательностью и ожиданием чуда.
И чудо свершилось. В зал входит Александр Сергеевич, его роль исполнял Михаил Титов, Он вежливо раскланивается со зрителями, подымается на сцену, присаживается в кресло. К нему подходит Надежда Книга и читает его стихотворение «Поэту», в котором звучит завет всем поэтам:
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
Как бы отвечая на этот призыв М. Титов страстно, меняя интонацию, жестикулируя руками читает стихотворение Пушкина «Клеветникам России». О. как оно современно! Прошло полтора века, а всё как прежде! Всё тот же «кичливый лях» из «гиены Европы», как называл У. Черчилль Польшу, «удел в истории которой делать лишь смелые глупости» (Ф. Энгельс). Вся та же маразматическая Европа, готовая лечь под каждого сильного авантюриста. А ведь Европы «вольность, честь и мир» Россия и Советский Союз дважды «кровью искупили».
Выполняя волю не совсем в себе нового авантюриста Байдена, спровоцировали вражду между двумя братскими народами: русскими и украинцами и пошли крестовым походом на Россию. Снова льётся славянская кровь. Снова, как и прежде погибают, способные к воспроизводству самих себя молодые мужчины. Не получилось у «хозяев истории» с ковидом, развязали локальные военные конфликты. Их задача любым путём сократить население Земли на 80 процентов. Понимаем ли мы это? Мы ведь в этих восьмидесяти процентах.
Но вернёмся в зал. Здесь звучат в исполнении соответственно Олеси Дидух и Надежды Книги до боли знакомые с детства строки стихотворений «Пророк» и «Анчар». В первом звучит озабоченность Пушкина о предназначении поэта «глаголом жечь сердца», а не «стишок писнуть», который «пожалуй всякий может,// О девушке, о звёздах, о луне… (С. Есенин). В «Анчаре» поэт предупреждает, выполнение преступных повелений грозит гибелью прежде всего для выполняющих их. Жаль, что это не понимают укронацисты и их хозяева. Впрочем, вряд ли они Пушкина читали!
И как приятно было услышать вновь «Во глубине сибирских руд…» (М. Титов) и «К Чаадаеву» (Римма Чечулина), стихи, которые формировали наше мировоззрение в советские годы. Для нас не пустыми звуками был призыв «Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» и мы старались воплотить их в жизнь и сегодня, глядя на прошедшее с высоты восьмидесяти лет, уверено можно сказать: «Жизнь прожита не зря». Да и уверенность, что «Россия вспрянет ото сна» всё сильней и сильней.
Думается, что нет смысла пересказывать весь спектакль. Остановлюсь лишь на самых ярких стихах, вонзившихся в душу мою. Это стихи о любви, об отношении Пушкина к самому прекрасному в жизни, к её «величеству Женщине» (Б. Окуджава), которая в муках и болях даёт жизнь новому человеку. Но этому предшествует изумительное время «когда душа поёт и просится сердце в полёт» (А. Коваленков). Это же, конечно, время любви, с её радостями и печалями. Об этом времени стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», своеобразный гимн женщине. Как много значит женщина в жизни мужчины.
Помню, как в далёком 1981 году группа далеко немолодых мужчин (пишущий сии строки был среди них) после длительной контрольной поездки при 40-ка градусном морозе по разведочным линиям шурфов реки Эбелях, что на крайнем северо-западе Якутии, собравшись за столом далеко за полночь, в преддверии 8 марта, единодушно приняли мысль главного геолога объединения, что без своих жён они ни черта не стоят.
Вот и Пушкин в этом стихотворении показал роль женщины в жизни мужчины. Его прочёл в образе Пушкина Александр Черепанов. Он первую часть стихотворения, где поэт в разлуке тоскует, читал тихим, заунывным голосом, но как зазвенел его голос, как только он дошёл до слов «когда явилась ты…» Как преобразился он. Так каждый из нас преображается, видя свою любимую даже в зрелые годы. Ибо прав Пушкин: «Любви все возрасты покорны…»
Вадим Наговицын под гитару на собственную музыку исполнил песню на слова Пушкина «Я вас любил…» Как сильно надо любить женщину, которая ушла от него, чтобы так сказать:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Ключевые слова здесь «Как дай вам Бог любимой быть другим». Не каждый может так великодушно поступить.
Звучали и другие песни, музыку которых написал В. Наговицын. М. Титов исполнил «Дар напрасный, дар случайный…», Роман Доронин – «Талисман», «Мороз и солнце день чудесный…», «Редеет облаков летучая гряда…». Все песни были тепло встречены зрителями.
Эмоционально и вдохновенно читали стихи Пушкина, как и вышеупомянутые, Лариса Гайтанова, Анна Дудина, Марьяна Новикова. Им удавалось передать зрителям настроение Пушкина в момент написания стихов. Иногда казалось, что ты находишься в литературном салоне Санкт-Петербурга, и стихи читает сам Пушкин, а за окном XIX век. Это впечатление усиливала звучащая музыка С. Прокофьева, Г. Свиридова, М. Глинки, Д. Шостаковича и православных песнопений.
В завершение музыкально-поэтической композиции М. Титов прочёл стихотворение Пушкина «Памятник». Поэт действительно воздвиг себе при жизни «нерукотворный памятник, к которому «не зарастёт народная тропа». Будут годы идти, сменяться века, а произведения Пушкина будут входить в жизнь новых поколений «как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима» (В.В. Маяковский).