Беспрецедентный случай произошёл на очередном заседании Совета Федерации, когда во время Правительственного часа по вопросу продовольственной безопасности неожиданно были подняты, её председателем В.И. Матвиенко, резонансные вопросы, касающиеся рыбного хозяйства.
Было это связанно с законодательной поправкой по второму этапу «инвестквот и аукционов».
Суть их – отнять 24% (вместо ранее 20% по решению президента В.В. Путина) от долей-квот и поделить среди тех, кто вновь, как и при первом этапе, возьмет обязательства строить суда на российских верфях и рыбфабрики на территории России.
Вводятся и аукционы на приобретение долей на вылов краба и других ресурсов континентального шельфа России – точнее, на оставшиеся 50% крабов и до 100% долей квот других объектов промысла сидячих видов.
По существу, это новый – второй после 2016 — 2017 годов – передел водных биоресурсов и производственных мощностей в рыбной отрасли.
Инициатором их, как известно, является руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков с сотоварищами. Последние – это крупные рыбодобывающие компании, входящие в Ассоциацию судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРПФ).
Надо признать, что сотоварищи во главе с Шестаковым, используя свой мощный административный ресурс, добились одобрения, правда устного, от самого Президента Российской Федерации В.В. Путина, на внесение соответствующей законодательной поправки по второму этапу «инвестквот и аукционов».
В этих условиях Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину пришлось, полагаю, под нажимом лоббистов, внести всё же в Государственную думу Федерального Собрания соответствующую законодательную поправку.
В ответ на это в Федеральное Собрание, президенту, председателю правительства начали поступать возражения от приморских регионов и рыбацких объединений. Суть их проста:
Воздержаться от принятия поправки до завершения первого этапа инвестквот.
Последнее не отвечает интересам Шестакова с сотоварищами. Первый этап ими провален.
Именно за вторым этапом «инвестквот и аукционов» они, как за «ширмой», хотят спрятать провал первого этапа.
Не исключено, что спустя некоторое время Шестаков с сотоварищами поставят вопрос и о списании долгов — займов почти в триллион рублей на инвестиции строительства судов и рыбфабрик и обслуживанию этого долга в ходе первого и второго этапа «инвестквот».
В этих условиях, а также с учетом международного не простого для страны положения с введением санкций и продолжающиеся СВО, Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, а это третье лицо в государстве, решилась остановить инициаторов законопоправки. Она по-землячески (оба питерские – свои) наставляет «молодого-старого» руководителя Росрыболовства И.В. Шестакова, что «Сейчас не время разрушать то, что работает».
И в этом совершенно права В.И. Матвиенко. С этим её важным положением, уверен, согласны власти приморских регионов и рыбацкая общественность.
А вот сумеет ли Шестаков, да и Федеральное Собрание в целом прислушаться к мнению В.И. Матвиенко, ещё не факт.
Надежды у Шестакова сотоварищами и лоббистами разного уровня, включая и из президентской администрации, это уломать власти приморских регионов согласиться с предлагаемой законодательной поправкой по второму этапу «инвестквот и аукционов».
Принять её пусть даже в первом чтении. Это, дескать, позволит Председателю Правительства М.В. Мишустин «лицо не потерять», да и президент В.В. Путин вроде «устно одобрил». Надо принимать.
А там во время второго и третьего чтения, внесём поправки, исходя из ваших – регионов и рыбаков – предложений.
И здесь регионы и рыбаки не должны «клюнуть на эту фальшивую наживку». Она приведёт к тому, что уже было при первой законодательной поправки в 2016 году. Напомню, тогда законопроект приняли без учета мнения регионов и рыбацкой общественности.
Приморские регионы и рыбацкая общественность будьте бдительны!
06.10.2022 года
В. Зиланов