29 октября 2024 года исполнилось бы 95 лет со Дня рождения выдающегося Советского и российского государственного и политического деятеля, яркого ученого и академика, дипломата Евгения Максимовича Примакова. Пройдя все ступени управленческой лестницы, будучи председателем Совета Союза Верховного Совета СССР, директором Службы внешней разведки РФ, министром иностранных дел РФ, председателем правительства России, главой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, он постоянно демонстрировал образец подлинного государственнического мышления, взвешенность при принятии решений, ответственность перед страной и народом.
Евгений Максимович, даже работая на ответственных должностях в управленческих структурах, никогда не боялся озвучивать собственное мнение, отличное от точки зрения высших представителей власти. Например, в переломные для нашей Родины моменты Евгений Примаков всегда в различной степени подчеркивал собственное неприятие протаскивания разрушителями Советского социализма и Отечественной государственности мер, чреватых для общества пагубным последствиями. Так, в 1990 году Евгений Примаков оказался в числе немногих из Советского партийно-государственного руководства, не поддержавших отмену шестой статьи Конституции СССР, ломку вертикали КПСС, влекущей за собой усиление дезорганизации власти и гибель страны. В 1991 году Евгений Максимович не поддерживал разрабатываемый в Ново-Огарево М.С. Горбачевым, Б.Н. Ельциным и другими республиканскими руководителями идущий вразрез с итогами мартовского референдума о сохранении СССР проект фактического раздела Советского Союза, его превращения в своеобразный клуб государств.
В сентябре-октябре 1993 года он отрицательно отнесся к разгону Борисом Ельциным Верховного Совета и съезда народных депутатов РФ. В 1998-1999 гг., будучи премьер-министром, не побоялся действовать вопреки интересам ельцинской «семьи», поддерживая попытки Генерального прокурора Ю.И. Скуратова расследовать, во-первых, злоупотребления правительственными » реформаторами» служебным положением во время их игры на рынке ГКО и разворовывание ими перед августовским дефолтом 1998 года предоставленного России стабилизационного кредита, а во-вторых, итоги приватизации и действия нарушивших в ходе ее проведения законодательные нормы высших кремлевских чиновников и олигархов ельцинской поры.
В 2000-ые годы Евгений Примаков напрямую давал отрицательную оценку протаскиванию задевавших интересы большинства россиян неолиберальных «реформ» (наподобие монетизации льгот и чубайсовского разукрупнения электроэнергетики), равно как и фактическому отказу исполнительной власти от развития национальной экономики и от решения социальных проблем посредством перенаправления государственных доходов от экспорта сырья не на цели развития, а в «кубышку» в виде Стабилизационного/резервного фонда. Одновременно Евгений Максимович публично давал понять, что считал бесперспективной ставку на монополизацию «партией власти» политического пространства. Все это подчеркивает, что Е.М. Примаков был не в числе тех, кто готов променять собственные убеждения и принципы ради карьеры, благ, богатства и привилегий. И это делало ему честь.
Патриотически настроенные россияне высоко ценили попытки министра иностранных дел Е.М. Примакова отойти от капитулянтской внешней политики. Отстаивание им на посту главы МИДа интересов России и одновременное проведение этой линии таким образом, чтобы дело не дошло до прямой конфронтации с иностранными государствами, свидетельствовало о высоком уровне профессионализма Евгения Максимовича. Но наибольшего внимания заслуживает работа Евгения Примакова на посту председателя правительства. Реализуя совместно со своим первым заместителем, с коммунистом Юрием Маслюковым значительную часть социально-экономической программы КПРФ, он сумел оттащить финансово-хозяйственную систему от края пропасти. Тем самым Е.М. Примаков продемонстрировал созидательность альтернативной неолиберализму политики, действенность антиолигархических мер. В результате от доселе навязываемых всей стране либералами предрассудков о будто бы высокой вероятности при левом повороте «гражданской войны», » возврата времен массового дефицита», «всплеска инфляции «, «разрухи» не осталось камня на камне.
На протяжении последних лет жизни Е.М. Примаков внимательно следил за ситуацией в России, за политикой власти. Поддерживая ряд предпринимаемых ею мер по конкретным вопросам, он все же указывал на сохранение в проводимом правящими кругами курсе серьёзных изъянов. Евгений Примаков ставил на повестку дня конкретные вопросы, выдвигал идеи, реализация которых могла бы вывести Россию на путь устойчивого развития, покончить с социально-демографическим кризисом, укрепить позиции нашей страны на международной арене. Многие из них остаются актуальными в наши дни. В их число входят следующие мысли, озвучиваемые Евгением Примаковым в 2001 — 2015 гг.:
- Без изменения кадровой политики, без противодействия продолжающим навязывать России губительные рецепты неолибералам из правительства и из Центробанка не удастся решить стоящие перед нашей страной стратегически значимые задачи.
- Бесперспективна ставка на продолжение приватизации государственной собственности. Напротив, государство должно стать собственником части средств производства. Вместо тотальной распродажи государственного имущества надо сконцентрироваться на наведении порядка в деятельности государственных компаний. А путь к преодолению монополизма — не в приватизации основных отраслей экономики, а в содействии развитию малого и среднего предпринимательства, функционирующего в качестве дополнения к государственному сектору экономики, но не вытесняющего его.
- Для взятия на вооружения новой модели развития, для пресечения эгоизма правящего класса надо решительно выкорчевывать пережитки 1990-х годов, системно противодействовать всевластию и вседозволенности олигархических группировок.
- Без радикализации борьбы с чиновничьей коррупцией не будет масштабного экономического, социального и политического прогресса. Нужно системно (а не выборочно) противодействовать этому злу, создавать условия, искореняющие взяточничество (в том числе посредством пресечения сращивания чиновничества с бизнесом, ратификации 20-ой статьи Конвенции ООН против коррупции) .
- Успех модернизации экономики во многом зависит от создания политической системы, помогающей властям избегать принятия непродуманных и авантюрных решений. В первую очередь, надо положить конец манипуляции выборами, политическому монополизму проправительственной партии. В качестве альтернативы ей должна появится мощная коалиция левых и левоцентристских сил, способная прийти к власти.
КПРФ чтит память Евгения Максимовича Примакова и неуклонно борется за осуществление всех вышеперечисленных его идей.
Страна должна знать и помнить своих героев!