Статья Михаила Чистого к 95-летию Евгения Примакова

29 октября 2024 года исполнилось бы 95 лет со Дня рождения выдающегося Советского и российского государственного и политического деятеля, яркого ученого и академика, дипломата Евгения Максимовича Примакова. Пройдя все ступени управленческой лестницы, будучи председателем Совета Союза Верховного Совета СССР, директором Службы внешней разведки РФ, министром иностранных дел РФ, председателем правительства России, главой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, он постоянно демонстрировал образец подлинного государственнического мышления, взвешенность при принятии решений, ответственность перед страной и народом.

Евгений Максимович, даже работая на ответственных должностях в управленческих структурах, никогда не боялся озвучивать собственное мнение, отличное от точки зрения высших представителей власти. Например, в переломные для нашей Родины моменты Евгений Примаков всегда в различной степени подчеркивал собственное неприятие протаскивания разрушителями Советского социализма и Отечественной государственности мер, чреватых для общества пагубным последствиями. Так, в 1990 году Евгений Примаков оказался в числе немногих из Советского партийно-государственного руководства, не поддержавших отмену шестой статьи Конституции СССР, ломку вертикали КПСС, влекущей за собой усиление дезорганизации власти и гибель страны. В 1991 году Евгений Максимович не поддерживал разрабатываемый в Ново-Огарево М.С. Горбачевым, Б.Н. Ельциным и другими республиканскими руководителями идущий вразрез с итогами мартовского референдума о сохранении СССР проект фактического раздела Советского Союза, его превращения в своеобразный клуб государств.

В сентябре-октябре 1993 года он отрицательно отнесся к разгону Борисом Ельциным Верховного Совета и съезда народных депутатов РФ. В 1998-1999 гг., будучи премьер-министром, не побоялся действовать вопреки интересам ельцинской «семьи», поддерживая попытки Генерального прокурора Ю.И. Скуратова расследовать, во-первых, злоупотребления правительственными » реформаторами» служебным положением во время их игры на рынке ГКО и разворовывание ими перед августовским дефолтом 1998 года предоставленного России стабилизационного кредита, а во-вторых, итоги приватизации и действия нарушивших в ходе ее проведения законодательные нормы высших кремлевских чиновников и олигархов ельцинской поры.

В 2000-ые годы Евгений Примаков напрямую давал отрицательную оценку протаскиванию задевавших интересы большинства россиян неолиберальных «реформ» (наподобие монетизации льгот и чубайсовского разукрупнения электроэнергетики), равно как и фактическому отказу исполнительной власти от развития национальной экономики и от решения социальных проблем посредством перенаправления государственных доходов от экспорта сырья не на цели развития, а в «кубышку» в виде Стабилизационного/резервного фонда. Одновременно Евгений Максимович публично давал понять, что считал бесперспективной ставку на монополизацию «партией власти» политического пространства. Все это подчеркивает, что Е.М. Примаков был не в числе тех, кто готов променять собственные убеждения и принципы ради карьеры, благ, богатства и привилегий. И это делало ему честь.

Патриотически настроенные россияне высоко ценили попытки министра иностранных дел Е.М. Примакова отойти от капитулянтской внешней политики. Отстаивание им на посту главы МИДа интересов России и одновременное проведение этой линии таким образом, чтобы дело не дошло до прямой конфронтации с иностранными государствами, свидетельствовало о высоком уровне профессионализма Евгения Максимовича. Но наибольшего внимания заслуживает работа Евгения Примакова на посту председателя правительства. Реализуя совместно со своим первым заместителем, с коммунистом Юрием Маслюковым значительную часть социально-экономической программы КПРФ, он сумел оттащить финансово-хозяйственную систему от края пропасти. Тем самым Е.М. Примаков продемонстрировал созидательность альтернативной неолиберализму политики, действенность антиолигархических мер. В результате от доселе навязываемых всей стране либералами предрассудков о будто бы высокой вероятности при левом повороте «гражданской войны», » возврата времен массового дефицита», «всплеска инфляции «, «разрухи» не осталось камня на камне.

На протяжении последних лет жизни Е.М. Примаков внимательно следил за ситуацией в России, за политикой власти. Поддерживая ряд предпринимаемых ею мер по конкретным вопросам, он все же указывал на сохранение в проводимом правящими кругами курсе серьёзных изъянов. Евгений Примаков ставил на повестку дня конкретные вопросы, выдвигал идеи, реализация которых могла бы вывести Россию на путь устойчивого развития, покончить с социально-демографическим кризисом, укрепить позиции нашей страны на международной арене. Многие из них остаются актуальными в наши дни. В их число входят следующие мысли, озвучиваемые Евгением Примаковым в 2001 — 2015 гг.:

  1. Без изменения кадровой политики, без противодействия продолжающим навязывать России губительные рецепты неолибералам из правительства и из Центробанка не удастся решить стоящие перед нашей страной стратегически значимые задачи.
  2. Бесперспективна ставка на продолжение приватизации государственной собственности. Напротив, государство должно стать собственником части средств производства. Вместо тотальной распродажи государственного имущества надо сконцентрироваться на наведении порядка в деятельности государственных компаний. А путь к преодолению монополизма — не в приватизации основных отраслей экономики, а в содействии развитию малого и среднего предпринимательства, функционирующего в качестве дополнения к государственному сектору экономики, но не вытесняющего его.
  3. Для взятия на вооружения новой модели развития, для пресечения эгоизма правящего класса надо решительно выкорчевывать пережитки 1990-х годов, системно противодействовать всевластию и вседозволенности олигархических группировок.
  4. Без радикализации борьбы с чиновничьей коррупцией не будет масштабного экономического, социального и политического прогресса. Нужно системно (а не выборочно) противодействовать этому злу, создавать условия, искореняющие взяточничество (в том числе посредством пресечения сращивания чиновничества с бизнесом, ратификации 20-ой статьи Конвенции ООН против коррупции) .
  5. Успех модернизации экономики во многом зависит от создания политической системы, помогающей властям избегать принятия непродуманных и авантюрных решений. В первую очередь, надо положить конец манипуляции выборами, политическому монополизму проправительственной партии. В качестве альтернативы ей должна появится мощная коалиция левых и левоцентристских сил, способная прийти к власти.

КПРФ чтит память Евгения Максимовича Примакова и неуклонно борется за осуществление всех вышеперечисленных его идей.

Страна должна знать и помнить своих героев!