М.И. Кутузов, подлинный патриот, скупой на слова, не терпящий позы на поле брани, глядя на ополченцев, говорил искренне и взволнованно: «Чудесный, бесподобный народ!». Л.Н. Толстой увидел в Крыму войну во всей ее кровавой чудовищности. Сам человек смелый и бесстрашный, он был поражен стойкостью русских солдат, защищавших каждую пядь родной земли.
В «Севастопольских рассказах» он пишет: «Дух в войсках свыше всякого описания. Во время Древней Греции не было такого геройства». Корнилов, объезжая войска, вместо «Здорово, ребята!», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» И войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство! Ура!» И это не шутя, а взаправду… И уже двадцать тысяч исполнили такое обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами».
Небывалая в истории человечества бойня Второй мировой войны еще ярче высветила героизм и силу духа русского, теперь советского, солдата, спасшего мир от фашистской чумы. Мерзавцам, что говорят сегодня об уничтожении в советское время моральной силы русского народа, надо молчать и каяться. Знал силу нашего духа Гитлер – и только молниеносно поставив на колени всю «просвещенную» Европу, напал на нашу Родину, погнав в пекло и завоеванных, имея на Востоке союзника – Японию.
Ценой неимоверных усилий, героически отстояв Отчизну, советский народ освободил и всю Европу от коричневой чумы. А вот сегодня, как видите, получаем от нее благодарности. Мужеству и героизму советского народа удивлялся весь мир. А еще он был поражен скоростью восстановления хозяйства, при невиданной величины разрушениях. Солдатские руки за время войны изнылись по мирным делам, страна восстала из пепла, а подвиг советских солдат запечатлен в тысячах культурных памятников.
Стойкости советского солдата удивлялись и в мирное время. В 1960 г. с глубоким волнением узнали о беспримерном 49-дневном дрейфе четырех советских воинов на небольшой барже, унесенной штормом с Курильских островов. Замечательный их подвиг тем более значителен, что они вышли победителями в борьбе со стихией в одном из самых бурных районов Тихого океана. Американский авианосец «Кирсардж» обнаружил баржу и спас советских людей. Подвиг Зиганшина, Крючковского, Поплавского и Федотова вызвал восхищение всего мира. Американцев особенно поразили их стойкость, скромность. Ведь в самые тяжелые минуты они не потеряли бодрости духа и не прекратили борьбу. Мир не знал ничего подобного. Что привлекло газеты в этой необыкновенной борьбе со стихией четырех советских солдат?
Описывая подробности героического 49-дневного дрейфа в Тихом океане, мировая пресса снова и снова подчеркивала, что в самые тяжелые минуты советские солдаты заботились друг о друге, как братья. Многие тысячи людей за рубежом приходили к выводу, что солдаты (даже не моряки) смогли выдержать тяжелое испытание в Тихом океане благодаря своему коммунистическому воспитанию, утверждающему, что человек человеку – друг, товарищ и брат; в то время как представители западного мира погибли бы, предаваясь отчаянию. Японская «Акахата» писала: «Героизм советских солдат в борьбе со стихией нельзя объяснить только чудом. Мужество в борьбе им дала их любовь к Родине, взаимная выручка и поддержка».
Польский писатель Ежи Путрамент: «Героические советские моряки остались в живых благодаря воспитанию, которое получили на своей Родине. Человек страны социализма, советский человек, не падает духом, даже оказавшись среди самых больших трудностей. Он верит в жизнь, верит в свой народ, верит в себя, не отступает перед трудностями. В победе советских моряков я приветствую триумф человека над бушующей стихией. Это единственная борьба, которую человечество, возможно, будет вести в будущем».
Как он ошибся насчет будущего!
«Почему они стали такими замечательными парнями?» – спрашивала корейская «Минчжу Чхоннен» – и сама же отвечала: «Они не принадлежат к числу людей, прошедших закалку в огне революции или тяжелой войне. Когда закончилась Великая Отечественная война Советского Союза, самому старшему едва минуло шесть лет. О боевом героизме и подвигах отцов и братьев они знали только по рассказам. Они стали такими потому, что являются воспитанниками героической советской действительности, Коммунистической партии и Комсомола.
Героизм, непоколебимая твердость, упорство – характерные черты облика советской молодежи, которые она проявляет всегда и везде, преодолевая любые трудности, встречающиеся на ее жизненном пути». «Паризьен Либере» отмечала: «Американцы с авианосца были просто потрясены, когда узнали, что пережили, не сдавшись и не уступив стихии, спасенные ими советские люди». Повсюду, как отмечала пресса, люди с восхищением говорят не только о победе человека над стихией, но и о победе новой морали человека, морали советского общества, о победе новой школы воспитания».
Э.Д. Астье, министр в правительстве де Голля в эмиграции, вспоминал одну встречу в 1945 году. «Клеманс Черчилль только что вернулась из полуторамесячного путешествия по России. Она рассказывала мне о своей поездке. Ее рассказ – это своего рода «Персидские письма» Монтескьё. Один мир открывал другой – иногда с раздражением, но подчас с восхищением. Говоря о детях, она сказала: «В России самые прекрасные и счастливые дети на земле… Как это объяснить?»
Говоря о стране, о ее женщинах, ее детях, Клеманс Черчилль не устает повторять, что на протяжении всей полуторамесячной поездки она повсюду встречала надежду, веру, стойкость и ненависть к войне: «Забота, которой окружены дети, показалась мне проявлением великой веры в будущее, характерной для всей России. Их дети очаровательны, потому что они красивы и на редкость воспитаны. Особенно радостно видеть, как счастье возвращается в разрушенные города и сёла, и теперь, когда с ужасом мрачной ночи покончено, надежда озаряет лица мужчин и женщин… Я поняла, что нахожусь на пороге нового, обширного, неисследованного мира… Шестнадцать республик, входящих в орбиту Советского Союза, с их разными вкусами, обычаями, традициями и культурами, открывают бесконечные перспективы для изучения страны и ее понимания… Покидая Москву и бросая на нее последний прощальный взгляд, я молилась: «Да исчезнут трудности и непонимание и да сохранится дружба». И разве не госпожа Черчилль записала в золотую книгу родильного дома имени Клары Цеткин следующую фразу: «Если бы мне снова довелось иметь ребенка, я хотела бы доверить его судьбу этому учреждению»…
Такие высказывания – вехи на пути сближения. Можно было бы надеяться на многое. Но спустя восемь месяцев в Фултоне вновь раздался голос властолюбия и неожиданного обличения «честолюбивых замыслов Советской России». Черчилль призвал американцев и англичан «объединиться в братском военном содружестве, которому не могла бы противостоять ни одна держава…» Перед пораженной аудиторией он произнес воинственную, поджигательскую речь. Напомнив об атомной бомбе, он заявил, что было бы безумием предоставить распоряжаться ею ООН, и, ратуя за возврат к военным союзам, пророчествовал: «От Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом континент разделит «железный занавес».
Американское общество, еще проникнутое веяниями рузвельтовской эпохи и верившее в возможность мирного существования различных систем, было покороблено подобными высказываниями. Консервативная «Нью-Йорк геральд трибюн», выражая мнение американцев, заявила: «Тем, кто проповедует крестовый поход против Советского Союза, следовало бы задуматься над практическими последствиями такого шага». Для матерого вожака стаи хищников человечество – джунгли, где властвует сильнейший и от схватки к схватке наращивает мускулы. И представить себе мирное сосуществование в такой ситуации для него невозможно. Главное – наносить удары налево и направо.
И Запад не оставил надежды расправиться с Советским Союзом, замыслив «холодную войну». Хитростью, изощренным обманом, созданием «пятой колонны», доверчивостью руководства нашей страны, «сотрудничеством» во всех сферах умело разрушал великую страну! И удалось, только взорвав изнутри уже взрыхленную общими усилиями внешних и внутренних врагов почву. И как тут не поверить, что самый страшный враг – внутренний?
Напомним то, что все уже знают, много раз повторенное, как наши враги планировали уничтожить могущество Советского Союза, а затем и его разрушение. Об этом с циничной откровенностью сказал (по устоявшемуся мнению) Аллен Даллес, один из теоретиков и практиков «холодной войны». Судите сами:
«Окончится война, всё как-то утрясется, устроится. И мы бросим всё, что имеем, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей… Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.
Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства… Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого; хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство… Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу – все это расцветет махровым цветом… И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспощадное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать, объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков, космополитов».
По большому счету, теперь в нашей буржуазной стране на искусство, имеющее очень старые традиции, нет спроса. Оно даже не существует, а доживает свой век. Идет тотальное наступление на всё живое, рукотворное, рисованное. Исчезает станковая живопись, на которую раньше был госзаказ; замечательная школа мультипликации заменена американскими компьютерными агрессивными штуками, прославляющими деньги. Ими и кормят наших детей. На улицах нет духоподъемных плакатов, их заменила наглая, разухабистая реклама.
Из великого русского языка исчезают знаковые слова: справедливость, стыд, совесть, сопереживание, сострадание, скромность, смущение. Литературоведение скоро растает само собой, поскольку выпускаемые книги критике не подлежат из-за своей низкопробности. Не востребована симфоническая музыка, и ее не сочиняют. Для современного кинопроизводства достаточно двух фраз, даже для многосерийных фильмов. Архитекторы выполняют заказы толстосумов, а им нужно дорогое, а отсюда аляповатое, сооружение.
Замечательный драматург, заставший в младенчестве «новую» буржуазную Россию, В. Розов говорил: «Великие произведения появляются, когда происходит игра человеческого духа, а не когда играют только на деньги, как это делают сейчас во всех сферах жизни».
Искусство больше не является прекрасным. Разрушением красоты и занимается постмодернистская эстетика, исходящая из теоретических измышлений немецкого искусствоведа Конрада Фидлера, который считал, что «вся предшествующая эстетика признает в качестве задачи искусства подражание прекрасному и его созидание. Понятие прекрасного должно быть изгнано из эстетики полностью, и в качестве задачи искусства, как изобразительного, так и словесного, признается интерпретация природы ее собственным языком в соответствии с индивидуальными способностями художника. Требовать от искусства красоту столь же несправедливо, как требовать от него моральную тенденцию».
Фидлер выдавал кризисные явления, появлявшиеся в искусстве, за прогресс познания, умалчивая о воспитательном идеале, третируя высокие чувства. Все, кто воюет сегодня с красотой в искусстве, опираются на его учение. В качестве пограничных явлений эстетического рассматривается абсурдное, безобразное, болезненное, жестокое, злое, низменное, пошлое, приводящее в содрогание, шокирующее – вот выразительный набор «категорий», который демонстрирует современное «искусство» в кино, на вернисажах, на телевидении.
В театре уже показали все скабрезности: двуспальные упражнения, содомитство; голые актеры разгуливают по сцене только в гульфиках, которыми служат носки. МХТ, подвизающийся на сцене прославленного МХАТа, присвоил себе имя А.П. Чехова, тончайшего, интеллигентного художника, считавшего, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Театр предал заповедь драматурга, и поэтому не имеет права носить его имя; а Чайка, как символ, не должна принадлежать актерам в гульфиках. В опере Большого театра тенор поет, сидя на унитазе, об этом Галина Вишневская выразилась кратко: «Режиссера – убить»; в кино – панорамное рассматривание кровавого месива, убийств на экране уже больше, чем людей в стране.
На Крымском валу, в залах «Современное искусство» Третьяковки, разложены причудливым способом крашеные доски, якобы последние достижения, инсталляции, хотя названия и придумать не могут. Просто композиция №1 или №17 и т.д. По заказу т.н. художников и ловких торговцев продажные искусствоведы создают репутации «произведениям», изображая наукообразные названия этим «шедеврам»: поп-арт, оп-арт, фанк-арт, реди-мейд, концептуализм и др. Рядом с великими искателями и новаторами, такими, как Пикассо, Леже, Матисс, подвизается сонм бессовестных мистификаторов, халтурщиков и просто жуликов, создающих композиции, скульптуры из бытового хлама, металлической стружки и лома – из всего, что называется утильсырьем. Залы многих музеев мира переполнены такого рода «шедеврами». В свое время художник-философ на это уже ответил своим «Черным квадратом»: искусство кончилось! Всё это великая мистификация. Но могущественные лица поддерживают такое «искусство», ибо им оно необходимо для дальнейшего расчеловечивания. Постмодернизм для этого и предназначен.
Все зарубежные книжные непристойности скоропостижно переведены и изданы: об однополой «любви», скотоложстве, садомазохизме. Что удивительно, о растлении детей пишут сами женщины. Эти уж точно не рожали, а значит, и не воспитывали. Но с увлечением и пристрастием об этом рассуждают.
Пьесы, сценарии фильмов и сериалов, видимо, пишутся даже не на коленке, а на бегу или сидя за рулем. Всё сшито белыми нитками, кругом огрехи, сварганено по одному клише. Начнешь смотреть – и уже ясно, чем дело кончится, чем сердце возмутится.
Государство тратит деньги добросовестных налогоплательщиков на бесстыдство, а потребители поглощают это варево: море крови, штабеля убитых, изнасилования, захваты, заложники, бесконечные пожары в кино и наяву. Всё подталкивает к решению бежать из этой «Рашки», от ее ужасов в страну обетованную – скорей, скорей на благословенный Запад! Ничего, что там люди, или нелюди, уже встающие на четвереньки? Но «болонка» разучила думать, да уже и нечем, как и было задумано.
Советский Союз был страной поэтической. Поэтов национальных республик знали во всей стране благодаря переводам на русский язык: Мустай Карим, Давид Кугультинов, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев и многие другие были известны во всех уголках огромной страны. Поэзия издавалась огромными тиражами и не залеживалась на прилавках. Наиболее популярные поэты издавались некогда замечательной газетой «Комсомольская правда», сборничками лирики ценой 5 коп. Любители поэзии заучивали целиком эти стихи, а поэты собирали целые стадионы поклонников. Теперь поэзия другая, вычурная, постмодернистская и издается за счет авторов мизерными тиражами. Да и газеты такой нет, другие времена, другие кумиры, соответствующие времени. Да зачем нужна поэзия? Приведу цитату из другого времени, один в один отражающую наше положение.
Т.Г. Шевченко в 1854 году, т.е. 170 лет назад, писал Залескому: «Одно иногда сердце тяготит – некому слушать, некому передавать той прелести, которую заключает в себе поэзия, а одному тяжело носить этот избыток возвышенных божественных идей. Во всех отношениях человек необходим для человека. Прекрасно и благородно сочувствие всему благородному и прекрасному в природе, и, если это сочувствие разделяется с кем бы то ни было, тогда человек не может быть несчастлив».
Великое советское песенное искусство! Наши песни уникальны тем, что писались не на слова, как сейчас, а на настоящие стихи. Каждая песня – готовый сценарий для полнометражного фильма: и великая «Священная война», и «Оренбургский пуховый платок», и «Вернулся я на Родину», и т.д. Теперешние клипачи изворачиваются, как бы показать, например «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже» или песню со словами «…утоли надеждой жажду» – как исхитриться? О музыке можно и не говорить, когда говорить нечего.
Приехали! Дело – труба! – такой печальный вывод приходится делать.
И если где-то что-то теплится, то это вопреки общему убийственному направлению. Потому и Министерство культуры у нас эфемерное, неизвестны его планы, задачи, деяния на поприще культуры. Министр – свадебная генеральша, только представительство и раздача денег. Заметили современную тенденцию в управлении? Всё, что считают второстепенным, отдают женщинам: библиотеки, музеи, школы, детские сады, вузы, больницы… Вся социальная среда, называемая пренебрежительно «социалка» – это пустяки, женщина справится. Пренебрежение не к женщине, а к человеку родовому. Да «социалка» – это и есть сама жизнь, а экономика – лишь ее основание, нескончаемое строительство дома – фундамент…
Нравственность возникает на основе нравов, обычаев, корпоративных установлений. Это форма адаптации индивида к социальной группе. И у преступного сообщества есть своя нравственность – «ворон ворону глаз не выклюет». А мораль выражает личную позицию, осознание себя в качестве человека – это гуманистическое содержание нравственности, которая, может быть, и лишена морали. Нравственность банкира не знает морали. Прагматизм, освобожденный от морали, – о нормах поведения банкира лучше не скажешь. Ты никогда не будешь финансовым гением, имея совесть. Пропагандистский мощный денежный пресс давит на человека без передышки круглые сутки. Желающие стать миллионерами освобождаются от бремени совести. Сегодня, в некогда нестяжательной стране, самое распространенное, главное и вожделенное понятие – «Деньги». Оно многозначно и становится синонимом многих понятий: идеал, сила, счастье, успех и т.п.
По поводу денег никто и никогда не написал более обвинительный акт, чем Оноре де Бальзак в своем грандиозном по замыслу и выполнению цикле романов «Человеческая комедия». Главная тема этой эпопеи – деньги, и никто лучше не сумел показать страшную, губительную, развращающую силу денег во всех областях жизни. Бальзак – выходец из буржуазной среды, пришел к выводу, что нравы ее верхушки мало чем отличаются от нравов преступного мира.
Роман «Святилище» Уильяма Фолкнера – крик боли человека, увидевшего, что нет такой подлости, такого цинизма, на которые бы ни был способен американский торгаш. Фолкнер считал, что зло должно изображать для того, чтобы его победить. В этом смысле роман можно считать вариантом «Преступления и наказания» со всеми характерными чертами национальной жизни.
Знаковая книга была издана в «независимой» Украине в 1996 году. В. Спиваковский назвал ее «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу». Потому что сложившаяся в советское время школа обучения и воспитания на базе добра, справедливости, морали, красоты и человечности есть зло. Эта школа не учит главному – культу денег». Спиваковский считает, что его книга – «путеводитель к жизни более благополучной и разносторонней, которая в центре внимания содержит как главную свою ценность – деньги». Счастье, в его трактовке, может быть только денежным, чем больше денег, тем больше свободы, тем больше власти над теми, кто имеет намного меньше денег или не имеет их вовсе. Потому что деньги – это потребление и наслаждение без ограничений. Эта провокация стала одной из причин и благоприятной психологической почвой для милитаристского угара и психоза – его последствия мы наблюдаем в реальном времени, а наши ребята стараются излечить этот психоз, захвативший весь Запад, как эпидемия.
Кстати, способны ли нации, стремительно несущиеся в бездну, остановить процесс дегуманизации человечества?
Поставляемая ныне массовым производством духовная пища, с точки зрения обыкновенного культурного человека, по большей части – продукция буйных сумасшедших, страдающих всеми видами психических и нравственных извращений. Современная система воспитания, которую буржуазия крепко держит в руках, затрудняет сопротивление людей этой замаскированной атаке на их умы через посредство чувств. Коррупция духа широко распространилась и образует страшное препятствие для победоносного исхода общих усилий здоровой части общества, направленных против разрушительного действия нравственного загнивания.
Вульгарная материализация жизни приводит к духовному опустошению. Личность утратила свою самобытность, став объектом тотального манипулирования. Человек отныне живет не столько выбором, сколько его иллюзией. Габриэль Марсель полагал, что средства психологического нажима на личность столь изощрены, неуловимы и тонки, вместе с тем столь действенны, что даже предельная свобода, которая, по мнению экзистенциалистов, находит свое выражение в акте самоубийства, – даже она теперь вовсе не воплощает свободной воли индивида.
…Телевизионные лицемеры, недавно простившись со своим создателем, не выполняют его заветы, а вероломно, как сильный и опасный враг, ежеминутно, ежедневно попирают их. Энвер Мамедов был советским человеком, верой и правдой служил народу, и твердо зная его ценности, такие как честь, достоинство, совесть, справедливость, воплощал их в жизнь. Его детище, как объявляет себя таковым ТV, слов таких не знает, и для него такие ценности не существуют. Государство капитала передало власть эфира толстосумам, и сатана там правит бал. И не было и нет такой отравы, такого яда, чтобы не быть воплощенным на экране, ввергая зрителей в пучину растления и тела, и чувств, и духа. Делают это профессионалы высокого и даже высочайшего класса, как теперь говорят, хорошо проплаченные. Начало положили молодые хищники программы «Взгляд»: приглашали доверчивых руководителей еще Советского Союза, заранее подготовленных провокаторов и в прямом эфире расправлялись с первыми с помощью вторых. Премьер-министру В. Павлову устроили жестокий перекрестный допрос и уничтожили морально и почти физически. Прокурор этого мерзкого судилища – Д. Быков (признан иноагентом в РФ). Скольких изничтожили, унизили, довели до потери чувств эти великие профессионалы…
Постирочные шоу придуманы, чтобы показать, какой тупой, мерзкий, неприятный, некрасивый русский человек. Его допрашивают в эфире, проверяют на полиграфе, показывают бедность жилища, смакуют физические уродства. Передачи типа «Мужское\женское», «Эксклюзив», «За гранью», «Секрет на миллион» сменили вахтовым методом более ранние постирочные шоу такого же типа.
Издеваются не только над простыми, часто несчастными людьми. Почти полгода шло четвертование и линчевание большого артиста А. Джигарханяна. Нет, не изучали и не критиковали его искусство, а рассматривали, как самые примитивные, безграмотные сплетницы, его личную жизнь. Оскорбляли не только артиста, но и возмущенных зрителей, удивляющихся тому, на какую еще подлость могут пойти эти растлители духа. Обычно говорят: «У них совести нет!» Видишь ли, чего захотели! Как говорят русские пословицы, «у них совесть под стелькой, а стыд под каблуком», или «у него совесть еще в прошлом году в бутылке задохлась». Зато они профессионалы! Их учат в специальной школе телевидения МГУ и в Останкине, есть уважаемые ими учителя: В. Третьяков, О. Спиркина, большой специалист в семейных вопросах, и может быть, еще кто-то. Мораль? Вот интересно, в учебниках присутствует ли какой-то моральный кодекс для журналиста на ТV? Сомнительно – на экране мораль никак не проявляется.
Много знающие участники политического шоу В. Соловьёва, этой суперзвезды TV, боятся его гнева и подобострастно, смиренно смотрят ему в рот. Ничего не стоит выпороть прилюдно любого неугодного политика, ученого, журналиста. Кто подымет голос на священную корову современного капитала – того смешают с грязью и выбросят за ненадобностью.
Таким образом и расправлялись с наивными, доверчивыми коммунистами, с их «замшелыми» нравственными ценностями, отстаивающими идеалы добра и справедливости. Зато восхищаются В. Жириновским, кумиром современного бомонда. Безусловно, находчивый, изворотливый, но циничный политик. Как-то транслировали его выступление в Думе во время обсуждения очередного правительства. Он камня на камне не оставил от деяний министров. Всё подверг уничтожающей критике. Думаю, что и министры уже приготовились к отставке. И вот финал длинного разгромного выступления: «Давайте проголосуем «за», пусть работают дальше». Депутаты обомлели от изумления, а министры разинули рты от неожиданности. Да, этим изворотливым политиком до сих пор восхищаются на ТV и завидуют: до такой высоты блефа даже им не удалось подняться! Теперь все знают, как стать знаменитым на ТV.
Профессионализм не индульгенция от греха и не освобождает от морали, ведь киллер тоже умело делает свое черное дело.
Запущен новый многосерийный рекламный проект денежного воспитания нового поколения российских детей. Банки, они ведь очень добрые и заботливые у нас, не только денег дадут, да еще попутно помогут образовать и повысить культурный уровень сирых. ВТБ ответственен за изучение русской литературы. И вот уже Татьяна Ларина с ее максимой: «Я другому отдана и буду век ему верна», получив кредит с кэшбеком, переметывается, как современная вертихвостка, к Онегину. А.С. Пушкин удивлен: «Ужель та самая Татьяна?» и озадачен: «она и внешне не похожа, у ней не русская душа!»
Родион Раскольников тоже спасен от каторги нашим меценатом: старухиным сундуком, рефинансированием долга, ипотекой, учебой за счет банка-добряка, женитьбой и прочими преференциями. Процентщица растрогана: «Я еще и пенсию в банк на его процветание переведу!» Непонятно, она-то чему радуется? Ведь у нее сундук с добром вывезли среди бела дня, еще на заре нового капитализма. Вот она, великая сила искусства рекламы: как выпрямляет, как бескорыстны становятся ростовщики!.. Достоевский просто ошарашен, огорчен и казнит себя: как же я не додумался до такого способа решения всех душевных, нравственных, не говоря уже о материальных, проблем?.. Чичиков долго маялся с мертвыми душами, а Банк одним щелчком освободил его от забот. Н.В. Гоголь долго и горько смеялся. Даже прохвост Остап Бендер облагодетельствован – ну тут уж по-родственному: как не порадеть родному человечку…
Альфа-Банк не стал заигрывать и сразу взял быдло за рога: раздает всем детям карточки с вкладом: наращивайте, копите, показывайте свою финансовую самостоятельность и взросление, радуйте родителей. Это не по-детски выгодно! Это Альфа – выгодно! Последнее – правда.
Беспрецедентный разгул рекламы денег на ТV. Интересно, с чем это связано? Не опасаются ли банкиры и подвластные им телеканалы хотя бы общественного контроля? Ну, это вряд ли.
Давать детям в руки деньги в нынешней криминогенной ситуации – всё равно что раздавать спички для поджога. Это должно быть подсудно! Вожделенный американский образ жизни мы переняли: у нас так же стреляют в школах, издеваются над учителями, избивают их, устраивают кровавые потасовки, наркотики убивают подростков. Другие, в своей болонской неграмотности, ношением в кармане смартфона уму не научаются, многие мечтают «свалить» за границу, космополиты они, апатриды! И ничего удивительного: если высшая ценность в жизни – деньги, какая разница, где жить? Все остальные ценности уже не попираются, а попраны. Раньше считали, что деньги – мерило стоимости всего и вся. Единственная, великая и неизбывная ценность, счастье общества потребления, убивающего весь остальной ценностный мир.
И львиная доля рекламы посвящена самозваным «звездам». Их очень много: звезды рекламы, звезды сериалов, звезды конкурсов и т.п. В какую передачу ни глянь – они вездесущи. Всё на продажу: скандалы, драки, разводы, любовники, любовницы, дети звезд – и те «звездочки» выступают перед огромной аудиторией, оскорбляя своим видом и поведением зрителей, не стыдятся и не скромничают. Вам интересно, кто из звезд спился, кто любит легкий пар, а кто парится до потери сознания? Извольте, мы вам покажем…
Идет тотальная эксплуатация детей. Все эти конкурсы калечат их, объявляя вундеркиндами. Вы видели где-нибудь счастливого вундеркинда? Делают детей несчастными, да и неразумных родителей, поверивших этой токсичной конторе. Дети явно прошли психологическую обработку. На сцене они держатся не просто уверенно, а самоуверенно: развязные, раскованные, раскрепощенные, ничего не смущаются, ни в чем не сомневаются, что совсем не свойственно нормальным детям.
Даже передача «Кто хочет стать миллионером?» вовлекает детей. Родители, видимо, опять же за деньги, поставляют детей на растление – можно «засветиться», прославиться. Кто кому платит, неизвестно, но «обработав» партию детей, цинично выбросят и забудут, займутся другими. Останется у детей горечь, и, может быть, осложнения в школе, где не любят задавак, а дети еще не прошли школу жизни и могут быть жестоки. Уже показывали, как одноклассницы избивали девочку, не похожую чем-то на них. Разве только совсем малыши забудут чудо телевидения. Но организаторов подобных шоу это уже не интересует. Проехали станцию, следующая, логично, должна быть еще более мерзкой.
Правда, теплится надежда на местное телевидение, похоже, там работают трезвые люди, ближе к зрителям, налажен контакт, есть обратная связь, быстрее власть реагирует на заявки населения, которое довольно местными СМИ. Вот в Нижнем Новгороде человеческое телевидение, какое оно и должно быть по заветам Энвера Мамедова, но всё равно много аварий, пожаров, а маловато положительных и добрых сюжетов. С натугой добро сеется.
Непоправимость и всеобщность грозящей катастрофы, захватившей и тех, что наверху, и тех, кто под ними, если не изменится статус науки, – вот главная опасность сегодня. Можно и нужно апеллировать к разуму, к мужеству, к моральному чувству человека – но спать спокойно человечество сможет только тогда, когда будет создана система общественных отношений, исключающая возможность катастрофического развития событий. Неограниченное развитие науки и техники вредно для общества, необходим контроль, чтобы не превратить людей в придатки машин, учреждений или систем.
Можно только удивляться и восхищаться тем, с какой поразительной четкостью В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» писал о кризисе в физике. Это казалось парадоксальным: наука семимильными шагами шла вперед, а гениальный мыслитель говорил о кризисе. Но Ленин пояснил, что речь идет о методологическом кризисе, о неспособности естествоиспытателей осмыслить и истолковать собственные открытия, что развитие науки имеет теневую сторону: «Реакционные поползновения порождаются самим прогрессом науки». Сегодня кризис науки распространился и на социальную сферу, перерос в бессилие ученых перед достигнутыми результатами вышел из-под их контроля. Об этом говорили и говорят сами ученые и писатели. Все они апеллировали к гражданской совести, к общественному долгу ученых: научное открытие может быть использовано в антигуманных, бандитских целях.
Сняты все моральные ограничения в исследовательской деятельности – и сразу же обнаружились социально опасные стороны научного прогресса, переплелись с моралью. Одно дело, когда ученый священнодействовал в одиночестве, а достигнутый результат оставался достоянием немногих посвященных. Сегодня наука – многообразный социальный институт, в деятельность которого вовлечены миллионы людей, а результаты исследований могут повлиять на жизнь миллиардов. Биохимики создали вирусы, и они сожрали десятки миллионов людей. Все спокойно обсуждают ядерный апокалипсис. Много о нем говорят, даже ожидают – скоро ли бабахнет.
Безусловно, нужны соглашения и контроль. Об этом говорили замечательные ученые, выдающиеся физики. Итогом размышлений А. Эйнштейна над судьбами науки и человечества явилась статья «Почему социализм?». Великий физик рассказывает в ней о своей беседе с неким «порядочным интеллигентным человеком» о грозящей опасности новой войны, которая, по мнению Эйнштейна, подвергла бы угрозе существование человечества. «Я сказал, что только международная организация представляет защиту от такой опасности. На это мой посетитель ответил спокойно и холодно: “Почему, собственно, Вы так бурно противитесь уничтожению человечества?”» Эйнштейн был потрясен неожиданным поворотом дела: так может рассуждать только человек, окончательно потерявший равновесие и надежду. Причину подобного распада личности Эйнштейн увидел в «экономической анархии капиталистического общества», а решение проблемы – в создании социалистической системы хозяйства. Альберт Швейцер, его близкий друг, утверждал, что Эйнштейн умер от сознания своей ответственности за нависшую над человечеством опасность атомной войны.
Макс Борн в книге «Моя жизнь» писал: «Хотя я влюблен в науку, меня не покидает чувство, что ход развития естественных наук настолько противостоит всей истории и традициям человечества, что наша цивилизация просто не в состоянии сжиться с этим процессом. Нынешние политические и милитаристские ужасы, полный распад этики – всему этому я сам был свидетелем на протяжении своей жизни. Эти ужасы можно объяснить не как симптом эфемерной социальной слабости, а как необходимое следствие роста науки… Если даже род человеческий не будет стерт ядерной войной, он может выродиться в какие-то разновидности оболваненных и бессловесных существ, живущих под тиранией диктаторов и понукаемых с помощью машин и электронных компьютеров. Теперь я смотрю на мою прежнюю веру в превосходство науки над другими формами человеческого мышления и действия как на самообман».
Эти слова Борна были предупреждением, а оказались пророчеством. Прогресс в познании природы при отставании в познании общества смертельно опасен – созданием чудовищных средств разрушения природы и дебилизации населения. Наука и техника подошли к рубежам, за которыми возникает опасность для существования человеческого рода. Гарантию от аморальности науки дает только социальное переустройство, устранение социальных антагонизмов. При их наличии временной мерой могло бы служить правовое регулирование вплоть до ограничения определенных видов исследования.
Философы антропоконсервативной школы встали на защиту человечества от агрессивно-прогрессивного трансгресса. Моральная проблема оказывается лишь частью другой, более широкой – социальной проблемы, снимает первую лишь в философском смысле, т.е. поднимает ее на более высокий уровень, не устраняя полностью. Ответственность за соучастие в преступлении остается на каждом персонально, и списать ее только на счет пороков капиталистической системы никому не удастся. Об этом напоминают процессы военных преступников, где судили не только фашизм в целом, но и конкретных его носителей, в том числе с учеными степенями и званиями – от физиков до этиков и врачей.
Наука – социальное явление, ее судьбы определяет общество, но ученый – человек, и как таковой он является хозяином своей судьбы. Или нет? Третью мировую войну человечество не переживет. Это будет самоубийство Человека.