Так сложилось на Руси, что выдающихся учёных и конструкторов дала нам российская глубинка. И.В. Курчатов, М.И. Кошкин, А.Т. Калашников, А.Н. Туполев, П.О. Сухой и многие-многие другие родились в небольших сёлах и посёлках и прославили Россию на весь мир своим талантом.
В июле в небольшом селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области состоялось торжество, посвящённое 100-летию со дня рождения выдающегося конструктора советских танков для боя Леонида Николаевича Карцева. Празднование проходило возле танка
Т-62, установленного в селе стараниями ветеранов Главного автобронетанкового управления министерства РФ в год 90-летия конструктора и ставшего, по сути, памятником этому необыкновенному человеку.
Односельчане бережно хранят память о Л.Н. Карцеве, создав музейную экспозицию в память о нём и многих других прославленных жителях села. В этом году селу исполнилось 550 лет, так что история его очень богата. Многочисленные потомки семьи Карцевых с теплотой и любовью вспоминают о своём родственнике.
Родился Леонид Николаевич 21 июля 1922 года в многодетной семье. С первых лет обучения в школе проявил необычайные старания и усердие, был всегда лучшим учеником, что позволило ему окончить школу с отличием. Жизненной позицией его стало «Делай всегда всё на отлично». В дальнейшем с этим девизом он прошёл по всей своей жизни.
Успешно сдав вступительные экзамены, в 1939 году стал студентом Ивановского энергетического института. Тем, что сельский паренёк станет образованным специалистом, гордились и его семья, и односельчане. Но через два года, в 1941-м, после второго курса обучения он был призван в армию, став курсантом Саратовского танкового училища, которое окончил тоже с отличием.
Вскоре он был отправлен на фронт помощником командира танковой роты по технической части, а затем — командиром роты технического обеспечения в составе 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии. Войну закончил в Берлине. В ходе военных действий Леонид Николаевич приобрёл бесценный опыт эксплуатации, ремонта и восстановления танков. Именно это позволило ему в дальнейшем успешно создать образцы бронетехники, обладающей высокой степенью надёжности и ремонтопригодности.
Грамотного и инициативного инженера командование рекомендовало для поступления в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина. Конкурс был 150 человек на место, но Карцев блестяще сдал вступительные испытания, поступив сразу на второй курс, и в 1949 году окончил академию с отличием. После выпуска был направлен на Уральский танковый завод в Нижний Тагил, где сразу же выступил во всех ипостасях работы и общественной жизни танкового КБ, которым в те годы руководил А.А. Морозов, один из создателей легендарного танка Т-34.
В группе, частью которой стал Леонид Николаевич, шла работа над созданием танка Т-54. Сделав очень грамотно расчёт планетарного механизма поворота танка всего за две недели, молодой инженер в полной мере проявил свой технический талант. По итогам работы он был зачислен в штат КБ. Кроме того, проявил рационализаторские способности, вёл кружок по истории КПСС, был избран секретарём партбюро отдела. Было трудно не заметить инициативную, а временами даже авантюрную рационализаторскую деятельность молодого инженера.
В марте 1953 года, когда Морозов вернулся на родной завод в Харьков, Л.Н. Карцев был назначен главным конструктором Уральского танкового завода. Было ему в ту пору всего 30 лет. Руководитель завода И.В. Окунев сумел разглядеть в Леониде Николаевиче не только перспективного и талантливого конструктора, но и великолепного организатора. Он был целеустремлённым и настойчивым в достижении принятых решений, умело руководил коллективом, объективно оценивал возможности завода при реализации принятых конструктивных и технологических решений. Леонид Николаевич был самым демократичным начальником, к которому каждый работник КБ мог обратиться за помощью. Но в то же время он был принципиальным и твёрдым человеком и руководителем, хотя внешне не производил такого впечатления. Пётр Ильич Кириченко, сослуживец Карцева по Главному бронетанковому управлению МО, так описал его в своих воспоминаниях: «Худощавая фигурка с тонкой шеей, по-юношески торчащей из генеральского мундира. Генерал был черноволос, на его тощем лице глубоко сидели близко расположенные к носу тёмно-карие глаза. Неторопливая речь с протяжным произношением слов и обилием простонародных выражений выдавали его происхождение из российской глубинки».
Период 16-летней деятельности Карцева в должности главного конструктора был одним из наиболее плодотворных в послевоенном отечественом танкостроении. Карцев выбрал эволюционный путь развития для тагильской школы. КБ двигалось отдельными шажками, оперативно беря и внедряя в серийный танк всё, что появлялось нового в науке и технике.
Некоторые разработки, выполненные КБ в период руководства Карцева, были необычными для своего времени и носили приоритетный характер. Так, в сотрудничестве с КБ-1 Минрадиопрома, которым руководил академик Александр Расплетин, конструкторы Уралвагонзавода впервые разработали ракетный танк. Его основным оружием стала пусковая установка радиоуправляемых ракет «Дракон». Он обеспечивал поражение всех современных танков противника с места и с ходу на дистанции от 300 до 3300 метров. Этот образец под названием «истребитель танков ИТ-1» поступил на вооружение Советской Армии. Л.Н. Карцев руководил КБ в замечательную эпоху, когда его талант смог проявиться в полную силу. Были разработаны и приняты на вооружение боевые машины, к каждой из которых можно отнести определение «первый». На Т-54Б был впервые установлен 2-плоскостной стабилизатор вооружения; Т-55 — самый массовый танк ХХ столетия; на Т-55А впервые в мире установлена аппаратура противоатомной защиты; Т-62 — первый в мире серийный танк с гладкоствольной пушкой калибром 115 мм; объект 167Т — первый в мире танк с газотурбинным двигателем; ИТ-1 — первый в мире серийный ракетный танк.
Таким образом, талантливый конструктор Л.Н. Карцев в конце 60-х годов прошлого столетия не просто заложил концептуальную идею нового танка, он заложил основы отечественного танкостроения, которые актуальны и сегодня и по праву считаются лучшими в мире.
В 1969 году Карцев оставил должность главного конструктора и был назначен заместителем председателя научно-технического комитета ГБТУ Министерства обороны. Переезд в Москву не помешал ему помочь тагильчанам довести новый танк Т-72 до испытаний. Леонид Николаевич неоднократно приезжал в Нижний Тагил. О себе говорил: «Я патриот Нижнего Тагила и Уралвагонзавода». Он оставил о себе добрую память, написав книгу «Моя судьба — Нижний Тагил». Скромный, но гениальный человек, он останется в памяти поколений.