В августе т.г. исполняется 160 лет одному из выдающемуся русских — советских кораблестроителей, Заслуженному деятелю науки и техники РСФСР, академику АН СССР, лауреату Сталинской премии первой степени, Герою Социалистического Труда Алексею Николаевичу Крылову. Россия великой морской державой. Её берега омывают 13 морей, принадлежащие бассейнам трёх океанов. Более двести лет назад, на Черноморских берегах встала важная задача строить посёлки, города, заводы, доки для строительства и ремонта военных кораблей и гражданских судов. Их стоили граждане разных национальностей, не только те, кто проживал в этих южных регионах – русские, украинцы, белорусы, поляки, татары, — вся огромная страна. Среди русских и советских – кораблестроителей жизнь которых связана в том числе с Черноморским флотом и кораблестроением были выдающиеся флотские учёные и инженеры — А. А. Попов, И.Г. Бубнов, А.Н. Крылов, А.И. Маслов, В.Л. Бжезинский, К.Ф. Терлецкий, В..И. Першин, П.Ф. Попкович, Ю.А. Шиманский, В.В. Новожилов, А.П. Александров, В.Н. Перегудов, Н.А. Доллежаль и другие.
Однако, одним из самых выдающихся теоретиков, учёных – кораблестроителей обогативших науку и человечество ценными теоретическими исследованиями был русский — советский ученый академик А.Н. Крылов. Теоретические исследования в области математики, физики и астрономии А. Крылова связаны с потребностями Военно – морского флота. Алексей Николаевич посвятил жизнь становлению и развитию корабельного дела всю свою жизнь. Его многие труды также посвящены подъёму затонувших кораблей Особенно ценными являются: «Статика судоподъёма», «Поучительные случаи аварий и гибели судов», «О взрывах и взрывчатых веществах» которые и сегодня востребованы.
А.Н. Крылов родился 3 (15) августа 1863г. в селе Висяга Алтынского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии) в семье отставного офицера – артиллериста. Будущий академик научился читать в пять лет. Первой его учительницей была Александра Викторовна Ляпунова — сестра матери, окончившая Нижегородский институт благородных девиц. В 1872-1874гг. семья Крыловых проживала в Марселе (Франция), где будущий академик изучил французский язык. В 1874г. родители поселились в городе Севастополе, где каждый камень обильно полит кровью великороссов, малороссов, белорусов и других народов населявших огромные просторы страны. Севастополь город овеян славой героической обороны во время Крымской (1853-1856гг.), подвигами русских флотоводцев М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, матроса Кошки, Даши Севастопольской и многих сынов и дочерей единой страны. В те годы, молодые люди мечтали посвятить жизнь флоту. Эту стезю выбрал и А.Н. Крылов.
В 1878г. он поступает в младший подготовительный класс Морского училища. Учился хорошо и в 1883г. его перевели в специальный класс, где изучалась и девиация компаса, погрешность его показаний, происходящих от влияния судового металла или электрических токов. Этот предмет считался чрезвычайно трудным из-за сложностей математических вычислений. Крылов увлекся этой наукой, а потом специальными исследованиями. Выпускные экзамены в училище он сдал первым по списку, с похвалой и занесением на мраморную доску. В 1884г. получил первый офицерский чин-мичмана, поступил на службу в компасную часть Главного гидрографического управления, где вёл практические занятия с прикомандированными офицерами. Здесь А. Крылов написал несколько работ, которые были опубликованы в журнале «Морской сборник» и других изданиях.
В сентябре 1888г. его зачислили слушателем кораблестроительного отдела Морской академии, где работало много талантливых ученых, готовили специалистов-кораблестроителей высшей квалификации. Здесь он публикует первые научные работы «Расчёт броненосца «Император Николай–I», положившие начало строительной механики корабля. О высоком качестве подготовке кадров в академии свидетельствует то, что почти все руководящие посты в технических управлениях (МТК) и должности портовых корабельных инженеров занимали ее выпускники.
В 1890г. после окончания учёбы А. Крылова как лучшего слушателя оставили при академии для дальнейшей научной работы. Одновременно зачислили в штат морского училища преподавателем по математике. В 1892г. молодой ученый стал читать курс теории корабля и по совместительству заведовал опытным бассейном морского ведомства. В академии А. Крылов читал лекции и курс корабля по всем разделам полвека – с 1890г. по 1941год. Уже в 1895г. он сформировал начала своей классической теории килевой качки, составившие в дальнейшем предмет учебной дисциплины. Разработанный им курс проектирования судов в академии читал его единомышленник И. Г. Бубнов.
Алексей Николаевич вёл активную исследовательскую работу, выступал на различных научных конференциях в Русском научном обществе, печатал статьи в журналах. Так, три из научных работ были напечатаны в французском специальном журнале и в «Докладах Парижской академии наук». В 1898г. сделал в Лондоне несколько докладов по теории качки корабля на волнении. За выдающиеся научные достижения Английское общество корабельных архитекторов наградило А. Крылова золотой медалью. Русский ученый был признан всей мировой наукой и стал одним из авторитетных специалистов в области кораблестроения.
Крылов проявлял постоянную озабоченность в развитии инженерной мысли на флоте. Это касалось как военных кораблей, так и гражданских судов. По его докладу главному инспектору кораблестроения о необходимости преобразования обучения инженеров флота, было принято ряд важных решений. В частности, он предложил на базе морского инженерного училища готовить инженеров не только для военного, но и для торгового флота. То есть, его беспокоило положение дел с подготовкой кадров для флота России. Следует отметить, что до революции число студентов на курсе училища определялось в двадцать четыре человека. Однако в связи с развитием отрасли кораблестроения и судостроения в предвоенные годы советского периода на каждом курсе вуза обучалось около трехсот человек, в чем огромная заслуга А. Н. Крылова. Разрабатывая курс теории корабля, ученый обращал особое внимание на обеспечение непотопляемости судна. В 1902г. представил таблицу и расчеты показывающие влияние затопления на крен, деферент и остойчивость. Эти расчеты получили название таблиц непотопляемости. Его обоснования были приняты всеми иностранными флотами. В 1904г. им построена первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений. Многие кораблестроители утверждают, что без Крылова не было бы современного флота России. Он разработал теорию качки и теорию непотопляемости, и на практике сделал очень многое.
В 1907г. в водах Черного моря, в частности на судне «Уралец» А.Н. Крылов провел исследования, разработанного им метода определения влияния качки корабля на меткость стрельбы, а в 1908г. разработал прибор «отмечатель», для обучения моряков наводке орудия. В эти же годы выполнены многие разработки в области использования морской артиллерии, которые длительное время применялись на флоте. Прежде всего, это: дальномер-прибор для определения (при стрельбе) расстояния между прицелом и целью, прибор для определения отклонения целика на ходу противника, оптическая мушка и оптический прицел и др.
В 1908г. его назначают главным инспектором кораблестроения, а в последующем возглавил Морской технический комитет. Однако с целью сосредоточения внимания на научных исследованиях в 1910г. он отказался от чиновничьих должностей и занялся теоретическими изысканиями в вопросах кораблестроения, судоподъёма и судоспасения. В преддверии первой мировой войны принимает участие в управлении Русским обществом пароходства и торговли (РОПиТ), Путиловским заводом и другими учреждениями. В 1914г. в ознаменование 30 летней научной деятельности А.Н. Крылова Московский университет присудил ему степень доктора прикладной математики. В этом же году его избрали членом-корреспондентом Академии наук. Ученый регулярно выступал в Академии наук с научными докладами и отчётами тесно связанными с практикой. С целью обобщения трудов, статей, книг, академия наук приняла решение выпустить сборник его трудов.
По расчётам ученого построены многие боевые, спасательные, судоподъёмные корабли и суда. Среди них одно из лучших катамаранов российского, а потом и советского флота «Волхов» в последующем переименованный в «Коммуну». Это уникальное судно построено и спущено на воду на Путиловских верфях Санкт-Петербурга в 1915 году. Его экипаж — 11 офицеров, 60 матросов, 24 водолаза. За 95 лет эксплуатации катамаран поднял около 100 кораблей и судов. Спасательное судно и сейчас на службе флоту России в состав Черноморского флота. В 1916г. на Черном море от взрыва затонул линейный корабль «Императрица Мария». Крылов как член комиссии провел большую работу по выявлению причин гибели корабля. А затем составил проект его подъема. По заключению ученого причинами происшествия на новейшем по тому времени корабле могли быть: возникновение предшествовавшего взрыву пожара; небрежность в обращении с огнем и порохом; злой умысел. Предположение о небрежности обращения было исключено не только показаниями свидетелей, но и объективными научными данными. Убедительно отвергнута версия и самовозгорания пороха. По его мнению наиболее вероятная версия гибели «Императрица Мария», — диверсия. Однако, заключение комиссии этой трагедии по цензурным соображениям стало доступно широкой публике только двадцать лет спустя.
Так, проект подъема погибшего корабля, разработанный А.Н. Крыловым был напечатан в сборнике «ЭПРОН». Опираясь на разработки русского – советского ученого по подъёму больших кораблей и судов, затонувших килем вверх, методом подаваемого в корпус сжатого воздуха были подняты не только «Императрица Мария», итальянский корабль «Леонардо да Винчи» но и др. В 1919г. А.Н. Крылов избран начальником Военно-морской академии. Под его руководством велась активная работа по подготовке командиров кораблей и судов Рабочее — Крестьянского Красного Флота. Для изучения опыта, лучшего взаимодействия по восстановлению техники, способов судоподъёму и судоспасения на реках, озерах и море он был командирован заграницу, где пробыл семь лет.
Он был патриотом нашей Родины. Работая за приделами Родины А. Крылов много сделал для восстановления научных и культурных связей Советского Союза с зарубежными учеными. Его авторитет во многом служил повышению авторитета СССР. Вернувшись на Родину, он продолжил работу по дальнейшему развитию науки в интересах флота, на благо народа и страны. Огромная заслуга академика в создании в тридцатые годы ХХ столетия мощного нового флота, судоподъёма и судоспасения. Его советами и консультациями пользовались заводы «Электроприбор», Центральный научно-исследовательский машиностроительный институт, конструкторские бюро, структурные подразделения ЭПРОН и многие другие. В мае 1930г. утвержден устав и выбрано правление Всесоюзного научно-технического общества судостроения и судоходства (ВНТОСС). В апреле 1932г. на съезде ВНТОСС принято решение о создании двух всесоюзных инженерно-технических обществ – водного транспорта (ВНИТОВТ) и судостроения (ВНИТОСС). Первым председателем ВНИТОСС избран А.Н. Крылов, который занимал этот пост до своей смерти.
В 1933г. в открытой печати стали выходить рассказы ученого о наиболее интересных случаях из истории кораблестроения и кораблевождения. Сначала в сборниках «ЭПРОН», а потом и в других изданиях. Академик неоднократно писал, что для интересов флота важное значение имеет спасение и подъем затонувших кораблей и судов потерпевших аварию, в чем видел главную задачу ЭПРОН. Ученый считал, что важнейшим в работе экипажа корабля и эпроновцев является работа по предотвращению гибели корабля. Он рекомендовал учиться на чужих ошибках, тщательно изучать каждую аварию корабля, проводить критический разбор причин и принимать меры по их недопущению. Так, в первом его очерке рассказывалось об аварии броненосца «Орел» в Кронштадтской гавани в мае 1904г. В следующем сборнике напечатаны два рассказа об аварии крейсера «Кубань» в доке Либавского порта и гибели броненосца «Гангут».
В очерке о гибели «Титаника» академик писал: «На лайнерах запас плавучести почти в два раза больше их водоизмещения, значит, технически простая ученическая задача, как этот запас использовать, чтобы пароход не тонул, если даже весь его трюм будет разрушен и затоплен, но это чисто технически, капиталист же арматор заботится главным образом о доходности и эксплуатационных выгодах корабля; здесь уже не техника играет роль, а требования публики: удобства, красота, стильная отделка кают, простор салонов, высота их в три палубы, большие залы и пр., — это дает доход, все эти понятия не переводимы на технический язык расчетов и чисел и останется такой, сколько бы таких катастроф, как с «Бургонью», «Титаником», «Лузитанией» ни было. Разрешаться эти задачи лишь после того, как сгинет капиталистический строй».
В последующем напечатаны ряд очерков в сборнике «ЭПРОН», первый — в научно-техническом отделе «О взрывах и взрывчатых веществах», посвященный гибели танкера «Советский Азербайджан». Ученый пришел к выводу, что пароход погиб в связи с незнанием экипажем научных причин и условий взрыва нефти. Очерк заканчивается словами: «Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка». Второй материал размещён в историческом отделе под заголовком «Из морской старины». В нем рассказано несколько случаев из взаимоотношения русского флота с иностранными судами и кораблями. В частности, один из случаев касается Крымской войны. Находившийся там английский флот был почти весь выброшен на балаклавские скалы, большая часть кораблей с экипажами погибли. В сборнике «ЭПРОН» им также напечатан очерк под заглавием «Описание исполненного в 1741г. подъема испанского галлио «Тохо», затопленного в заливе Виго 10 октября 1702г.» и другие. В 1936г.участвует в инженерных разработках по строительству Володарского моста в Ленинграде. За выдающиеся научные достижения в 1939г. Алексею Николаевичу присвоено звание, Заслуженный деятель науки, его наградили орденом Ленина. Светская власть ценила людей по заслугам, а не преданности режиму, как в наши дни.
В 1941 г. академику присуждена высшая награда Родины за ученые труды – Сталинская премия первой степени. в июле 1943г. за большой вклад в создание и строительство современных кораблей, крупнейшие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для Военно-морского флота А. Крылову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В годы борьбы с фашизмом академик он жил и работал в Казани. Несмотря на возраст и болезнь продолжал трудиться внося непосильный вклад в разгром врага. В 1943-1945гг. напечатал ряд очерков о П.Л. Чебышеве, С.О. Макарове и других выдающихся людях СССР-России. 26 сентября 1943г. состоялось заседание Академии наук СССР совместно с Народным комиссариатом ВМФ посвященное чествованию А.Н. Крылова в связи с его восьмидесятилетием. Его поздравили не только ученые, но и многие трудовые коллективы страны, а также зарубежная научная элита.
Выдающийся ученый скончался 26 октября 1945 года. С целью увековечивания памяти Совет Народных Комиссаров СССР присвоил его имя Академии кораблестроения и вооружения, в которой академик учился и преподавал. Была установлена стипендия академика А.Н. Крылова в морских и других научно-учебных заведениях. Его научные труды актуальны и в наши дни. В своем последнем выступлении А.Н. Крылов сказал: «Я отдал флоту 65 лет своей жизни, и если бы я располагал еще такой же жизнью, то я ее отдал бы до конца любимому морскому делу». После развала СССР в 1991г. наш некогда могучий флот СССР потерпел крушение в разы больше, чем в ходе Цусимского сражения. Ныне флот России возрождается. Хочется верить, что Российский военно-морской флот займёт достойное место среди флотов ведущих морских держав мира, как в годы Советского Союза.
Президент МРОО «Мир океанам, инженер – механик ВМФ, профессор.
В.А. Попович
11.8. .2022г.