Глубокий, системный и затяжной кризис мироустройства привел к тому, что в начале третьего десятилетия XXI века глобальные экономические проблемы предельно обострили многовековое военно-политическое противостояние коллективного Запада и России. Сегодняшний «Запад» заметно слабее, чем в 90-е годы прошлого столетия, перспективы его гегемонии не просматриваются. Однако в этом своем состоянии он становится еще более опасным для мира, поскольку утрата доминирования означает для него потерю всего, что нажито за столетия колониального господства на Планете. Получить ресурсы любой ценой, даже ценой развязывания мировой войны – задача, от которой он никогда не откажется.
Эту задачу США и натовские сателлиты решают, фактически развязав полномасштабную войну против нашей страны на территории Украины, ключевым элементом которой является экономическая диверсия. Ее цель – разорвать российскую экономику «в клочья» с тем, чтобы вызвать стремительную деградацию России, возбудить массовое недовольство населения и межнациональные конфликты, спровоцировать территориальный распад страны и ее гибель.
Положение осложняется тем, что творцы и последователи Беловежского соглашения (1991), сломав государственные институты СССР и лишив страну идеологии, то есть того языка, на котором государство разговаривает со своим народом, поставили своей задачей вхождение в «мировое сообщество» (само по себе сомнительное мировоззренчески и конкретно-исторически), взяв за образец западноевропейскую и североамериканскую демократию и предположив, что путем изменения экономических отношений и политического переустройства изменится издревле враждебное отношение к России и всему русскому.
Но оказалось, что русофобствующему и упражняющемуся в антикоммунизме Западу не только не нужен социографический феномен в лице СССР с его союзом братских народов, эффективно избавившем человека от заложенных в нем девиантных качеств и звериных инстинктов. Ему не нужно товарищество устремленных в светлое будущее наций, выработавших алгоритм идеального решения казавшихся не разрешенными расовых и национальных проблем. Ему потребно не содружество новых людей, не совокупность новых идей и не господство новых отношений, породивших в Советском Союзе (Большой России) новый тип государства и давших многим народам первый и блестящий опыт государственности, а безликое и бесплодное космополитическое не́что наподобие населения США. Вот почему Запад открыто пестует нациофашизм, щедро стимулирует радикализм и осуществляет геополитику, основанную на военной силе и установлении контроля над другими странами.
Не удивительно, что оголтелая милитаризация Украины носит отнюдь не дискретный или временный характер, а тщательно планируется и обеспечивается идеологически, материально-технически, финансово и законодательно. Мировое сообщество, на которое так любят кивать в Вашингтоне и Брюсселе, прекрасно понимает на что нацелился глобальный капитал и американские ястребы. В очередной раз они вознамерились решить свои экономические проблемы за чужой счет. И в очередной раз перед Россией встает вопрос о необходимости подготовки к большой войне, контуры которой все более очевидны. Как это было и в прошлом, в настоящее время необходимо следовать правилу: «хочешь мира – готовься к войне» («sis vis pasem, para bellum»), как делали наши деды и прадеды.
Мы считаем, что осуществление СВО на Украине и частичной мобилизации следует сопроводить активным освобождением России от тисков западной зависимости, от «пятой колонны» предателей и перевертышей, от потребительского денежно-рыночного мышления. Нельзя обеспечить победу без разработки и утверждения новой «Стратегии национальной безопасности РФ», отвечающей сложившимся реалиям и включающей в себя главную цель и средства ее достижения. Такой целью должна стать реализация полной экономической независимости Российской Федерации и создание научно-технического фундамента, позволяющего обеспечить живучесть экономики, наращивание и поддержание оборонного потенциала, достаточного для военного сдерживания любого агрессора. Обеспечить ее реализацию призван прорыв в экономике, образовании и науке, в демографической политике, сегодня имеющей первостепенное значение.
Надо понимать, что по замыслу американских стратегов «война в средней зоне», которой США считают территорию далекой от них Украины, является войной экзистенциальной, войной «не на жизнь, а на смерть». Поэтому Россия нуждается в стратегическом развороте от разрушительных либеральных реформаций к уверенному и долговременному укреплению национальной безопасности, от сырьевой модели, основанной на экспорте энергоносителей и широком импорте, к самодостаточности, то есть самостоятельному производству практически всей линейки мирной и военной продукции.
Для достижения этого полагаем необходимым осуществить следующие действия:
- переформатировать экономику страны, придав ей мобилизационный и в то же время самый технологически современный характер (без решения этой задачи все остальные мероприятия не будут иметь смысла);
- создать и приступить к реализации концепцию законодательного обеспечения укрепления обороноспособности Российской Федерации, затрагивающей все компоненты правовой системы России: правовую идеологию; право и юридическую практику;
- развернуть государственный информационный прессинг с целью нейтрализации информационной войны Запада против российского общества и изменений в патриотической направлении мировоззрения россиян по ключевым для безопасности государства вопросам;
- осуществить комплекс дипломатических действий, направленных на объединение в военно-политический союз дружественных России государств (чего больше всего боятся наши вероятные противники, поскольку такое объединение похоронит возможность продолжения мировой гегемонии Запада).
Совершенно очевидно, что системные угрозы для России со стороны любого агрессора можно нейтрализовать, если наша страна:
во-первых, сохранит свою геополитическую целостность и будет достаточно сильной, богатой и многолюдной, способной рационально использовать производительные силы (включая их человеческую составляющую) на всей территории страны и полноценно осваивать районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;
во-вторых, достигнет такого уровня развития, который позволит ей в ближайшие 10-15 лет создать «высокотехнологичный задел», способный обеспечить нам инновационное развитие и несокрушимую оборонную мощь.
В этой связи может возникнуть вопрос: где-то звено в сложнейшей цепи экономических взаимосвязей, «ухватившись за которое» (В.И. Ленин), можно вытащить всю цепь, и какие организационно-правовые отношения нуждаются в первоочередном регулировании, осуществить которое невозможно без существенного обновления законодательства, изменяющего теорию и практику в сфере национальной безопасности?
Как подсказывает отечественная практика, таким центральным звеном должны стать: планирование, цифровые технологии (новая компьютика и информатика), русское предпринимательство, основанное на историческом опыте.
Формирование экономики, способной надежно обеспечить обороноспособность Российской Федерации и постоянную готовность Вооруженных Сил к отражению любого агрессора порождает новые требования к управлению. Попытка прореагировать на эти требования вылилась в принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года, № 172. Тем самым, система управления общественным воспроизводством, включающим в себя воспроизводство совокупного общественного продукта (СОП), совокупной рабочей силы (СРС) и современных экономических отношений (СЭО), получила инструмент, призванный законодательно обновить управленческую деятельность, создать «согласующий орган управления» (или иначе советский Госплан). Такой «согласующий орган» необходимо будет оснастить современными средствами информатики и компьютики, позволяющими экономической системе России самонастраиваться, а военной экономике развиваться по критерию удовлетворения научно обоснованных производственных и военных потребностей.
В поправках, дополнениях и изменениях к ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» следует предусмотреть, что организационно-управленческим инструментом предлагаемого «согласующего органа» должны стать Целевые комплексные программы (ЦКП), позволяющие: соотнести цели (точнее иерархию целей) с учетом наличных ресурсов; выделить приоритетную цель, а также задачи развития; использовать соответствующие балансы (народнохозяйственные, отраслевые, кластерные, региональные и т.д.). В законе целесообразно отразить, что по целям, характеру, объему, затратам времени и другим признакам программы могут быть общегосударственными (проекты), в которые закладывается достижение крупных общенациональных целей, функциональными, ориентированными на решение крупных проблем развития отраслей, либо выполнение задачи усиления некоторых отраслей и, наконец, региональные и муниципальные проекты. Все они в той или иной степени должны быть увязаны с выполнением оборонных задач.
В апреле 2019 года Московский международный социально-экономический форум памяти Ж.И. Алферова одобрил «Концепцию развития российской экономики», предложенную РУСО, ДПА и «Экспертно-аналитическим центром по модернизации и технологическому развитию». В документе подчеркивается, что назрела необходимость качественного изменения сложившейся в России социально-экономической модели, ибо в рамках инерционного сценария существенно улучшить положение в российском производстве и социальной сфере невозможно. В силу этого предлагается долгосрочная стратегия самодостаточности, последовательно реализуемая на четко выделенных промежуточных рубежах.
Такая стратегия позволит:
во-первых, воссоздать экономическую суверенность России;
во-вторых, обеспечить живучесть национальной экономики, ее способность воспрепятствовать любым экономическим санкциям и военным угрозам;
в-третьих, «играть на равных» с крупными мировыми субъектами».
Не является секретом, что начиная с 30-х годов все развитые страны мира осуществляют регулирование своих национальных экономик с различной степенью государственного вмешательства, опираясь на советский опыт. В России же продолжаются монетаристские попытки либерального управления экономикой с помощью финансовых инструментов и, в частности, «таргетирования» инфляции путем снижения денежной массы, манипулирования банковским процентом и т.п. В результате продолжаются процессы деиндустриализации и примитивизации производства, деинтеллектуализации труда и деградации социальной сферы, а так называемое «импортозамещение» чаще всего «замещается» перестройкой логистики и переориентацией на других зарубежных поставщиков продукции.
Нет сомнения в том, что создание планово управляемого сектора и использование хорошо отработанных, апробированных в отечественной и мировой практике методов планирования и программирования экономики, позволит в экстремальных, кризисных условиях с необходимой надежностью решить задачи восстановления и реконструкции производства России с одновременным укреплением обороноспособности страны, повышением уровня жизни большинства населения до лучших мировых стандартов.
Мы единодушно поддерживаем «Программу Победы» КПРФ, в которую включены 21 отраслевая программа и пакет ключевых законопроектов, и считает, что на траекторию развития страну может вывести комплекс следующих мер:
- огосударствление стратегических отраслей экономики и банковской сферы и формирование неоиндустриализации. Переход к государственному планированию и использованию методов мобилизационной экономики;
- государственная монополия на массовый экспорт-импорт, позволяющая привлечь значительные дополнительные средства в бюджет Федерации, субъектов Федерации, в доходы предприятий – участников внешнеэкономической деятельности и достичь экономической безопасности страны;
- определение порядка ввода, материального обеспечения, сферы и способов контроля обращения твердого инвестиционного рубля, а также принципов и механизма финансирования Бюджета развития;
- целенаправленная поддержка реального промышленного и сельскохозяйственного производства. Помощь действующим и активное воздействие появлению новых народных предприятий. Целевая поддержка электроники, станкостроения, робототехники, ИТ, био- и когнитивных технологий;
- отказ от сжатия денежной массы в целях преодоления денежного голода в реальном секторе экономики, а также от пресловутого «бюджетного правила» и попыток искусственного таргетирования инфляции вне наращивания реальной товарной массы;
- кардинальное снижение банковского процента и создание финансовых возможностей для развития предприятий, открытия производств и инвестиций в новейшие технологии. Обеспечение стабильного курса национальной валюты. Подчинение экономики расширенному воспроизводству совокупного общественного продукта и рабочей силы на интенсивной основе;
- воссоздание системы подготовки инженерных и рабочих кадров для станкостроения, обрабатывающей промышленности, других важнейших сфер реального сектора экономики;
- разработка баланса народного хозяйства Российской Федерации, включающего материальную и финансовую составляющую и, что очень важно, баланс труда. Исторический опыт, а также опыт СВО, свидетельствуют, что мировые войны, включая и ее современную ипостась, со всей остротой ставят проблемы:
- комплектования войск личным составом;
- создания стратегических резервов и формирования гражданской обороны;
- обеспечения экономики и особенно военного производства рабочими и инженерно-техническими кадрами.
Важно понимать, что человек, трудящийся был и всегда останется не только основой и субъектом общественного производства, то есть главной производительной силой общества, но и его главной военной силой.
Мы не можем обойти вниманием вопрос о гражданской и патриотической социализации населения (прежде всего молодежи) как фактора национальной безопасности страны. В современной России нет единого государственного органа, который бы осуществлял управление этим процессом. Считаем крайне необходимым, исходя из сложившейся критической ситуации в этой сфере, усилить информационное воздействие на молодежь со стороны основных агентов социализации – семьи, школы, студенческих, трудовых, воинских коллективов, имея ввиду следующие цели: передача и сохранение национальной самобытности русского и других народов страны, традиционных ценностей и норм поведения, формирование патриотического сознания и чувства общественного долга перед Родиной.
Мы считаем чрезвычайно важным немедленное прекращение либерально-рыночного «реформирования» в любых его видах. Время диктует нам необходимость опираться на исторический (в том числе и прежде всего советский) опыт, на великий пример ленинско-сталинской модернизации и лучшие мировые практики. Потребность сегодняшнего дня – создание в стране новой социально-экономической реальности и всех условий для реинтеграции народов Большой России.
Чтобы выстоять противостояние с Западом нужны не косметические меры, а поистине тектонические сдвиги политической, экономической, идеологической систем. Пойдет ли на это власть? Этот вопрос задаем не мы – его задает история, задает будущее!
Председатель Общероссийского общественного движения
«В поддержку армии, оборонной промышленности
и военной науки»,
депутат Госдумы РФ,
генерал-лейтенант
В.И. Соболев
Председатель Центрального Совета
Общероссийской общественной организации
«Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО)
д.т.н.
И.И. Никитчук
Председатель Центрального исполнительного комитета
Международного союза советских офицеров,
генерал-лейтенант
Г.М. Бенов