Японский промысел в территориальных водах РФ – косвенное подтверждение притязаний Японии на российские Курилы.
Специальная военная операция Вооружённых сил Российской Федерации на Украине, начавшаяся 24 февраля 2022 года, обозначила смену вех во внешней политике России. Наблюдается это и на японском направлении.
После введения японским правительством вслед за Соединёнными Штатами враждебных санкций в отношении России российская сторона заявила о прекращении переговоров по ставшему анахронизмом мирному договору с Японией (в Токио увязывали эти переговоры с территориальными притязаниями на южные Курильские острова России).
Вместе с тем одна «загогулина», а именно японский промысел в территориальных водах России в районе южных Курильских островов, осталась почему-то забытой.
Что представляет собой иностранный промысел в российских территориальных водах? И на какой правовой основе он осуществляется уже почти 25 лет?
В 1998 году, при Б. Ельцине, было заключено действующее ныне Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов (далее по тексту – Соглашение 1998 года). Этим впервые в отечественной рыболовной практике японским подданным было предоставлено право на промысел морских живых ресурсов в территориальных водах России в районе южных Курильских островов.
Соглашение было инициировано японской стороной при лоббировании московской чиновничьей рати (президентских, правительственных, мидовских специалистов, курировавших российско-японские отношения), а также при поддержке некоторых ученых-востоковедов.
Ускорило заключение Соглашения 1998 года браконьерство японцев – массовые набеги японских рыбаков из портов острова Хоккайдо в российские территориальные воды, что не раз приводило к столкновениям с Погранслужбой ФСБ.
По сути, Соглашение 1998 года преследовало политические цели ельцинской команды – создание пресловутого «климата доверия» в целях получения кредитов и инвестиций. Однако «доверие» не сложилось.
Дальневосточные рыбохозяйственные круги, включая российских рыбопромышленников, осуществляющих рыболовство в районе Южных Курил, а также специалисты рыбной отрасли, курирующие международные связи в области рыболовства, протестовали против такого соглашения. Сахалинская областная Дума шесть раз (!) выступала против его заключения и исполнения, настаивая на обязательной ратификации соглашения (в 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 гг.). Безрезультатно.
Само Соглашение 1998 года содержит преамбулу, 7-й статьей, Приложения к нему с координатами морского района, в котором должны вести промысел морских живых ресурсов японские рыбаки, и ежегодных «меморандумов о понимании».
Из ряда статей соглашения (1, 2, 3 и др.), а также из меморандумов следует, что японские рыболовные суда осуществляют промысел морских живых ресурсов в территориальных российских водах Южных Курильских островов, по существу, явочным порядком. Да ещё и сами себя контролируют! В тексте Соглашения 1998 года даже не упоминается, что это территориальные воды Российской Федерации, в которых действуют соответствующие законодательные акты.
Объёмы вылова для японских рыболовных судов ежегодно определяются в ходе российско-японских консультаций с соответствующей согласованной оплатой, которая оформляется меморандумом. Так, в последние годы квоты для японских судов общей численностью до 40 маломерных судов прибрежного лова, базирующихся на порты Хоккайдо, устанавливались в объёме 2,1 – 2,3 тыс. тонн различных объектов при фактическом вылове около 1,0 тыс. тонн с оплатой около 20-22 млн. японских иен. Это небольшие объёмы, но промысел осуществляется на значительной морской площади, что лишает российских рыбаков возможности вести здесь прибрежное рыболовство, поставляя рыбу и морепродукты на переработку рыбоперерабатывающим фабрикам.
Сам факт японского промысла в территориальных водах РФ остаётся косвенным подтверждением притязаний Японии на российские Курилы.
Соглашение 1998 года является неравноправным, поскольку Япония не предоставляет России на взаимной основе право осуществлять промысел в её территориальных водах.
Обращает на себя внимание и несбалансированность сторон при подписании ежегодных меморандумов. С российской стороны их подписывают государственные органы – Росрыболовство и Погранслужба ФСБ России, а с японской стороны – некая региональная общественная организация (Хоккайдская ассоциация рыбопромышленников).
Соглашение 1998 года, затрагивающее проблемы территориального моря России, должно было проходить процедуру ратификации Федеральным Собранием. Однако администрация Б. Ельцина в обход этого законоположения ввела соглашение в действие посредством одобрения Правительством РФ.
По моему убеждению, целесообразно на основе статьи 7 Соглашения 1998 года, которая предусматривает прекращение его действия при извещении письменно одной из Сторон об этом за шесть месяцев до дня истечения соответствующего периода действия, принять такое решение, известив об этом японскую сторону.
Этот шаг подтвердит приверженность государства развитию отечественного рыболовства в территориальном море Российской Федерации вдоль всего нашего побережья, включая Курилы. И лишит Японию дополнительного косвенного аргумента в её притязаниях на наши острова.