Я на днях впервые прочитал роман В.А. Кочетова «Чего же ты хочешь?». Купил эту книгу в книжном магазине. Спешу поделиться своим положительным отзывом об этой чудесной книге с читателями сайта Csruso.ru. Если вы раньше не были знакомы с этим замечательным романом Всеволода Кочетова, то обязательно его прочтите. Я в последнее время много перечитал классики (в том числе советских авторов). Если оценивать не только художественные достоинства этой книги, но также ее партийность и актуальность (в том числе и для наших современников) я бы поставил ее на один уровень с известным романом М.А. Шолохова «Поднятая целина».
Всеволод Кочетов известен широкому кругу советских читателей по роману «Журбины» (1952). По этой книге был создан художественный фильм «Большая семья», который наверняка вы смотрели. Он написал еще несколько книг, а с 1961 года В.А. Кочетов возглавил литературный журнал «Октябрь». Таким образом, писательский талант В.А. Кочетова был признан на государственном уровне еще в 50-е годы 20 века. Но главная его книга еще не была написана.
Следует отметить, что В.А. Кочетов всю жизнь оставался честным и принципиальным коммунистом. Недоброжелатели еще при жизни навесили на него ярлык «сталинист». Но он и был на самом деле верным ленинцем и сталинцем. Он не принимал и открыто критиковал те негативные перемены, которые произошли в жизни нашей страны и партии после смерти великого кормчего И.В. Сталина.
Все эти мысли и переживания В.А. Кочетова нашли воплощение в его главном труде – в романе «Чего же ты хочешь?». В нашей стране эта книга была впервые издана в 1969 году в журнале «Октябрь». Сразу после выхода этой книги скрытые враги СССР развязали травлю против писателя. На имя Л.И. Брежнева было отправлено письмо около двадцати пяти «видных советских интеллигентов». Я бы сейчас назвал этот документ «письмо двадцати пяти мерзавцев». Ниже я приложил это письмо. При желании вы сможете с ним ознакомиться.
К слову, редактор журнала «Новое время» Александр Твардовский был одним из тех, кто активно участвовал в травле Всеволода Кочетова. Я недавно прочитал биографию автора знаменитого «Василия Теркина». У него, оказывается, были кулацкие корни. Сегодня, пожалуй, стоит пересмотреть наше отношение к Твардовскому. Талантливый был писатель, но тот еще… Ведь это именно он первым приласкал перевертыша Александра Солженицына. Именно в редакции «Нового мира» родились две пародии на кочетовский роман – «Чего же он кочет?» Зиновия Паперного и «Чего же ты хохочешь?» Сергея Смирнова.
Все-таки верна русская поговорка, что яблочко от яблони недалеко падает.
В итоге ни одно московское издательство не решилось издать роман Кочетова отдельной книгой. Но летом 1970 года «Чего же ты хочешь?» вышел отдельным изданием в Белоруссии. Существует мнение, что изданию романа содействовал тогдашний Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пётр Машеров.
Однако и тут возникла незадача. Роман в Минске издали, но… Но тираж был быстро – в считанные дни! – раскуплен какими-то покупателями. Сам Кочетов считал, что никакой скупки не было, а была конфискация по указанию ЦК КПСС.
И кто же был главным недоброжелателем романа? Ряд источников указывает, что главным недоброжелателем Кочетова и его произведения был не кто-нибудь, а секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. С не меньшей неприязнью к роману «Чего же ты хочешь?» отнесся и другой секретарь ЦК – Пётр Демичев. Но оба они – Суслов и Демичев – вовсе не были партийными «либералами». Таким образом, по роману Кочетова ударили с двух сторон – с «либеральной» и «партийно-консервативной».
И только великий советский писатель Михаил Шолохов открыто выступил в защиту своего собрата по перу. Но, к сожалению, никто из высшего партийного руководства СССР не заступился за великого писателя Всеволода Кочетова.
Но Всеволода Кочетов не сломила вся эта травля, он продолжил работать над следующим романом «Молнии бьют по вершинам». Этим романом он хотел продолжить актуальную тему, начатую в книге «Чего же ты хочешь?». Но, к сожалению, этот труд не удалось завершить. Он серьезно заболел неизлечимой болезнью, и не вынеся физических мучений 4 ноября 1973 года застрелился из именного пистолета. А возможно, что причиной стали и душевные раны. Так не стало великого советского писателя.
***
Теперь о самом романе «Чего же ты хочешь?». О чем он? С какими выводами обращается к своим читателям Всеволод Кочетов?
В СССР приезжает группа иностранцев, которые выдают себя за «искусствоведов», изучающих русскую старину. Они поселяются в гостинице в центре Москвы. На самом деле, у этих «искусствоведов» совсем другое задание. Они работают на спецслужбы капиталистических стран.
Они изучают советское общество. Прежде всего, им интересна советская молодежь. Между собой они вполне откровенны, поэтому по ходу книги делятся своими впечатлениями и замыслами.
Они считают, что невозможно одержать победу над СССР в открытом вооруженном столкновении. Поэтому против СССР они сделали ставку на психологическую войну. Как выясняется, в советском обществе немало «слабых душонок», готовых продать советскую родину и социалистические идеалы за «банку американской тушенки».
Иностранные агенты рассказывают в книге о своих планах протащить на политический олимп СССР подобного рода мерзавцавев и с помощью них разрушить СССР. А ведь так все у них и получились в 1991 году посредством предателя Горбачева и его подельников. То есть, еще в 1969 году (!) Всеволод Кочетов предугадал и предостерегал о возможности проникновения во власть такого человека, как Горбачев.
Всеволод Кочетов создает незабываемые образы этих мерзавцев, в них можно угадать черты характеров Горбачева, Ельцина, Шеварнадзе и Яковлева.
Как выясняется, много скрытых врагов социализма в среде советской творческой интеллигенции. Именно на них делают ставку агенты западных спецслужб. Через книги, кинофильмы, музыку они пытаются разложить советское общество.
Всеволод Кочетов осуждает организацию гастролей в СССР заморской певички, которая у себя на родине поет в кабаках. Он, вообще. осуждает поклонение перед западной культурой. У нас в СССР есть своя прекрасная музыка, литература, кино. Зачем же нам подражать худшим образцам западной культуры?
В сатирической форме представлен в романе образ писателя-русофила. Он молится на православный крест, квас и лапоть, прикрывая «любовью» к русской старине свою гнилую кулацкую душонку.
Всеволод Кочетов устами положительных героев (а они есть в романе) призывает к защите советской культуры от разлагающего влияния капиталистического Запада. Диктатура пролетариата обязана иметь сильные кулаки и уметь защищаться, считает Кочетов.
Интересны рассуждения в книге советского писателя Булатова (положительный герой) о роли советской интеллигенции. Он считает, что интеллигенция в советском обществе обязана служить (!) пролетариату. Т.е. ведущая роль в советском обществе должна принадлежать пролетариату, убежден наш писатель. Поэтому интеллигенция обязана создавать не «заумное искусство» (которое порождает упадочничество, злобу, пессимизм) , а понятные каждому советскому труженику произведения искусства, которые станут пробуждать в людях лучшие нравственные качества, которые поведут человека-труженика на бой на труд! Вот такое народное искусство нам необходимо!
В сатирической форме в романе представлены «любители клубнички». Одна американская дамочка-агент спецслужб (отрицательный персонаж в романе) всякий раз норовит перевести отношения с советскими мужчинами в «горизонтальное положение». Агенты ФБР справедливо считают, что половая распущенность и порнография — сильнейшее оружие по разложению советского общество. Но это мы и сами помним, когда в конце 80-х по всей стране стали создаваться видеосалоны, где крутили западные боевики, ужастики и эротику. Причем, этой работой зачатую занималось комсомольское руководство. Вот еще откуда шло разложение.
По мнению Всеволода Кочетова, серьезный удар по советскому обществу нанесли 1)отказ от диктатуры пролетариата 2)и так называемое «развенчание культа личности Сталина».
Всеволод Кочетов указывает на главную опору Советской власти – на рабочий класс. Он предостерегает руководство партии, чтобы оно не отрывалось от рабочего класса. А уже к концу 60-х партийная верхушка оторвалась от рабочего класса.
Всеволод Кочетов осуждает выводы 3-й программы КПСС о якобы окончательной победе социализма в СССР. Нет, — утверждает Всеволод Кочетов. – Классовая борьба не затухает в СССР. Напротив, с каждым годом классовая борьба в советском обществе обостряется и приобретает новые формы.
Поэтому советским людям нельзя терять бдительности! Не наводить мосты с капиталистическим западом, а давать жесткий отпор внешним и внутренним врагам!
Сталинское поколение молодежи готовилось к большой войне. Училось военному делу, много занималось спортом. Поэтому было сильным, стойким и волевым. А на смену сталинскому поколению пришло хилое и болтливое поколение «шестидесятников». По мнению Кочетова, это поколение утратило бдительность и вполне может проиграть классовую битву.
Всеволод Кочетов обращается к поколению шестидесятников. Если не прислушаетесь к моему предупреждению, если не вернете Сталина и диктатуру пролетариата, то снова возвратятся в нашу страну прежние капиталистические порядки. И вас снова будут унижать и топтать капиталисты. А страна наша окажется на периферии мировой капиталистической системы. К сожалению, так все и случилось в итоге.
Роман Всеволода Кочетов был написан в 1969 году. Уже в то время он видел реальную угрозу реставрации капитализма. Он очень верно указал на уязвимые области советского общества, он указал на методы «психологической войны» против СССР и даже предсказал сценарий появления Горбачева.
Могу еще долго писать об этом романе. Я провел несколько чудесных вечеров за чтением этой удивительной книги-откровения. Читал книгу с карандашом в руке, отмечая наиболее мудрые выводы автора. Пройдет время — еще раз обязательно перечитаю эту книгу.
Мой вывод. Я считаю, что роман «Чего же ты хочешь?» — это гениальное произведение. Всеволод Кочетов, по моему мнению, является классиком мировой литературы. После новой социалистической революции его роман (вместе с романом «Поднятая целина» Михаила Шолохова) надо обязательно включить в школьную программу по литературе для старшеклассников. А сейчас это великое литературное произведение мы, коммунисты, обязаны шире пропагандировать.
Мой совет всем: кто еще не читал замечательный роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?», обязательно прочтите! Не пожалеете!
***
Приложение. «Письмо двадцати пяти».
«Глубокоуважаемый Леонид Ильич, — говорится в этом письме. — Мы обращаемся к Вам по поводу одного недавно опубликованного литературного произведения, которое всех нас очень встревожило. Только часть нижеподписавшихся профессиональные литераторы и члены Союза писателей СССР; другие — ученые, люди искусства, старые члены партии. Но все мы любим русскую литературу. Ее сила всегда была в живой, неразрывной связи с обществом, ее честь и ее интересы столь же дороги деятелям науки, артистам, художникам, как людям физического труда и самим писателям. Мы уверены, что наше мнение по данному вопросу разделяют очень многие. Вот почему мы считаем себя вправе довести его до Вашего сведения.
Каждый из нас был поражен, прочитав в номерах журнала «Октябрь» за сентябрь, октябрь и ноябрь 1969 г. роман В. Кочетова «Чего же ты хочешь?». Мы не останавливаемся на том, что с чисто литературной точки зрения произведение это бездарно; это — дело редколлегии и издательства. Но его трудно назвать советским произведением.
Роман Кочетова по существу чернит наше общество, это — злобный пасквиль на него. И в советской печати он публикуется в момент, когда наши противники, как на Западе, так и в Китае, по всему фронту перешли против нас в идеологическое наступление; когда с их стороны делается все, чтобы привести наше общество в болезненное состояние. Роман Кочетова помогает тем, кто этим занимается, и молчать об этом, по нашему убеждению, нельзя.
В дни, когда вся наша страна готовится к празднованию 100-летней годовщины со дня рождения В. И. Ленина, Кочетов внезапно поднимает на щит не Ленина, а Сталина. Каждый непредвзятый человек, который читает его роман, прежде всего ошеломлен этим. Всем известно, что культ Сталина был решительно осужден партией на XX и XXII съездах и что XXIII съезд подтвердил эти решения. Тем не менее, основная мысль романа Кочетова, пронизывающая под тем или иным прикрытием каждую его главу, сводится именно к возвеличению Сталина. Дается понять, что после осуждения культа личности Сталина советское общество начало вырождаться и что вырождение продолжается в наши дни. То, что такое обвинение выдвигается в юбилейный ленинский год, явно неслучайно. Страна думает о Ленине, ей преподносят Сталина, стремясь исподводь сбить ее с ленинского пути. Мы возмущены этим. Романов такого рода в Советском Союзе за последние 15 лет еще не появлялось.
Мало того, Кочетов не стесняется рекламировать Сталина и фактически призывать к восстановлению его культа устами не кого другого, как некоего будто бы исправляющегося русского эсэсовца (Сабурова)! Это центральная фигура в романе, которой автор явно сочувствует. Гитлеровец Сабуров дословно заявляет, например: «В чем тут криминал — быть сталинистом?» Другая фигура в романе, американская разведчица Порция Браун, говорит о «сталинистах» как о «властителях дум в широком народе».
Как понимать это в свете решений партийных съездов, в свете нашего исторического опыта, за который так много заплачено? С каких пор эсэсовцы, пусть и «исправляющиеся», стали нашими учителями? Мы не верим, что кто-то дал Кочетову право ревизовать решения партии. Но даже аргументация гитлеровца, видимо, нужна этому писателю для того, чтобы в юбилейный год Ленина поставить на пьедестал Сталина.
Отсюда и другие тезисы романа Кочетова, с подтекстом или без подтекста. В дни, когда партия настоятельно призывает к сплочению и единству советского общества, Кочетов совершенно отчетливо пытается посеять рознь между различными слоями этого общества, возбудить недоверие и вражду между ними. Читая роман, ясно видишь, что автор сознательно науськивает людей физического труда на советскую интеллигенцию, как на слой дармоедов, якобы не производящий материальных ценностей («хлеба»). Это говорится в то время, когда продолжается бурная научно-техническая революция, когда огромное государственное значение труда советской интеллигенции, в частности, растущей армии научно-технических работников, стало ясно для всех, кроме круглых невежд.
Мы думаем, что никому не позволено оскорблять советский народ, следовательно, и советскую интеллигенцию, и тем более делать это в критический момент истории, когда наши противники за рубежом делают ставку именно на внутренний разлад советского общества. Кочетов не может не знать, что единство людей физического и умственного труда сейчас для нашего государства важнее, чем когда-либо раньше. Но он все-таки подстрекает одних против других.
В романе содержится грубая, нечистоплотная карикатура и на советскую молодежь. Автор не нашел среди нее лучшего примера, чем кучку папенькиных сынков и прощелыг, пирующих с иностранными туристами и щеголяющих своей безыдейностью и развращенностью. Молодой «советский поэт» вступает у Кочетова в интимную связь с разведчицей Браун. Известно, что еще одна стратегическая ставка антисоветских сил в наше время рассчитана на так называемый «разлад поколений» в СССР. Как может повлиять подобный роман на нашу молодежь, если не именно в сторону разлада?
Известно, наконец, что третья «большая» ставка империалистов — на раскол международного коммунистического движения. Современный советский писатель не может не знать, насколько важно для нашего будущего единство этого движения. Кочетов, надо думать, читает газеты. Недавнее Международное совещание коммунистических и рабочих партий сосредоточило на единстве все свое внимание. Но — как ни трудно в это поверить — Кочетов и тут сеет семена разлада.
Он грязнит самую большую компартию Западной Европы, компартию Италии, обвиняя ее деятелей в корыстолюбии, в антиморальном поведении, даже в принадлежности к фашистам во времена Муссолини.
Весь роман Кочетова пересыпан подобными недостойными выпадами. В одном месте он порочит движение сторонников мира (за то, что в качестве эмблемы какие-то «сирены миролюбия и зарубежные и наши отечественные», «подсунули» ему вместо серпа и молота «библейского голубя»), в другом атакует известный антифашистский фильм «Обыкновенный фашизм» (хотя и не называя его), документально разоблачивший гитлеровцев. Это — в дни, когда фашизм во многих странах вновь пытается встать на ноги.
Под флагом борьбы с буржуазной идеологией Кочетов в своем романе фактически пытается посеять презрение к истинным, всеми нами признанным ценностям мировой и русской культуры. Он оскорбляет советскую критику, утверждая устами одного из своих героев, что высказывания против его писаний «не советского, а иностранного производства». Нет, именно советские люди возмущены его произведением.
Некоторые места романа можно понять только как плохо замаскированные выпады против нынешней партийной линии. Другие места звучат даже как почти неприкрытые призывы к «культурной революции» в нашей стране. Нам кажется неслучайным, что маоисты еще в 1965 г. превозносили один из прежних романов Кочетова как произведение, подтвердившее тезис Мао Цзэ-дуна о классовых противоречиях в советском обществе.
Мы уже не говорим о том, что автор сплошь и рядом доходит до предельной пошлости — например, рекламируя самого себя — это довольно очевидно — под видом «писателя Булатова». «Какой мозг!» с восхищением восклицает любимая героиня автора по поводу Булатова-Кочетова. Но такие черты романа, как и его низкий литературный уровень, по нашему мнению, отступают на третий план по сравнению с его политическим содержанием, которое и побуждает нас обратиться к Вам. Это недостойное произведение. Это не советское произведение. Оно грязнит часть нашей литературы, наносит нам большой вред и внутри и вне страны.
Мы не считаем, что нужно запретить этот роман. После полувека своего существования советское общество не нуждается в подобных мерах, чтобы защищать себя и выдвигаться вперед. Даже таким, как Кочетов, не стоит затыкать рот. Но мы думаем, было бы хорошо, если бы партия и советская печать высказали свое мнение по поводу подобного произведения.»
Источник: Политический дневник №64 (Январь 1970), 1975, Амстердам, Фонд имени Герцена, С. 626-630.
Список «мерзавцев», подписавшихся против Всеволода Кочетова:
- Академик АН СССР Лев Арцимович, лауреат Ленинской и Сталинской премий
- Олег Ефремов, главный режиссёр театра «Современник»
- Академик АН СССР Пётр Капица, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских премий
- Валентин Катаев, член Союза писателей, лауреат Сталинской премии
- Академик АХ СССР Павел Корин, народный художник СССР, лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии
- Академик АН СССР Михаил Леонтович, лауреат Ленинской премии
- Академик АН СССР Иван Майский
- Виктор Некрасов, член Союза писателей, лауреат Сталинской премии
- Борис Неменский, член Союза художников, лауреат Сталинской премии
- Константин Паустовский, член Союза писателей
- Академик АХ СССР Юрий Пименов, народный художник РСФСР, лауреат двух Сталинских премий
- Майя Плисецкая, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии
- Андрей Попов, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии
- Михаил Ромм, народный артист СССР, лауреат Сталинских премий
- С. Н. Ростовский (Эрнст Генри), член Союза писателей, лауреат премий Воровского
- Академик АН СССР Андрей Сахаров, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий
- Академик АН СССР Сергей Сказкин, лауреат Сталинской премии
- Борис Слуцкий, член Союза писателей
- Иннокентий Смоктуновский, член Союза кинематографистов, лауреат Ленинской премии
- Академик АН СССР Игорь Тамм, лауреат Нобелевской премии, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинских премий
- Владимир Тендряков, член Союза писателей
- Георгий Товстоногов, народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий
- Марлен Хуциев, заслуженный деятель искусств РСФСР
- Академик АХ СССР Семён Чуйков, народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий
- Корней Чуковский, член Союза писателей, лауреат Ленинской премии